Rambler's Top100

РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей.

Объявление

Наш форум представляет собой прекрасное пособие для будущих мам и пап, а также для молодых родителей. В нем есть практически все, что нужно знать о беременности и родах, послеродовом периоде, а также о самом главном - развитии, воспитании и здоровье малыша первых лет жизни.
Научиться рисовать может каждый! С 21 по 27 февраля на 'этом сайте https://emoroz.ru/ проводится БЕСПЛАТНЫЙ Мастер-Класс \"Талант за 7 Дней!\" Вы будете рисовать у себя дома в комфортной обстановке! Каждый день сначала будет краткая теория, потом — практика! Всего за 7 Дней Вы откроете в себе Художника! Даже, если Вы никогда раньше не умели рисовать! Спешите, количество мест ограничено!
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь. Есть скрытые темы для гостей. .

Internet Map КЛИКАЙ НА ДОМ. ТВОЙ КЛИК ВАЖЕН. И ОН ПОЯВИТСЯ НА КАРТЕ. ПОМОГИ НАМ НАЙТИ ПРИСТАНИЩЕ


ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ,,,!!!


Страна Мастеров

ФОТОКОНКУРСЫ


Игрушки для взрослых

Комната отдыха
Поворчалки, поболталки и прочие занудства
Хочу похудеть

Хочу быть красивой

Хочу быть здоровой

Хочу быть стильной

Хочу отдохнуть

Хочу Уют в доме

Хочу Вкусненького РЕЦЕПТ НЕДЕЛИ Rambler's Top100


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА

Что такое раннее развитие детей.

Словарь родителя раннего развития

Обзор методик развития М. Монтессори-методика:

СТРОНИЧКА ЛОГОПЕДА

НАША Библиотека

Детские презентации

ФИЗМИНУТКИ НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ
О ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ г. ВИДНОЕ "РАЗУМЕЙКА" тел 547-07-81 : 410-04 75



ЗАПИСЬ В ЦЕНТР тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по рисованию тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по лепке

Учимся читать

Учимся считать

ЗАНЯТИЯ на КАЖДЫЙ день

ФИЗМИНУТКИ


Дела семейные

БЕРЕМЕННОСТЬ. РОДЫ



Уход за ребёнком. Календарь развития ребенка до г

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей. » Обзор методик развития » Энциклопедические знания для «грудного ребенка» по Даниловой


Энциклопедические знания для «грудного ребенка» по Даниловой

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Энциклопедические знания для «грудного ребенка»

Какие знания нужны новорожденному?!

Очень важно разделять энциклопедические знания ребёнка в возрасте до года и после года. Энциклопедические знания двухмесячного ребёнка: мама и папа – они всегда со мной, мне сними хорошо, меня кормят, возят в коляске, я могу поднять голову и увидеть, что меня окружает, над кроваткой крутятся и качаются разные предметы, иногда слышны приятные звуки, иногда – грохот и шум, иногда рука натыкается на что – то необычное.

Энциклопедические знания шестимесячного ребёнка: я знаю, как проползти в ванну и на кухню, где находится холодильник, вот дверь, через которую в квартиру входят люди, эта штуковина гремит, если её потрясти, а эта звенит, мячик катится. Ребёнок знает, что можно увидеть маму с балкона. А, поменявшись с ней местами и увидев, как она стоит на балконе, он догадается, что живёт на втором этаже. На протяжении всех этих занятий нужно много времени и раньше срока, но именно раньше срока, а не вообще, нагружать маленького ребёнка сериями других энциклопедических сведений не нужно. Заниматься ли с новорожденным?

Ребёнок только что родился. Прошло несколько дней. Счастливые родители, наконец, привыкли к своей новой роли. Но теперь у них возникает масса новых проблем, а поскольку всё впервые и вновь, то есть от чего растеряться.

И, как правило, в первые месяцы никто не думает о том, что надо давать ребёнку энциклопедические знания. Даже те, у кого первый ребёнок, сначала отдыхают, стараются прийти в себя или всё своё свободное время отдать старшим детям.

И, кроме того, ребёнок ведь всё время спит. А если и не спит, то «что он там понимает». О каких занятиях может идти речь? И действительно, никаких занятий в этом возрасте быть не может.
Нужно с ним играть и разговаривать. Это и даст ему возможность приобрести свои первые знания!

Разговаривать с ребёнком нужно обо всём: комментируйте все свои действия, называйте и объясняйте ему всё, что вас окружает, постарайтесь при этом делать так, чтобы окружающее было как можно интереснее. На что посмотреть

Возраст от рождения до 2 – 3 месяцев.

В первые месяцы, пока ещё ручки малыша сжаты в кулачки, главным источником информации о мире для него является зрение и слух.
Поэтому у ребёнка должно быть, на что посмотреть. Следует учесть, что оптимальное фокусное расстояние для новорождённого – 25 – 30 см. (природа мудра, и в первое время малыш лучше всего видит на том расстоянии, на котором находится лицо мамы, когда она держит его у груди). Именно на этом расстоянии надо располагать предметы для разглядывания. Что и как можно разглядывать?

Водите перед лицом малыша яркой звучащей игрушкой, привлекая звуком его внимание. Это может быть или обычная погремушка, или небольшой колокольчик, или оклеенный фольгой и цветной бумагой спичечный коробок, или баночка из – под крема, наполнить сухим горохом (или другим сыпучим наполнителем). Пусть предметы будут и цвета, и звуки, которые они издают, будут не похожи друг на друга.

Положите малыша на спинку. Покажите ему яркий предмет, извлекающий звук, слегка встряхните этот предмет, чтобы звуком привлечь внимание малыша. Держите игрушку на расстоянии 25 – 40 см. от глаз ребёнка. Медленно поводите игрушкой из стороны в сторону (на расстоянии 15 – 20 см.), одновременно встряхивайте её. Повторите движение три – четыре раза, затем остановитесь и дайте ребёнку возможность фокусировать взгляд на неподвижной игрушке. Убрав игрушку с поля зрения младенца, ещё раз потрясите ею, чтобы заставить ребёнка прислушаться. Затем покажите ему игрушечку, издавшую звук.

Когда малыш лежит на животике, кладите перед ним небольшие игрушки или любые другие предметы или простые по содержанию картинки (в вертикальном положении). Желательно при этом разговоре с малышом, объясняя ему, что он видит перед собой. Достаточно 1 – 2 объектов для разглядывания. Через несколько минут их можно будет поменять на другие. Проходя по квартире с малышом на руках, показывайте и называйте всё вокруг (конечно, вы понимаете, не за один раз). Время от времени подходите с малышом к зеркалу, чтобы он увидел и своё и ваше отражение.

Мобиль

Если малыш любит лежать на спине, для него есть кое - что по интереснее. Например, простейший «мобиль» - подвесную конструкцию из свободно висящих движущихся предметов. Лучше всего сделать небольшие игрушки из цветной бумаги (в технике оригами, например, или ещё как - нибудь), повесить большие кусочки картона с наклеенными на них картинками (проколите их иголкой посередине и повесьте на нитку, тогда они будут крутиться вокруг своей оси).
За основу мобиля можно взять небольшую палочку, к концам которой вы привяжете по ниточке, на каждой из этих ниточек будет ещё по одной палочке. К концам последних вы тоже привяжете ниточки и уже на них будете вешать свои поделки. Конструкцию следует хорошо уравновесить. После этого она будет свободно вращаться, и качаться от малейшего колебания воздуха. Менять игрушки на мобиле можно не часто, так как движущиеся предметы рассматривать интереснее, чем неподвижные, и они не скоро наскучат малышу. Через несколько дней вы можете заменить одну – две части конструкции.

0

2

Мобиль «Карусель»

Возьмите полоску плотного картона шириной около 10 см., длиной 50 – 60 см. Если вы не найдёте такого длинного куска картона, составьте его из двух частей. Склейте или скрепите степлером края внешней плоскости. В верхней части проделайте дыроколом четыре отверстия. Прикрепите к ним нитки одинаковой длинны и свяжите их концы вместе. Снизу проделайте дыроколом 6 – 8 отверстий. Привяжите к ним нитки произвольной длины и закрепите на них бумажные игрушки. Подвесьте карусель над малышом и слегка закрутите. Малышу понравится разглядывать вращающие игрушки.

