С 2-месячного возраста
Сорока
Русская народная потешка
Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой
Этому дала,
По очереди загибают пальцы, начиная с большого
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Мизинец не загибать.
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
Братья
Русская народная потешка
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить.
Мишке-середке — печку топить.
Тришке-сиротке — кашу варить.
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку
(с 9-месячного возраста)
Ладушки
Русская народная потешка
- Ладушки, ладушки! Где были?
-У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки
Кашку поели,
Бражку попили.
Шу-у-у... Полетели!
Нa головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
Поднимают рук вверх и опускают на голову
Братцы.
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! – говорят.
- Здорово, Васька – указка,
Гришка – сиротка
Мишка – середка.
Да крошка Тимошка.
Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.
Кто Приехал
Болгарская народная потешка
Кто приехал?
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.
Мы, мы, мы!
Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают
Мама, мама, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать копчиками указательных пальцев.
Папа, папа, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать кончиками средних пальцев.
Братец, братец, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Да, да, да!
Хлопать кончиками безымянных пальцев
Ох, сестричка, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать кончиками мизинцами.
Все мы вместе,
Хлопать всеми пальцами
Дa, да, да!
Апельсин
Л. В. Зубкова
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка - кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь –
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
Кто куда!
Пять малышей
По мотивам английского фольклора
Один малыш
качается в саду,
Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак
Два малыша
купаются в пруду,
Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.
Три малыша
ползут к дверям в квартире,
Выпрямить еще и безымянный палец.
А в эту дверь
стучат еще четыре.
Выпрямлены все пальцы, кроме большого
С пятью другими
тоже все в порядке:
Раскрыть всю ладонь
Им весело,
они играют в прятки.
Закрыть лицо руками.
Где притаились, ясно и ежу,
Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.
Но я глаза зажмурил и вожу:
Закрыть глаза рукой.
«Один, два, три, четы ре, пять...
По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой
Ну, берегитесь: я иду искать!»
Погрозить указательным пальцем.
Котята
По мотивам английского фольклора
Вот пятеро котят.
Один ушел - и нет его.
Ладонь правой руки раскрыта
Ну, нет его и нет.
Котят осталось четверо.
Загните большой палец.
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез
котят осталось трое.
Загнуть мизинец
Но где-то запищал
мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал -
осталось два котенка.
Загнуть безымянный палец
Один из них с мячом
исчез в дверях бесследно,
Загнуть средний палец.
А самый умный — тот,
оставшийся, последний,
Указательный палец приложите ко лбу
Он к миске подошел
и, как и должно киске,
Лакать за пятерых
стал молоко из миски.
Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.
Варежка
Маша варежку надела:
Сжать пальцы в кулак
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
Все пальцы разжать, кроме большого.
В свой домишко не попал».
Разогнуть оставшийся согнутым палец
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
Сжать пальцы в кулачок
Дом и ворота
Т. А. Ткаченко
На поляне дом стоит,
Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом
Ну, а к дому путь закрыт.
Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом
Мы ворота открываем,
Развернуть ладони параллельно друг другу
В тот домик приглашаем.
Изобразить крышу дома
Засолка капусты
Т. А. Ткаченко
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз
Мы морковку трем,
Трем кулаком о кулак.
Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующие посыпание солью
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.
Замок
Т А. Ткаченко
На двери висит замок.
Соединить пальцы обеих рук в замок
Кто его открыть бы мог?
Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.
Постучали,
Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга
покрутили,
Движения сцепленными пальцами от себя к себе
потянули
Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны
и открыли.
Расцепить пальцы.
Моя семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка,
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья
Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
Загибать пальцы по очереди, начиная с большого.
Будем листья собирать
Сжимать и разжимать кулаки
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Загибать пальчики, начиная с большого.
Белка
Сидит белка на тележке,
Хлопки ладонями и у дары кулачками друг о друга попеременно.
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Загибать пальчики, начиная с большого.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Пальчики на прогулке
Русская народная потешка
Раз, два, три, четыре, пять!
Поочередно разгибать пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого.
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел.
Загнуть мизинец
Этот пальчик чистит стол.
Загнуть безымянный палец
Этот резал.
Загнуть средний палец.
Этот ел.
Загнуть указательный палец.
Ну а этот лишь глядел!
Загнуть большой палец.
Овощи
Ю. Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла,
«Шагать» пальчиками по столу.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Капусту,
Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу.
Загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.
Ох!..
Хлопок.
На елке
В. Волина
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
Ритмичные хлопки в ладоши.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
«Шагать» средним и указательным пальцем по столу.
Дал большущие пакеты,
В них же - вкусные предметы:
Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная с большого.
Утречко
Русская игра
Утро настало,
Солнышко встало.
Ладони с растопыренными пальцами скрестить
— Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Сжать кулак правой руки. Большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения.
— Вставай, Большак!
Большой и указательный палец правой руки щелкают по большому пальцу левой руки.
—Вставай, Указка!
Щелчок по указательному пальцу.
— Вставай, Середка!
Щелчок по среднему пальцу.
— Вставай, Сиротка!
Щелчок по безымянному пальцу.
И крошка Митрошка!
Щелчок по мизинцу.
Привет, Ладошка!
Щелчок в центр ладони.
