программа
группы « вместе с мамой»

для детей от 8 мес. до 3 лет,

работающей с использованием Монтессори - метода.

Образовательные задачи:

обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Среди ожидаемых эффектов Монтессори - группы – высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин  для заболеваний.

Психолого-педагогическое обоснование программы

Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими  для людей законами и его индивидуальными особенностями.

I. Универсальными законами развития являются:

1.     наличие базисных человеческих потребностей,

2.     возрастная периодизация развития,

3.     преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,

4.     сензитивная периодизация развития.

Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.

II. Индивидуальными особенностями являются:

1.     характеристики темперамента,

2.     способности,

3.     состояние здоровья,

4.     темпы соматического развития, формирования ЦНС.

     

I.                  Универсальные законы развития.

1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот –  если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:

-         В пище, тепле, сне

-         В безопасности

-         В принятии и принадлежности

-         В уважении

-         В самореализации.

2.     По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план  выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального,  чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.

3.     Впитывающее сознание – это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий.  Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы. 

4.     Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным  способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Границы сензитивных периодов не  являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев

-    0-6 лет - период  развития  речи. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы.  2,5 – 3 года – наивысшая точка: ребенок говорит многословными  фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже ребенок интересуется письмом и чтением.

-         0-5,5 -  лет период  сенсорного развития, утончения восприятия, органов чувств. Ребенок обладает  почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив ребенку возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. « Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» – говорит  Монтессори.

-         1-4,5  - лет период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Действия становятся целенаправленными, движения совершенствуются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку.

-         1,5-3 лет -  период восприятия порядка. 2-2,5 года –наивысшая точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, с которыми общался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально,  выполняет различные действия,  для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми. (Так проявляется потребность в безопасности)

-         1,8-3,5 лет -  период интереса к мелким предметам. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Он  познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза.

-         2-6 лет -  период социальной адаптации. В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры.

II.               Индивидуальные особенности ребенка.

1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:

-         активность – это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные)

-         преобладающее отношение к новому (положительное – улыбка, интерес,   отрицательное – тревога, страх, избегание,     безразличное)

-         преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)

-         эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)

-         гибкость -  отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)

Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.

         2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.

         3. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.

         4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате – к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

III.           Средства образования.

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.

1.     Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и  ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям  ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори - материал и другие специально подобранные предметы и пособия. Существуют определенные требования к материалу:  он должен быть автодидактичен, иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля, отвечать эстетическим и экологическим требованиям. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка. Основные составляющие среды расположены на уровне  до 80 см. от пола.          Сочетание универсальных законов, индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды дает каждый раз неповторимую, уникальную картину развития личности.

2.     Педагог (обучающий взрослый). Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. У взрослого в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Когда ребенок осознает себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждет ребенок от взрослого к своим трем годам, и именно в этом мы видим роль взрослых в Монтессори – группе. В группе «Вместе с мамой» в роли педагога для ребенка выступает не только подготовленный Монтессори – учитель, но и мама (или другой близкий родственник).

3.     Выступая в роли педагога, взрослый должен учитывать, что

механизмы научения  также достаточно универсальны. Можно выделить четыре ступени  по степени эффективности:

-         операциональное научение

-         научение через наблюдение

-         научение в процессе совместно - разделенной деятельности

-         научение через самостоятельную деятельность

4.     Основной формой деятельности ребенка в Монтессори-группе  является свободная работа, принципы которой будут описаны ниже. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.

Зная эти законы и особенности, взрослый может создать условия, в которых ребенок может действовать спонтанно и произвольно, осуществляя переход от действия к деятельности, развивая мышление, память, волю, органы чувств, крупную и мелкую моторику, получая знания и опыт. Присутствие в разновозрастной группе других детей позволяет получить  опыт и навык социального общения, наблюдения за действиями других, понимания общих правил.

Организация работы группы.

  Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе  вместе с мамой. Для ребенка очень важно мамино присутствие и ее моральная поддержка. А мамы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду.

1.     Организационные принципы группы.

  1.  Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя

а)  помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований.

        б) Монтессори - материал для детей  0-3 лет.

        в) Разновозрастную группу детей от 8 мес. до 3 лет.

        г) Подготовленных родителей

        д)  Подготовленного педагога.