Более основательную карусель можно сделать из каркаса от старого абажура. Внизу по периметру каркаса закрепите (привяжите или, обернув, закрепите ниткой) несколько тесёмок. К каждой из них пришейте зажим «крокодил» (с их помощью крепятся шторы на карнизе). На эти зажимы вы сможете вешать любые игрушки, нетяжёлые предметы, картинки. Легкими бумажными конструкциями вы сможете пользоваться совсем недолго, до тех пор, пока малыш не начнёт тянуться к ним ручками.

Изучаем мир руками

Возраст от двух недель до 4 месяцев.

Сам ребёнок потрогать или подержать пока ещё ничего не может. Поэтому его руками должны действовать вы. Возьмите любую игрушку или небольшой предмет, погладьте ребёнка по ручкам (по ладошкам и по тыльной стороне), ступням, щёчкам, животику. Комментируйте ощущения малыша словами: «гладкий», «пушистый», «шершавый».

Проходя по квартире с малышом на руках, проводите его ладошками по различным поверхностям: по обоям, кафелю, деревянным дверям, по столу по дверке холодильника, по пледу, по обивке дивана.

На кухне дайте ему потрогать хлеб, яблоко, огурец, другие овощи и фрукты. Можно дать «попробовать» руками холодный пакет с замороженной клубникой и тёплую чашку с остывающим чаем. И не забывайте называть объект исследования и ощущения, которые ребёнок испытывает, прикасаясь к нему «Чашка с чаем. Она тёплая. А вот пакет с ягодами. Он холодный, я достала его из морозильника».

Вкладывайте в ладошку малыша атласную ленту, вышитую тесёмку, тесёмку – змейку, шнурок с завязанными на некотором расстоянии друг от друга узелками. Потяните тесёмку за один конец, будто хотите вытащить её из руки ребёнка. В ответ на это малыши обычно сжимают кулачок ещё сильнее.

Сложите небольшой лоскут ткани вдвое изнанкой на наружу, прошейте, выверните на лицевую сторону, скатайте валик и закрепите его край, чтобы не разматывался. Сделайте несколько валиков из тканей, разных на ощупь. Вкладывайте такие валики в ручки малыша.

Учимся смотреть и слушать

Возраст: от 1 до 3 месяцев.

Положив малыша на животик, наклонитесь к нему, чтобы он видел ваше лицо, поговорите, побуждая его поднимать голову. Покажите ему одну игрушку (в неподвижном состоянии, прямо перед лицом на расстоянии 25 – 40 см.). поводите игрушкой из стороны в сторону, а так же также удаляя и приближая её. Увеличивайте скорость и амплитуду движения игрушками.

Возьмите любую звучащую игрушку, покажите малышу, слегка встряхните её на расстоянии 50 – 60 см. от малыша, чтобы звуком привлечь его внимание. Побуждайте малыша искать глазами источник звука, встряхивая игрушку вне его поля зрения.

Если у вас есть заводная игрушка, которая двигается и издаёт не очень громкий (чтобы не испугать малыша), звук, заведите её и поставьте перед лежащим на животе ребёнком.

Будьте чуткими, внимательными родителями. Наблюдайте за реакцией своего малыша на разные звуки. Многих детей в этом возрасте резкие звуки пугают.

Делаем игрушки

Возраст: от 1 месяца.

Первые игрушки малыша – это не просто забава. С их помощью ребёнок начинает понимать, что, если он дёрнул рукой и раздался звук, то это можно попробовать повторить. Что в руке каждый раз оказываются очень разные на ощупь предметы, что все они разной формы…Малыш, конечно, не думает именно так, как взрослые, - словами. Но, регулярно получая разнообразные зрительные и тактильные впечатления, он начинает мыслить.

Очень полезная вещь – браслет для малыша первых месяцев жизни. Сейчас эту игрушку можно приобрести в любом детском магазине. Это мягкая погремушка, которая надевается младенцу на запястье. Но потратить на неё приходится три месячных пособия на ребёнка. А сделать подобный браслетик совсем не сложно. Купите несколько махровых резинок для волос (обращайте внимание на диаметр – они не должны быть тугими и не должны съезжать к плечу младенца). К каждой из резинок пришейте какой – нибудь звучащий предмет – маленький металлический бубенчик, коробочку от шоколадного яйца, наполненную рисом и обёрнутую в трикотаж, или что - нибудь ещё, нетяжёлое, издающее негромкий звук. Можно вкладывать в ручки младенцу самые простые, лёгкие игрушки для захватывания.

Вот несколько вариантов.

Возьмите небольшую бусину с отверстием, проденьте в неё шнурочек – игрушка готова. Вложите её в ладошку малыша, а затем потяните за шнурочек. Ребёнок сожмёт кулачок (шнурок не даст ребёнку проглотить бусинку, если она, не дай Бог, попадёт ему в рот, хотя в этом возрасте малыш ещё не умеет подносить предметы ко рту).

Возьмите колпачок от фломастера, насыпьте в него немного бисера или риса (обязательно оставьте свободное место). Обшейте любой тканью (удобнее всего трикотажем) – просто оберните и плотно прошейте вдоль всей игрушки, обращая особое внимание на концы (из игрушки ничего не должно вываливаться). У вас получится лёгкая крошечная погремушка (по руке ребёнка), издающая мягкий шуршащий звук. Таких игрушек можно сделать несколько - обшитых разными по фактуре тканями и с разными наполнителями.

Если у вас есть коляска, можете установить в ней крошечную перекладину, до которой малышу легко будет дотянуться. Возьмите деревянную палочку подходящей длины. Положите её на колясочку. Ещё вам понадобиться обычная резинка (около метра). Свяжите концы резинки и, накинув её на палку с одной стороны коляски, пропустите под коляской и накиньте на палку с другой стороны. Резинка будет прижимать ваш турничок к коляске.

Устанавливая турничок на коляску, прицепите к нему несколько верёвочек с игрушками для привлечения внимания ребёнка. Вы можете продолжать, пока малыш случайно ухватиться ручкой за турничок, а можете и помочь ему в этом. Поставьте ручки ребёнка на палочку и помогите ему обхватить её ладошкой.

0

3

Первые «уроки» с картинками

Возраст: от 1,5 – 2 месяцев.

Не стоит начинать знакомство с окружающим миром, показывая что – то экзотическое, скажем, картины с изображением африканских животных или портреты великих людей (как советует Доман, например). Будет вполне уместно изучить все приметы в доме и рассматривать картинки с похожими изображениями.

Первые картинки:
Игрушки: мячик, кукла, погремушка, кубик, мишка, машинка.
Посуда: чашка, ложка, чайник, бутылочка (детская), тарелка.
Предметы в доме: лампа, телефон, ваза, книга, карандаш.
Мебель: стул, стол, кроватка.
Портреты: мама, папа, сам малыш, бабушка, дедушка (если они живут с вами или малыш их часто видит).
Представители животного мира: кошка, собака, птичка (можно 1 – 3 разных – воробей, ворона, голубь), бабочка, муха, жук.

Картинки не должным быть стилизовано – мультяшными, используйте фотографии или реалистичные рисунки.

Первое знакомство с литературой

Возраст от 1,5 – 2 месяцев.

Рассказывайте младенцу короткие сказки, потешки, стишки. Читайте книжки. Вам это может показаться довольно скучным, но малышу стоит читать и рассказывать, часто повторяя одно и тоже, чтобы он привык и полюбил слушать, чтобы тренировать его память.

Рассказывает мама троих детей.

«Моему двухмесячному сыну Серёжке нравится, когда ему читают в слух. Если бы мне, вырастившей уже 2 детей, рассказали о таком год назад, я бы, наверное, решила, что, это, по меньшей мере, сильное преувеличение. Но когда родился Серёжка, оказалось, что он совершенно не собирается вести себя, как полагается новорожденному: есть и спать, бодрствуя лишь по 10 – 15 минут после кормления. Серёжа сразу намеревался сразу вести «взрослую» жизнь. Он не плакал, ничего не требовал, но и не спал после еды по часу, а то и по два. Когда собственное общество ему надоело, мы начнём общаться: заниматься динамической гимнастикой, петь песенки, смотреть картинки. Но…не будешь же петь 2 часа подряд, да и картинки надоедают.

