Программа для детей 3-4 лет.

занятие 1.
Город цветных человечков:(красный)
для занятия изготавливается персонаж - человечек типа гномика
Выкройка  Мастер класс
, одетый с головы до ног в красную одежду. как персонаж настольного театра он приветствует детей. по харктеру этот персонаж активный, говорит громко, довольно быстро, энергично, постоянно в движении. на заднике - картинки с изображением разных предметов красного цвета, в том числе красный круг, красный треугольник.
- здравствуйте, дорогие ребята! привет вам из города цветных человечков! у каждого из вас, наверное, есть свой любимый цвет. какой цвет ты любишь, петя? а ты, маша? вы еще не догадались, какой мой любимый цвет? да, конечно, это - красный, красный, красный! скорее скажите: что бывает красного цвета? (дети перечисляют овощи и фрукты красного цвета. затем можно обсуждать, что означает красный сигнал светофора, красная окраска шляпки ядовитого гриба мухомора и крыльев божьей коровки. какое впечатление производят автомобиль красного цвета, красное платье, красные туфли, перчатки?)
а вы знаете, что у наших предков - славян - свадебное платье было не белое, а красное? (показ иллюстрации.) красное означало "красивое". слышали выражение "красна девица"?
друзья, я принес вам много красивых красных картинок. не сделаете ли вы украшение для моего дома - красное и красивое?
дети получают поднос с вырезанными заранее картинками, на которых изображены предметы красного цвета. коллективная аппликация. красный человек предлагает повесить работу на стене в группе и прощается с детьми, обещая, что в следующий раз к ним придет новый гость.
вариант: украшение платься для принцессы, которая любит красный цвет.
занятие 2.
Город цветных человечков:( желтый)
для занятий изготавливается персонаж - человечек типа гномика, одетый с головы до ног в желтую одежду. как персонаж настольного театра он приветствует детей. по характеру этот персонаж активный, но уравновешенный, говорит громко, но спокойно. на заднике - картинки с изображением разных предметов желтого цвета, в том числе желтый круг, желтый треугольник.
- здравствуйте, ребята! я - желтый человечек. мой любимый цвет - желтый. кому из вас нравится этот цвет? что бывает желтым? (по ходу обсуждения желательно вспомнить : цветы желтого цвета - подсолнух, одуванчик, мать-и-мачеху; желтого цыпленка; желтые листья осенью.)
слово "желтый" образовано было от того же слова, что и "золотой". каким цветом мы рисуем солнышко? а раньше его называли "золотое колесо".
друзья, я принес вам желтые картинки. коллективная аппликация. желтый человечек предлагает повесить работу на стене в группе и прощается с детьми, обещая, что в следующий раз к ним придет новый гость.
внимание! не забудьте, что сюжеты предлагаемых картинок должны быть интересны не только для девочек, но и для мальчиков.
занятие 3.
Город цветных человечков: (синий)

по характеру этот персонаж спокойный, говорит негромко, медленно. малоподвижен. занятие проводится аналогично. следует вспомнить "сине море" и небо, цветы, которые бывают только синими или голубыми (незабудки, колокольчики).
занятие 4
Гусенички:
длинный - короткий
дети получают клей и поднос с нарезанными из цветной бумаги длинными и короткими полосками двух оттенков зеленого цвета - светлого и темного. воспитатель предлагает детям из этих полосок сделать двух гусениц - длинную и короткую. в процессе работы обязательно проговорите с каждым ребенком, из каких полосок какую гусеницу он собирается делать. для изображения головы гусеницы предложите детям круги тех же оттенков. после наклеивания предложите детям дорисовать гусеничкам личики, хвостики, щетинки, усики, ножки, листья, которые они будут есть, - кто что захочет. расспросите у каждого ребенка, какой характер у его гусениц, какие между ними отношения, знакомы ли они, что собираются делать и т.п.
вне занятия сравнивать по длине ленты, веревочки, шарфы детей.
занятие 5:
высокий и низкий
конструирование на столе из кубиков высокой и низкой башни.
наклеивание из вырезанных заранее квадратов разного цвета высокой и низкой башни (дома). верх башни может быть сделан из треугольника. закрепление понимания соответствующих названий геометрических форм. по окончании основной части работы ребенок может возле каждого домика наклеить или нарисовать персонаж, для которого этот домик подойдет по размеру. также он может нарисовать занавесочки и цветы на окнах, двери и лесенки и т.п.
занятие 6:
Елочки:
каждый ребенок получает на подносе три равносторонних треугольника разного размера зеленого цвета. его задача - раклеить на лист белой или голубой бумаги эти треугольники в таком порядке, чтобы получилась елочка. при желании ребенок может наклеить таким способом несколько елочек. по окончании основной части работы он может дорисовать или наклеить также игрушки на елку ("нарядить" ее), персонажей, которые веселятся возле елки. можно эту работу предложить детям и на следующем занятии.
занятие 7:
Снеговик:
каждый ребенок получает на подносе три круга разного размера белого или голубого цвета. задача - наклеить эти круги в таком порядке, чтобы получился снеговик. по окончании основной части работы попросите ребенка дорисовать лицо, шляпу, метлу и другие детали. спросите, какой характер у этого снеговика, какое у него сейчас настроение, о чем он думает, чем хотел бы заняться.
после занятий с согласия детей можно наклеить на общий большой лист все елочки и всех снеговиков, а также дополнить эту новую коллективную работу "в зимнем лесу" изображениями других жителей леса - животных.
знакомство с названиями некоторых объемных тел - цилиндр, конус - в процессе изготовления игрушек и подарков, упаковок, открыток для празднования нового года.
Cчет наизусть до 5/
Обучение детей счету наизусть до 5 через стихи и считалки.
Игры "оливер твист", "питер".

