Оценка развития ребенка до 16 месяцев (шкала KID-R)
Оценка развития детей до 16 месяцев по русифицированной шкале KID Инструкция для родителей по заполнению бланков
1. Условия применения шкалы.
Шкала пригодна для оценки уровня развития младенцев 2-16 месяцев. Младенцев до 2 месяцев еще рано оценивать по шкале KID, а ребенка старше 16 месяцев имеет смысл оценивать, если очевидно, что он сильно отстает в физическом или психическом развитии. Свободно бегающего ребенка со словарным запасом около десятка слов нельзя достоверно оценить по шкале KID.
Заполнять бланки - Анкету и Ответный лист - должен человек, который общается с ребенком большую часть времени и практически ежедневно: как правило, мать, бабушка или отец, а также домашняя няня или воспитатель в доме ребенка. Никаких специальных знаний не требуется: достаточно правильно понимать инструкцию и вопросы.
2. Заполнение Анкеты.
В Анкете заполняются графы "фамилия-имя", "дата рождения", "дата заполнения", "адрес", "телефон", "на какой неделе родился", "число детей в семье", "возраст родителей"; в остальных случаях нужно из перечисленных вариантов ответа выбрать подходящий, выделив его жирным шрифтом.
Фамилия и имя должны быть четко написаны, лучше печатными буквами, иначе в случае повторного тестирования ребенок может "потеряться".
Даты необходимо заполнять по форме: (число месяца)/(номер месяца)/(две последние цифры года); например, 17 февраля 1996 г нужно записать в виде: 17/02/96.
Пожалуйста, очень внимательно проверьте, правильно ли Вы написали дату рождения и дату заполнения теста! При любой ошибке в датах результаты теста будут неверными.
Не забывайте указать, на какой неделе родился ребенок (нормально - на 40-й). Это важно и учитывается при определении отставания в развитии, поскольку нормально развивающийся недоношенный ребенок может несколько отставать от своих доношенных сверстников - на самом деле он младше их.
Возраст родителей указывайте в годах; не пишите вместо возраста год рождения.
Если основной воспитатель ребенка - бабушка или няня, ее возраст и образование нужно указать в соответствующей табличке; если же основным воспитателем указаны только мать или отец, то только их возраст и образование должны быть указаны в табличке, а столбец "воспитатель" не заполняйте. В вопросах, предполагающих вариант ответа из нескольких возможных, выделите подходящий жирным шрифтом.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фамилия, имя ребенка:__________________________________________(пишите четко!)
Дата рождения ребенка: __/__/__/ (день/месяц/год, например:-17/02/96)
Дата заполнения листа: __/__/__/
Пол ребенка: м | ж
Адрес: ________________________________________________________ Телефон:__________
Электронный адрес:_______________________________________________________________
Кто заполняет тест:
1-мать 2 - отец 3 - бабушка
4 – другой член семьи 5 - няня, воспитатель и др.
На которой неделе беременности родился ребенок:________________
Какие роды: 1 – нормальные 2-осложнения для ребенка
3 - осложнения для матери 4 – осложнения для обоих
Состояние ребенка: 1-здоров 2-полностью выздоровел после
тяжелой болезни
3-ослаблен после тяжелой 4-физически болен
болезни
Бывают ли судороги: да | нет
Где воспитывается ребенок: 1 - в семье 2-в семье и яслях/садике
3 - в круглосуточных яслях 4-в дет.доме (доме ребенка)
Язык общения в семье: 1-только русский 2-русский и другой
Количество детей в семье_____
Основной воспитатель ребенка: 1-мать 2-отец 3-бабушка
4-другой член семьи 5-няня, воспитатель…
Обычное настроение воспитателя: 1-бодрое 2-спокойное
3-раздраженное 4-подавленное
Что воспитатель ценит в ребенке: 1-послушание 2-общительность
3-любопытство
Экономическое положение семьи: 1-хорошее 2-среднее
3-плохое 4-очень плохое
Возраст Образование Коды образования
Мать _______ 1 2 3 4 5 1 – неполное среднее
Отец _______ 1 2 3 4 5 2 - среднее
Воспитатель _______ 1 2 3 4 5 3 – среднее специальное
4 – неполное высшее
5- высшее
Там, где перечислены варианты ответов, номер нужного варианта выделите жирным шрифтом.
3. Заполнение Ответного листа.
Внимательно прочтите каждый пункт в приводимом ниже вопроснике и проставьте коды ответов в правой колонке, напротив соответствующих вопросов, руководствуясь следующим правилом:
=> поставьте цифру 1, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок начал выполнять в течение последнего месяца (то, что ребенок впервые сделал или сказал при Вас, хотя бы однократно, в течение последнего месяца);
=> поставьте цифру 2, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок уже выполнял месяц назад или ранее (независимо от того, продолжает ли он это делать или перестал потому, что перерос);
=> поставьте цифру 3, если пункт описывает действие, не совершаемое Вашим ребенком до сих пор, потому что он не дорос, не может его выполнить или только пробует.
