Для детей 7го года жизни практический материал предлагается с целью дальнейшего совершенствования произносительных навыков. Этому способствуют упражнения на отчётливое проговаривание слов, чистоговорок, скороговорок, загадок, стишков, включающих определённые группы звуков.
Также очень важно работать на совершенствование дикции. В играх со скороговорками нужно следить не только за тем, чтобы ребёнок произносил их быстро, но и за тем, чтобы он отчётливо и ясно говорил слова и каждый звук. Скороговорки – незаменимый речевой материал для отработки дикции. Также очень хорошо использовать пословицы и поговорки.
При проговаривании чистоговорок и скороговорок укрепляется артикуляционный аппарат, уточняется и совершенствуется произношение некоторых звуков и различных их сочетаний. Закрепление звуков и выработка чёткой дикции также происходит в процессе описания иллюстраций.
Также в этом возрасте важна работа по совершенствованию фонематического (речевого) слуха. Материал подбирается таким образом, чтобы упражнять ребёнка в различении определённых пар звуков на слух (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твёрдых и мягких).
При рассматривании иллюстраций найти и назвать те, в которых есть заданный звук (например – р). После отгадывания загадок, рассказывания стишков, в которых часто встречаются определённые пары звуков, можно предложить ребёнку назвать слова, в которых есть эти звуки (например – с и ш).
Развитие голосового аппарата, т.е. умение пользоваться разной громкостью голоса и разным темпом речи, а также разной интонацией, происходит с помощью специальных упражнений. Ребёнку предлагают выделить из фраз голосом определённые слова, правильно пользоваться различными интонациями (радостными, грустными, вопросительными).
Развитию речевого аппарата помогают упражнения на проговаривание коротких пословиц, загадок на одном выдохе. Если фразы длинные, нужно учить ребёнка вовремя делать паузу.
Речевой материал для закрепления и дифференциации звуков.
Звуки л(ль) и р(рь)
1. Послушай слова.
Взрослый называет слова, а ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит звук л: лампа, кошка, рыба, ландыш, ручка, вагон. слон, шкаф, корова, стол, сумка, сыр, потолок, чайник, кран. Потом так же выделяется звук р.
2. Знаешь ли ты имена.
Придумать имена со звуком л (ль): Володя, Лена, Лиза, Лёша, и звуком р (рь): Серёжа, Гриша, Андрей, Рая и т.д.
3. Назови продукты.
Назвать продукты со звуком л(ль) и р (рь).
4. Скороговорки:
По утрам у Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.
Краб забрался на трап, и заснул крепко краб, а кальмар не дремал, краба в лапы поймал.
5. Пословицы и поговорки:
Кто много говорит, тот мало делает.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
6. Отгадать загадки и в словах-отгадках определить наличие звука л или р.
Три глаза – три приказа. Красный – самый опасный. (Светофор)
Я, сознаюсь, виновата, я хитра и плутовата, я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)
7. Читая ребёнку разные тексты, предлагают выделить слова, в которых есть звук л или р, а также найти слова, в которых есть оба эти звука.
Звуки с и ш
1. Умеешь ли ты слушать?
Хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышишь звук с: взрослый произносит ряд разных слов в медленном темпе с небольшими паузами. Если ребёнок испытывает трудности, то взрослый после каждого произнесённого слова спрашивает: «В слове «собака» - есть звук с»?» и т.д.
2. Найди нужный предмет.
На столе лежат разные игрушки и предметы. Ребёнок перечисляется сначала те предметы, в названиях которых есть звук с, потом те, в которых есть звук ш.
3. Скороговорки и стишки.
Произносить медленно и быстро, тихо и громко. Выделить слова, в которых есть звук с и звук ш.
Вымыли мышки миски для мышки.
Смешные шутки у Сони и Мишутки.
Делали наспех и сделали на смех.
Тише едешь, дальше будешь.
На столе лежали пышки, а в углу играли мышки. Если б не были здесь мышки, были б целы эти пышки.
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку.
Весёлая старушка весь день сегодня шьёт, за кругленькой катушкой сидит пушистый кот.