И я стала читать малышу стишки, потешки, сковородки. Сперва наизусть, а потом подумала: ведь картинки ему нравится смотреть, почему бы не попробовать книги? И оказалось, что это безумно здорово. Я кладу малыша животом себе на колено, на диван или на пол кладу книгу и читаю вслух. А он смотрит картинки и радуется: мешает ручками и ножками, агукает, улыбается.

Правда, активно слушать я начала приучать малыша ещё до рождения. Сделать это очень просто. Малыш начинает слышать, ещё находясь в утробе матери (это происходит примерно на 6 месяце). Но, очевидно, ещё раньше он начинает улавливать ритм и настроение тех звуков, которые проникают к нему. И вот уже с первых месяцев беременности я стала давать малышу слушать хорошую музыку, прикладывая к животу обыкновенные наушники от плеера. (Я стала делать это просто потому, что сломался магнитофон, но очень скоро я ощутила, что разница колоссальная). Если вы ещё не только ждёте малыша, попробуйте, и буквально через несколько дней вы начнёте понимать, какую именно музыку предпочитает ваш маленький: если ему понравится, он начнёт активно толкаться.

Чуть позже я стала ставить кассеты с детскими сказками, самыми простенькими, и читать стихи: от Пушкина и Лермонтова до Мандельштама и Лорки. И теперь, пожалуй, это самые упоительные минуты в вашем дне: я читаю книгу, а Серёжка рассматривает картинки; я читаю любимые стихи, а он смотрит на меня своими глазищами и «помогает» - гулит, что – то лопочет мне в ответ.

Что можно выбрать для чтения?

В общем, это не так важно, подойдут любые книги для малышей, старайтесь только выбирать такие, где минимальному количеству текста, соответствует максимальное количество картинок. Идеально – картинка к каждому предложению или поэтической строчке. Но можно брать и коротенькие стишки, расположенные по одному на страничке. Очень хороши вышедшие недавно три книги сказок и потешек с иллюстрациями Ю. Васницова. Хороши также «Матушки Гусыни» в переводе С. Маршака, стихи А. Барто, И. Токмаковой. Я бы только советовала не экспериментировать с новомодными, никому не известными авторами и избегать того, что Н. А. Зайцев называет «рифмованным бредом». Впрочем, правильнее всего будет выбрать те книги, которые вам самим нравились в раннем детстве.

Не забывайте объяснить малышу непонятные слова, показывайте по картинке, о чём вы читали. Не думайте, что он ещё маленький и всё равно ничего не запомнит; всё, что видит и слышит ребёнок, фиксируется у него в подсознании. Поэтому, читая, например, народные потешки, сразу объясните и покажите ребёнку на картинке, что лапки - это такие ботиночки, что в печке готовят, а из колодца берут воду. Кстати, если у вас есть старшие дети, которые уже умеют читать, они иногда с удовольствием помогут вам, и такое совместное чтение может положить начало дружбе ваших детей. Только не в коем случае не превращайте чтение в их постоянную обязанность. Это, скорее, должно служить наградой, поощрением, выражением вашего уважения и доверия к старшему. Одним словом, попробуйте, и вы не пожалеете. Во всяком случае, через 7 – 8 лет вам не придется мучиться вопросом «как добиться того, чтобы ребёнок полюбил читать?».

0

4

…И музыкой

Возраст: от 1,5 – 2 месяцев.

Дайте малышу слушать в записи (не больше 1 – 2 минут) небольшие детские песенки или фрагменты различных музыкальных произведений. Можно, взяв малыша на руки, покачиваться и кружиться под музыку.
Если у вас в доме есть музыкальный инструмент (он, конечно, должен быть настроен), время от времени подсаживайтесь к нему с малышом на руках. Нажмите клавишу (или держите струну), попытайтесь спеть прозвучавшую ноту. Не обязательно петь названия нот – можно петь любой звук.

Не бойтесь сделать что – то не так.

Даже если у вас нет слуха, это совсем неважно. Важнее того, что малыш поймёт: люди не только разговаривают, но и поют. Многие дети, которым мамы не поют, довольно долго думают, что музыка бывает только из той чёрной коробочки с кнопками… Во – первых, вы увидите, а точнее услышите, как постепенно у вас будет получаться всё лучше и лучше, а во – вторых, для малыша важно не качество исполнения, а общение с мамой. Когда он немного подрастёт, то станет «подпевать» вам (приблизительно в пол года - это не фантастика, хотя слушаешь и не веришь, что такое может быть).

Во время игры на фортепиано можете держать малыша на коленях или класть его на крышку рояля голым пузом. Естественно, при этом надо соблюдать меры безопасности – кто – то из взрослых должен придерживать малыша, чтобы он не свалился, пока вы будете музицировать. Если же вы намерены проводить музыкальные «погружения» ежедневно, придумайте бортики по краю крышки инструмента.

Кроме этого, обязательно пойте малышу простые детские песенки (если вы хорошо играете на фортепиано, можете себе аккомпанировать).

Чему можно научить двухмесячного ребёнка

Мы где – то прочитали о том, что двухмесячного ребёнка можно научить включать ножкой мобили, и несколько дней эту науку малыши помнят.
В связи с этим наши знакомые инженеры начали ломать голову, как снабдить ребёнка вертящимся мобилем, который будет начинать движение и останавливаться мановению детской пятки.

Из электрической зубной щётки пришлось вытащить электромоторчик на 1,5 вольта, который был соединен с мобилем. Включение и выключение электромоторчика осуществлялось с помощью контактной группы, которую ребёнок замыкал или размыкал, поднимая или опуская ножку.

Если у вас нет знакомых инженеров, то простенькую схему такого рода может собрать любой старшеклассник. А мы просто хотим констатировать, что ребёнок самого младшего возраста абсолютно обучаем, а дальше всё зависит только от вашего упорства и фантазии.
Но, если вам не хочется сложностей, то простой бантик, привязанный к ножке, может раскачивать воздушные шарики или колокольчики, и мы вам гарантируем одного зрителя или слушателя, который от этих изобретений будет в полном восторге. Но это не цирковые номера: мы развиваем ум ребёнка (ему важно почувствовать, что он самостоятельно вызывать какие – то необыкновенные чудеса). Общение со сверстниками

Возраст: от 2 – 3 месяцев.

Если у ваших подруг есть грудные дети, значит, у вас есть возможность устроить своему малышу общение со сверстниками. Оставьте детей друг напротив друга, и вы увидите, какая это колоссальная разница по сравнению с общением с куклой. Ребенок, с которым работают с рождения, к месяцу уже очень хорошо смотрит, общается, реагирует. И 2 грудничка, оказавшись рядом, начинают воспринимать друг друга активнее, чем они воспринимают взрослых. Наверное, они передают друг другу, какие - то тайные птичьи сигналы, но впечатление от такого контакта всегда очень сильное. Это что – то вроде охоты за интересной игрушкой. Вероятнее всего, младший ребёнок не воспринимается как «себе подобный», просто очень интересная вещь, не похожая на все остальные. И именно поэтому её надо тактильно изучить - потрогать, понять, какая она, - ведь любая вещь изучается руками и ртом.
Видимо, «эта необычная игрушка» излучает мощное поле, а маленькие дети – поистине экстрасенсы, и можно даже не пытаться подменять им младенца говорящей «уа» куклой!

Часто такие взаимоотношения становятся залогом будущей многолетней дружбы. Нам знакомы две такие девочки (2 месяца разница), которые говорят о себе, что они «ели из одной собачьей миски». Такое не забывается. Разница в несколько месяцев не имеет значения: здесь основной «двигатель прогресса» – это повторение, взаимное обучение. Мы уверены, что это важно для обоих: и для старшей и для младшей. Одна копирует вставание, ползанье, вторая может учиться бесстрашно, кормить собаку сушкой или нырять. Всегда есть, что почерпнуть, даже у самой маленькой. И это перенимание, обучение друг друга, всегда происходит явно, на ваших глазах. А если дети общаются регулярно, значит, выстраиваются будущие дружеские отношения и формируется ядро учебной группы. Найти партнёров для учёбы в 2 – 3 года не просто, думайте об этом заранее.

