Мы массаж делали в 6 , в 9 месяцев и сразу нашли в детской ассоциации массажистов http://www.babymassage.ru/index там есть очень хорошие специалисты
Массаж - это один из самых удивительных способов воздействия на человеческий организм. Непродолжительное (всего несколько минут!) и, казалось бы, незначительное воздействие на поверхность тела влияет на работу множества органов: все функциональные системы реагируют на действие массажиста, потому результат во многом зависит от того, насколько правильно проводятся занятия.
Далее Вы можете прочесть следующее:
Общеукрепляющий массаж с комплексом ЛФК по возрасту
Гимнастика
Лечебный массаж
ДЦП
Противопоказания к массажу и гимнастике
Памятка родителям
Что нужно знать каждой маме
Противопоказания для массажа / Историческая справка
Общеукрепляющий массаж с комплексом ЛФК по возрасту.
Конечно, массаж и гимнастика полезны в любом возрасте, но для детей они особенно важны. Несколько курсов оздоровительного массажа, проведенных в младенческом возрасте, значительно ускорят не только физическое, но и умственное развитие малыша, будут способствовать возникновению двигательных навыков, их последовательному совершенствованию. Регулярно занимаясь с ребенком, легко заметить и устранить незначительное отклонение в состоянии нервной или костно-мышечной системы, наличие которых могло бы привести к возникновению серьезных проблем в старшем возрасте. Маленькие дети значительнее активнее взрослых реагируют на лечебный массаж, потому что поверхность кожи по отношению к массе тела у них значительно больше, чем у взрослых.
Массаж и лечебная гимнастика помогут вам справиться с различными заболеваниями, значительно уменьшить количество применяемых лекарств, а иногда и вовсе обойтись без них. Конечно, когда ребенок серьезно болен, лечение обязательно должно проводиться только профессиональным массажистом. Но массаж - не механическая лечебная процедура, а взаимодействие, диалог массажиста с пациентом.
Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа от кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная функция - контроль над работой всех органов и систем.
Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций. Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления. Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмоциональные, но и определенные двигательные реакции.
Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышц. Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: прежде всего на лимфатическую систему. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной. При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.
Гимнастика.
Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичности. Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ значительно больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлыми, эластичными, сильными и выносливыми. При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей. Кости становятся тоще, шире и крепче. Так как к работающим органам обильно приливает кровь, то во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т.е. насыщение крови кислородом.
Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности.
Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность - совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности. К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребенка надо обучить.
Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): функция творит орган. Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия - гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и, наконец, становятся автоматическим и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.
Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте - в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни.
Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.
После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т.е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.
Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т.е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость.
Лечебный массаж.
Лечебный массаж с комплексом специальной гимнастики просто необходим детям при нарушениях центральной нервной системы, ПЭП, гипертонусе, гипотонусе, а также детям, родившимся в результате кесарева сечения, детям, перенесшим гипоксию в родах внутриутробно, либо в первые часы послеродового периода.
Когда способен помочь лечебный массаж:
Ассиметрия мышечного тонуса
Пупочная, паховая грыжи
Гипотрофия
Рахит от 1 до 4 степени
Косолапость (врожденное заболевание, характеризующееся деформацией опорно-двигательного аппарата)
Плоскостопие
Кривошея
Дисплазия тазобедренных суставов (вывихи, подвывихи)
Сколиоз (искривление позвоночника, скручивание позвонков вдоль вертикальной оси с образованием реберного горба)
Недоношенным малышам (масса тела таких детей составляет от 900 до 2,500 граммов). Для выхаживания таких детей прежде всего нужны массаж и лечебная физкультура.
Бронхит
Гиперактивность (беспокойство)
Травматическое поражение костей
ДЦП.
Больные детским церебральным параличом являются инвалидами с детства. Тяжесть состояния этих больных обусловлена двигательными, психическими и речевыми расстройствами. Успешность терапии при ДЦП зависит не только от тяжести поражения центральной нервной системы (ЦНС) ребенка, но и от своевременной диагностики и правильной организации лечебного процесса с непосредственным участием родителей. Одним из ведущих симптомов в клинической картине этого заболевания являются двигательные нарушения, приобретающие в поздней стадии характер патологического двигательного стереотипа, коррекция которого представляет большие трудности.
При ДЦП поможет массаж общий, сегментарный, точечный, методика работы по Войту, диагональная гимнастика, динамическая гимнастика, кондуктивный метод. При этом очень важен индивидуальный подход к каждому пациенту.