Звуки з и ж
1. Умеешь ли ты слушать?
Выделить из ряда различных слов сначала слова со звуком з, затем со звуком ж.
2. Стишки, скороговорки:
- Завизжала пила, зажужжала, как пчела.
- Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это… сыроежки.
- Обижаются камешки пляжные: «Ох, дела-то у нас неважные: загорали круглый год, а загар не пристаёт»
3. Выделить слова, в которых встречаются звуки з и ж одновременно.
«Задрожал» похож на зайца, «Задрожал» всего пугается: темноты, высоты.
Зверь ли птица – всех боится. Ну, а ты?
4. Хлопнуть в ладоши, услышав слова со звуком ж:
жёлтый фазан, железный замок, зелёный жук, жёлтый зонт, зимняя одежда, у Лизы лыжи.
Звуки ч и ц
1. Умеешь ли ты слушать?
Выделить из ряда различных слов сначала слова со звуком ч, затем со звуком ц.
2. Разложить картинки на 2 группы по наличию в них звука ч или ц.
3. Стишки, скороговорки, загадки:
- Сачок зацепился за сучок.
- У четырёх черепах четыре черепашонка.
- Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается. А улыбки-лучи очень горячи (Солнце)
- Чёрный Ивашка –деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт (Карандаш)
- Колокольчики мои, цветики степные!..
Что глядите на меня, тёмно-голубые.
И о чём звените вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы головой качая?
- Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться, и на канате танцевать.
- Очень часто бьются у Танечки блюдца.
- Ученица-озорница получила единицу.
- Из горячего колодца через нос водица льётся (Чайник)
Звуки с (сь) и щ
1. Умеешь ли ты слушать?
Выделить из ряда различных слов сначала слова со звуком с (сь), затем со звуком щ.
2. Стишки, скороговорки:
- Мой щенок весёлый за лето подрос, стал красивый, умный, стал учёный пёс.
- У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.
- Щёки красные у Саши: щей он много ел и каши.
- Из морской капусты щей щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей щами угостила.
3. Найти слова, в которых встречаются звуки с и щ одновременно.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это? Кот-котище.
Глухие и звонкие согласные (п-б, т-д, ф-в, к-г, с-з, ш-ж)
1. Назовите ребёнку два слова и предложите внимательно послушать, как звучат в них начальные звуки (первый звук в слове взрослый произносит протяжно, подчёркуто):
шшшуба – жжжук, сссанки – зззабор, фффонарь – вввата, ккконь – гггость, тттопор – дддудочка, пппала – бббанка.
2. Проверьте, как ребёнок различает на слух звонкие и глухие согласные. Предложите ему определить, в каких словах есть звук п. а в каких б:
пальто, бумага, платье, шапка, шуба, банан. Так же подберите слова на другие пары звуков (т-д, ф-в, к-г, с-з, ш-ж).
3. Предложите ребёнку произносить скороговорки с разной громкостью и скоростью.
- Потерялись бусы у нашей бабуси.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
- В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке, около.
Жалко Фёкле свёклу, жалко свёкле Фёклу. Жаловалась Фёкла: заблудилась свёкла.
- Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- Пётр Петрович пошёл погулять, поймал перепёлку, пошёл продавать.
- На опушке в избушке живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке кошка.
4. Прочитайте ребёнку стихи и предложите ему выделить слова с заданными звуками:
п-б
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом. (А. Барто)
т-д
Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь, жжётся, Леночка, огонь!»
к-г
Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.
Глянул заинька в окно, стало заиньке темно. (К. Чуковский)
ф-в
У нас сломался телефон, молчит уже неделю он.
И папа просит: «Лора, ты вызвала б монтёра». (Ю.Могутин)
с-з
Звери задрожали, в обморок упали.
волки от испуга скушали друг друга. (К. Чуковский)
ш-ж
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится. (И. Суриков)
Твёрдые и мягкие согласные (м-мь, б-бь, т-ть, с-сь, л-ль, р-рь и др.)