Привычный поход по квартире

Возраст: 3 – 6 месяцев.

Три месяца – это возраст, когда Глен Доман рекомендовал самым героическим родителям показывать свои карточки со словами. Но мы пишем книгу не только для героических, но и для просто хороших родителей и им мы рекомендуем не забывать, что с ребёнком нужно почаще разговаривать.

Возьмите ребёнка на руки и прогуляйтесь с ним по квартире. Рассказывайте малышу обо всём, что вы видите. Рассказ должен быть простым, но подробным. «Это кухня, здесь едят и готовят пищу. Это холодильник, потрогай, он холодный (открываем холодильник), это собака Ксюша, давай её погладим, это прихожая – шкаф, тут лежит одежда, это коричневое одеяло, а этот цвет - красный. Это комната Ани, это вентилятор, давай его, включим – он будет дуть. А это телевизор, его можно сделать громче. Из этого окна видна улица, по ней едут машины. Вода в ванной, горячий и холодный кран, давай попробуем. В туалете шумит вода. В телефонной трубке – гудок, послушай, а вот так тикает будильник. Это духи, они пахнут. Сухие грибы тоже пахнут. Это вход в нашу квартиру, вот так нажимают звонок. Это нога, это рука, это пузик.

Чётко, раздельно, повторяйте много раз. Не нужно лениться играть в вопрос – ответ: «Где ножка? – Вот ножка! Где ручка? – Вот ручка!». И так много – много раз. Всё разучиваем до запоминания! Даём картинки в руки

Возраст: от 4 – 5 месяцев.

Как только ребёнок научился брать предметы в руки, можно давать ему не только игрушки, но и картинки. Дать ребёнку вырезанную из журнала картинку – всё равно, что выбросить её. Малыш мгновенно порвёт её или размочит во рту.

Есть несколько способов сделать картинки более долговечными. Если картинка небольшая, можно склеить её с обеих сторон широким скотчем, если побольше - термоплёнкой для учебников.

Можно купить магнитный фотоальбом, в котором фотографии приклеиваются под прозрачную плёнку. Удобнее будет, если вы разрежете каждую страницу альбому (обычно они бывают формату А – 4) на две части поперёк. Тогда и картинок положить больше и сама страница будет удобнее для детских ручек. Есть и такой вариант: наклейте картинки на стенки плотной картонной коробки, сверху покройте термоплёнкой или скотчем.

Если коробка будет цилиндрической формы, например, от чипсов или орешков, малыш получит возможность ещё и катать её по полу. На такую коробку приклеивайте картинки поперёк, чтобы, когда коробка будет катиться, картинки не оказывались «боком».

Когда ребёнок будет в хорошем настроении, дайте ему несколько одиночных картинок или одну обклеенную коробку. Пусть прибирает, перебирает их или поворачивает коробку туда – сюда, чтобы получше рассмотреть.

Время от времени называйте малышу предметы, изображённые на картинках. Показывайте такие же или похожие предметы в доме. Когда малыш станет постарше и научится отвечать на вопрос «где?» (обычно после 8 месяцев), просите его показать, где - то или иное изображение.

0

5

Учимся читать?

Я много лет был уверен… Именно я, а не мы, потому что это вопрос, по которому авторы книги расходятся во мнении, и я выражаю только точку зрения пап (петербургских), а мамы (московские) могут обосновать своё мнение отдельно.

Я много лет был уверен, что точка зрения Домана, рекомендующего заниматься с 3 месяцев, является американским бахвальством и провокацией, потому что научить ребёнка читать к году:
- Невозможно.
- Ненужно.

Потому что, смысл ведь не в том, чтобы научить ребёнка читать – не это главное. Главное – сделать вашего ребёнка читателем, а это чрезвычайно кропотливый и трудоёмкий процесс, отнимающий уйму времени. И ребёнок, который к году – полутора умеет читать (прочитывать слова), в течении ещё минимум 3 лет придётся вести в чтении за ручку, постоянно думать об этом, рисовать и писать ему крупным шрифтом книги с детскими текстами (потому что книг, нужных для такого возраста, в природе нет – они не написаны).

Допустим, что 2 летний ребёнок умеет прочитывать слова, но это ещё не значит, что - то, что он сможет прочесть, будет ему интересно, но, при этом, буквами размером 9 – 10 см., а буквы меньшего размера читать годовалому (2, 3, 4 летнему ребёнку) не следует, чтобы не испортить зрение. И поэтому уйма времени уходит на создание книг для таких малышей, и я сейчас пришёл к выводу, что эти затраты времени неоправданны. Лучше заниматься живописью и спортом.

А, как и когда начинать заниматься чтением?

Сейчас я считаю, что учить читать можно, но сам процесс чтения до 3 – 4 лет углублять и форсировать не нужно. Это должно быть не больше чем вспомогательное умение, чтобы прочитать название на обложке или на витрине магазина. «Должен сказать, что и Глен Доман снял со своего знамени предложение начинать чтение в три месяца, и предлагает начинать учить читать в год». Но и раньше он писал, что только самые умные и самоуверенные родители могут пытаться учить читать в 3 месяца. Вот к самым умным и самым самоуверенным я и обращаюсь.

А вот учить понимать написанное можно именно в 3 месяца, но, чётко осознавая, какие задачи вы перед собой ставите. Вас никак не должен интересовать результат. Нет родителей, которые не пытаются тестировать ребёнка: невозможно учить ребенка читать слово «папа», не пытаясь проверить, понимает ли он вас или нет.

Но вот что очень важно: вас не должно волновать, правильно ребёнок показал слово или нет, потому что, обучая ребёнка чтению, вы преследуете следующие цели:
Вы развиваете правое полушарие его мозга и связи между правым и левым полушариями.
Вы учите его говорить.
Вы учите его распознавать значение слова.
Вы играете с ним и приучаете его весело учиться.
Вы изучаете своего ребёнка и знакомитесь с его восприятием.

Если в какой – то момент вы увидите, что малыш узнал или понял слово, - прекрасно, но потом он может неправильно показать то же самое слово и даже не потому, что он не узнал, а потому, что он не узнал, а потому, что центр показа (назовём его так условно) ещё не скоординирован с центром понимания. И при этом ошибка создаёт неверную связь, создаёт в мозгу путаницу. Задавая вопрос, вы всегда приносите ребёнку вперёд, а сами при этом не получаете никакой полезной информации.

Так же в три месяца учить ребёнка читать?

Именно об этом я пишу. Но сначала о том, как его не учить. Мне часто приходят письма следующего содержания: «Я живу в городе Красноярске, моему ребёнку 6 месяцев, подскажите, где можно купить кубики Зайцева».

Отвечаю. Я с большим уважением отношусь к идеям Н. А. Зайцева и к его методике обучения ребёнка 4 лет писать по складам указкой (а не читать), к введению табличного метода обучения. Зайцев много лет был «вне закона», тогда как применение в первых классах его методики изменило бы всю систему школьного обучения.

Но к первому году жизни ребёнка система Зайцева никакого отношения не имеет. Да и вообще я считаю, что она может быть по – настоящему эффективной только для ярко выраженных «левополушарников», обычно с 3 – 4 – 5 лет.

Система Зайцева – это рекомендации «как нажать курок чтения для ребёнка – «логика». Ярко выраженным «правополушарикам» система Зайцева малопонятна. А я как раз считаю, что если вас интересует творческое развитие ребёнка, то нужно пытаться стимулировать правое, творческое полушарие его мозга.

Но в какой – то момент, если в этом будет необходимость, элементы системы Зайцева можно будет использовать. Например, показывая целое короткое слово (по системе Домана), я советую разделять его на склады, потому что именно из этих кирпичиков – складов состоит и слово и ваша речь. А если вы хотите купить кубики Зайцева, когда вашему ребёнку шесть месяцев – то это хорошее денежное вложение на будущее, как, впрочем, и приобретение трёхмесячному ребёнку домановских карточек (которые тоже можно купить в Интернет – магазинах). Ещё можно купить логарифмическую линейку, пока они не исчезли из продажи, но давать её младенцу тоже пока не нужно.