оливер твист

поди подивись - оливер твист
не может ни сесть, не может ни встать,
ни хлопнуть в ладоши - начнем опять:
поди подивись, подивись - оливер твист, твист
не может ни сесть, ни сесть,
не может ни встать, ни встать,
ни хлопнуть в ладоши, в ладоши -
начнем опять, опять... (и так до 5).
питер

питер играет с одним молотком,
с одним молотком, с одним молотком.
(ударяем кулаком правой руки по столу.)
питер играет с двумя молотками,
с двумя молотками, с двумя молотками.
(ударяем по столу двумя кулаками.)
питер играет с тремя молотками,
с тремя молотками, с тремя молотками.
(два кулака и правая нога.)
питер играет с четырьмя молотками,
с четырьмя молотками, с четырьмя молотками.
(два кулака и две ноги.)
питер играет с пятью молотками,
с пятью молотками, с пятью молотками.
(два кулака, две ноги, головой киваем.)
Внести настольно-печатные и дидактические игры "сложи картинку", "сложи узор".
различение 3, 4, 5 предметов. в повседневных ситуациях обращайте внимание детей на количество в пределах 5: например, ноги, крылья, глаза у животных, количество ножек у стола и стула, количество кусочков хлеба на тарелке, булочек, чашек с копотом, детей за столом и т.п. называйте соответствующие числительные.
обучение детей называть и показывать на пальцах свой возраст. учить показывать 1, 2, 3, 4, 5 пальцев на руке. игры с пальчиками для развития мелкой моторики и обучения приему сопоставления "один к одному".
знакомство с сенсорными признаками: температура, тяжесть, гладкость и др. занятия проводятся как исследование специально подобранного дидактического материала с подгруппами детей. примерные темы занятий: "горячий и холодный", "тяжелый и легкий", "гладкий и колючий", "тонкий и плотный", "прямой и кривой".

Свойства

Цель: показать детям, что, помимо сенсорно воспринимаемых признаков, предметы имеют свойства, которые проявляются при их взаимодействии друг с другом. Свойства также имеют названия.

Занятие 8:
Что плавает, а что тонет?

Это занятие - демонстрационный опыт. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором вы помещаете таз или другой сосуд с водой. Опуская разнообразные предметы в воду, обсуждаете с детьми, плавает предмет или утонул. В заключение занятия складываете в одну группу то, что плавает, а в другую - то, что тонет. Желательно выделить эти две группы зрительлно кругами шнуров разного цвета.
Занятие 9 :
Что растворяется в воде?
Проводится аналогично. Внимание детей фиксируется на том, что некоторые вещества растворяются в воде - сахар, соль.
Занятие 10:
Что притягивает магнит?
Занятие 11:
Демонстрационный опыт №1:
Cмешение красок основных цветов

Для занятия приготовьте три баночки с краской трех основных цветов - красного, синего и желтого, несколько прозрачных одинаковых баночек с водой, несколько листов чистой бумаги, кисть, палитру. Предложите детям сначала смешать красную и желтую краски. Сделайте это на палитре, нанесите полученный цвет на лист бумаги, а затем окрасьте воду в баночке. Назовите полученный цвет: оранжевый. Смешайте желтый и синий цвета. Сделайте смешение красного и синего цветов. Повторите названия полученных новых цветов. Предложите найти в окружающей обстановке предметы, имеющие такие или сходные цвета. Предложите найти карандаши, мелки или фломастеры этих цветов.
Во второй половине дня предложите детям попробовать самим смешать краски на палитре и нарисовать полученными цветами, кто что захочет. Покажите детям картинки с изображением цветов и предметов оранжевого, зеленого и фиолетового цветов.