2.          Организация свободной работы, обеспечивающей для ребенка

а) свободу  выбора материала

б) свободу выбора времени и продолжительности работы с          материалом

в) свободу выбора места для работы с переносным материалом

г) свободу  выбора партнера или партнеров

           д) свободу  общения с учителем, другими детьми и взрослыми.

3.   Соблюдение правила: « Пользуйся всеми свободами, но

не мешай другим»

4.  Поддержание порядка в среде.

   5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

2.   Распределение ролей между педагогом и родителем в группе.

Успешность группы « Вместе с мамой» существенно зависит от точного распределения педагогической деятельности между Монтессори - педагогом и родителями.  Какую ее  часть можно передать родителям и на каких условиях?

Педагогическая деятельность
Монтессори - педагог
Родитель

1.Подготовка среды
В группе. Дает рекомендации по созданию подготовленной среды дома.
По рекомендации М-педагога организует дома

2.  Презентация Монтессори -материалов
Проводит для всех родителей и детей презентацию любых материалов.
Презентация основных сенсомоторных материалов только своему ребенку.

3. Наблюдение
За всеми детьми и родителями        (точность работы, наличие проблем, продвижение, выполнение правил.)
За своим ребенком с помощью

М- педагога.

4.Анализ наблюдений
На основе анализа наблюдений прогнозирование результатов и преодоление проблем детей и родителей.
Вместе с М-педагогом анализ успехов ребенка, выработка последовательных шагов по преодолению проблем и дальнейшему продвижению своего ребенка.

5.Стратегия развития группы
Создание психологического комфорта.

Введение ритуалов и правил группы

Прогнозирование и преодоление кризисных ситуаций
Принятие правил и стиля отношений Монтессори – группы

             

Обучающие занятия для родителей

Вводное.

Проводится для родителей перед началом занятий с детьми. В ходе занятия рассказывается о методике Марии Монтессори, демонстрируются видеозаписи занятий в Монтессори - группе, проводится показ презентаций основных Монтессори - материалов.

По ходу занятий

Очень часто педагог работает с ребенком через родителя. Педагог подсказывает маме, какой материал можно предложить ребенку. Тактично обозначает и исправляет допущенные ошибки, анализируя их вместе с родителем. Проводит презентации.

Индивидуальное консультирование.

Педагог назначает дополнительно в следующих случаях:

-                    родитель неточно проводит презентацию материалов

-                    ребенок быстро продвигается и есть смысл познакомить его с новыми материалами или упражнениями (через маму)

-                    возникла необходимость подробного анализа занятий ребенка в группе или дома и совместного поиска новых решений по продвижению ребенка или преодолению проблем.

Обучающий семинар – встреча с родителями.

В середине учебного года возникает необходимость собрать родителей еще раз. Главный акцент семинара – анализ накопленного опыта занятий с ребенком в группе и дома. Идет сопоставление опыта всех родителей, сравнивается состояние детей на первых и последних занятиях. Показываются новые упражнения со знакомыми материалами, что  обновляет интерес родителей.

3.     Психологическая атмосфера группы.

Успешность работы группы во многом определяется тем психологическим микроклиматом, который создается усилиями взрослых. Необходимым условием работы группы являются:

Атмосфера уважения личности ребенка и личности взрослого. У каждого человека есть  собственный характер,

жизненный опыт. Педагог принимает маму с ребенком такими, какие они есть, и относится к ним с уважением.

Доверие профессионализму педагога. Родители должны доверять педагогу, принимать и выполнять его рекомендации в группе и дома.

Моделирование пространства для новой педагогической деятельности родителей. Родители учатся по-другому видеть своего ребенка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их.

4.    Домашняя работа.

Домашние занятия необходимы для успешного продвижения ребенка. По рекомендации педагога родители изготавливают материалы, которые необходимы ребенку. И, перенося домой накопленный опыт и знания, учатся наблюдать, анализируя  действия ребенка.

Специально подготовленная предметная среда для детей 0-3 лет

включает в себя следующие блоки:

1.     Зона развития крупной моторики

2.     Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности

3.     Зона сенсорного развития

4.     Зона упражнений с сыпучими материалами

5.     Зона упражнений с водой

6.     Зона продуктивной и изодеятельности

7.     Зона  развития речи.

1. ЗОНА   РАЗВИТИЯ  КРУПНОЙ МОТОРИКИ.

Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами. Ребенок 1-3 лет активно проживает период освоения движений и действий. В организации общих движений участвуют:

  а) Ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга

  б)  Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений

  в)  Зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия

  г)   Двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.

Результатом  освоения  этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.

Оборудование и материалы

1.     Напольное покрытие с низким ворсом

2.     Сухой бассейн с мягким наполнителем и мягкими бортами (напр. надувной,  заполненный на ¼ резаным поролоном, который регулярно стирается с антистатиком)

3.     Дорожка для ходьбы  шириной  20  см. Она состоит из фрагментов, которые могут изменять угол наклона и угол поворота относительно друг друга.

4.     Лазательный комплекс, включающий в себя горку, наклонную лесенку, подвижные лесенки-ступеньки, решетчатые арки.

5.     Спортивный комплекс со следующими снарядами: кольца, турник, канат, веревочная  лестница - брахиация, шведская стенка, лианы, высокая горка.

6.     Шариковый сухой бассейн.

7.     Следы и ладошки из шершавой салфетки.

8.     Сенсорные дорожки.

9.     Низкие параллельные брусья.

Ожидаемые результаты:

умения
навыки
Потребности

·        Устойчиво сидит без опоры, может при этом свободно заниматься игрушкой

·        Переворачивается со спины на живот и обратно

·        Ходит без опоры

·        Бегает, не смотря под ноги

·        Поднимается по ступенькам с опорой

·        Спускается по ступенькам с опорой

·        Ходит по наклонной поверхности

·        Выполняет различные движения на доске, шириной  20 см. – ходит прямо, боком, приседает.

·        Подлезает под препятствие

·        Перелезает через препятствие

·       Раскачивается и подтягивается на кольцах

·        Висит и подтягивается на турнике

·        Висит и подтягивается на подвижной перекладине

·        Лазает по шведской стенке

·        Может катить, кидать и вести мяч.

·        Удержание равновесия в вертикальном положении

·        Перенос веса на одну ногу.

·        Сохранение равновесия при движении по доске шириной 20 см.

·        Сохранение равновесия на неустойчивой опоре

·        Сохранение равновесия при переноске крупных предметов

·        Сохранение равновесия на наклонной поверхности

·        Удержание собственного веса на руках  в висе.

·        Чередование движений (руки-ноги, правая-левая)

Координированное движение с предметами по определенной траектории.
·        В усложнении движений

·        В высокой двигательной активности

·        В выполнении последователного комплекса движений



·        В самостоя -тельности.


2. ЗОНА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ  В УСТАНОВЛЕНИИ  ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ КИСТИ РУКИ И ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЙСТВИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план.

Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Таким образом, мы имеем дело с эволюционным рядом поведения, которому свойственна функциональная  подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, цвета, формы, шероховатости и т.д.). Здесь же ребенок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение ряда.

Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда  ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого развития.

Оборудование и материалы

1.     Большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости

2.     Скаты  для шариков

3.     Мешок с песком для перетяжки через блок.

4.     Баскетбольное кольцо на уровне головы ребенка со скатом для мяча.

5.     Поролоновые мячи разного диаметра (2-3 шт., м.б. с колокольчиками) подвешенные к потолку на резинках разной длины.

6.     Сенсорные книжки (1-2 шт.)

7.      Игрушка- юла

8.     Поднимающиеся жалюзи с веревочкой и кольцом.

9.     Коробочка с лотком

10. Коробочка с выдвижным шкафчиком

11. Коробочка с цветными колышками

12. Коробочка с вязаным мячиком

13. Диски на вертикальном штырьке

14. Кубики на вертикальном штырьке

15. Диски на горизонтальном штырьке

16. Шкафчик для развития запястья

17. Возвращающиеся кольца

18. Скользящие кольца

19. Банка с шариками

20. Мягкие развивающие игрушки

21. Копилка

22. Модуль для введения понятия «такой-же» (тактильный)

23. Модуль для развития запястья (движение по проволоке)

24. Модуль для развития запястья (движение по прорези)

25. Модуль с дверцами с шестью разными замками

26. Модуль для развития стереогностического чувства

27. Модуль с прищепками и крючками

28. Модуль со шнуровкой

29. Подбор открученных крышек к баночкам и бутылочкам

30.  Игрушки с резьбовым соединением

31.  По-разному открывающиеся  коробочки с  предметами

32.  Рамка с застежкой на 3 большие  пуговицы

33.  Рамка с «липучками»

34.  Массажные кольца



Ожидаемые результаты:

Умения 
Навыки
Потребности

·        Выполняет вращательные движения рукой в вертикальной плоскости

·        Выполняет одновременные вращательные движения правой и левой рукой по разным радиусам

·        Бросает мяч в кольцо.