Итак, задача №1: мы хотим передать нашему 3 месячному марсианину информацию, о том, что на нашей планете речь существует не только устная, но ещё и письменная, что звук можно записать. Мы совершенно никуда не торопимся, у нас море свободного времени. Мы вводим одно слово и делаем это самым праздничным образом, а потом долго готовимся к введению второго. Но карточки Домана со словом оказывается недостаточно: вводя слово, вы должны задействовать все органы чувств ребёнка. Он должен это слово видеть, слышать чувствовать, трогать, нюхать, радоваться ему и смеяться от счастья. Например: вы крупно пишите слово СВЕТ. Это слово нужно будет подавать, ярко включая свет и подобрав специальное музыкальное сопровождение. Он должен чувствовать, что лампочка светлая и тёплая. А если вы можете придумать, как лампочку представить тёплой, а не горячей, то давайте введём слово ФЕН. Крупно пишем слово и начинаем весело обдувать младенца. Из показа всегда устраиваем представление, но делаем это весело и быстро. Любые слова, которые вызывают негативную реакцию или оставляют ребёнка равнодушным, - удаляются из нашего словаря. Вот несколько примеров.

Тигр – подберите мягкого тигра, которого можно трогать, не задействуйте его пока в ежедневной игре. Пусть магнитофон весело рычит, а само слово будет написано на ярком плакате (стандартного размера). Бах – берём самую гремящую кастрюлю, весело бьём крышкой - это должен быть праздничный цирковой показ. Вода – демонстрация происходит на каком – то отдельном кране, или в момент купания, а можно перед каждым душем вводить слово ДУШ. Но нигде нельзя напугать - грохотом или слишком сильной струёй воды – всё бережно, постепенно, шажок за шажком.

Системы, которые предлагают американцы, обязательно включают в себя телевизор, видео кассеты, компьютер. Я бы не стал пока связывать с ними обучение ребёнка. Всё это ещё впереди. Нам никуда не деться. Наши дети ещё успеют испортить себе зрение компьютером и доказать нам, что мы (их родители) являемся ископаемым поколением динозавров. Давайте отложим этот счастливый момент на завтра. А сегодня можно маркером написать слово на картоне и по несколько раз в день устраивать представление. Не хватает фантазии, как вводить новые слова, так придумайте новые короткие слова, которые у вас в доме будут называться как – нибудь необыкновенно звучащие предметы: музыкальные шкатулки, поющая кукла.

Пусть музыкальная кукла получит имя Варя, и мы будем спокойны, что два склада русской речи – Ва – Ря – у нас уже работают. Неважно, какие слова вы придумываете. Для трёхлетнего мальчика я придумал компьютерный файл БРЯКИ: мы его сделаем вместе с ним. Там у нас действует целая компания «флюпсов» и «шмаксов», которые совершают действия, неизвестные на Земле – «мякают», - но вот этому мальчику нравится так учиться. Что с того, что таких слов нет: мы с ним просто учимся читать, и с полугодовалым ребёнком вы тоже просто постигаете принцип чтения. И всего – то этих складов, из которых состоит наша речь, - полторы сотни, то есть, можно уложиться в семьдесят ярких слов. Первая видеокассета для американских детей, которую я видел, рассчитана на возраст 3 – 7 месяцев и включает всего 30 слов – это приемлемый темп, но вы должны создать СВОЁ СОБСТВЕННОЕ шоу на русском языке из подручных игрушечно – кухонных механизмов.

Не торопитесь, увеличивайте словарь по крупице. Мы не готовимся к чтению газеты «Коммерсант», мы просто осваиваем принцип письменной речи. Я видел массу материалов о 9 месячных детях, которые по предъявлению карточки показывают себе на пузо или на голову, хлопают в ладоши высовывают язык. Но это мы учим как информацию. Своего ребёнка проверять не следует.

Полочка рядом со стоящим в кровати ребёнком.

Возраст: от 5 – 6 месяцев. Недавно в одной из детских книг мы наткнулись на рекомендацию в 9 месяцев кидать игрушки на кровати. Бросание игрушек с высоты, действительно, отличное занятие для развития ума: малыш производит много шума, приучается держаться одной рукой, менять руки, переставлять ноги и так далее. Но это не занятие для 9 месяцев, это занятие для 5 – 5,5.

Рядом с кроваткой мы ставим полочки разных уровней, чтобы усложнить задачу и не дать ребёнку смести все одним ударом руки. Раз в 10 минут можно поднять всё с пола и положить всё обратно на полочки. При этом не плохо, чтобы ребёнок увидел результат своих хулиганских действий не только сверху, из кровати, но и извне. Мы ставим или сажаем его рядом с кроватью, и он имеет возможность ещё раз ощупать всё, что набросал. После того как он оценит результаты своей работы, можно вместе собрать игрушки и начать всё сначала. Ну а если ваш малыш ещё сам не сидит и не пытается вставать, держите его на руках около такой чудо – полочки.

0

6

Тянем игрушку за верёвочку

Возраст: от 5 – 6 месяцев.

Прекрасным объектом для исследования является игрушка на верёвочке. Обычно ими обзаводятся позже, когда дети начинают ходить, и тянут за собой на верёвочке бабочку, хлопающими крыльями, или звенящее «беличье колесо». Но мы занимаемся с детьми, которые только встали в кровати или начали садиться и ищут, чем бы таким заняться. Мы учим их подтягивать к себе за верёвочку, а собачка едет и звенит. Ради такого зрелища стоило родиться. (Получается, что ребёнок тянет игрушку не за собой, а к себе, видя, что он делает). Начали ползать

Начавшему ползать малышу можно время от времени создавать небольшую «полосу препятствий». Кладите на пол диванные подушки, скатанные валиком одеяла или ещё что - нибудь. Пусть учится заползать на них и сползать обратно, переползать через них, пусть соображает, как миновать препятствие (обползти вокруг), если оно ему не по силам или его просто не хочется преодолевать. Не квартира, а новогодняя ёлка

Возраст: от 6 месяцев.

Начинать вешать на стенах картинки можно, конечно, и раньше. Но в полгода малыш, как правило, уже довольно длительное время не спит и с удовольствием поглядывает по сторонам. Его глаза уже умеют распознавать предметы на любом расстоянии.

Примерно с этого времени ваша квартира может стать похожей на новогоднюю ёлку, если, кончено, из – за этого у вас не будет конфликтов с родственниками. Во всяком случае, попробуйте убедить их в важности такого шага. Ну а если не получится, то хотя бы оговорите, в каком месте квартиры вы имеете право устраивать временные и постоянные “экспозиции”.

Что может висеть на ваших стенах

Яркие красивые реалистичные картинки на простые темы, например:
Животные (домашние и дикие), обитающие в вашей природной полосе.
При желании – самые простые, распространённые насекомые.
Садовые цветы, дикорастущие растения, имеющие очень характерный внешний вид, не похожие на другие (в этом возрасте не рекомендуется показывать грибы, так как они довольно однообразны).
Посуда, предметы домашнего обихода. Портреты близких людей. Изображение детей в действии.
Геометрические фигуры (желательно крупные, нарисованные толстым фломастером).
На кухне уместным будут овощи, фрукты, различные блюда (можно вырезать из старых поваренных книг и дамских журналов). Виды транспорта (но не марки машин).
Изображения городского и сельского ландшафта (комментарии к таким картинкам – лес, поле, сад, улица, дом, дворник). Пейзажи в разное время года. Птицы, мебель.

Разумеется, то, что мы привели такой длинный список, вовсе не означает, вы должны немедленно найти картинки на все проведённые темы и пытаться одновременно разместить их на стенах малогабаритной однокомнатной квартиры. Это опорные пункты, то, что уже можно показывать. А вот до всего остального – динозавров, пород собак, музыкальных инструментов и прочего – малышу ещё далековато.