Все потянулись
И проснулись.
Руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки.
Повторяя игру, можно поменять руки.
Братцы
Русская игра
Засиделись в избушке братцы.
Левую или правую руку поднять. Ладонь выпрямить, пальцы сомкнуть.
Захотел меньшой прогуляться.
Отвести вбок мизинец и задержать его в таком положении на несколько секунд.
Да скучно ему гулять одному
Мизинец возвращается в исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
Вбок отвести прижатые друг к другу мизинец и безымянный палец. Задержать их в таком положении на несколько секунд.
Да скучно им гулять двоим.
Отведенные пальцы возвращаются в исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться.
Вбок отвести прижатые друг к другу мизинец, безымянный и средний пальцы. Задержать в таком положении на несколько секунд.
Грустно старшим сидеть в избе.
Большой и указательный палец при произнесении каждого слова, кроме предлога в соединяются копчиками
Зовут они братцев домой к себе.
Все пальцы соединяются в щепоть.
Повторяя игру, движения выполняют пальцы другой руки. Когда все движения будут выполняться легко и привычно, можно поиграть двумя руками одновременно.
Гости
Русская игра
Исходное положение: ладони сомкнуть, пальцы прижать друг к другу.
— Мама, мама!
Мизинцы два раза ударяются друг о друга.
Что, что, что?
Указательные пальцы ударяются друг о друга на каждое слово.
Гости едут!
Мизинцы ударяются друг о друга на каждое слово.
Ну и что?
Ударяются указательные пальцы.
Здрасьте, здрасьте!
Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
— Чмок, чмок, чмок! (гости целуются)
Средний и безымянный пальцы обеих рук ударяются друг о друга три раза.
— Чмок, чмок, чмок!
Повторить последнее движение.
На блины
Русская игра
Стала Маша
Гостей созывать:
Хлопки в ладоши на каждое слово.
И Иван приди,
Подушечка полусогнутого указательного пальца одной руки мягко покачивает подушечку большого пальца другой руки.
И Степан приди,
Подушечка указательного пальца правой руки покачивает указательный палец левой руки
Да и Андрей приди,
Аналогично покачивается средний палец левой руки.
Да и Матвей приди,
Покачиваем безымянный палец левой руки.
А Митрошечка:
Указательный палец правой руки покачивает мизинец левой на каждое слово (четыре раза).
— Ну, пожалуйста!
Стала Маша
Гостей угощать:
Хлопки в ладоши.
— И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
Одна рука ладонью вверх. Большой палец другой руки нажимает на подушечки каждого пальца раскрытой ладони, начиная с большого.
А Митрошечке –
Мятный пряничек!
Большой палец правой руки нажимает на подушечку мизинца левой на каждое слово(четыре раза).
Стала Маша
Гостей провожать:
Хлопки в ладоши.
— Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
Пальцы правой руки загибают пальцы па левой ладони, начиная с большого.
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,
Да ты побудь со мной
Еще немножечко.
Большой, указательный и средний пальцы правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху вниз.
На постой
Русская игра
Исходное положение ~ ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Большие пальцы скрещены.
Ночь. В избе все спят.
Раздается стук.
Солдаты (басом): —
Тук-тук!
Указательные пальцы постукивают друг о друга на каждое слово.
Дети (тоненькими голосками):
— Кто там?
Мизинцы постукивают друг о друга на каждое слово.
Солдаты (басом)
: — Два солдата пришли переночевать!
Постукивают указательные пальцы.
Дети (тоненькими голосками):
— Спросим у мамы.
Мама!
Постукивают мизинцы.
Мама (обычным голосом): -
Что, дети?
Безымянные пальцы постукивают друг о друга на каждое слово.
Дети (тоненькими голосками):
- Два солдата пришли переночевать!
Постукивают мизинцы.
Мама (обычным голосом):
— Спросите у папы!
Постукивают безымянные пальцы
Дети (тоненькими голосками):
— Папа!
Мизинцы ударяются друг о друга.
Папа (низким голосом):
— Что, дети?
Средние пальцы постукивают друг о друга на каждое слово.
Дети (тоненькими голосками):
— Два солдата пришли переночевать!
Постукивают мизинцы.
Папа (низким голосом):
— Впустите!
Средние пальцы ударяются друг о друга.
Дети (тоненькими голосками):
— Входите!
Мизинцы ударяются друг о друга.
Солдаты (басом):
— Ах, какая благодать, что пустили переночевать!
Указательные пальцы перекрещиваются друг с другом.
Войдем!
Сомкнутые ладони совершают быстрый полуоборот рук от груди вперед.
Ладушки
Ладушки, ладушки
(хлопайте в ладоши)
Где были?
У бабушки.
Спали на подушке
(руки положите под щеку),
Ели колобушки
(хлопайте ладошками по коленям)
Колпачок
Изобразите с помощью слегка изогнутых ладошек колпачки. Одну ладонь положите поверх другой, затем поменяйте ладони местами.
Колпачок на колпачок,
Колпачок на колпачок,
Колпачок на колпачок,
Бух, упали на бочок
(переверните ладони и положите рядом, тыльной стороной на стол)
Каравай
Сожмите руки в кулаки и по очереди совершайте ими движения сверху вниз, как будто месите тесто,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай
("перекладывайте тесто" из руки в руку),
Переваливай, валяй.