Если ребенок - инвалид, то подразумевается выполнение действия с помощью специального инвалидного устройства, которым он обычно пользуется.
Не оставляйте пункты без ответа: оператор, обрабатывающий ответы, не сможет лучше Вас выбрать наиболее точный вариант. Даже если на большом протяжении Вопросника сплошь идут слишком трудные для Вашего ребенка пункты, нужно на каждый из них ставить код ответа 3.
ВОПРОСНИК
1. Питается от груди или из бутылки
2 .Стаскивает шапочку со своей головы
3 .Берет пищу с ложки
4 .Играет в прятки (в «ку-ку»: «прячет» лицо за ладонями)
5 .Плачет, когда отбирают игрушку
6 .С удовольствием открывает и закрывает крышку коробочки
7 .Подражает покашливанию, мычанию, цоканью, другим звукам
8 .Берет маленькие предметы двумя пальцами
9 .Может самостоятельно сесть, даже если до этого лежал (а) на животе
10. Подпрыгивает, если поддерживать подмышки
11 .Может самостоятельно сесть, если перед этим стоял (а)
12 .Помогает одеванию, просовывая руки в рукава
13 .Смотрит на людей и успокаивается (затихает)
14 .Тянется к знакомому человеку
15 .Может один (одна) играть с игрушками в течение 15 минут
16 .Трясет погремушкой, если ее вложить в руку
17 .Черкает карандашом по собственной инициативе
18 .Преодолевает препятствия, чтобы достать нужную вещь
19 .Произносит звуки «м-м-м» или «с-с-с»
20. Машет ручкой «пока-пока» в подходящий момент
21 .Держит свою бутылочку, снова берет ее, если выпустит из рук
22 .Может начать ползти, если перед этим сидел (а)
23 .Обхватывает бутылочку руками, когда сосет из нее
24 .Пытается привлечь внимание взрослого лепетом и улыбками
25 .Дает игрушку, если вы протянете за ней руку
26. Избегает предметов, которые могут причинить боль
27 .Берет предметы и рассматривает их
28 .«Разговаривает» на своем языке (гулит)
29. Четко произносит одно слово
30 .Хлопает в ладоши, когда попросят
31 .Сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку
32 .Пытается заполучить игрушку, находящуюся вне пределов досягаемости
33 .Проглатывает жидкость, не поперхнувшись
34 .Предпочитает есть самостоятельно
35 .Пытается привлечь внимание взрослого тем, что тянется к нему и протягивает руки
36 .Протягивает взрослому игрушку, но не отдает ее
37 .Ищет игрушку, которую спрятали на его (ее) глазах
38 .Интересуется фотографиями (рассматривает, когда показывают)
39 .Подражает знакомым действиям матери
40 .Пользуется голосом для выражения эмоций (не только плачет)
41 .Имитирует «ма-ма» или «да-да»
42 .Раскрывает кулак, если к нему прикасаются игрушкой
43 .Пальцем тычет в предметы, или толкает их, или трет, или катает
44 .Становится ногами на пол, если держать в стоячем положении
45 .Приподнимает грудь с кровати, когда лежит на животе
46 .Тянет предметы в рот
47 .Глотает мягкую (протертую) пищу
48 .Приходит в возбуждение (радуется), когда взрослый берёт на руки
49 .Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их подбирал
50 .Реагирует на звук колокольчика или погремушки
51 .Сразу же замечает предмет, помещенный перед ним (ней)
52 .Играет с куклами
53 .Хнычет или плачет, когда ругают
54 .Называет маму «ма-ма» (осмысленно)
55 .Пытается схватить расположенные рядом маленькие предметы
56 .Рвет бумагу двумя руками
57 .Стоит, если поддерживать подмышки
58 .Делает движения ползания
59 .Может самостоятельно поднести бутылочку ко рту
60 .Выказывает ревность
61 .Двигается под музыку
62 .Улыбается при звуке погремушки или колокольчика
63 .Роняет и поднимает игрушки
64 .Катает мячик со взрослым
