Чем хорош детский сад Монтессори?
У педагогики Монтессори много очень привлекательных сторон. Это прежде всего индивидуальное внимание к личности каждого ребенка, создание условий для его развития - именно в том темпе, который присущ этому ребенку.
Девиз педагогики Монтессори - "Помоги мне сделать это самому". Основной пафос теории Монтессори
заключается именно в том, что ребенок может и должен развиваться самостоятельно, в соответствии с
"планом" развития, заложенным в нем самой природой. Задача воспитателей и педагогов состоит не в том, чтобы "вложить" в него как можно больше знаний и умений, а в том, чтобы создать особую среду, способствующую развитию. Учитель не ведет за собой ребенка, а следует за ним, в нужный момент лишь помогая ему.
Развивающая среда Монтессори продумана до мелочей. Разработанные ею пособия давно обрели мировую славу и разошлись далеко за пределы собственно педагогики Монтессори - их используют сегодня все, кто так или иначе работает с детьми-дошкольниками.
"Помогающая" позиция педагога вовсе не означает его пассивности. Педагогическая система Монтессори представляет собой тщательно разработанную систему, с продуманной теоретической базой и вполне определенными методиками. Педагоги, работающие по системе Монтессори, должны проходить весьма серьезную подготовку.
Несмотря на то что Мария Монтессори создавала свою педагогику в начале двадцатого столетия, и в наши дни ее система пользуется все возрастающей популярностью. При этом первоначальная система Монтессори развивается, дополняется и модифицируется. Сегодня в развивающих центрах вам могут предложить не только занятия в развивающей среде, но и музыкальные, танцевальные занятия, изучение иностранных языков и других предметов "по Монтессори".
С одной стороны, такое расширение границ методы, созданной столетие назад, представляет собой естественный и позитивный процесс. С другой стороны, нужно отдавать себе отчет, что под вывеской с заветным словом "Монтессори" энтузиасты могут проводить практически любые педагогические эксперименты, зачастую имеющие мало отношения к "первоисточнику". Хорошо это или плохо - судить можно только в каждом конкретном случае.
Что же касается детских садов, работающих под эгидой педагогики Монтессори, будьте готовы к тому, что в них предъявят достаточно высокие требования к вам, родителям. Для того чтобы вашего ребенка приняли в такой садик, у вас должно быть достаточно полное представление об особенностях педагогики Монтессори и, разумеется, соглашаться с ее положениями и методами. Педагоги в Монтессори-садиках работают в тесном контакте с родителями: беседы, консультации, родительские тренинги, участие в изготовлении пособий - все это активная работа родителей, без которой пребывание ребенка в таком саду теряет свой смысл.
Еще в тридцатые годы официальная советская педагогика в пух и прах раскритиковала систему Монтессори, обвинив ее в "индивидуализме, отсутствии коллективного духа и связи с жизнью". К сожалению, в известной степени эти упреки можно адресовать педагогике Монтессори и сегодня. Действительно, акцент всегда делается на "я", а не на "мы". С одной стороны, это можно только приветствовать: времена, когда "я" у нас было в полном подчинении от "мы", еще свежи в памяти и не вызывают большой радости. С другой стороны, крайний индивидуализм и неумение учитывать интересы группы тоже вряд ли можно считать идеалом, к которому надо стремиться.
Монтессори - садов становится все больше. Монтессори - школ по всей стране - единицы (да и те, что есть, можно расценивать лишь как экспериментальные площадки). Таким образом, вы должны быть готовы к тому, что по окончании детского сада Монтессори ребенка придется достаточно резко переводить на рельсы традиционной школьной педагогики.
Многие очень нахваливают вальдорфские детские сады. Действительно ли они лучше обычных?
В рамках этой статьи мы не можем подробно проанализировать достоинства и недостатки вальдорфской педагогики и антропософского мировоззрения, которое лежит в ее основе. Поэтому постараемся достаточно коротко ответить на вопрос о детских садах.
На первый взгляд, вальдорфский детский сад - воистину райское местечко для любого ребенка. Теплая, гостеприимная обстановка, воспитатели, которые встречают каждого из своих подопечных с распростертыми объятиями (в буквальном смысле, и это даже называется "жест принятия").
Индивидуальный подход, о котором так мечтает любая заботливая мама. Продуманная система занятий, праздников, внимание к физическому развитию детей.
Воспитанники вальдорфского детского сада живут в особом ритме: у них есть свои традиции, праздники, которые, по мнению теоретиков этой системы, поддерживают в душе ребенка гармонию с природой. Вообще, "природность" и "естественность" представляют собой одну из важнейших ценностей для идеологов вальдорфской педагогики. Здесь есть свои представления о законах развития ребенка и о том, как именно нужно содействовать этому развитию. Например, в вальдорфском детском саду вы не найдете "искусственных" игрушек - "магазинных" кукол, конструкторов, машинок. По мнению вальдорфских педагогов, ребенок должен иметь дело только с природным материалом - камни, дерево, натуральные ткани. Именно из этих материалов дети сами (под руководством педагогов) мастерят себе игрушки.
