На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.
Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Часто в загадках, особенно народных, встречаются слова, которые не знакомы малышу. Очень важно пояснить крохе их значение. И это тоже очень поможет пополнить детский словарный запас.
"Кто над нами вверх ногами?" Помните эту смешную детскую загадку? Отгадка оказывается еще забавнее: муха на потолке. Вряд ли отыщется ребенок, которого не развеселит этот ответ. Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора.
А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. Так что хватит теории, давайте перейдем к практике и откроем для наших малышей дверцу в удивительный и веселый мир загадок.
Народные шедевры
Загадки известны с незапамятных времен. Еще древние охотники пользовались иносказаниями, называя, например, медведицу "коровой", чтобы обмануть зверя. "Тайный" язык давал особые названия животным, окружающим предметам и явлениям. "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей"). Возможно, именно так и родились первые загадки. А позже, у многих народов, загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. Вспомним, хотя бы русские народные сказки. Через испытание загадкой пришлось пройти множеству положительных сказочных героев. Народная загадка – это особый жанр. Она очень отличается от загадки авторской. Если вы когда-нибудь пробовали загадывать своему малышу народные загадки, то наверняка заметили одну закономерность: ребенок не может их отгадать. Это не повод расстраиваться, потому что это – нормально. Попробуйте-ка сами отгадать, например, такую загадку: «Вниз – смеётся, кверху – плачет». Вряд ли вам это удастся, если, конечно, вы не знали этой загадки раньше. Отгадка: ведро в колодце. А, ведь и правда, так просто. И красиво, и поэтично. Просто удивительно, как точно иной раз подмечает народная загадка особенности того или иного предмета или явления. Какие удивительные эпитеты находит. Вот в этом-то и есть смысл подобной загадки: она хороша вместе с ответом.
Народные загадки – замечательное средство показать малышу красоту родной речи, ее образность. Как же это сделать? Большинство загадок строятся на метафоре, скрытом сравнении. И если мы немного подскажем малышу, поможем понять иносказание, он сможет справиться с любой загадкой. А потом обязательно обсудите загадку, подумайте вместе, почему, например, голову назвали "умным горшочком" и что это за "пять дырочек в нем" (Горшочек умен, пять дырочек в нем). Или что это за "красное коромысло", которое "через реку повисло". Очень вероятно, что сначала придется объяснить малышу, что такое это самое коромысло. Почему оно красное? Потому, что "красное" – значит "красивое". А разве радуга не хороша? А почему радугу сравнивают с коромыслом? Чем больше народных загадок вы будете разгадывать вместе с малышом, тем богаче будет его речь, шире словарный запас. Будет здорово, если у вас в запасе найдется несколько загадок об окружающем мире, которые вы загадаете малышу в подходящий момент. Например, гуляете вы в дождь. Имеет смысл вспомнить загадку об этом природном явлении: "Шел долговяз, во сыру землю увяз". Когда отгадка вот она, перед глазами – и ответ найти проще. И тут же можно сравнить настоящий дождик с тем самым загадочным "долговязом". Почему "долговяз"? Почему в "землю увяз"? А заснеженная лесная полянка поможет отгадать такую загадку: "Скатерть бела, весь свет одела". Что это за скатерть? Конечно, снег. Ну, а если вы с малышом внимательно понаблюдаете за тем, как плывут по небу белые облака, сразу станет понятной и такая загадка: "Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут". Но ведь есть загадки не только о явлениях природы. Готовя вместе с малышом обед, вспомните загадки об овощах и фруктах, о посуде и мебели. Летом в деревне уместно поотгадывать загадки о домашних животных, а на прогулке в зоопарке – о животных диких. А как интересны и познавательны загадки о профессиях, о самом себе, о частях человеческого тела! Подобные игры подведут малыша к важному выводу: весь мир вокруг нас может стать загадкой. И о любом предмете или явлении можно сочинить и свою собственную загадку.
Предлагая малышу народные загадки, начните с самых простых. У ребятишек-дошкольников уже достаточно жизненного опыта, чтобы с небольшой вашей помощью их отгадать.
Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)
На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворечник и скворец)
Летом одевается, зимой раздевается. (Дерево)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (Гриб)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит. (Подсолнух)
Вырос в поле дом, полон зерном. (Колос)
Конь бежит – земля дрожит. (Гром)
Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся. (Дождь)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Четыре братца под одной шляпой. (Стол)
Между двух светил я в середине один. (Нос)
Стоит отметить, что загадки с завуалированным смыслом не смогут разгадывать малыши до 3-4 лет. Им не ясны иносказания, они понимают все буквально. Поэтому самым маленьким предлагайте те загадки, где ответ лежит буквально на поверхности: "Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык". Или: "Кто осенью спать ложится, а весной встает?" Отгадывая с малышом народные загадки, помните самое главное: важно не то, чтобы ребенок быстро отгадал загадку, а чтобы он искал ответ. Именно процесс разгадывания развивает мышление малыша, учит его думать.