·        Бросает в кольцо другие предметы

·        Попадает в кольцо с разного  расстояния

·        Умеет ловить и бросать движущийся мяч на резинке

·        Перетягивает груз через блок.

·        Перелистывает страницы сенсорной книги

·        Сенсорные книги

·        Манипулирует выдвижными ящичками

·        Пускает предметы в отверстие

·        Наблюдает за движущимся предметом (шариком)

·        Открывает и закрывает дверцы с простыми замками (крючок, шпингалет и т.д.)

·        Нанизывает диски на вертикальные и горизонтальные штырьки
·        Установление причинно-следственных связей

·        Наблюдение за движущимся предметом

·        Освоение алгоритма деятельности

·        Координация работы руки и глаза

·        Координация работы ног и глаза

·        Работа с партнером – установление очередности действия

·        Предвидение результата собственных действий
·        Потребность в завершенности процесса

·        Потребность в выборе материала

·        Потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка

·        Потребность в усложнении задачи

·        Потребность в социальном взаимодействии



3.     ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития.

Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно

- является основой для интеллектуального развития

-         упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии  с внешним миром.

-         Развивает наблюдательность

-         Готовит к реальной жизни

-         Позитивно влияет на эстетическое чувство

-         Является основой для развития воображения

-         Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала).

-         Дает ребенку возможность овладеть новыми способами  предметно – познавательной деятельности

-         обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

-         обеспечивает освоение навыков учебной деятельности

-         влияет на расширение словарного запаса ребенка

-         влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

Как и в других зонах, ребенок сам выбирает  материал, привлекший его внимание. Взрослый должен показать ребенку, как с этим материалом работать, и потом помочь убрать его на место. Точный показ (презентация) должен быть освоен взрослым заранее. Усложнение задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком материалов и приобретения умений, навыков и потребностей. Особый акцент для детей до 3 лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета) и осязания.

Оборудование и материалы

1.     Открытые полки для материала

2.     Индивидуальные рабочие коврики

3.     Рабочий столик

4.     Сенсорный модуль с геометрическими телами и зеркалом или:

4.1.                    Коробочка с большим цилиндром

4.2.                    Коробочка с тонким цилиндром

4.3.                    Коробочка с кубом

4.4.                    Коробочка с треугольной призмой

4.5.                    Коробочка с параллелепипедом

4.6.                    Коробочка с тремя геометрическими телами и зеркалом

5.     Блоки цилиндров (три блока по пять цилиндров)

6.     Розовая башня из пяти кубов (шаг 2 см)

7.     Коричневая лестница из пяти призм (шаг 2 см)

8.     Вкладывающиеся коробочки

9.     Матрешка- пятерка не раскрашенная

10.           Набор вкладок  круг, квадрат, треугольник с единичными предметами

11.           Набор вкладок с предметами разной формы

12.           Коробки с цветными табличками № 1, № 2

13.           Сортировка цветных предметов

14.            Пирамидка

15.           Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке

16.            Колокольчики трех разных тонов на подставке-лесенке

17.           Простая мозаика

18.            Лото соответствие

19.           Мешочки с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке

20.           Набор парных предметов, отличающихся по величине

21.           Сенсорные книжки

22.           Мешочки для ощупывания (с различными крупами, парные)

23.           Сенсорная дорожка из разных на ощупь материалов

24.           Модуль для подбора цветов

25.           Шары с магнитными секторами для подбора цветов

26.           Игрушки с контролем по форме и по цвету.

27.           Сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями в крышках

28.           Сортировка мелких предметов (например, деревянных грибков разной формы)

29.           Сортировка поролоновых шариков и кубиков с помощью среднего пинцета

Ожидаемые результаты:

Умения
Навыки
потребности

·        различает предметы по форме

·        различает предметы по величине

·        распознает плоские геометрические фигуры

·        сопоставляет фигуры с проекциями

·        распознает основные цвета

·        различает звуки по громкости

·        различает звуки по высоте
·        ношение предметов

·        осуществление последовательного построения

·        подбор соответствия

·        подбор пар

·        алгоритмизация деятельности

·        сравнение по определенному параметру

·        работа по памяти
·        сформирован-

ная потребность в выборе материала

·        сформирован-

ная потребность в завершении работы

·        потребность с помощью контроля, заложенного в материале проверить и оценить свои действия.

4. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие (репрезентацию понятий и представлений). Очень важным является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез. Этот интерес должен иметь выход в виде  занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. У   детей 1,5 –3 лет она строится на основе манипуляции с мелкими предметами при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами:

а) Чувствительность пальцев

обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость – мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

б) Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и др. свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

г) Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Мы выделяем сыпучие материалы в отдельную зону, чтобы облегчить уборку и исключить смешивание крупы с водой, песка с сенсорными материалами и т.д.

Оборудование и материалы (упражнения)

1.     Сортировка природного материала

2.     Перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие

3.     Пересыпание из кувшинчика в кувшинчик

4.      Пересыпание ложкой

5.      Просеивание 

6.      Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками

7.      Перекладывание ложкой

8.     Забивание гвоздиков в глину

9.      Механическая кофемолка (шарманка)

Ожидаемые результаты:

Умения
навыки
Потребности

·        Умеет совершать различные виды предметной деятельности:

·        пересыпание

·        перекладывание

·        сортировку

·        опускание и проталкивание предмета в отверстие

·         

·        использует инструменты: пинцет, ложку, молоточек и т. д.
·        координированная работа руки и глаза

·        координированная работа обеих рук

·        осуществление «пинцетного захвата» с помощью большого и указательного пальцев

·        манипуляция мелкими предметами с помощью пальцев

·        точные движения кисти

·        воспроизведение алгоритма сложных действий
·        Поддержание порядка

·        Использование предметов по назначению

·        Соблюдение точности в действиях

·        Наблюдение за процессом работы

·        Завершение работы

·        Выбор материала.




5.     ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С ВОДОЙ

Упражнения с  водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым. Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда.

Оборудование и материалы

1.     Клеенчатые фартуки.

2.     Полотенца для рук.

3.     Полки-столики для размещения материала.

4.     Подносы для размещения материала.

5.     Фигуры «аква» для создания композиции на стене.

6.     Водяная мельница в тазике.

7.     Набор сосудов разных форм для переливания воды.

8.     Два тазика и половник для переливания воды.

9.     Двойная миска и резиновая груша для переливания воды.

10. Две миски и губка на подносе для переноса воды.

11. Миска, венчик, мыльная пена для взбивания.

12.  Соломинка и сосуд для выдувания мыльной пены.

13. Миска с плавающими шариками, сито.

14. Два кувшинчика для переливания.

15. Кувшинчик и три стаканчика для переливания.

16. Большая пипетка, два сосуда для переливания.

17. Ведро и швабра для мытья пола.

18. Тряпочки для вытирания со стола.

Ожидаемые результаты:

Умения
Навыки
Потребности

Совершать виды деятельности:

·        Переливать из одного сосуда в другой

·        Использовать для переливания различные инструменты: грушу, большую пипетку, губку, половник и т.д.

·        Вылавливать плавающих предметов с помощью сита.

·        Прилеплять к стене мокрые плоские фигуры.

·        Выдувать воздух через трубочку.

·        Вытирать пол, стол, поднос.

·        Вытирать руки.

·        Сбивать пену венчиком.
·        Зрительный контроль ошибок.

·        Координированная работа обеих рук.

·        Координированная работа руки и глаза.

·        Ношение сосудов с водой.

·        Освоение сложных алгоритмов деятельности.

·        Получение знаний о свойствах предметов и материалов через деятельность и чувственный опыт.

·        Поддержание порядка.

·        Самостоятельной деятельности.

·        Сформированная потребность в выборе материала.

·         Сформированная потребность в усложнении задачи.








6.     ЗОНА ПРОДУКТИВНОЙ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори). 

Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двум-трем годам ребенок может начать уже собственно изобразительный этап, который характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент особенно важна готовность руки, иначе образ не находит воплощения. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.

Оборудование и материалы

1.     Большой стол для коллективных работ.

2.     Мольберт.

3.     Полка с материалами.

4.     Доска для рисования мелом.

5.     Выставка работ.

6.     Вырезанные педагогом простые контуры из бумаги для раскрашивания и составления композиций.

7.     Цветные мелки.

8.     Восковые мелки.