Еще в вальдорфском детском саду дети пекут печенье, готовят винегрет, работают за настоящим верстаком с настоящими столярными инструментами. А еще - слушают сказки, которые рассказывают им воспитатели (кстати, придумывать и рассказывать сказки - одно из искусств, которыми непременно должен владеть вальдорфский педагог).
Есть еще много разных подробностей, но их изложение заняло бы слишком много места. Поэтому перейдем к критике. Итак, первое, что нужно понять: отдавая ребенка в вальдорфский детский сад, вы выбираете ему не просто садик, а образ жизни и даже мировоззрение. Причем вы сами тоже должны разделять это мировоззрение.
Если вы просто ищите садик, в котором к вашему малышу будут относиться внимательно и заботливо, - вальдорфский сад вам ни к чему. Положения вальдорфской педагогики вызывают множество весьма обоснованных возражений, и практика показывает, что повзрослевшие воспитанники вальдорфских детских садов испытывают самые разнообразные трудности в дальнейшей жизни.
В вальдорфских детских садах почти не бывает свободных мест, а вот отдавать детей в вальдорфские школы родители почему-то не стремятся. Это не удивительно, если учесть тот факт, что читать там дети начинают лишь к третьему классу...
При современном положении дел, ребенок должен иметь довольно приличную подготовку, чтобы мог попасть в хорошую школу. Разумеется, в вальдорфском детском саду ни о какой подготовке к школе не может идти и речи.
Помимо качества образования, есть еще один момент, пожалуй, даже более важный. Раннее вальдорфское воспитание замыкает детей в этой среде, этом особом мирке, который отличается от большого и настоящего мира. В этом мирке существуют свои правила и традиции, своя мифология, религия, атмосфера и ритм жизни. И даже если ребенок позднее будет учиться в обычной школе, этот своеобразный ранний детский опыт не пройдет для него бесследно. Бывшие воспитанники вальдорфских детских садов часто испытывают трудности в адаптации к школе, в налаживании отношений со сверстниками. Воспитание, полученное в вальдорфском детском саду, нередко приносит довольно горькие плоды уже в подростковом возрасте, когда дети начинают "радовать" родителей и учителей асоциальным поведением.
Кого направляют в логопедический садик? Стоит ли стремиться попасть в такой детский сад?
У логопедических (речевых) садов есть ряд преимуществ. Во-первых, в группе здесь должно быть 8-12 детишек, а не 20, как в обычном детском саду. Во-вторых, в речевых садиках очень неплохо готовят к школе, поскольку по программе речевой группы проводится обучение чтению и письму, элементарным математическим знаниям, дается большой запас знаний об окружающем мире.
В речевой группе, помимо воспитателя и няни, работает логопед. Он проводит индивидуальные и групповые занятия. Дети получают на дом задания, которые они должны выполнять вместе с родителями. Логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, дает индивидуальные рекомендации по занятиям с ребенком, обсуждает его проблемы и успехи.
Если в садике есть группы для детей с ослабленным здоровьем, то в нем помимо педагогов работают педиатры, невропатологи, физиотерапевты, врачи ЛФК. В таких садах часто имеются бассейны, комнаты для релаксации, спортзал, кабинет физиотерапии. В штате сада может быть и детский психолог.
Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде. Кроме того, в представлении многих родителей речевой сад неизбежно связывается с диагнозом "на всю жизнь".
Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание "по подражанию". Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.
Что же касается опасений по поводу диагноза, который "испортит жизнь", следует понимать: само по себе пребывание в логопедическом садике, как и логопедический диагноз, вовсе не являются препятствием для поступления в хорошую школу. Напротив, как мы уже говорили, в речевых садах дети получают разностороннюю подготовку к школе. Другое дело, если нарушения речи связаны с той или иной формой задержки психического развития (ЗПР). Но для детишек с ЗПР существуют особые коррекционные детские сады, и это уже совсем другой случай. В целом же, нарушения речи у ребенка, пусть даже сравнительно незначительные, нельзя игнорировать. Если вовремя не обратить на них внимания, впоследствии у ребенка могут возникнуть трудности при обучении чтению и письму.
Наконец, следует знать: вы не можете определить ребенка в речевой детский сад по собственному желанию. В такие садики детишек отбирают только по показаниям специалистов. В начале и середине года логопеды, работающие в речевых садах, совершают рейды по массовым садам района. Они проводят обследования и выявляют детишек с нарушениями речи. Родителям таких детей выдается список документов, которые необходимо собрать для прохождения медико-педагогической комиссии. Нужно посетить врачейй-специалистов: педиатра, невропатолога, психиатра, ортопеда и ЛОРа, а также получить характеристику от воспитателя в детском саду и заключение о состоянии здоровья ребенка.
