Энциклопедические знания для «грудного ребенка»
Какие знания нужны новорожденному?!
Очень важно разделять энциклопедические знания ребёнка в возрасте до года и после года. Энциклопедические знания двухмесячного ребёнка: мама и папа – они всегда со мной, мне сними хорошо, меня кормят, возят в коляске, я могу поднять голову и увидеть, что меня окружает, над кроваткой крутятся и качаются разные предметы, иногда слышны приятные звуки, иногда – грохот и шум, иногда рука натыкается на что – то необычное.
Энциклопедические знания шестимесячного ребёнка: я знаю, как проползти в ванну и на кухню, где находится холодильник, вот дверь, через которую в квартиру входят люди, эта штуковина гремит, если её потрясти, а эта звенит, мячик катится. Ребёнок знает, что можно увидеть маму с балкона. А, поменявшись с ней местами и увидев, как она стоит на балконе, он догадается, что живёт на втором этаже. На протяжении всех этих занятий нужно много времени и раньше срока, но именно раньше срока, а не вообще, нагружать маленького ребёнка сериями других энциклопедических сведений не нужно. Заниматься ли с новорожденным?
Ребёнок только что родился. Прошло несколько дней. Счастливые родители, наконец, привыкли к своей новой роли. Но теперь у них возникает масса новых проблем, а поскольку всё впервые и вновь, то есть от чего растеряться.
И, как правило, в первые месяцы никто не думает о том, что надо давать ребёнку энциклопедические знания. Даже те, у кого первый ребёнок, сначала отдыхают, стараются прийти в себя или всё своё свободное время отдать старшим детям.
И, кроме того, ребёнок ведь всё время спит. А если и не спит, то «что он там понимает». О каких занятиях может идти речь? И действительно, никаких занятий в этом возрасте быть не может.
Нужно с ним играть и разговаривать. Это и даст ему возможность приобрести свои первые знания!
Разговаривать с ребёнком нужно обо всём: комментируйте все свои действия, называйте и объясняйте ему всё, что вас окружает, постарайтесь при этом делать так, чтобы окружающее было как можно интереснее. На что посмотреть
Возраст от рождения до 2 – 3 месяцев.
В первые месяцы, пока ещё ручки малыша сжаты в кулачки, главным источником информации о мире для него является зрение и слух.
Поэтому у ребёнка должно быть, на что посмотреть. Следует учесть, что оптимальное фокусное расстояние для новорождённого – 25 – 30 см. (природа мудра, и в первое время малыш лучше всего видит на том расстоянии, на котором находится лицо мамы, когда она держит его у груди). Именно на этом расстоянии надо располагать предметы для разглядывания. Что и как можно разглядывать?
Водите перед лицом малыша яркой звучащей игрушкой, привлекая звуком его внимание. Это может быть или обычная погремушка, или небольшой колокольчик, или оклеенный фольгой и цветной бумагой спичечный коробок, или баночка из – под крема, наполнить сухим горохом (или другим сыпучим наполнителем). Пусть предметы будут и цвета, и звуки, которые они издают, будут не похожи друг на друга.
Положите малыша на спинку. Покажите ему яркий предмет, извлекающий звук, слегка встряхните этот предмет, чтобы звуком привлечь внимание малыша. Держите игрушку на расстоянии 25 – 40 см. от глаз ребёнка. Медленно поводите игрушкой из стороны в сторону (на расстоянии 15 – 20 см.), одновременно встряхивайте её. Повторите движение три – четыре раза, затем остановитесь и дайте ребёнку возможность фокусировать взгляд на неподвижной игрушке. Убрав игрушку с поля зрения младенца, ещё раз потрясите ею, чтобы заставить ребёнка прислушаться. Затем покажите ему игрушечку, издавшую звук.
Когда малыш лежит на животике, кладите перед ним небольшие игрушки или любые другие предметы или простые по содержанию картинки (в вертикальном положении). Желательно при этом разговоре с малышом, объясняя ему, что он видит перед собой. Достаточно 1 – 2 объектов для разглядывания. Через несколько минут их можно будет поменять на другие. Проходя по квартире с малышом на руках, показывайте и называйте всё вокруг (конечно, вы понимаете, не за один раз). Время от времени подходите с малышом к зеркалу, чтобы он увидел и своё и ваше отражение.
Мобиль
Если малыш любит лежать на спине, для него есть кое - что по интереснее. Например, простейший «мобиль» - подвесную конструкцию из свободно висящих движущихся предметов. Лучше всего сделать небольшие игрушки из цветной бумаги (в технике оригами, например, или ещё как - нибудь), повесить большие кусочки картона с наклеенными на них картинками (проколите их иголкой посередине и повесьте на нитку, тогда они будут крутиться вокруг своей оси).
За основу мобиля можно взять небольшую палочку, к концам которой вы привяжете по ниточке, на каждой из этих ниточек будет ещё по одной палочке. К концам последних вы тоже привяжете ниточки и уже на них будете вешать свои поделки. Конструкцию следует хорошо уравновесить. После этого она будет свободно вращаться, и качаться от малейшего колебания воздуха. Менять игрушки на мобиле можно не часто, так как движущиеся предметы рассматривать интереснее, чем неподвижные, и они не скоро наскучат малышу. Через несколько дней вы можете заменить одну – две части конструкции.