Гули-гули
Гули, гули, полетели
(взмахните перед собой кистями),
На головку гули сели
(положите обе руки на голову),
Сели, посидели
(покачайте головой)
Опять полетели
(взмахните перед собой кистями рук)
Примечание: играя во второй раз, слово «гули» можете заменить на «ути».
Совушка-сова
Совушка— сова, большая голова
(руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону),
На суку сидела
(не убирая рук с головы, покрутите ею из стороны в сторону),
Головой вертела.
Во траву свалилася
(уроните руки на колени),
В яму провалилася
(уберите руки с колен и, уроните их «в яму») .
Кукушечка
Ку-ку, ку-ку, кукушечка
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),
Лети скорей в лесок
(слегка разведите руки в стороны и 3 раза взмахните ладонями, как крыльями),
Ку-ку, ку-ку, кукушечка
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),
Подай свой голосок
(слегка разведите руки в стороны и 3 раза махните ладонями, как крыльями)
Примечание: ритм движений должен совпадать с ритмом стихотворения.
Бычок
Шел бычок
(покажите рожки: для этого прижмите к голове кулачки с выставленными вперед указательными пальчиками)
Вдоль забора
(расположите перед грудью ладони с растопыренными пальцами, ладони расположите вертикально),
Увидал мочало
(расслабьте ладони так, чтобы они бессильно повисли вниз).
Начинай сказочку сначала
(разведите руки в стороны).
Примечание: повторите игру несколько раз.
Цыпа-цыпа
Цыпа-цыпа
(обеими руками «насыпайте» корм, потирая большим пальцем подушечки остальных пальцев, начиная с мизинца),
Гуль, гуль, гуль.
Я насыплю,
Ты поклюй
(покажите, как пальчики «клюют» корм: указательными пальцами обеих рук попеременно стучите по столу),
Ты поклюй!
Клю - клю -клю!
Дятел
Дятел — дятел
(помашите кистями, как крыльями)
Сел на сук.
Тук-тук-тук
(одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук
(повторите те же движения указательными пальчиками),
Тук-тук-тук
(затем средними),
Тук-тук-тук
(после этого безымянными),
Тук-тук-тук
(и, наконец, мизинцами).
Долбит сук.
Примечание: ритм движений должен совпадать с ритмом стихотворения.
Оладушки
Ладушки, ладушки
(хлопайте в ладоши; ладони держите горизонтально, меняя их положение: сначала сверху одна, потом другая)
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала
(левую ладонь держите горизонтально и стучите по ней собранными щепотью пальцами правой руки),
Детушкам давала
(обе руки вытяните перед собой),
Даше — два
(покажите средний и указательный пальцы на правой руке)
Паше — два
(покажите средний и указательный пальцы на левой руке)
Ване — два
(повторите последние действия)
Тане — два.
Всем дала
(вытяните руки вперед и в стороны и слегка поклонитесь)
Сорока-белобока
Сорока-белобока
(указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки — «варите кашу»),
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала
(обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали
(разведите руки и стороны, изображая сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложке
(сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому — на поварешке
(сложите обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате
(Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)
Этому - на лопате
(прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).
Наковальня
В наковальню бьем
(4 удара правым кулаком по левому)
Мы подковки куем
(4 удара левым кулаком по правому),
Тук, тук
(2 удара правым кулаком по левому)
Тук-тук-тук
(3 быстрых удара правым кулаком но левому).
Тук', тук
(2 удара левым кулаком по правому),
Тук-тук-тук
(3 быстрых удара левым кулаком по правому).
Примечание: ритм движений должен совпадать с ритмом стихотворения.
Стенка, стенка, потолок
Стенка
(указательным пальцем дотроньтесь до правой щеки);
Стенка
(указательным пальцем дотроньтесь до левой щеки),
Потолок
(указательным пальцем дотроньтесь до лба),
Два окошка
(указательным пальцем укажите сначала на правый, а потом на левый глаз),
Дверь
(указательным пальцем укажите на рот)
Звонок: «Дзи-и-и-инъ!»
(указательным пальцем дотроньтесь до кончика носа)
Водичка-водичка
Водичка-водичка
(подставьте ладони под воображаемую струю воды),
Умой мое личико
(ладонями «умывайте» лицо),
Чтобы глазки смотрели
(поморгайте глазами),
Чтобы щечки краснели
(потрите ладонями щеки)
Чтоб кусался зубок
(пощелкайте зубами),
Чтоб улыбался роток
(широко улыбнитесь).
Дождик
Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай
(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),
Будет хлеба каравай
(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).
Будут булки
(перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке),
Будут сушки,
Будут пряники,
Ватрушки.
Солнышко
Свети, свети, солнышко
(поднимите руки с растопыренными веером пальцами, ладони поверните к себе),
На зеленое полюшко
(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке),
На белую пшеницу
(тем же пальчиком по очереди загните остальные пальцы левой руки),
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Улитка
Тук-тук, улитка
(левую руку сожмите в кулак и положите на стол, изображая улитку, правой рукой, также сжатой в кулак, стучите по левой,),
Высуни рога
(из левого кулачка высовываются, слегка шевелясь, указательный и средний пальцы — «рогa»);
Дам тебе я хлеба
(протяните вперед ладони обеих рук)
И кринку молока
(сложите ладони чашечкой).