Комиссия проводится в марте - апреле. В состав комиссии входят логопеды, психолог, педиатры и заведующие детских садов, которые комплектуют группы на следующий учебный год - с сентября. На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:
- заикания;
- общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);
- фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения - случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 - 12 звуков);
- нарушения произношения отдельных звуков (2 - 3 звука).
Чтобы выбор был правильным: с чего начинать выбор детского сада?
Действительно, как и в любом другом деле, здесь главное - начать. Есть два самых простых способа. Первое: можно взять справочник и выписать адреса всех детских садов в округе. Для начала все-таки лучше попробовать найти садик как можно ближе к дому, потому что каждое утро возить маленького ребенка за тридевять земель - не самая лучшая идея. К сожалению, подходящий садик порой находится совсем не рядом с домом.
Второе: можно поговорить с мамами на детских площадках. Как правило, этот способ оказывается наиболее эффективным, потому что вам наверняка с ходу назовут самый лучший садик района, в который все мечтают попасть, а также парочку таких, к которым и близко подходить не стоит. Существенный минус этого подхода - представления других мам о том, что такое хороший или плохой садик, могут не совпадать с вашими. Поэтому, прислушавшись к чужим советам, вы можете пройти мимо садика, который как раз и подошел бы вам и вашему ребенку. И тем не менее в "клубе мам" вокруг ближайшей дворовой песочницы можно почерпнуть много полезной информации.
Более "продвинутый" метод поиска - Интернет. На каждом семейном сайте существуют рейтинги детских садов, на форумах постоянно происходит обмен мнениями и впечатлениями. Минусы и плюсы такого способа поиска - примерно те же, что и на детской площадке, зато объем информации значительно больше, а для того чтобы получить эту информацию, не нужно выходить из дому и бродить вокруг окрестных песочниц.
Однако составление списка детских садов - лишь первый, предварительный этап. Завершив его, вам все равно придется отправиться в поход, чтобы увидеть все своими глазами.
На что нужно обращать внимание при выборе детского сада?
Начинайте с первого, что попадается вам на глаза, - с территории. Насколько она благоустроена, есть ли какие-нибудь приспособления для лазанья, песок в песочницах, клумбы с цветами, битые стекла в кустах и дырки в заборе? Все эти детали уже немало расскажут вам о детском садике.
Разумеется, внутреннее убранство детского сада тоже говорит о многом. Но еще интереснее зайти в кабинет заведующей и сравнить качество ремонта и интерьера в нем с остальными помещениями садика. Если контраст слишком велик - в начальственном кабинете царит евростандарт, а в группах трескается штукатурка на потолках - стоит задуматься: готовы ли вы оплачивать из своего кармана дизайнерские задумки заведующей, отрывая эти деньги от собственного ребенка?
У заведующей можно спросить, по каким образовательным программам работает садик, какие занятия и в каком объеме проводятся в разных группах. Узнайте, сколько детей зачисляют в группу. Если вам скажут: "По списку в группе двадцать два, но вы не пугайтесь, на самом деле ходит не больше двенадцати, остальные все время болеют" - можно вежливо попрощаться и уйти. Выясните, какие дополнительные возможности предоставляет садик: водят ли детей в бассейн, на экскурсии, работает ли в саду психолог.
Помимо заведующей, которая на самом деле может вам предоставить лишь самую общую и не всегда точно отражающую действительность информацию, обязательно поговорите с врачом или медсестрой, а также с воспитателем той группы, куда, может быть, пойдет ваш ребенок. У медицинских работников разузнайте, проводятся ли в саду оздоровительные, общеукрепляющие мероприятия (возможны такие варианты, как массаж, водные процедуры, фитотерапия, лечебная физкультура и т. д.). Можно обсудить и вопрос о прививках.
Загляните в группу. Познакомьтесь с воспитателем, побеседуйте с ней о ее подопечных и их родителях. Если услышите слишком много жалоб - и на детей, и на взрослых, - стоит задуматься: устроит ли вас воспитатель, так недовольный своей работой. Поговорите с воспитательницей и о подготовке вашего ребенка к посещению садика: не будет ли она возражать, если вы с малышом будете приходить в детский сад на прогулки, согласна ли с тем, что в первые дни вы будете оставаться в группе вместе с ребенком.