9.     Угольный карандаш.

10. Акварельные карандаши.

11. Пальчиковые краски или акварель

12. Гуашь.

13. Штампики.

16.Материал для резания: ножницы, картонные полоски.

17.Материал для резания овощей.

18. Пластмассовая терка для овощей.

19.Различные материалы для аппликаций и коллажей.

20.Ящик для рисования на песке (на манке).

21.Деревянные овощи с липучками (для резания).

22.Складывание салфеток.

23.Сгибание бумаги.

24.Природные материалы (шишки, желуди, чай и т.д.).

Ожидаемые результаты:

Умения
Навыки
Потребности

·        Оставлять след в виде линий и кругов

·        Размазывать краски пальцем, создавать цветные пятна

·        Раскатывать колбаски и шарики из теста

·        Резать полоску бумаги

·        Приводить в порядок инструменты и рабочее место

·        Составлять простейшие композиции

·        Различать цвета

·        Заполнять вырезанный из бумаги контур

·        Рисовать узнаваемые образы

·        Работать с предметами, оставляющими след: карандаш, мелки, уголь

·        Использовать пальчиковые краски

·        Использование инструментов, видоизменяющих материалы и предметы (ножницы, нож, стеки и т.д.)

·        Получение первоначальных знаний о свойствах художественных материалов через действия с ними
·        Заполнять «рисунком» все предоставленное пространство

·        Рассматривать изображение

·        Сформированная потребность в завершении и оформлении работы

·         Сформированная потребность в продуктивной деятельности

·         Потребность в общении с другими членами группы



7.     ЗОНА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь от других звуков, то к трем годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.

В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово.  Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно она должна обеспечивать возможность спонтанной деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим много упражнений требующих очень точной координированной работы пальцев.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ.

1.     Все предметы окружающей среды.

2.     Материал для сопоставления предмета и его изображения.

3.     Книги серии «Мои первые слова»

4.     Речевые коробочки с мелкими предметами, в названии которых присутствует определенный звук.

5.     Карточки по расширению словарного запаса: одежда, транспорт, обувь, игрушки, посуда, животные, растения и т.д.

6.     Лото-паззлы: «До и после», «Последовательность», «Мое утро», «Мой завтрак», «Причина и следствие»

7.     Набор муляжей овощей и фруктов.

8.     Наборы фигурок животных, диких и домашних.

9.     Карточки животных «Мама-папа-детеныш»

10. Фигурки-глаголы

11. Бусы деревянные крупные для нанизывания на шнурок

12. Нанизывание бусин на вертикально закрепленные стержни

13. Нанизывание мелких бусин на шнурок

14. Шнуровка по основе с отверстиями

15. Втыкание кнопок в пенопласт

16. Мелкая мозаика и т.п.

Для речевого развития детей полезно использовать речевые и ролевые игры.

Ожидаемые результаты:
Знания
Умения
Навыки
Потребности
Знание названий окружающих предметов
Знание названий овощей, фруктов, цветов, ягод, деревьев (по 5-6)
Названия классов животных (4-5)
Названия насекомых птиц, зверей (по 4-5)
Названия детенышей животных (5-6)
Названия геометрических фигур
Названия основных цветов Подобрать обобщающее слово
Выделить и назвать признаки предмета
Произносить звуки и звукосочетания родного языка Говорить предложениями
Использовать предлоги
Производить согласование времени и числа
Сформированная потребность в общении
Потреб-
ность в самовыражении с помощью речи
Потреб-ность в систематиза-ции новых знаний и понятий
Потреб-ность решать свои проблемы с помощью речи.

 

«КРУГИ» И ПРАЗДНИКИ В ГРУППЕ

Каждое занятие в группе «Вместе с мамой» включает в себя короткие (5-10 минут) коллективные занятия – «круги». Их содержанием могут быть: ритуалы приветствия, короткие детские песенки, пальчиковые игры, сказки с персонажами кукольного театра, музицирование с  использованием простых музыкальных инструментов – колокольчиков, ритмических палочек, ложек, бубнов, металлофонов и т.п. В работе кругов обязательно принимают участие мамы и, глядя на них – дети.

Обычно в группе отмечаются праздники, дни рождения. Их подготовка и проведение невозможны без активного участия мам. Есть общее правило, что на наших праздниках нет зрителей, все вместе делают костюмы и танцуют, и играют, и поют.