Во сыром бору
Во сыром бору — елонька
(пальчиковая игра «Елка»),
Под елонькой — травонька
(поднимите ладони вертикально и слегка пошевелите пальцами),
На травоньке — цветики
(пальчиковая игра «Цветок»).
По травоньке — тропонька
(положите на стол левую руку),
По тропоньке идет Катенька
(указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по левой руке от кончиков пальцев до локтя.)
Примечание: назовите имя своего ребенка
Десять внучат
У нашей бабушки
(руки сожмите в кулаки)
Десять внучат
(разожмите кулаки и покажите 10 пальцев).
Две Акульки сопят в люльке
(пошевелите мизинцами),
Две Аринки спят на перинке
(пошевелите безымянными пальцами),
Две Аленки глядят из пеленки
(пошевелите средними пальцами),
Два Ивана на лавках сидят
(пошевелите указательными пальцами),
Два Степана учиться хотят
(пошевелите большими пальцами).
Десять внуков
(покажите 10 пальцев)
А бабушка одна
(прижмите ладони к груди).
Утречко
Утро настало
(ладони скрестите, пальцы раздвиньте);
Солнышко встало.
— Эй, братец Федя
(правую руку сожмите в кулак, оставив свободным только большой палец, и поставьте ее на ладонь левой руки),
Разбуди соседей
(вращайте по кругу большим пальцем правой руки)
Вставай, Большак
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки но большому пальцу левой руки)
- Вставай, Указка
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по указательному большому пальцу левой руки)
- Вставай, Середка
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки но среднему пальцу левой руки)
- Вставай, Сиротка
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по безымянному пальцу левой руки)
И Крошка-Митротка
(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по мизинцу левой руки)
Привет, Ладошка
щелкните по центру ладони
Все потянулись
руки поднимите вверх, пальцы вытяните
И проснулись
быстро пошевелите пальцами.
Ай, ду-ду!
Пойте потешку и одновременно пальцами имитируйте игру на дудочке: кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообразные движения.
Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная.
Солнышко-ведрышко,
Солнышко -
(поставьте вертикально ладони рук и растопырьте пальцы, как лучики)
Ведрышко
(сложите ладони чашей),
Выгляни в окошечко
(сложите ладони домиком и загляните под них, как в окошечко).
Твои детки плачут
(прикройте лицо ладонями),
По камешкам скачут
(постучите кончиками пальцев по коленям).
Прятки
Ритмично сгибайте и разгибайте пальцы сначала на одной руке, а потом на двух руках одновременно.
В прятки пальчики играли
И. головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
На дворе
Наши уточки с утра
(сложите пальцы обеих рук щепотью, большой палец находится напротив всех остальных — получится раскрытый «клюв») —
Кря-кря, кря-кря.
Наши гуси у пруда
(открывайте и закрывайте «клюв) —
Га-га, га-га.
Наши гуленьки вверху
(поднимите руки вверх и помашите кистями) —
Гу-гу, гу - гу
Наши курочки в окно
(стучите указательными пальцами по столу, как курочка клювом) —
Ко-ко, ко-ко.
А как Петя-петушок
(спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны)
Рано-рано поутру
Нам споёт «ку-ка-ре-ку»
(взмахните руками, как крыльями,
и прокукарекайте)!
Зайцы
Скачет зайка косой
(правой рукой изобразите скачущего зайчика; для этого сожмите кулак а указательный и средний пальцы выпрямите — это ушки; покачивайте рукой вверх-вниз)
Под высокою сосной
(выпрямите и растопырьте все пальцы, изображая дерево).
Под другою сосной
(левой рукой изобразите дерево)
Скачет зайка другой
(левой рукой изобразите зайчика).
Коза и козленок
Идет коза рогатая
(изобразите рога с помощью указательного пальца и мизинца правой руки),
Идет коза бодатая.
За ней козленочек бежит
(изобразите колокольчик —пальцы правой руки соберите щепотью и опустите вниз),
Колокольчиком звенит.
(покачивайте «колокольчиком»).
Лошадки
По дороге белой, гладкой
(все пальцы ритмично «скачут» по столу).
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок, цок-цок —
Скачет резвый табунок.
На горе лошадки
Ой, ребята, та-ра-ра
(один кулак поставьте на другой)!
На горе стоит гора
(ставьте кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками; соблюдайте ритм).
А на той горе лужок,
А на том лужке дубок.
На лужок
На лужок прыгали зайчата
(перечисляя животных, правой рукой загибайте по одному пальцу на левой),
Медвежата и бельчата,
А лягушата и енот
(покажите кулак).
На зеленый на лужок
(шагайте» указательным и средними пальцами правой руки по столу).
Приходи и ты, дружок!
Мальчики
Большаку дрова рубить
(покажите кулак; по очереди, начиная с большого, разгибайте пальцы из кулака),
А тебе воды носить,
А тебе печку топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Родных братьев потешать
(вытяните ладонь перед собой и пошевелите всеми пальцами).
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке
(спину выпрямите, голову поднимите, руки прижмите к груди, как лапочки).