Демонстрационный опыт №2:
Cмешение красок основных цветов с белой.

Проводится аналогично. Введите новые названия: розовый, голубой, светло-зеленый.
Любой цвет может быть составлен из трех основных цветов - красного, желтого и синего, взятых в разной пропорции.
Пропорция основных цветов определяет цветовой тон. Степень разбавленности его белым определяет другую характеристику цвета - светлоту, а степень разбавленности серым - насыщенность.

Таким образом, любой цвет может быть представлен как алгебраическая сумма: а) красного + б) желтого + с) синего (при этом любой из коэффициентов может равняться 0). В опыте детей смешение цветов даст представление о переходе количества в качество. Это свойство будет показано детям на занятиях в старшей группе.
Занятие 12.
Три букета для мамы.

Можно выполнять индивидуально (подарок к 8 Марта) или как коллективную работу (украшение для группы или зала к празднику). На три зеленых пятна неправильной формы (лужайки) или в три вазы ребенок должен собрать цветы, имеющие разную окраску и размер, но одинаковую форму (например, василек, ромашка, тюльпан).
Аналогично можно собрать букеты из цветов, имеющих разную форму, но одинаковый цвет или близкие цветовые оттенки.
Дикие и домашние животные
(коллективная аппликация). Итоги работы....... см раздет....

На большом листе ватмана педагог изображает в одном углу деревенский дом с изгородью, в другом - лес. Дети получают поднос с большим количеством изображений разных животных. Их задача - наклеить ("поселить") домашних животных вблизи дома, а диких - в лесу.
При проведении работ этого типа важно дать каждому ребенку возможность самостоятельно выбрать ту картинку, которая ему нравится. Один ребенок наклеит только одну картинку, а другой - пять и попросит еще. Поэтому необходимо заготовить много картинок, чтобы каждый мог наклеить столько, сколько захочет. Интерес детей к занятию будет зависеть от того, насколько красивы и интересны окажутся предложенные взрослым картинки. Эту работу следует оставить в группе перед глазами детей. Спустя некоторое время воспитатель может использовать ее как наглядное дидактическое пособие для развития речи, внимания, памяти.

Пример использования коллективной аппликации в качестве дидактического пособия:
предложите детям назвать всех диких животных, а потом домашних;
предложите рассказать, кто из животных чем питается;
предложите найти всех, кто может летать;
предложите найти тех, у кого две ноги; тех, у кого четыре ноги;
предложите найти всех длиннохвостых, а затем короткохвостых; тех, у кого есть клюв; тех, у кого есть перья; тех, у кого есть шерсть.

Транспорт
(коллективная аппликация).

На листе бумаги педагог изображает небо, землю, реку или другой водоем. Дети получают картинки с изображениями видов транспорта и наклеивают их. Вводятся представления о водном, воздушном, наземном транспорте. Эта работа также должна впоследствии разные задания. Например, предложите детям показать то, что движется от электричества, и то, что требует горючего; то, что имеет колеса, и то, что не имеет их.

Занятие 15.
Овощи и фрукты (коллективная аппликация).

На большом листе воспитатель изображает вазу для фруктов и блюдо для овощей. Дети получают картинки с изображением различных овощей и фруктов и наклеивают их. По ходу работы с каждым ребенком воспитатель беседует индивидуально: какую картинку ребенок выбрал, куда он ее наклеит. Можно повторить названия цвета, формы, размера.

Закрепление умения различать количество в пределах 5
Закрепление представления об упорядоченных последовательностях. Для занятия приготовьте картинки, изображающие сюжет какой-либо знакомой детям сказки. Предложите расположить картинки в правильном порядке. Аналогично предложите разложить по порядку следования во времени картинки, изображающие рост растения из семечка, процесс приготовления пищи, изготовления одежды (мебели).
Подготовка к постановке сказок "Репка", "Колобок", "Теремок", "Рукавичка".
Предметные классификации по цвету, форме, размеру и другим признакам с использованием шнуров разного цвета для зрительно-пространственного выделения групп.
Задания для контроля и обследования детей после обучения
1-й уровень