Противопоказания к массажу и гимнастике.
Массаж и гимнастика противопоказаны в следующих случаях:
при всех острых лихорадочных заболеваниях;
при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т.д.);
при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей;
при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов;
при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии;
при активных формах туберкулеза.
Памятка родителям.
Хотелось бы напомнить родителям о том, что разнообразные неврологические нарушения легче и успешнее поддаются лечению при их ранней диагностике. Консультация у невропатолога и, может быть, небольшой курс лечения - пусть будут эпизодом в жизни Вашего ребенка, и он вырастет здоровым, умным, красивым и сильным.
Вам необходимо обратить внимание на следующие основные моменты, которые должны вызывать тревогу при наблюдении за ребенком:
в 2 месяца не держит голову;
в 2-3 месяца не следит за игрушками, не поворачивает голову в сторону звука;
в 5-6 месяцев не сидит, не переворачивается, не узнает родных;
в 8 месяцев не начинает ходить, не произносит первые слова.
Даже при частичном отставании в развитии ребенка, задержке формирования навыков речи, движения и обучения крайне важно обратиться к невропатологу. Это развеет Ваши сомнения или даст залог успешного лечения.
Что нужно знать каждой маме:
Раннее детство включает в себя 3 возрастных периода:
1. новорожденность (от рождения до конца 1-го месяца жизни);
2. грудной возраст (от 1 года до 3 лет);
3. ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Раннее детство отличает от других периодов детства ряд факторов:
1. быстрый темп роста и развития;
2. взаимосвязь физического состояния здоровья и нервно-психического развития;
3. высокая ориентировочная реакция на окружающий мир;
4. огромное значение положительных эмоций;
5. особая роль взрослого.
В период раннего детства ребенка происходит очень быстрое увеличение массы тела и роста. В среднем до 1-го года вес увеличивается в 3, а длина в 1,5 раза. Таким же быстрым является и темп развития: из неуклюжего, беспомощного существа к концу 1-го года жизни ребенок превращается в разумного человека, нарабатываются и развиваются многие врожденные и приобретенные рефлексы, в том числе «речь» и прямохождение.
Движение – это нормальное состояние ребенка раннего возраста, улучшается его умственное развитие, одним из тяжелых условий для ребенка является отсутствие возможности двигаться.
Длина тела у нормального здорового ребенка приблизительно равна 50-52 см.
Масса новорожденных детей колеблется от 2500 до 4000 г. После рождения через несколько дней масса ребенка может уменьшиться на 150-200 г. Это нормальная физиологическая реакция.
Обычно к 7-12-му дню жизни масса тела нормализуется, а затем резко набирается. Ежедневная прибавка составляет в среднем в 1-1 четверти года 25-30 г., во 2-й – 20-25 г., 3-й – 15-20 г., в 4-й – 10-15 г. К первому году вес мальчиков составляет приблизительно 10-11 кг., девочек 9-1- кг, на 2-3-м году ребенок прибавляет в весе приблизительно на 2 кг.
Теперь можно измерить окружность головы и грудной клетки малыша.
Обычно при рождении здорового ребенка окружность головы равна 34-36 см. В первые месяцы жизни окружность головы увеличивается быстрее, до 6 месяцев примерный рост составляет 1,5 см., после полугода 0,5 см. От 1 года и до 3 лет окружность головы увеличивается на 1,5-2 см.
При рождении окружность груди несколько меньше окружности головы и составляет приблизительно 32-34 см. Впоследствии грудь увеличивается быстрее, чем головка малыша, особенно в первом полугодии, ежемесячная прибавка составляет 2 см., после 6 месяцев окружность груди увеличивается медленнее, в среднем на 0,5 см. в месяц. В возрасте от 1 года до 3 лет окружность грудной клетки ежегодно увеличивается на 1,5 см.
Теперь перейдем ближе к теме нашего разговора – это статическая и моторная функции, мышечной и нервно-психической систем ребенка. Если вы думаете, что ребенок начинает двигаться после рождения, то вы ошибаетесь. Еще в чреве матери, задолго до своего рождения, ребенок живет своей жизнью, где двигается, поворачивается и совершает различные движения на своем уровне. Когда ребенок появился на свет Божий, у него включаются функции более высших анализаторов и развивается координация движений. В первую очередь формируется фиксация глазных мышц, ко 2-3-й неделе жизни ребенок уже фиксирует взгляд, чуть позже он следит за движущимися предметами, поворачивает голову, а это говорит о координации движений мышц шеи. Ну а к 2-м месяцам малыш уже должен держать голову. Тут эстафету развития принимают ручки. С 3-3,5 месяца ребенок начинает совершать целенаправленные движения, захватывать игрушки руками.