Продаёт она орешки:
Лисичке - сестричке
(правой рукой загибайте по очереди пальцы на левой руке),
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в зобок
(погладьте себя по шее),
Кому в платок
(протяните вперед обе ладони),
Кому в лапочку
(протяните вперед одну
сложенную чашечкой ладонь).
Лесенка
Я иду наверх
(левую ладонь поставьте перед собой вертикально, пальцы раздвиньте;
пальчики играют
указательным пальцем правой руки но очереди прикасайтесь к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням лесенки),
Я спускаюсь вниз
(указательный палец «спускается» но пальцам левой руки вниз от большого к указательному).
Прогулка
Пошли пальчики гулять
(руки сожмите в кулаки, большие пальцы вытянуты и.синхронно передвигаются по столу),
А вторые — догонять
(теперь указательные пальцы начинают «скакать»).
Третьи пальчики — бегом
(средние пальцы «скачут» еще быстрее),
А четвертые — пешком
(по столу не спеша передвигаются безымянные пальцы).
Пятый пальчик поскакал
(кулаки раскрываются полностью; сначала «скачут» мизинцы, а затем расслабленные ладони падают па стол)
И в конце пути упал.
За грибами
Раз, два, три, четыре, пять
(загибайте по очереди пальцы, начиная с большого) —-
Грибы будем собирать
(сжимайте и разжимайте кулаки).
На пенечке
(загибайте по очереди пальцы, начиная с большого),
Возле кочки,
Под березкой,
Под осинкой,
И под елочкой.
Сложим мы грибы в корзинку
(пальчиковая игра «Корзинка») —
Побежим домой тропинкой
(пальчиковая игра «Человечек»).
В лес по ягоды
Раз, два, три, четыре, пять
(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),
В лес идем мы погулять
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).
За черникой за малиной
(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),
Зa брусникой и за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).
Флажок.
Поверните ладонь тыльной стороной к себе. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец соедините, а большой палец опустите вниз).
Возьми за палочку флажок
И подними его, дружок!
Дудочка
Губы вытяните трубочкой и произнесите: «Ду-ду-ду». Слегка сожмите кулаки, изображая дудочку, и поднесите «дудочку» ко рту. Пальцы обеих рук — указательный, средний, безымянный и мизинец — попеременно приподнимайте и опускайте, имитируя игру на дудочке.
Я на дудочке играю,
Всех ребяток забавляю:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
Барабан
Поочередно стучите указательными пальцами по столу, как будто играете на барабане.
Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам,
Он ответил: «Трам-там-там».
Волчок (юла)
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец вытянут. Опустите указательный палец кончиком вниз и быстро -быстро им вращайте.
Быстро кружится, поет
И гудит, как самолет: У-У-У..
Попросите ребенка самого изобразить голу и повторить: « У-у-у....»
Веер
Раздвиньте пальцы веером на одной руке и обмахивайте себя этим «веером»;
Веер, веер, веерок
Веет легкий ветерок.
Мячик
Соедините ладони у основания. Пальцы правой и левой руки, кроме больших, согните так, чтобы они соприкасались кончиками. Большие пальцы выпрямите так, чтобы они упирались в подушечки указательных пальцев. У вас получится «мячик».
Синий бок, красный бок.
Что за странный колобок?
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
(Мяч)
Воздушный шарик
Соедините кончики пальцев рук так, чтобы получился «шарик». Пальцы должны быть согнуты.
Круглый и воздушный,
Ветерку послушный.
(Воздушный шар)
Колокольчик
Скрестите пальцы рук, ладони округлите. Средний палец правой руки опустите — это «язычок» колокольчика, которым можно без труда шевелить. Выполняя упражнение, повторяйте: «Динь-динь, динь-динь, динь-динь».
Заводная машинка
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится.
(Заводная машинка)
Когда загадка будет отгадана, покажите малышу упражнение «Ключик».
Ключик
Указательный палец левой руки изображает «ключик». Его надо вставить в «замочек» (кулак правой руки). Сделайте несколько поворотов «ключа» — «заведите» машину.
Ключик в руку мы возьмем
И моторчик заведем: «Чик, чик, чик, чик».
Предложите ребенку посмотреть, как работает моторчик у заводной машинки. Покажите пальчиковое упражнение «Моторчик».
Сцепите все пальцы, кроме больших, в замок, и вращайте свободными пальцами относительно но друг друга.
Я моторчик завожу —
И жужжу, жужжу, жужжу:
«Ж-ж-ж...» — поехали.
Пусть ребенок сам «заведет» моторчик с помощью пальчиков. При выполнении упражнения произносите: «Ж-ж-ж... — поехали».
Мы рисуем!
Предложите малышу другое занятие: «А теперь наши пальчики будут учиться рисовать — они станут художниками. Что им для этого нужно?»
Карандаш
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(Карандаш)
Во время чтения загадки указательным пальцем «рисуйте» на столе.
Попросите «юного художника» самого «порисовать». И спросите, что он рисует «карандашом».
Получив ответ, расскажите малышу, что указательным пальчиком — волшебным карандашом — можно «начертить» самые разные невидимые фигуры. Продемонстрируйте это. Сначала "нарисуйте" пальцем круг, комментируя свое действия словами: «Проведу вокруг — нарисую вокруг».
