Питание детей от 9 до 12 месяцев
На последнем отрезке первого года жизни у детей полностью завершается развитие механизма глотания. Защитный рефлекс «выталкивания» постепенно ослабевает, ребенок уже меньше давится пищей, а глотание становится более скоординированным. Это позволяет постепенно перейти от протертой и жидкой пищи к мятой, более грубой и комковатой. Изменяется и структура твердой пищи. Но будьте осторожны. Если вы затянете этот процесс, то лишите ребенка шанса поэкспериментировать с разной структурой пищи и увеличите период, когда он будет есть только протертую пищу. Если же слишком поспешите, ребенок еще долго будет отказываться от новой пищи с незнакомой структурой из-за боязни подавиться и задохнуться.
В этом возрасте дети получают более разнообразную пищу, и количество ее увеличивается. Твердая пища становится основным источником питания ребенка, составляя к году около 50% его рациона (для большинства детей, находящихся на грудном вскармливании, молоко на 80–90% остается основной пищей даже в год). Происходит освоение новых навыков, что влечет за собой и знакомство с новыми видами пищи. Совершенствуется «пинцетный захват» — умение забрать предметы большим и указательным пальцами, поэтому ребенок может брать и класть в рот маленькие кусочки. Развивается интерес к мелким предметам; используйте эту новую страсть ребенка, давая ему во время кормления небольшие кусочки пищи.
Поддерживайте стремление ребенка брать пищу пальцами. Научите его класть пищу в рот, а не разбрасывать, не размазывать ее по столу или по тарелке. Кладите перед ним небольшие кусочки вареной моркови, рисового печенья или мягких фруктов. Дети используют твердую пищу, чтобы «почесать» десны, когда у них начинают прорезываться зубки. Жесткая пища, особенно предназначенная для прорезывающихся зубов, должна размягчаться во рту, легко растворяясь по мере разжевывания. Новый навык ребенка — хватать и удерживать мелкие предметы — можно использовать во время кормления. Это дает возможность удержать внимание ребенка за столом гораздо дольше. Во время выполнения таких «захватов» какая-то часть пищи все же попадает ему в рот. Если вы боитесь аллергии, не давайте малышу, которому еще не исполнился год, продукты из пшеницы (сдобное печенье, макаронные изделия и т.д.). Если ваш малыш склонен к аллергии, вы можете покупать печенье, приготовленное не из пшеничной муки, а, например, из рисовой.
Умение ребенка брать пищу руками имеет и свою обратную сторону. Еда, а также посуда становятся интересными объектами для изучения — их можно хватать, стучать ими, их можно ронять и бросать. Конечно, это не означает, что вы должны прекратить такие кормления, а говорит лишь о естественной и нормальной потребности ребенка выявлять все новые возможности использования недавно освоенных навыков.
В 9 мес. малыш начинает использовать указательный палец (новое умение!), чтобы засунуть его куда-нибудь или показать им на что-то. Дети с удовольствием окунают палец в пищу, пробуют ее на вкус. Используйте при кормлении этот новый навык. Отражение в питании и кормлении ребенка всего, что он осваивает на пути своего развития, имеет и свои забавные стороны. Как только малыш начнет использовать свой палец, чтобы обмакнуть его в пищу, а затем обсосать, ждите, что скоро он начнет разрисовывать себя или свое креслице едой, которой вы его кормите. Будьте снисходительны к этому и относитесь с пониманием к юному исследователю.
Со временем, давая ребенку куриную косточку, можно оставлять на ней кусочки мяса (однако без тонкой острой косточки). Пусть он поиграет (кусает, стучит, размахивает, перекладывает из одной руки в другую), а вы можете в это время относительно спокойно поесть сами. Кроме того, ребенку наверняка перепадет немного куриного мяса.
Ближе к концу 1-го года ребенок хочет и пытается самостоятельно есть ложкой. Обычно это приводит к тому, что все вокруг пачкается, а еда попадает куда угодно, только не ему в рот. Вам кажется, что легче накормить малыша, чем позволить ему есть ложкой. В возрасте около года у ребенка наступает период самостоятельности («я сам»). Чтобы несколько ограничить эту самостоятельность, вы можете держать ложку с едой, но разрешить и ребенку держаться за нее, или пусть малыш держит ложку сам, а вы «подправляйте» ее ему в рот.