65 .Уберёт тряпочку, если ею закрыть его(ее) лицо
66. Реагирует, услышав свое имя
67 .Произносит по крайней мере два разных звука
68 .Держит игрушку
69 .Устойчиво держит голову, когда тянут за руки, чтобы принял (а) сидячее положение
70. Открывает рот при виде бутылки или груди
71 .Ест новую пищу без капризов, когда ее предлагают в первый раз
72 .Понимает «пока-пока» («до свидания»)
73 .Похоже, что понимает смысл слов «вверх» и «вниз»
74 .Следит глазами за движением рук
75 .Изменяет положение тела, чтобы лучше видеть что-то
76 .Улыбается, услышав свое имя
77 .Отчетливо произносит три или четыре слова
78 .Указывает на предмет, который хочет
79 .Опускает разные предметы в коробки и бутылки
80 .Свободно вертит головой, когда сидит или когда держат в вертикальном положении
81 .Сидит на корточках
82 .Перелезает через препятствия
83 .Ест размятую твердую обычную пищу, когда ею кормят
84 .Издает звуки во время кормления и купания
85 .Любит купаться в ванне и брызгаться
86 .Сопротивляется, когда взрослый или ребенок пытается отобрать игрушку
87 .Поднимает подбородок, лежа на животе
88 .Интересуется своим отражением в зеркале
89 .Заглядывает за угол, когда что-нибудь потерялось
90 .Останавливается, когда вы говорите «нельзя»
91 .Произносит звуки, похожие на «ма-ма», «ба-ба», «ла-ла»
92 .Пытается повторять слова
93 .Реагирует на «иди ко мне», поднимая ручки
94 .Тянется за игрушкой, которую близко поднесли
95 .Вытаскивает игрушки из коробки
96 .Поднимает голову, когда лежит на спине
97 .Подтягивается и встает, держась за край кроватки
98 .Выдвигает ящики шкафчика
99 .Жует пищу
100. Ест обычную твердую пищу
101 .Лепечет, когда с ним (ней) заговаривают
102 .Радуется, когда его (ее) подкидывают, возятся с ним (ней)
103 .Поворачивается, услышав свое имя
104. Намеренно не слушается
105 .Улыбается отражению в зеркале
106 .Передвигается, чтобы достать предмет, до которого не дотянуться
107 .Останавливается, когда вы кричите «нельзя»
108 .Быстро поворачивает голову на знакомый голос
109 .Берет предметы одной рукой
110 .Одновременно играет с двумя или более предметами
111 .Сидит у вас на коленях
112 .Быстро ползает на четвереньках
113 .Узнает бутылку и тянется за нею
114 .Держит, кусает и жует пирожок или печенье
115 .Одним людям улыбается, а другим - нет
116 .Имитирует игру в «ладушки-ладушки»
117 .Открывает рот, когда приближается ложка
118 .Издает звуки, когда с ним (ней) говорят
119. Останавливается, услышав свое имя
120 .Держит предмет двумя руками
121 .Помогает переворачивать страницы в книжке
122 .Стоит, держась за мебель
123 .Переворачивается со спины на бок
124 .Пытается открыть дверь
125 .Кладет кусочки пищи в рот
126 .Обнимает маму и показывает свою любовь к ней
127 .Находит частично спрятанные предметы
128 .Узнает материнский голос
129 .Тянется за всем, что попадает в поле зрения
130 .Похоже, что понимает «пока-пока» («до свидания»)
131 .Издает звуки то громкие, то тихие
132 .Переворачивает страницы книжки, по две-три сразу
133 .Сидит с некоторой поддержкой, при этом держит голову
134 .Стоит, если держат за обе руки
135 .Легко перекатывается со спины на живот
136 .Может осторожно положить игрушку
137 .Улыбается
138 .Играет один с игрушками
139 .Огорчается, если оставляют одного(одну) в комнате
140 .Громко хохочет, когда щекочут
141 .Обнимает отца и показывает, что любит его
142 .Внимательно смотрит на предметы и успокаивается (затихает)
143 .Реагирует на игру в прятки («ку-ку») .