Затем начертите в воздухе квадрат, говоря при этом:
Вот
(проведите пальцем прямую линию слева направо)
Так
(проведите пальцем прямую линию сверху вниз)
Вот
(проведите пальцем прямую линию справа налево)
Так
(проведите пальцем прямую линию снизу вверх )
Снова повторите эти действия в той же последовательности.
Получается Квадрат.
Можно «начертить» таким же способом равнобедренный треугольник:
Раз, Два, Три: Треугольник начерти.
Попросите ребенка самого начертить эти геометрические фигуры. Затем загадайте малышу зрительную загадку: молча нарисуйте пальцем круг и спросите: «Какую фигуру нарисовал мой карандаш?» В следующий раз нарисуйте квадрат или треугольник.
Можно загадать зрительные загадки, рисуя печатные буквами, которые пишутся без отрыва руки: О, И, С, Г, 3, Л, М, П, Ч.
Рисовать пальцем буквы и геометрические фигуры можно на поверхности стола, по воздуху, а также на ладошке ребенка. В последнем случае малыш должен угадать, что «нарисовано», с закрытыми глазами.
Кисточка
Упражнение помогает развитию воображения. Сделайте вид, будто вы «обмакнули» правую ладонь, изображающую кисточку, в «краску». Затем несколько раз проведите «кисточкой» по столу — к себе (внутренней стороной ладони), от себя (тыльной стороной). После этого еще раз «обмакните кисточку в краску» и повторите движения.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
Попросите ребенка самого изобразить кисточку с помощью ладошки. «Красить» можно не только горизонтальную поверхность, но и вертикальную, например воображаемую стену.
Мы по дому помогаем
Моем и стираем — маме помогаем
Начните игру с таких слов:
Наши ручки не только играют,
по маме с папой помогают.
Кто не ленивый и кто трудится смело
тот с радостью дома возьмется за дело.
Что я делаю — скажи?
Подметаем пол
Кончиками растопыренных пальцев водите по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.
Скручен, связан,
По полу пляшет —
Тут и там машет.
(Веник)
Моем посуду
Продолжая игру, предложите ребенку помыть посуду. Покажите ему, как это можно сделать, комментируя свои действия.
Сделайте три вращательных движения кистью левой руки, как будто открываете кран с водой, одновременно произносите: «Чик, чик, чик». Затем соберите пальцы щепотью, изогните кисть и опустить ее вниз — получится кран с струей водой. Произнесите при этом: «С-с-с - включили холодную водичку».
Повторите действия правой рукой, объясняя, что включаете горячую воду. Прижмите сложенные щепотью пальцы правой и левой рук (смешайте водичку) и спросите ребенка: «Какая водичка получилась, когда мы смешиваем холодную и горячую воду?» (Ответ: «Теплая».)
После этого начинается сам процесс «мытья» посуды.
Кран с водою мы открыт
И посуду перемыли
(положите одну ладонь на другую и делайте круговые движения, как будто моете тарелку).
Терли, терли мыли, мыли —
Все кругом в воде и мыле
(разведите руки и стороны, выражая недоумение).
Попросите ребенка самого изобразить, как моют посуду, повторяя слова:
Терли-терли
мыли-мыли —
Все кругом в воде и мыле.
Стираем белье
Потрите кулаки друг о друга, будто вы стираете белье.
Пена мылится в корыте,
Я стираю •— посмотрите!
Когда малыш будет сам выполнять упражнение, скажите ему, что вы стираете рубашку, и спросите, какую одежду стирает он.
После стирки белье нужно отжать. Прижмите кулаки друг к другу и с усилием вращайте ими, словно отжимаете (выкручиваете) мокрое белье.
Мы сегодня так старались:
Всю одежду постирали,
Все теперь мы отожмем
(«отжимайте белье»)
Жмем, жмем, жмем, жмем,
Ох, устали — отдохнем
(встряхните расслабленными кистями)
Попросите ребенка самого «отжать белье» и вновь прочитайте стишок.
Гладим белье
Похвалите малыша за помощь и продолжайте работу. «Мы белье постирали, отжали, высушили, а теперь надо его погладить».
Ладонью скользите по столу вперед-назад, как будто гладите утюгом.
Где пройду я — там порядок,
Ни морщинок нет, ни складок.
П ш-ш-ш, п-ш-ш-ш...
(Утюг)
Пилим и строгаем — папе помогаем
Расскажите ребенку, что дома иногда приходится выполнять и другую работу. Если сломается шкаф или нужно повесить полку, маленькому помощнику понадобятся столярные инструменты: молоток, пила и клещи. Без них в доме не обойтись. Спросите малыша: «Все ли инструменты у нас на месте? Сейчас проверим!
Пила
Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад.
Едет, едет взад-вперед,
На две части разоймет.
С ней работать я привык.
Вжик – вжик, вжик - вжик,
(Пила)
Попросите ребенка самого изобразить пилу и повторить ее песенку: «Вжик-вжик, вжикн вжик...»
Рубанок
Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности.
Чтобы доски стали гладки,
Постругайте их, ребятки.
Струг -струг, струг - струг,
Стружки падают вокруг.
Попросите малыша самого изобразить, как строгают рубанком, произнося при этом: "струг-струг, струг - струг»
Молоток.
Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.
Сам худ,
Голова с пуд,
Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».
(Молоток)
Попросите ребенка изобразить молоток, произнося при этом: «Тук, тук, тук, тук...»
Клещи
Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите.
Загадка
Если гвозди не на месте,
Приготовить подо клещи
(покажите «клещи» и несколько раз сожмите и разожмите их).
Тащи гвозди — раз, два, три
(захватывайте каждый пальчик, начиная с большого)
Все достали — посмотри
(покажите ладонь левой руки с растопыренными пальцами)
Отвёртка.
Скажите ребенку: «А теперь поможем папе вворачивать в стену шурупы, на них мы потом повесим полку для книг».
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.
Надо нам отвертку взять
И вращать, вращать, вращать.
Мы принимаем гостей
Начиная новую игру, расскажите малышу стихотворение:
Поиграли, потрудились —
Всюду ручки пригодились.
А теперь пора узнать,
Как гостей нам принимать!
«Дзинь», — звенит звонок в прихожей,
Это кто же, кто же, кто же?
Расскажите, что гостей нужно встречать словами: «Проходите, дорогие гости, садитесь, пожалуйста».
Стул
Левую ладонь поставьте вертикально вверх. Снизу приставьте кулак правой руки большим пальцем к себе.
Спинка, сиденье, четыре ноги,
Что ты увидел? Скорей назови.
(Стул)
Спросите у малыша; «Кто пришел к нам и гости?» Пусть ребенок придумает, кого он мог бы пригласить (это могут быть друзья, куклы, игрушки, зверюшки). Чем больше гостей, тем больше стульев понадобится. Их можно сделать очень быстро, меняя положение рук столько раз, сколько необходимо стульев.
При этом следует говорить: «Этот стульчик — для медведя, этот стульчик - для лисы, этот стульчик — для зайчика и т. д.»
Стол.
Заинтригуйте ребенка, спросив; «А теперь отгадай, куда мы пригласим наших гостей?» Сожмите левую руку в кулак. Сверху положите ладонь правой руки — получится стол.
Под крышей четыре ножки,
на крыше чашки да ложки.
(Стол)
Скажите; «Приглашаем всех гостей за стол». Попросите ребенка изобразить стол с помощью рук
Чашка
Скажите ребенку; «Надо стол накрыть, гостей чаем поить». Сложите округленные ладони чтобы получился ковшик.
На столе она стоит.
Чай горячий в ней налит.
(Чашка)
Чайник
Скажите ребенку: «Ой, а что это пыхтит?
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(Чайник)
Когда загадка будет отгадана, попросите ребенка подставить свою «чашку» и покажите пальчиковое упражнение «Чайник». «Наливая» чай, произносите «с-с-с», имитируя звук льющейся из чайника воды.
Сожмите правую руку в кулак, оттопырил большой палец, — это «носик чайника». Наклоните кулак так, чтобы «носик чайника» оказывался над «чашкой» ребенка.
Попросите малыша показать чайник с помощью пальчиков и налить вам чаю в «чашку». Пусть малыш «наливает» чай в чашку, произнося звук «с-с-с».
Угощенье
Спросите малыша: «А с чем же мы будем чай пить? Чем гостей угощать? У нас есть:
Сушки
(соедините большой и указательный пальцы колечком одновременно на обеих руках),
Сушки
(соедините большой и средний пальцы колечком одновременно на обеих руках),
Сушки
(соедините большой и безымянный пальцы колечком одновременно на обеих руках),
Сушки
(соедините большой палец, и мизинец колечком одновременно на обеих руках),
Пироги
(сложите ладони, слегка округлив их),
Блины
(хлопните правой ладонью по левой, а затем левой ладонью по правой),
Ватрушки
(протяните вперед обе ладони),
Попросите ребенка самого показать различные угощения с помощью пальчиков,
Диван
Вышли все из-за стола —
Развлекать гостей пора.
Садитесь гости тут и там
На широкий наш диван.
Приложите ладони одна к другой под прямым углом, изображая сиденье и спинку дивана.
Пианино
Скажите малышу: «Сначала мы своих гостей угощали, а теперь будем их развлекать — петь для них и играть».
Ножки вместе, ровно спину,
Мы садимся к пианино.
Мы играем для гостей,
Чтобы было веселей.
Поочередно дотрагивайтесь до поверхности; стола пальцами обеих рук, изображая игру на Пианино — сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и, наконец, мизинцами. Повторите действия в обратном порядке. При этом можно петь любую знакомую песню, например: «Жили у бабуси два веселых гуся», «В лесу родилась елочка», "Мы едем, едем, едем в далекие края".
Попросите ребенка самого «сыграть» на пианино и спеть для гостей любимую песню.
Альбом
А теперь покажем нашим гостям альбом.
Положите правую ладонь на левую. Приподнимайте правую ладонь, как будто раскрываете и закрываете книгу.
В каждом доме по такому альбому,
А на страницах — знакомые лица.
Да это же фотографии в альбоме.
Фотография на память
Скажите малышу: «Перед тем как проводить гостей, надо сфотографироваться на память». Что это у меня?
Этот глаз — особый глаз.
Быстро взглянет он на вас.