Подскажи словечко
Очень любимы малышами и загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" – загадки попроще. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок)
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
Для ребятишек постарше и загадки подбираем чуть посложнее:
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)
"Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела… (божья коровка)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика)
Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же… (крапива)
В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)
Загадки-обманки
После того, как малыш будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите ему кое-что потруднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить "черепаха", правда? Вероятнее всего именно так и скажет малыш. Но, разве черепаха может нестись "быстрее всех"? Конечно, нет. Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат малыша думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора. Ну что ж, давайте попробуем отгадать еще несколько таких веселых загадок[1].
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)
Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)
На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)
Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)
В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка)
В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)
Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин)
По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел)
Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)
Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. Мышей (собаки, конечно)
Буква заблудилась
Говоря о всевозможных загадках, нельзя не вспомнить замечательные рифмовки А. Шибаева из серии "Буква заблудилась". Многие мамы и папы наверняка помнят эти забавные строчки еще со времен своего детства. Их печатали на страницах журнала "Веселые картинки". И, конечно, будет непростительным упущением, если мы не познакомим с ними наших малышей. Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки. Эти веселые стихи донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу. Это такая же игра, как и стихотворение Б.Заходера "Кит и кот". Просто переставили буквы, а получилось, что кот плавает в океане, а кит пьет из блюдца молоко и мяукает на крыше.
Прочитайте малышу эти загадки, посмейтесь вместе над комичностью ситуации, а потом найдите ту самую "заблудившуюся" букву и расставьте все на свои места. Что же получилось?
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук с длинными усами!
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.
Забодал меня котёл, на него я очень зол.
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Закричал охотник: "Ой! Двери гонятся за мной!"
Сели в ложку и – айда! – По реке туда-сюда!
Загадки на смекалку
В эту группу входят особые загадки, в решении которых не поможет ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Эти задачки одинаково трудны и для маленьких, и для больших. Смекалка (или, говоря иначе, догадка) – это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Вопреки расхожему мнению, смекалка – не врожденная особенность. Она, так же как и другие мыслительные функции, поддается тренировке и совершенствованию. Непременно включите в свои игры и занятия с малышом эти хитрые загадки. Они тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат малыша мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть некоторое лукавство, подвох, недоговоренность, многозначность. Поэтому, загадки на смекалку всегда труднее "честных" задачек на логику. Здесь не помогут рассуждения, нужно просто догадаться. Примерно так и отгадывается известная загадка К.Чуковского о Кондрате, который шел в Ленинград и встретил ребят. Бесполезно считать, сколько лукошек, котят и кошек несли ребята в Ленинград. Ведь тащили-то они все это добро вовсе не в Ленинград, а в Кострому. И всем известная загадка про "А и Б, которые сидели на трубе" тоже из этой серии.
Итак, вот вам несколько загадок, на которых малыш сможет потренировать свою смекалку. Возможно, вам сначала придется помочь ему увидеть в этих загадках подвох, розыгрыш, научить решать подобные головоломки. Как говаривали древние: "Совершенствуйтесь и совершенствуйте ваших детей"
От чего плавает утка (от берега).
За чем язык во рту (за зубами).
Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10).
Горело 7 свечей. Две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (Или две или семь. Две, потому что остальные сгорели. Семь, потому что ничего не сказано какие именно свечи нужно считать. Две погасшие да пять горящих - всего семь.)
На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот).
На столе лежат 3 карандаша разной длины. В середине самый длинный. Как его удалить из середины, не трогая его? (Нужно переложить любой крайний карандаш).
Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).
Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (5 минут).
Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца (3 минуты).
Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана).
Могут ли быть на яблоне яйца? (Да, в птичьем гнезде).
Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги (2 кг).
Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха? (Нам понятно, что весят они одинаково. Но для малыша это совершенно не очевидно. Скорее всего, он ответит, что тяжелее железо. Это хороший повод поговорить о весах, массе и всем, что с этим связано).
Когда мальчика называют женским именем? (Когда он соня).
Перечисли пять дней подряд, не называя чисел и дней недели (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Веселые сочинялки
Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает". Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: "У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?" Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку. Например, если сказать "большой зверь, живет в лесу", то придется долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую "сочинительную" игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом загадывайте друг другу загадки о встречных предметах. "Едет, гудит, людей везет", "Лохматая, хвостатая бежит и лает" или, скажем, "Листики зеленые, а ствол белый". Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь.
С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения: круглый, как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол расписной от дождя спрятал нас с тобой. Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает. Так что, дорогие мамы и папы, больше загадок хороших и разных!
[1] Автор этих загадок В. Борисов.
Юлия Каспарова
Журнал "Мама и малыш"