144 .Имитирует действия взрослых через большой интервал времени после того, как они произошли
145 .Повторяет слова, когда попросят
146 .Трясет погремушкой
147 .Пытается приподняться и сесть, когда держат за руку
148 .Перекатывается с живота на спину
149 .Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет
150 .Пытается взять пищу ложкой
151 .Узнает наиболее знакомых взрослых
152 .Машет ручкой «пока-пока», когда скажут
153 .Обнимает куклу или медведя и показывает любовь к ним
154 .Бросает игрушки и смотрит, как они падают
155 .Протягивает игрушку матери, если она попросит
156 .Может копировать звуки
157 .Сидя, катает мячик
158 .Самостоятельно стоит
159 .Может переворачиваться (со спины на бок, с бока на живот и т.п.), когда оставляют лежать на спине
160 .Трогает свои ноги руками
161 .Берет ложку за ручку
I62 .Проглатывает пищу, не поперхнувшись, не подавившись, не закашляв
163 .Машет ручкой «пока-пока» в нужное время и без просьбы взрослого
164 .Ощупывает лицо, волосы, бусы или одежду взрослого
165 .Целует взрослого, когда попросят
166 .Копирует простые действия
167 .Сидит, опираясь на руки
168 .Выполняет простые указания, например, «иди ко мне»
169 .Многократно повторяет одни и те же звуки
170 .Хохочет
171 .Берет одной рукой две маленькие игрушки
172 .Сидит самостоятельно в течение нескольких секунд
173 .Устойчиво стоит самостоятельно
174 .Забирается на стулья или мебель для того, чтобы достать нужную вещь
175 .Наклоняется и подбирает игрушку с пола
176 .Держит ложку и доносит пищу до рта
177 .Обсасывает и мусолит во рту печенье и сухари
178 .Различно реагирует на посторонних людей и на знакомых
179 .Улыбается своему отражению в зеркале
180 .Подражает другому ребенку
181 .Вздрагивает от неожиданных голосов или шумов
182 .Издает звуки, когда взрослый улыбается или щекочет
183 .Ходит, держась за мебель
184 .Ползет вверх по лестнице
185 .Улыбается, если взрослый делает смешную гримасу
186 .Играет своими руками
187 .Улыбается при виде любимой игрушки
188 .Играет одновременно с двумя игрушками
189 .Качает головой в знак отрицания
190 .Подбирает маленькие предметы размером с горошину
191 .Бросает мяч
192 .Сидит самостоятельно в течение долгого времени
193 .Ходит, если держат за обе руки для равновесия
194 .Держит чашку и пьет из нее
195 .Стаскивает носки
196 .Пьет из чашки, которую держит взрослый
197 .Держит в течение секунды вложенную в руку ложку
198 .Смеется, если взрослый делает смешную гримасу
199 .Тянется к отражению в зеркале и похлопывает его
200 .Играет своими ногами
201 .Тянется за игрушками, которые расположены довольно близко, но нельзя их прямо схватить
202 .Бросает одну из двух игрушек, которые держит, для того, чтобы взять третью
203. Улыбается при виде новой игрушки
204 .С удовольствием смотрит в окно
205 .Лепечет, когда находится один(одна) в кроватке
206 .Распознает названия знакомых предметов
207 .Перекладывает предметы из одной руки в другую
208 .Стоя, кидает мяч
209 .Ходит, когда держат за одну руку
210 .Сидя, наклоняется вперед, чтобы достать нужный предмет
211 .Трет глаза
212 .Пьет из чашки, которую держит взрослый, не расплескивая питье
213 .Пытается ходить по дому за мамой
214 .Помнит, где в доме хранятся некоторые вещи
215 .Сжимает куклу или игрушку, чтобы они издали звук
216 .Хнычет или плачет
217 .Держит одновременно два предмета, по одному в каждой руке
218 .Черкает карандашом, если показать, как это делается
219 .Сидит самостоятельно и играет с игрушками
220 .Проходит несколько шагов без помощи взрослого
221 .Переворачивается и приподнимается, чтобы сесть
222 .Отворачивает голову, когда пытаются вытереть нос
223 .Пытается поднять к своим волосам гребенку или щетку
224 .Пытается привлечь внимание взрослого хныканием или плачем
225 .Подражает выражению лица взрослого
226 .Наклоняется и ищет упавший предмет
227 .Использует корзинку, сумку или ящик для того, чтобы переносить вещи
228 .Достает и носит знакомые предметы
229 .Достает предмет одной рукой
230 .Может без помощи взрослого сесть, если лежал(а) перед этим на спине
231 .Хорошо ходит самостоятельно
232 .Держит предмет величиной с куклу
233 .Играет с губкой или с игрушками в ванне
234 .Ест бутерброд, разрезанный на четыре части
235 .Смотрит телевизор
236 .Пытается дотронуться до движущихся предметов
237 .Визжит
238 .Стучит игрушками по столу или по полу
239 .Когда сидит, может лечь на спину без посторонней помощи
240 .Поднимается с полу, ни за что не держась, и самостоятельно идет
241 .Встает самостоятельно из сидячего положения
242 .Когда сидит, поворачивается в сторону или назад, чтобы взять нужный предмет
243 .Удерживает пищу во рту
244 .Просовывает ноги в штаны
245 .Старается схватить движущийся предмет
246 .Разворачивает завернутую или прикрытую чем-нибудь игрушку
247 .Может ходить боком
248 .Поднимает ноги, когда меняют подгузник
249 .Любит вынимать предметы из ящика (коробки) и класть их обратно
250 .Поднимает чашку двумя руками
251 .Пытается мыться губкой в ванне
252 .С помощью взрослого зачерпывает небольшое количество пищи ложечкой