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
Сложите пальцы рук прямоугольным окошечком. Поднесите «фотоаппарат» к глазам и сфотографируйте» ребенка.
Для этого приподнимите правый указательным палец, а затем верните его на прежнее место, словно нажимаете кнопочку. «Щелк» — снимок сделан.
На прогулку — круглый год!
Мы обыграли предметы домашнего обихода, IV и ерь переключите внимание малыша. Скажите ему:
Дома можно многим заниматься,
Но пора нам на прогулку собираться,
По погоде одеваться-обуваться!
Гулять идем в любое время года:
Не страшен нам туман и непогода.
Объясните, что в любую пору о природе можно увидеть и узнать много интересного.
Осенняя прогулка
Скажите ребенку: «Посмотри в окно: видишь, как красиво осенью. Деревья стали такими яркими, нарядными. Разве можно дома оставаться? Пойдем скорее гулять, листочками опавшими шуршать, желуди искать, букеты из осенних листьев собирать».
Дерево
Обратите внимание малыша на осеннюю одежду деревьев, например, так: «Посмотри, у самого нашего дома покачивает ветвями дерево с необыкновенной красной листвой».
Согните руку в локте и поднимите ее. Пальцы растопырьте, изображая ветви дерева.
Огнем осенним опален,
Под окном зарделся...
(Клен)
Попросите ребенка изобразить дерево. Подуйте на пальцы (ветви) и слегка покачайте руками и из стороны в сторону. Прокомментируйте свои действия: «Подул ветер — закачался клен». Предложите малышу показать, как качается на ветру дерево.
Листопад
Скажите ребенку: «Подул ветерок — зашумели листочки на дереве. Вот послушай...»
Поднесите кисти к ушам и быстро пошевелите пальцами. Эффект шуршания получается зa счет трения пальцев друг о друга.
Попросите ребенка изобразить, как шуршат листочки на ветру, и послушать их шорох.
Скажите ребенку: «А ветер дует все сильней, один за другим облетают листья с дерева — начинается осенний листопад». Поднимите руки на уровень плеч и начните» плавно сближать и разводить их в стороны, постепенно опуская ниже и ниже.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки с дерева срывает.
Птицы улетают
Спросите ребенка: «Почему птицы раскричались? Да ведь они в стаи собираются, на юг в дальний путь отправляются! Спешат птицы в теплые края. Крыльями машут — с нами до весны прощаются».
Ладони поверните к себе, сцепите большие пальцы — это «голова птицы». Остальными пальцами начинайте помахивать так, словно это крылья птицы.
Птицы сбиваются в стаи —
Птицы на юг улетают.
Дождик
Спросите ребенка: «Но что это капает? Кажется, дождик начинается».
Расслабьте кисти и ударяйте кончиками пальцами по столу, изображая падающие на землю капли дождя. Говорите при этом: "Кап, кап, кап"
Приходил — стучал по крыше,
Уходил — никто не слышал,
(Дождь)
Попросите ребенка показать, как идет дождик. Темп может меняться: сначала идет сильный дождь (быстрые движения), потом дождь слабеет (движения постепенно замедляются), наконец, дождь закончился. Разведите руки в стороны: «Дождик кончился».
Зонтик
Скажите ребенку: «Дождь идет, а мы не боимся, потому что у нас есть - .»
Изобразите зонтик и попросите ребенка угадать задуманный предмет. Для этого поднимите левую ладонь и согните ее так, чтобы получился купол. Указательным пальцем правой руки упритесь в середину левой ладони (ручка зонтика).
Из-под крыши — крыша
Под дождик вышла.
(Зонтик)
Сапожки
Посетуйте на то, что после дождя вокруг столько луж, и тут же утешьте ребенка: «Но это не беда, потому что у нас есть...»
Два пальца — указательный и средний — «шагают» по столу. Остальные пальцы сожмите в кулак.
Я иду, я иду, поднимаю ножки.
У меня на ногах новые сапожки.
Предложите ребенку отгадать, какие это сапожки.
Если дождик, мы не тужим —
Бойко шлепаем по лужам,
Будет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять.
(Резиновые сапоги)
Зимние забавы
Скажите ребенку: «Зима. Все кругом белым-бело. Вчера прошел снегопад. Снег падал большими белыми хлопьями».
Снегопад
Согните руки в локтях и поднимите их. Плавными зигзагообразными движениями не спеша опускайте руки.
Скажите ребенку: «Всюду лежит белый пушистый снег: на земле, на деревьях, на крышах домов».
Солнышко
Скажите ребенку: «Встало утром солнышко, осветило все вокруг своими яркими лучиками».
Согните руки в локтях и поднимите их, перекрестив и прижав друг к другу на уровне запястья. Пальцы растопырьте, словно это солнечные лучи.
Деревья
Скажите ребенку: «Солнце осветило деревья».
Согните руки в локтях и высоко поднимите их. Пальцы растопырьте, изображая ветви дерева (пальчиковое упражнение «Дерево»).
Дом
Окажите ребенку: «Солнце осветило дома».
Поднимите ладони и соедините их кончиками пальцев под углом друг к другу — получится крыша дома.
Снег.
Скажите ребенку: « Засверкал на солнце снег».
Поднесите руки к груди, а затем волнообразными движениями разводите их в разные стороны.
В