Смешанное и искусственное вскармливание.
Прежде чем переводить ребенка на смешанное и искусственное вскармливание, надо постараться кормить малыша грудью. И только тогда, когда это станет невозможным, следует прибегнуть к смешанному, в крайнем случае — к искусственному вскармливанию.
К смешанному вскармливанию условно относят такое, при котором детей первых месяцев жизни после кормления грудным молоком докармливают смесями. При этом на долю смесей приходится более 1/3—1/2 суточного рациона ребенка. Во всяком случае, грудное молоко должно составлять не менее 1/3 рациона.
При смешанном вскармливании следует придерживаться ряда основных правил:
1. В каждом случае необходимо проводить контрольное взвешивание (то есть взвешивание ребенка до и после кормления грудью) и с его помощью учитывать, сколько грудного молока получает ребенок; недостающее количество пищи следует восполнять молочными смесями;
2. Даже при небольшом количестве молока у матери следует продолжать кормить ребенка грудью как можно дольше;
3. Если докорм по объему невелик, его надо давать чайной ложкой, так как более легкое поступление молока через соску способствует отказу ребенка от груди матери и в результате быстрому угасанию лактации. При вскармливании из бутылки соска должна быть достаточно упругой, с 3—5 мелкими отверстиями на конце;
4. При смешанном вскармливании необходимо оставлять не менее трех кормлений грудью, иначе лактация быстро угаснет;
5. Докорм дают только после кормления грудью. Остатки материнского молока сцеживаются и даются вместе с докормом.
Искусственное вскармливание применяется в случаях, когда молоко у матери полностью отсутствует или его количество составляет менее 1/5 от общего объема, необходимого ребенку.
При искусственном вскармливании ребенка первых месяцев жизни нельзя внезапно или слишком быстро переводить на качественно новое питание, поскольку адаптация пищеварительной системы и обменных процессов происходит при этом с большим напряжением.
Лучше всего заменить материнское молоко адаптированными смесями (т.е смесями, максимально приближенными по составу к женскому молоку). К ним относятся: «Детолакт», «Виталакт», «Малютка», «Малыш», «Симилак» (США), «Пилтти», «Бона», (Финляндия), жидкая смесь «Тутели» (Финляндия) и многие другие. Эти смеси предназначены для вскармливания ребенка с первых дней жизни и до года.
Способ приготовления адаптированных смесей и дозировка указаны на этикетке упаковки. Посуду для приготовления смеси и кормления надо предварительно прокипятить в течение 3—5 минут. Затем в подготовленную посуду насыпать нужное количество сухой смеси, добавить теплую кипяченую воду, перемешать до полного растворения смеси, вылить в бутылку и сразу дать ребенку.
Бутылки и соски перед приготовлением смесей надо также прокипятить в течение 3—5 минут в 5-процентном содовом растворе (чайная ложка пищевой соды на стакан воды), а после использования вымыть ершиком. Хранить соски следует в чистой закрытой посуде. Если в новых сосках нет отверстий, их надо проделать раскаленной иглой, но не слишком широкие: содержимое бутылки должно вытекать по капле, а не струйкой, иначе ребенок будет захлебываться или слишком быстро высосет положенную ему порцию, а это вредно.
Во время кормления бутылку надо держать так, чтобы горлышко ее было заполнено смесью, в противном случае ребенок будет заглатывать вместе с пищей воздух, а от этого могут возникнуть срыгивание и рвота. После кормления следует осторожно поднять ребенка и подержать несколько минут в вертикальном положении, чтобы вышел проглоченный воздух.
В зависимости от аппетита ребенок в одно из кормлений может съесть больше нормы, в другое меньше, но дневную норму он должен получить обязательно. Вес ребенка надо проверять каждый месяц.
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие ребенка при искусственном вскармливании, является кормление по аппетиту. При этом соблюдаются часы кормления, а количество пищи в каждое кормление дается ребенку по потребности. Не следует давать насильно все назначенное количество смеси или отказывать в небольшом дополнительном количестве.