Все контрольные процедуры осуществляются на основе предметной деятельности ребенка и содержат просьбу "покажи", а не "назови", поскольку, речь ребенка находится в стадии формирования.
Покажи на картинке красный (синий, желтый) предмет.
Покажи круг (треугольник, шарик, кубик).
Покажи большой (маленький) предмет в выборе из двух.
Покажи длинную (короткую) ленту.
Собери пирамидку на конусной основе из 5 колец.
Собери трехместную матрешку.
Разложи по порядку иллюстрации к сказке "Репка".
Посчитай до 5 наизусть.
Покажи картинку, на которой изображено 3, 1, 2 предмета.
Разложи на группы (не более 3) по: общему названию; цвету (форме, размеру)

2-й уровень
Покажи белый (черный) предмет.
Покажи четырехугольник (конус, цилиндр, пирамиду).
Покажи длинный - короткий (высокий - низкий), (глубокий - мелкий) предмет.
Покажи такой же мяч, как у меня. Найди два одинаковых. Найди мяч другого цвета.
Покажи группу, в которой 5, 4 предмета.

3-й уровень
Выдели группу предметов, имеющих сходное назначение или общие признаки или свойства, например инструменты длярезания или "те, кто может летать"; "имеющие хвост".
Покажи предмет (в выборе из пары): легкий - тяжелый, мягкий - твердый, теплый - холодный, светлый - темный, гладкий - колючий, прямой - кривой.
Покажи предмет, который находится над... под... перед... за... около... (например, игрушечного стола).
Что находится спереди - сзади, вверху - внизу, б
ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ
(плоскостная игра)

Состоит из десяти фигур, четыре из которых представляют собой прямоугольные треугольники, остальные имеют округлую форму.
Развивает геометрическое воображение, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать и др.
Задания – чертежи построены в порядке возрастающей сложности. Если ребенок легко справляется с расчлененным вариантом игры (Первый Уровень Сложности - ВК-I), предложите ему нерасчлененный вариант (Второй Уровень Сложности).

Правила игры
Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру,
Играйте с Ребенком на равных,
Обойдитесь без "не" (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет),
Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой,
Не сравнивайте своего Ребенка с другими детьми,
Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится,
Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его,
Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем-либо,
Учитывайте настроение Ребенка,
Старайтесь не критиковать своего Ребенка, тем более, когда рядом чужие люди,
Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.

Первый Уровень Сложности и Второй Уровень Сложности

Предлагаемые задания для индивидуальных и групповых занятий с детьми

Задание 1 - Колобок
Для того, чтобы заинтересовать Ребенка игрой, можно начать со сказки "Колобок". Рассказать ее Ребенку и попробовать "испечь" Колобок, соединив детали в круг.

Задание 2 - Любимые герои
Игра может заинтересовать Ребенка сразу же, и он уже самостоятельно сможет выкладывать различные фигурки (из предлагаемых) и изобретать свои. Может быть и наоборот, тогда Ребенку потребуется Ваша помощь.
Внимательно посмотрите на схемы-задания, найдите сказочных героев, предмет, расскажите или прочтите сказку об одном из них.
Допустим, это Заяц. Расскажите или прочтите русскую сказку "Заяц-хваста". Пусть Ребенок проиллюстрирует ее. Выложит Зайца (по образцу) и САМ придумает образ Волка и выложит его из фигурок. Это поможет в развитии творческого воображения Вашего Малыша. Итак, чтобы поддержать интерес Ребенка к этой игре, можно читая самые разные сказки, стихотворения, слушая музыку, "иллюстрировать" их с помощью заданий-рисунков.

Задание 3 - Пары
С помощью этой игры Ребенка можно познакомить не только с геометрическими фигурами (прямоугольными треугольниками), но и с понятием "пара". Пусть Ребенок САМ сделает открытие: найдет фигурки-близнецы. Если Ребенку трудно это сделать, попробуйте вновь обратиться к Сказке (пара ведер в сказке "По щучьему велению", пара рукавиц в "Морозко", сапоги-скороходы в сказке "Приключения Барона Мюнхгаузена"). Пусть Ребенок среди прочих найдет две фигурки,
которые напоминают ему сапоги (ведра, варежки и др.). Или, рассказывая сказку о Золушке, найдите второй хрустальный башмачок.