1. Назовите ребёнку два слова и предложите внимательно послушать, как звучат в них начальные звуки:
мал – мял, пыль – пил, был – бил, тук – тюк, дыни – Дина, замок – зяблик, лук – люк, рыба – рис. Ребёнок должен определить, в каких словах звуки звучат твёрдо, а в каких мягко. Взрослый произносит первый звук в словах более отчётливо, при необходимости объясняет, какой звук твёрдый, а какой мягкий.
2. Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, когда он услышит мягкий согласный звук:
т-ть: тапки, кот, тень, тигр, стол, сеть, пять, топор.
л-ль: лампа, лента, пальто, соль, колесо, лиса.
Так же подберите слова на другие звуки.
3. Скороговорки.
Следите за тем, чтобы ребёнок произносил все звуки ясно и чётко.
Где мёд, там и мухи.
Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
Опять пять ребят нашли пять опят.
Тополь-тополёк надел тёплый платок.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
На горе дубы, под горой грибы.
Сын Сеня накосил стог сена.
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Егорка быстро говорит скороговорку.
4. Прочитайте ребёнку стихи и предложите ему выделить слова с заданными звуками:
р-рь
Рано-рано мы встаём, громко сторожа зовём:
«Сторож, сторож, поскорей выходи кормить зверей».
л-ль
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.
м-мь
Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.
с-сь
До свиданья, сад. сад, все осинки спят, спят.
И мы сами спать пойдём, только песенку споём.
з-зь
Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет,
Зина в лес пошла, -землянику нашла.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
1. Почитайте ребёнку стихотворение, предложите ему внимательно вслушаться в содержание и заметить смысловое несоответствие. Если ребёнок не сможет найти ошибки, задайте вопросы по содержанию, а потом прочтите ещё раз.
Январским ранним утром в начале сентября
Взошла луна, а звёзды упали на поля.
Нарцисс закукарекал, расцвёл петух-чудак,
А я в подвал спустился, чтоб подмести чердак.
2. Какой звук пропал в слове? Взрослый произносит слово, пропуская один звук, рёбенок догадывается, какой звук пропущен.
Мама кукле шар… (ф) вязала, ей Наташа помогала.
Серый вол… (к) голодный, злой бродит по лесу зимой.
Нам темно. Мы просим папу нам включит поярче ла…пу (м).
Прыгал птенчик на дорожке и клевал большие к…ошки (р).
В зоопарке живёт с…он (л), словно дом огромен он.
Землю роет старый к…от (р), под землёю он живёт.
3. Какой звук лишний в слове?
Ребёнок находит слова-ошибки и подбирает правильное слово.
Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.
Вадик спит и видит слон, что летит в ракете он.
4. Найди ошибку и замени слово.
Доски на гору везём, будем строить новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Здесь хорошее местечко – протекает рядом печка.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
Подарила мама ночке разноцветные платочки.
Упражнения на выразительность.
1. Взрослый произносит фразу, например: «Наташа подарила Саше лошадку». Затем задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, делая смысловое ударение на определённом слове. Например:
Кто подарил Саше лошадку? – Наташа подарила Саше лошадку.
Что сделала Наташа? - Наташа подарила Саше лошадку.
Кому подарила Наташа лошадку? - Наташа подарила Саше лошадку.
Что подарила Наташа Саше? - Наташа подарила Саше лошадку.
Таким образом одно и то же предложение ребёнок произносит четыре раза с различной интонацией, выделяя голосом каждый раз другое слово.
2. Выучите с ребёнком стихотворение. Проследите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.
Слушай хорошенько
«Слушай хорошенько, - кукле я сказала. –
Полно наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала,
А ещё не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят.
за подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают,
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою и тебя тотчас
Попрошу зачислить в первый класс». (С.Капутикян)
Заинтересовывайте ребёнка изучать свои артикуляционные и интонационные возможности и правильно и весело ими пользоваться. Такие занятия на дифференциацию звуков и на формирование навыков выразительности сослужат большую службу при обучении грамотному письму и лёгкому беглому чтению, а хорошая дикция будет приносить свои плоды на протяжение всей жизни – в общении и в работе.
АВТОР: Ярош Татьяна Александровна