Период с 6 по 9 месяц жизни вашего ребенка – время больших перемен. Теперь ваш малыш научился хорошо сидеть, и он участвует в семейной трапезе, сидя за общим столом в своем специальном высоком стульчике или просто у мамы на коленях. Это время появления у малыша пищевого интереса, время знакомства с пищей взрослых, которое открывает перед ребенком море новых вкусов и ощущений. Давайте рассмотрим подробнее, как же кормить малыша в этом возрасте. Существует два подхода к введению прикорма, педагогический - для детей на грудном вскармливании, и педиатрический - для малышей на искусственном вскармливании.
Дети на грудном вскармливании.
В этом возрасте у ребенка 7-10 дневных и 3-4 ночных кормления. Наиболее активно малыш сосет утром, перед пробуждением после ночного сна. В течение первой половины дня ребенок может прикладываться к груди нечасто, потому что он насосался за ночь, а во второй половине дня, особенно ближе к вечеру, прикладывания становятся очень частыми.
В полугодовалом возрасте ребенок начинает проявлять интерес к пище взрослых, поэтому это время является началом введения педагогического прикорма, целью которого является не насытить ребенка новой пищей, а поддержать его пищевой интерес и познакомить с новыми продуктами. В этом возрасте ребенку еще вполне хватает материнского молока, так что голодным он не останется. Что такое педагогический прикорм? Это постепенное, начиная с микродоз, введение в рацион ребенка новых продуктов, позволяющее малышу плавно адаптироваться к взрослой пище, не потеряв пищевого интереса. Как он осуществляется?
- Ребенок сидит у мамы на коленях за общим столом, при проявлении им интереса к какому-то продукту, мама дает ему микродозу (то есть кусочек размером с рисинку). За раз дается до 3 микродоз одного продукта. Задача мамы – не накормить, а познакомить с пищей со своего стола.
- Ребенок может прикладываться к груди неограниченно во время еды. Желательно, чтобы после окончания семейной трапезы он заедал все материнским молоком.
- Даем малышу всю пищу, которую едим сами, естественно в разумных пределах. Это отличный повод, чтобы улучшить питание всей семьи и готовить только полезные и разнообразные блюда. Начинаем с трех продуктов по 3 микродозы за раз, к 9 месяцам увеличиваем количество пищи и размеры кусочков до размера горошины.
- Не даем малышу наедаться одним продуктом, чтобы сохранить у него пищевой интерес. К 9 месяцам ребенок начинает съедать довольно большое количество одного продукта, к 1 году он уже будет в состоянии полностью питаться взрослой пищей, запивая ее грудным молоком.
- В перерывах между приемами пищи даем помусолить твердое яблоко, баранку, что-то, от чего нельзя откусить большой кусок.
- К 9 месяцам у ребенка появляется своя тарелка, желательно на присоске, и своя ложка, которую он будет постоянно ронять, поэтому в запасе у мамы должны быть еще несколько. К этому возрасту, малыш способен есть еду руками, поэтому на его тарелке лежат кусочки, которые он сам успешно отправляет в рот.
- Если ребенок во время трапезы теряет интерес к еде, его нужно унести из-за стола или просто опустить на пол.
Многое из сказанного может показаться вам спорным и неестественным. А как же все эти баночки с детским пюре, специальные детские кашки? А между тем именно педагогический прикорм является самым естественным введением в рацион ребенка взрослой пищи. Именно так делалось раньше, когда не было специального детского питания. К сожалению, современные мамы утратили эти знания и навыки, потому что их некому научить. Поэтому наша основная рекомендация – обязательно посоветуйтесь по вопросу введения педагогического прикорма с консультантом по грудному вскармливанию. Желательно, чтобы вам показали и подробно объяснили, как это делать. Мы же укажем здесь лишь преимущества такого способа введения прикорма.
Педагогический прикорм:
- знакомит ребенка именно с той пищей, которую употребляют в его семье, а грудное молоко помогает пищеварительной системе ребенка справиться с новыми продуктами.
- способствует своевременному и правильному формированию глотательного и жевательного навыка.
- сохраняет пищевой интерес ребенка, что в дальнейшем избавит вас от мучительных «ложечек за маму», позволит ребенку с одинаковым успехом есть и супы, и второе, и третье, а не только что-то особо вкусненькое.
- учит ребенка правильному поведению за столом и уважительному отношению к еде.
Внимание! Осуществляйте педагогический прикорм при грамотном руководстве, и не забывайте, что основным питанием вашего малыша в этом возрасте продолжает быть материнское молоко.
Дети на искусственном вскармливании.
Возраст с 6 по 9 месяц – это период знакомства вашего малыша с огромным разнообразием новых продуктов. Это время педиатрического прикорма (в отличие от педагогического для детей на грудном вскармливании, описанного выше). В этом возрасте у ребенка присутствуют 4-5 кормлений молочной смесью, с общим объемом съедаемой за день смеси 700-900г. Помимо этого, за день ваш малыш должен получать:
- 2-4 ст. ложки каши
- 3-4 ст. ложки фруктов
- 3-4 ст. ложки овощей
- 1-2 ст. ложки мяса
- 2-3 небольших печенья (можно специальное детское печенье для прорезывающихся зубов)
Пить лучше давать просто чистую питьевую воду, можно компот, только разбавленный, сок также следует сильно разбавлять. Общее количество сока должно быть совсем небольшим.
В введении продуктов продолжайте следовать следующим рекомендациям:
- Один продукт – одна неделя.
- От однокомпонентных пюре и каш постепенно к 9 месяцам к фруктовым и овощным смесям и кашам из нескольких злаков.
- Последовательность введения продуктов хорошенько обсудите с вашим педиатром, общий же принцип такой: сначала каши – потом фрукты – далее овощи – в последнюю очередь мясо.
Помимо этого в возрасте 6-9 месяцев ваш ребенок:
- Учится пить из чашки. Вы можете использовать специальные стаканы непроливайки, но можно обойтись и без них. Малыши прекрасно осваивают навык питья из обычной чашки к 9 месяцам. Вы лишь показываете малышу, как сами отхлебываете немного жидкости и помогаете ребенку поднести чашку к губам, пока он держит ее неуверенно.
- Начинает есть руками. Этот процесс не очень опрятен, зато дарит малышу массу положительных эмоций, осознание своей самостоятельности, а также развивает мелкую моторику ребенка. Не стоит давать для еды руками твердые и большие предметы, которыми малыш может подавиться. Всегда следите за ребенком, когда он ест!
Еще несколько простых советов.
- Если малыш не хочет, есть мясное пюре из баночки, покажите ему пример, только увидев, что вы едите с удовольствием тот же продукт, который предлагаете ему, малыш захочет его съесть, несмотря на то, что он ему может совсем не нравиться.
- Готовьте пюре сами. Это совсем несложно при наличии у вас, например, блендера, которым можно привести в пюреобразное состояние практически любой продукт.
- Будьте особенно осторожны при введении новых блюд, если у вашего малыша пищевая аллергия. В этом случае следуйте советам педиатра и аллерголога.
- Никогда не оставляйте ребенка без присмотра во время еды.
Успехов вам и вашему малышу в освоении новой пищи!
Автор: Любовь Зотова