Задание 4 - Симметрия
Понятие "симметрия" тоже можно дать Ребенку с помощью этой игры. Заметьте, что в некоторых заданиях фигурки расположены симметрично относительно друг друга ("Волшебный круг"; "Заяц"; "Цветок-2"; "Самолет"). Они состоят из двух одинаковых половинок. Если одну половинку фигуры наложить на другую, то части совпадут. Пусть Ребенок попробует САМ придумать симметричные фигуры, образы и выложить их. Все новое, необычное, что создаст Ваш Ребенок, желательно зарисовывать в отдельную тетрадь, помечая дату создания образа.

Задание 5 - Орнаменты
С помощью этой игры можно готовить руку к письму, учиться чертить, развивать воображение и фантазию. Пусть Ребенок, обводя фигурки простым карандашом, постарается создать необычные узоры, сказочных героев, мозаики и орнаменты. Это занятие поможет стать Ребенку более усидчивым, самостоятельным, аккуратным.

Задание 6 - Аппликация
Дети любят вырезать из цветной бумаги. Игра "Волшебный круг" поможет сделать Ребенку интересные аппликации. Фигурки из игры Ребенок накладывает на бумагу, обводит, затем вырезает и приклеивает на картон. Когда аппликация готова, ребенок может дать ей название и повесить в своем детском уголке.

Задание 7 - Логические цепочки
С помощью этой игры можно выкладывать логические цепочки.
Например: Пусть ребенок внимательно посмотрит на то, как расположены фигурки и продолжит логическую цепочку, используя оставшиеся фигурки. Задания к логическим цепочкам можно изменять.

Задание 8 - Что исчезло?
С помощью этой игры можно развивать зрительную память. Играть нужно в парах. Ребенок несколько секунд смотрит на произвольно расположенные фигурки, запоминает их, затем отворачивается. Взрослый убирает 1-2 фигурки, ребенок должен догадаться, какие фигурки исчезли. Затем можно поменяться ролями. Количество убранных фигурок можно постепенно увеличивать.

Задание 9 - Картины
Если в Вашей игротеке есть не только "Волшебный круг", но и другие плоскостные игры: "Колумбово яйцо", "Вьетнамская игра", "Листик", "Монгольская игра", "Пентамино" и другие, то Ребенок с их помощью может создавать самые разные композиции, сюжеты, картины. Это игровое занятие способствует усидчивости, самостоятельности, аккуратности,развитию фантазии и речи.
Игра "Листик"
ЛИСТИК (плоскостная игра) - Через игру - к совершенству!

Развивающая игра, способствует развитию образного и пространственного мышления, логики, воображения, памяти. Для детей от 3-х лет
То же принцип игры, что и в "Волшебный круг"
Первый Уровень Сложности и Второй Уровень Сложности
Планшет "Геометрик"

Планшет "Геометрик" легко изготовить своими руками

Это пособие было изобретено М. Монтессори, но изготовить его дома очень просто. Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). "Рисование резиночками" дает малышу уникальную возможность "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Играя с "Математическим планшетом (геометриком)", ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением. Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать, развивает абстрактное мышление, воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Начать игру можно со сказки о том, как встретились предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе - пластмассовая дощечка, деревянные колышки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек...

Предложите ребенку резиночку, пусть он попробует растягивать ее на прикрепленных к доске деревянных гвоздиках. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три - пусть он попробует пофантазировать (подсказывайте ему простейшие фигурки, если он в затруднении). Малыш может нарисовать ризиночками на планшете любые буквы алфавита, цифры, предметы быта - от вилки до стола и стула. Показывая ребенку конструктивный чертеж, попробуйте прикрыть ладонью изображение реального предмета рядом - пусть малыш тренирует абстрактное мышление, самостоятельно догадываясь, что перед ним находится. Не старайтесь акцентировать внимание ребенка только на приложенных заданиях - дайте ему возможность творить, создавая очертания животных и птиц, техники и просто абстрактных узоров - это дает сильнейший толчок фантазии, предоставляя огромный простор для самостоятельного "рисования".

Понадобится:
Фанерная или деревянная дощечка 250х250х5 мм (можно любые другие)
Высокие разноцветные кнопки
Разноцветные канцелярские резинки (какими обычно перетягивают деньги)

Возьмите тетрадный листок в клеточку расставьте точки. Наложите листок с точками на фанерку, и вбейте гвоздики там, где нарисованы точки. Теперь тетрадный листок можно удалить.
Можно наклеить бархатную бумагу, чтобы привлекательно выглядело и было приятным на ощупь.

Можно начать с маленькой дощечки 3х3 (пример, что можно создавать нетолько фигуры, но и буквы:
Ну и так далее. Играйте и фантазируйте вместе с ребенком!