С 4-5 месяцев в работу включается спинка, малыш обычно начинает переворачиваться со спины на живот и «ждет» 5-6 месяцев, чтобы перевернуться обратно с живота на спину. Вот малышу уже и полгода, быстро идет время, ваш ребенок самостоятельно сидит, а вам это говорит о начале координации нижних конечностей. 7-8 месячный малыш неплохо ползает, и вам приходится доставать его из-под кровати и другой мебели.
В 8-9 месяцев ребенок может с поддержкой стоять, а с 10-12 месяцев делает первые шаги.
Совершенство двигательных и статических актов зависит от обучения и тренировки малыша, поэтому я неустанно повторяю, что ребенком надо заниматься. Делайте ему массаж, гимнастику в игровых формах, понуждайте его к движению (самостоятельно). Ведь сейчас закладываются его характер, поведение, и вы не должны оставаться в стороне.
Например, следует отметить, что в развитии речи большое значение имеют движения пальцев. Это объясняется близостью областей, регулирующих деятельность мышц пальцев кисти и мышц языка, глотки, гортани, в моторном анализе головного мозга.
Противопоказания для массажа/Историческая справка
1. Массаж делать нельзя при высокой температуре.
2. Массаж не делают при болезнях крови
3. Массаж противопоказан при гнойничковых и грибковых заболеваниях кожи и ногтей.
4. Массаж противопоказан при острых воспалениях кровеносных и лимфатических сосудов.
5. Массаж не делается при аллергических заболеваниях с накожными высыпаниями.
6. Массаж противопоказан при заболеваниях органов брюшной полости.
7. Массаж не делается при хроническом остеомиелите.
8. Массаж не делается при ОРЗ.
9. Немного статистики: общая площадь кожи взрослого человека составляет около 2-2,5 м2, вес кожи – около 3 кг. Участок кожи 2 см2 содержит: более 3 миллионов клеток, от 100 до 300 потовых желез, 50 нервных окончаний и около 1 м кровеносных сосудов.
10. Если даже при простом вашем движении пациент испытывает боль, массирование нужно немедленно прекратить!
11. Руки массажиста должны быть всегда теплыми.
12. Для того чтобы оценить степень правильности массажа, обратите внимание на цвет кожи. Если массируемый участок покраснел, будьте уверены – ваш массаж эффективен.
13. При массаже нельзя надавливать на позвоночный столб. В случае необходимости это должен сделать только высококвалифицированный специалист.
14. Выполняемая процедура, ни при каких условиях не должна сопровождаться болью, саднением, просто неприятными ощущениями.
15. Кольца, перстни, любые украшения перед началом процедуры массирующий должен снять, чтобы не поранить кожу пациента.
16. Не массировать лимфатические узлы и помнить о расположении лимфатических сосудов.
17. Если вовремя проведения массажа ребенок, не переставая, кричит – массаж необходимо прекратить.
18. Массируя область живота, помните, что все движения обязательно направляются по часовой стрелке справа налево.
19. Самомассаж при помощи массажера-дорожки начинают со спины.
20. Подколенную ямку массировать не следует.
21. Запомните, что растирание в области остистых отростков нужно проводить с облегчением нагрузки на массируемый участок, особенно, если ваш пациент – ребенок.
22. Проследите за тем, чтобы в комнате, как во время выполнения массажа, так и после, был свежий воздух, но не было сквозняков.
23. Родиной массажа принято считать Китай, где он применялся еще в III тысячелетии до н.э.
24. В России как лечебное средство массаж появился лишь в XIX веке.
25. Пушкин во время поездки в Арзрум в 1829 г. описал восточный массаж, которому он подвергался в тифлисских банях.
26. В древнейшей китайской книге «Конг-фу» подробно описываются приемы массажа, и раскрывается его лечебное действие.
27. В XVI веке в Китае издается в 64 томах энциклопедия, где подобраны и систематизированы все применявшиеся приемы массажа.
28. Именно для того, чтобы быстро ликвидировать усталость, японцы ввели в своей армии массаж и самомассаж.
29. У детей и подростков, госпитализированных по поводу расстройств психики, заметно уменьшается возбудимость и происходят положительные сдвиги в восприятии окружающей действительности, если им ежедневно в течение короткого времени слегка растирать спину.