Начните с одной темы, подберите 2 – 3 – 5 картинок и повесьте на стенку. Через пару людей замените на другие. Если позволяет площадь стен, вывешивайте 2 – 3 темы одновременно – в разных концах квартиры. В зависимости от интереса ребёнка, к той или иной группе картинок одна из них может висеть на стене 2 – 3 недели, другая – больше месяца, а третья – всего несколько дней.

К каждой группе картинок можно дать обобщающую надпись крупными буквами (по складам или нет – как вам больше нравится). И каждый раз, проходя с ребенком по квартире, обращайте его внимание на картинку, показывайте и называйте её.

Необязательно каждый день рассматривать всё, что висит на стенах. К одним материалам вы будете подходить чаще, к другим - реже, это не важно. А важно то, что там изображено.

Когда ребёнок научится показывать пальчиком картинки, меняйте их местами, чтобы он показывал не автоматически, запомнив, где что висит, а вглядывался в изображение.

Начинаем смотреть альбомы

Возраст: от 6 месяцев.

В этом возрасте можно начинать показывать ребёнку альбомы с картинками (или чуть раньше, если ребёнок уже способен просмотреть 9 картинок подряд с удовольствием). Для детей до года, как мы уже писали, лучше всего подходят большие магнитные альбомы. Картинки должны быть только крупные, яркие, цветные, а темы пойдут те же, что упоминались в предыдущей главе. Приготовьте 3 – 5 альбомов, одного бывает недостаточно. Не стоит надоедать одним и тем же альбомом. И, кроме того, вы не можете быть уверены, что сделанный вами альбом заинтересует ребёнка. И так, альбомы готовы, можно начинать показ.

Для этого посадите ребёнка за стол в высокое креслице (стол должен быть не очень широкий, чтобы вы, сидя напротив, были не слишком далеко от ребёнка) или на пол. Если ребёнок не умеет сидеть, попросите кого – нибудь из взрослых подержать его у себя на коленях. Сядьте напротив. Скажите ребёнку, что сейчас вы будете смотреть альбомы с картинками (чтобы в следующий раз он представлял себе, чем именно вы сейчас займётесь). И начните показывать картинки (на первый раз – один альбом, позже – по 2 – 3 за один заход). Листать альбомы нужно достаточно быстро, однако, чтобы ребёнок смог увидеть, что вы ему показываете.

Если ребёнок не смотрит, лучше не продолжайте. Отложите это занятие на неделю или на месяц. Если ребёнок требует смотреть ещё и ещё, не отказывайте ему, но помните, что он может просить бесконечно (ныть, тянуть руки к альбому), поэтому предупредите, что-то покажете ещё, но только один раз. Смотреть альбомы можно 1 – 2 и более раза в день. Но если вы видите, что это не очень увлекает ребёнка, показывайте раз в 2 дня. Будьте внимательны к ребёнку. Если вы чувствуете, что он постепенно теряет интерес к альбомам, срочно поменяйте картинки или вообще прекратите просмотр. Для того чтобы у вас не было длительных перерывов, постарайтесь, подготовив 1 альбом, начать подбирать материал для следующего.

0

7

Развитие ручки

Возраст: от 6 месяцев.

Руки малыша становятся всё более и более умелыми. Давайте максимально разнообразные предметы и игрушки для манипуляций. Кладите их перед малышом, когда он лежит на полу, сидит в кровати или в креслице. Учите его брать протянутую игрушку из рук взрослого. Замечательными игрушками могут стать пластмассовые банки, бутылки, флаконы всех размеров, цветов и форм. Тщательно вымойте их и наполните разнообразными мелкими предметами (для звука) – пуговицами, бусинами, монетками, фасолинками, мелкой крупой, ореховыми скорлупками, чем угодно…Необходимо, конечно же, выбирать такие бутылки и банки, которые плохо закрываются или завинчиваются, чтобы содержимое не просыпалось.

Скорее всего, малышу понравится манипулировать очень большой по размер, но совсем лёгкой игрушкой. Возьмите пятилитровую пластиковую бутыль (в таких обычно продают родниковую воду). Положите туда несколько мелких предметов. Подвесьте её там, где играет малыш, или поставьте на пол, пусть толкает её, пытается обхватить…

В стенке небольшой пластиковой бутылки проделайте круглое отверстие (проколите бутылку ножницами, вставив их на 1 – 2 см. и прокрутив вокруг своей оси), второе отверстие – напротив. Проденьте на верёвку, на её концах закрепите по одной любой мелкой игрушке. Если малыш потянет за один конец верёвки, игрушка на втором конце «поедет» к стенке бутылки и наоборот. Возьмите две бутылки от кетчупа (с дырками в крышках), проденьте один конец верёвки в одну крышку, а другой – в другую, и завяжите узлы на внутренней стороне. Насыпьте в бутылки наполнители и заверните крышки. Дайте малышу для игр любые карточные коробки (от каш, чаев, конфет). Жизнь такой игрушки скоротечна – малыш моментально её помнёт или порвёт. Но это и есть самое интересное. Увлечет малыша и перебирание лоскутков тканей разной фактуры и разного размера, верёвочек и ленточек (недлинных, чтобы малыш в них не запутался), с узелками или без них (но не с петельками). На несколько верёвочек (или шнурков) называйте всё, что можно нанизать: бусины, пуговицы, колечки от пирамидок, небольшие пластмассовые трубочки (например, половинки корпуса от старого фломастера). По краям веревочек сделайте хорошие узлы, чтобы всё нанизанное вами в один прекрасный момент не рассыпалось.

Если вы хоть немного умеете шить, попробуйте сделать несколько тряпочных игрушек вашему младенцу. Тряпочные «полосочки» шьются из длинных прямоугольных лоскутков. Наполнять их можно ватой, сентапоном, обрезками шерстяных и обычных ниток, лоскутками, целлофановыми пакетами разной плотности, маленькими клубочками, бусинами, бисером, пуговицами, другими мелкими предметами. Внутрь можно положить металлический бубенчик, шарик от погремушки или коробочку от киндер – сюрприза с бусинками или пуговками внутри. Можно поместить в одну игрушку 2 – 3 наполнителя и прошить её в нескольких местах поперёк (для отделения одного наполнителя от другого). Если края такой полосочки вшить один в другой, получится тряпочное колечко. Можно так же сшить несколько небольших подушечек разной формы: квадратных, треугольных, в виде ромба, звёздочки, трапеции – чего угодно. Все описанные игрушки можно украшать разными тесёмками, лентами, пристроченными к тканям до начала шитья игрушки или пришитыми в виде петельки; пуговицами разных размеров и форм, которые должны быть очень крепко пришиты. Все банки и бутылки, из которых вы делаете игрушки или которые вы просто даёте в руки малышу, нужно тщательно вымыть (положить на ночь в воду с моющим средством и утром удалить этикетки) а затем промыть в проточной воде. Никогда не делайте игрушек из баночек бутылок из – под лекарств и бытовой химии. Привыкнув к их внешнему виду, даже без этикетки, малыш потом доберётся до настоящего лекарства или моющего средств. Последствия могут быть самими печальными. Давайте малышу для игры разные мелкие предметы. Пусть поиграет с фигурными макаронами, фасолью. Поставьте перед ним 2 – 3 наполненных пластмассовых мисочки (желательно маленьких, чтобы держать их было легко, но брать из них достаточно сложно) и 1 – 2 пустых. И начните сами перекладывать макаронины и фасолины из одной ёмкости в другую. Малыш заинтересуется, и будет делать тоже самое.

Следите, чтобы малыш не взял ничего в рот. Если оно попытается это сделать, спокойным голосом скажите, что так делать нельзя, и выньте у него изо рта то, что там оказалось. Если малыш повторит попытку, прекратите игру.

Музыка и звуки

Возраст: от 6 месяцев.

Продолжайте петь ребёнку песенки, ставить музыкальные записи. Теперь малыш может внимательно слушать их не одну минуту, а 2 – 3.потом внимание рассеивается и музыка становится фоном. Слушая музыку, похлопывайте ручками и ножками малыша в такт, притопывайте, покачивайтесь и кружитесь с ребёнком на руках. Иногда специально включайте музыку фоном, нарочно не привлекая внимание ребёнка.