Обычно уже первая беседа с воспитателем позволяет составить хотя бы общее мнение: подходит или нет. Можно также посмотреть со стороны, как проходят прогулки. Попробуйте где-нибудь неподалеку, не привлекая к себе внимания, понаблюдать за жизнью группы "в естественных условиях". Посмотрите, как дети общаются между собой, много ли ссор и конфликтов возникает между ними, как ведет себя в этих случаях воспитательница и как она вообще обращается со своими подопечными.
Если вы решили подойти к выбору садика со всей серьезностью, можно даже завести себе специальную тетрадочку. Составьте план "осмотра" ("территория", "группа", "воспитатели" и т. д.) и выставляйте по всем параметрам оценки после посещения каждого нового садика. Так вам легче будет сравнивать и взвешивать все преимущества и недостатки.
Только помните: так можно "привередничать" лишь в том случае, если у вас есть достаточный запас времени - по крайней мере, год - полтора до того момента, когда ребенка пора будет отправлять в сад. А если вы спохватитесь за месяц до выхода на работу, то вам придется решать вопрос не о том, как выбрать лучший из садиков, а о том, как попасть в хоть какой-нибудь ...
Сколько воспитателей должно работать в группе?
По правилам, в группе должно работать двое воспитателей: один - с утра до тихого часа, второй - с тихого часа и до вечера. Кроме того, воспитателям полагается помощник - попросту говоря, няня. Среди рекомендаций психологов, объясняющих, как выбирать хороший детский сад, вы можете встретить и такую: обязательно убедитесь, что штат действительно укомплектован полностью и на группу приходится трое взрослых - два воспитателя и няня. На практике этому совету следовать так же непросто, как и многим другим. Зарплата помощника воспитателя - ниже разумных пределов. А работа - сами понимаете... Так что, хотя няни в детских садах и не такая уж редкость, твердо рассчитывать на их постоянное присутствие не приходится.
Нередко проблема нехватки нянь решается в садиках путем компромиссов: одна няня на две (хорошо, если не на три) группы. В этом случае воспитателям хотя бы не приходится самим бегать на кухню за котлами с супом и мыть посуду после каждого приема пищи.
А вот воспитателей обязательно должно быть два. Потому что воспитательница, работающая в две смены, вынуждена выдерживать такие психологические (да и физические) нагрузки, что остается только пожалеть и ее, и ее маленьких подопечных.
Вообще, лучше заранее отдавать себе отчет в том, как именно выглядит в наши дни ситуация с персоналом обычных государственных детских садов. Воспитатель детского сада - одна из самых низкооплачиваемых и малопрестижных профессий. Парадоксально, но факт: с одной стороны, современные, хорошо образованные и достаточно требовательные (в хорошем смысле слова!) родители ждут от воспитательницы высокого профессионализма и выдающихся личных качеств - умения понимать ребенка, признавать и уважать его индивидуальность, разбираться во всех нюансах его психологического развития и т. д. А с другой - эта воспитательница слишком часто воспринимается как "обслуживающий персонал". И вообще, бытует мнение, что в детском саду работают лишь те, кто ни на что "большее" не способен!
Поверьте, это не преувеличение. Я беседовала со многими воспитательницами в разных детских садах, и все они в качестве самой негативной особенности своей работы называют даже не грошовую зарплату, а именно пренебрежительное отношение к их профессии, к их труду. Среди всех работников сферы образования детсадовские воспитатели занимают самую низшую ступень.
Я недаром говорю об этом. Дорогие родители, у нас с вами есть серьезный повод задуматься. Да, Марья Петровна, встречающая вашего малыша на пороге группы, возможно, очень далека от идеала. Вообще, сегодня весь штат сотрудников детских садов состоит, по большому счету, из двух категорий. Первая - это воспитатели "старой закалки", то есть женщины предпенсионного или уже пенсионного возраста, проработавшие в этом саду всю жизнь. Вторая - молодые мамы, которые водят в этот же садик своих собственных малышей. (Не секрет, что во многих садах, переполненных детьми и недоукомплектованных персоналом, такая кадровая политика очень распространена: вы к нам на работу, а мы за это - местечко в группе для вашего ребенка.) Настоящих энтузиастов, людей, которые бы приходили работать в детский сад по призванию, по велению души, - единицы.
Но в этом и наша с вами вина. До тех пор, пока не изменится отношение общества к этой профессии, пока мы не станем уважать и ценить Марью Петровну больше, чем своего стоматолога или юриста, Марья Петровна будет все та же: раздраженная, нетерпимая, не очень компетентная.
Так что, пожалуйста, будьте внимательны, тактичны и благодарны. Даже если вам не слишком нравится воспитательница, помните: у нее очень трудная работа - одна из самых трудных. Поддержите ее улыбкой, комплиментом, скажите ей "спасибо" хоть за что-нибудь. Поверьте, она откликнется, и у вас будет гораздо меньше поводов для беспокойства за своего ребенка.
Автор: О. Жукова
Психологический центр Адалин