Как только малыш научится указательный палец от всех остальных, научите его нажимать этим пальчиком клавишу фортепиано (если оно есть у вас дома). Если малыш попытается давить всеми пальцами сразу или кулачком, немедленно прекратите игру. На следующий день повторите попытку (поначалу вам придётся придерживать пальчик ребёнка в своей руке). Если попытка опять не удастся, отложите подобные занятия на неделю или на месяц.

Заменителем настоящего фортепиано или дополнением к нему могут служить детские музыкальные инструменты. Закрепите на стене ксилофон или металлофон и время от времени давайте ребёнку в руки молоточек и учите его стучать по клавишам. Можно дать ребёнку музыкальную шкатулку: механическую, где надо вертеть ручку, или работающую на батарейках (она приводится в действие нажатием кнопки). Интересным для малыша будет даже обыкновенный свисток. Покажите, как извлекать звук – посвистите сами. Потом поднесите свисток к губам ребёнка. У него получится не сразу, но через несколько дней тренировки вы услышите настоящий свист. Чтобы не сойти сума от бесконечных звуков, храните музыкальные игрушки отдельно от остальных и не надолго выдавайте их малышу.

Где хранить игрушки малыша

Если малыш научился уже ползать и вы оставляете его свободно играть на полу, он вполне может свободно добраться до ящика с игрушками. Обычно родители ставят ящик на пол под кроватку малыша. Если это деревянный или пластмассовый ящик, малыш может ткнуться в него лицом. Очень удобно использовать для хранения игрушек маленький надувной бассейн с невысокими бортиками.

Развлекаемся и учим

Возраст: от 6 месяцев.

Играйте с малышом в сюжетные игры: показывайте ему мини – спектакли с куколками и зверюшками (не с теми, которые предназначены для кукольного театра, а с обычными, чтобы ребёнок пытался сам с ними что – то делать). Пусть игрушки в ваших руках двигаются (едят, ложатся спать, танцуют), общаются друг с другом, говоря разными голосами.
Играйте при ребёнке в другие игрушки. Катайте машинки.

Перекладывайте разные мелкие предметы из одной ёмкости в другую. Открывайте крышки коробочек. Продевайте небольшие палочки в полые трубочки (их можно сделать из пластмассовых бутылок). Катайте мячик с горки (небольшая дощечка, положенная на 2 книжки, вполне её заменит). Вскоре ребёнок начнёт пытаться делать сам всё, что увидит.

Перетягиваем

Возраст: от 6 – 10 месяцев.

К бортику детской кроватки или ступеньке лесенки, на расстоянии 20 – 30 см. друг от друга привяжите два колечка из атласной ленты (привязывайте их так, чтобы они не сдвигались друг к другу). Через получившиеся колечки продёрните ещё один кусочек ленты (около 50 см). К её концам прикрепите по игрушке. Потяните за одну игрушку – вторая поднимется к бортику кровати. Пусть ребёнок тоже пробует тянуть то за одну, то за другую игрушку.

Играем в кубики

Возраст: от 6 месяцев.

Как только малыш научится «пользоваться» своими ручками, предложите ему для игры кубики, кирпичики и другие детали из строительного конструктора.

Если вы оставляете ребёнка с игрушками один на один, не давайте ему деревянных кубиков с острыми уголками, лучше пользуйтесь пластмассовым набором. Но иногда под вашим контролем, можно поиграть и с деревянными кубиками. Хорошо, если вы купите набор, в котором часть детали покрашена в разные цвета, а часть оставлена не покрашенной.

По ходу дела называйте малышу детали: кубик, кирпичик, цилиндрик. Не забывайте про цвет. Если есть предметы, одинаковые по форме, но разные по размеру, покажите ребёнку, где маленький предмет (кубик, кирпичик), а где большой. Только, пожалуй, не стоит пока проверять, как малыш усваивает полученную информацию. Он просто не поймё, что вы от него хотите.

А чтобы иметь разные по форме, по цвету, по размеру детали, покупайте не один большой набор, а несколько маленьких, произведённых разными фабриками. Стройте в присутствии малыша дома и башни, ворота и мостики и комментируйте свои действия словами: «Беру 2 кубика, ставлю рядом, сверху кладу кирпичик, на него – ещё кубик. Получились ворота». Все ваши постройки ребёнок, конечно, тут же сломает. Но это же так интересно. Не было ничего, появилось, а потом опять рассыпалось на части. Для малыша это равносильно волшебству. Дайте малышу пару раз сломать постройки, сооружённые рядом с ним. А потом начните строить на некотором расстоянии, побуждая его самостоятельно передвигаться по комнате – сначала ползать, а потом холить. Наблюдая за вами, через некоторое время малыш начнёт пытаться строить самостоятельно.

Можете поиграть с ребёнком в кубики, посадив его в высокое креслице. Игра будет предельно простой: вы кладёте перед ребёнком 1 – 2 детали, называете их. Ребёнок берёт и сбрасывает их на пол, наблюдая, как они летят и падают. Это тоже очень интересная и полезная для ребёнка игра.

0

8

О групповых занятиях и культурных мероприятиях

Многие родители считают, что суть «раннего развития» в том, чтобы как можно раньше начать ходить с младенцем на разные занятия. И везут крошечного человека через весь город на рисование, на музыку или на чтение. Но подумайте сами, зачем годовалому ребёнку занятия по рисованию, музыке или чтению в группе. Дайте ему дома банку с краской, и пусть он калякает по листу бумаги. Спеть ребёнку пару песенок и извлечь пару звуков из пианино (или металлофона) – что может быть проще. Или показать раз вдень карточки со словами или складами.

Ребёнка до года можно разве что водить в бассейн, и то если дорога туда займёт не больше 20 – 30 минут. Иначе малыш так сильно устанет, что будет неделю приходить в себя.
Если же у вас есть своя машина – это немного меняет дело (хотя стояние в пробках тоже отнимает массу времени, которое можно потратить с большей пользой для ребёнка).

Если даже до 3 лет вы вообще не будете ходить ни на какие групповые занятия, ничего страшного не произойдёт. Всё, что дают на этих занятиях, можно сделать самим дома. Порисовать, полепить, построить, поиграть. И согласитесь, лучше каждый день заниматься дома, чем раз в неделю – в группе. Пользы будет больше. Занятия проводит чужая «тётенька». А малышу всегда лучше с мамой или с папой. В крайнем случае, с другими родственниками, короче, с людьми, к которым он привык. Именно с их помощью малыш лучше воспринимает любую информацию. Именно мама лучше понимает, что сейчас может и чего хочет её малыш. Ни один педагог не заменит маму. Единственное, чего не будет хватать, так это группы детей (если, конечно, вы не мать - героиня). Из этой ситуации тоже есть выход. На своей детской площадке или в своём подъезде разыщите одну единственную маму, у которой малыш в том же возрасте, что и у вас – плюс – минус месяц. Подружитесь и ходите, друг к другу в гости с детьми. Поверьте, что 6 – 10 месячного ребёнка 2 – это уже коллектив. Тем более что в этом возрасте ни дома, ни в группе дети не будут играть вместе. Только рядом друг с другом. Только рядом друг с другом. Но когда ваши малыши привыкнут друг к другу и начнут общаться, они будут часами с упоением играть, гулять, болтать, и вы оцените именно такой способ коллективных занятий. А «ранним развитием» со своим малышом дома, где никто не мешает, пусть занимается каждая отдельно взятая мамочка.

И ещё одно звено в стройной цепи мероприятий, которое осваивают мамы, исповедующие «раннее развитие»: музеи, зоопарки, выставочные залы. Если ехать далеко, да ещё и на городском транспорте, то правильнее будет отказаться от этой идеи. Лучше подождать, найти себе компанию и поехать на машине с кем – то из друзей.

Если вы всё – таки едете в музей, помните: чем младше ребёнок, тем больше у вас времени на общение с прекрасным. 2 месячный малыш посмотрит вокруг себя с интересом несколько минут и просто уснет в кенгуру или у вас на руках. А вы будете продолжать наслаждаться произведениями великих мастеров. А вот тот карапуз, которому 8 – 9 месяцев, спать и не подумает. Но больше 10 – 15 минут пристального внимания зверюшкам или картинам он всё равно не уделит.

Если вы видите, что ваш маленький посетитель уже не смотрит туда, куда вы показываете, и начинает елозить, лучше возвращаться домой, чтобы не портить и себе и ему праздничное настроение. Если ребёнок в картинной галерее стоит на ушах, это не значит, что ему не нравятся картины, он просто устал. Ну а если вам не удалось посмотреть самое интересное, придите сюда ещё раз в одиночестве и смотрите. И всё же, чтобы ради 10 минут не тащиться через весь город в музей лучше посмотрите дома десяток репродукций – на это уйдёт совсем немного времени.

Начинаем рисовать

Когда ребёнок научится брать предметы двумя пальчиками, дайте ему коробку масляной пастели (если не найдёте в продаже, можно попробовать восковые мелки, но они жёстче, ими сложнее пользоваться). Возьмите один мелок, отломите от него кусочек сантиметра в 3 и дайте ребёнку. Сами возьмите такой же мелок и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии и попытается повторить ваши действия, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мела невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малыши с карандашами и фломастерами. Поэтому он сразу научится держать его «щепоткой». Впоследствии вам будет легко научить ребёнка правильно держать карандаш.

Итак, вы начали рисовать.

Но не надо изображать зверюшек или человечков. Рисуйте только «каляки - маляки», иначе говоря, то, что ребёнок может повторить. А так же рисуйте различные фигуры: линии (прямые или волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники. Комментируйте свои действия и не забывайте поговорить о свете. Не стоит за один «урок рисования» стараться перепробовать все цвета. Каждый раз – новый цвет. Бумага должна быть довольно большого размера, лучше А – 3, чтобы малыш не промахивался мимо листа. Пульт управления «мягкий»

Возраст: от 6 – 7 месяцев.

Вы наверняка видели в детских магазинах коврики для малышей. Они, как правило, яркие, с картинками, но у них есть один существенный недостаток – они очень неплотные. Лёжа на таком коврике, малыш быстро «сгребает» его под себя, а когда начинает сидеть, то мнёт его в руках или жуёт одну из выступающих деталей. Чтобы малыш мог пользоваться таким ковриком, родителям приходятся прикалывать его булавками к матрасу или дивану. И ещё один, и немалый, недостаток такой игрушки – запредельная цена. Давайте попробуем сделать большую мягкую развивающую игрушку самостоятельно.

Для этого вам могут понадобиться:
Диванная подушка (от какого - нибудь старого дивана).
Толстая иголка и суровая нитка.
Пуговицы разных размеров.
Маленькие игрушки с петельками.
Крючки с петельками.
Ленты, тесёмки, липучки, ковровые колечки.
Разные картинки, вырезанные из старых детских вещей.
Несколько карманов от разных вещей (отрезайте карман прямо вместе с основной тканью) и многое другое, что вы сможете пришить прямо к подушке.

Из кусочков ткани сделайте маленькие дверцы, отрыв которые малыш увидит картинку, пришитую игрушку или пуговицу. Пусть дверцы закрываются на разные застёжки – липучки, крючки. Внутрь карманов вшейте ленточки с игрушками на конце, которые можно вынимать и класть обратно. Пришейте в ряд несколько ковровых колечек, сквозь них протяните ленту. На концы ленты прикрепите две маленькие игрушки, и пусть они ездят туда – сюда.

0

9

«Жёсткий»

Возраст: от 8 месяцев.

Для развития рук малыша хорошо подходит манипуляция разными кнопками и выключателями. Естественно, позволить ребёнку «пользоваться» по своему усмотрению кнопками и выключателями настоящих приборов нельзя. Если папа хоть немного умеет мастерить, пусть сделает жёсткий «пульт управления». Небольшой кусок гладкой фанеры или оргалита привинтите или закрепите другим способом следующее:
Купленные в магазине выключатели для лампочек (на них можно нажимать, перемещая кнопку вверх – вниз, при этом раздаётся тихий щелчок). Старый телефонный диск или панель с кнопками.
Куски панелей от старых радио и других приборов (можно нажимать кнопки, крутить ручку настройки, двигать туда – сюда рычажки). Дверную цепочку с петлею (можно зацеплять и вынимать).
Задвижку, щеколду, шпингалет (можно двигать, поднимать и опускать язычок).
Крючок и петельку (можно попробовать зацепить одно в другое или, наоборот, вытащить).
Небольшой замочек (для почтового ящика), а рядом на верёвочке можно повесить ключик.

Придумайте сами, чем ещё можно снабдить такой пульт. По краям фанерки, с обратной стороны, прикрепляются деревянные рейки, и сзади вся конструкция закрывается листом фанеры такого же размера. К готовому пульту прикручиваются петельки, и всё это вешается на стенку в игровом уголке. У малыша, конечно, не сразу получится овладеть всеми кнопками и рычагами этого пульта, но он будет проявлять к нему большой интерес и стараться изо всех сил.

Первая «настоящая» развивающая игра

Возраст: от 6 до 12 месяцев.

Для развития рук и мышления ребёнка можно начать играть с ним в развивающую игру «Рамки и вкладыши Монтессори», подробно описанную в книгах Никитина. Только заниматься по ней нужно немножко не так, как там рекомендуется, потому что вы начнёте в неё играть несколько раньше, чем «положено». Желательно использовать игру, сделанную из фанеры или пластика, а не картонный вариант.

Начинайте с показа вкладышей.

Возьмите самые простые вкладыши: круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше не на весу, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковёр, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигуре, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляций. Заодно можете предложить ему коробочку или пластмассовую баночку, чтобы он мог сложить туда фигуры и высыпать их обратно. Это можно проделывать не один раз. Постепенно (к году) изучите все 16 фигур комплекта.

Когда малыш будет знать самые простые вкладыши, покажите ему соответствующие рамки. Называйте фигуру, в виде которой проделано отверстие. Говорить можно по – разному: «Вот круг!» (обведите пальцем внутри по краю отверстия), или «Вот круглая дырка», или «Смотри, вот дырка в виде круга». Никитин рекомендует рамки называть «именем» вкладыша.

Возьмите одну рамку «круг» и соответствующий вкладыш. Положите рамку на стол или на пол, если вы сидите на полу. На глазах у малыша закройте «окошко», потом снова его откройте, комментируя словами «окошко открыто, окошко закрыто» или «мама закрывает окошко, открывает…». Потом, оставив окошко закрытым предложите малышу самостоятельно его открыть (придерживайте рамку). Возможно, ребёнок сразу не поймёт, что и как он должен сделать. Тогда вы направьте его ручку к рамочке, помогите ухватиться за «пуговку», которая служит ручкой, и откройте окошко вместе. Затем опять сами закройте окошко. Повторите несколько раз. В следующий раз возьмите другую рамку. Довольно скоро малыш будет открывать любую из них, а вот зарывать, пожалуй, сможет только круглое отверстие. Как ускорить развитее речи?

Какое счастье, когда имеешь готовые рецепты и можно рассыпать их как золотые монеты. Но только не на тему ускоренного развития речи… Многим вообще кажется, что развитие речи – мало управляемый процесс и большого эффекта тут добиться трудно. Сами мы старались говорить громко и внятно, многократно повторять отдельные слова, связывать их с предметами, демонстрировать картинки, ставить магнитофонные записи со стихами и речью. Но достаточно убедительной связи между нашими действиями и развитием речи ребёнка мы не обнаружили. Однако очень важно каждому из нас запомнить, что неверно сравнивать детей друг с другом. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим, с тем, каким бы он был, если бы с ним не занимались. А поскольку об этом мы можем только догадываться, остается делать максимум, который настойчиво рекомендуется многими авторами, и надеяться, что, если эти методики не разовьют речь ребёнка, то уж самого ребенка они разовьют обязательно. Пока очевидным является следующее: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок заговорил в год, заниматься с ним нужно с самого рождения. Мы представляем себе детскую речь, как город под водой – вода постепенно уходит и бушующая в глубине ребёнка речь начинает выходить на поверхность. Что же можно сделать, чтобы облегчить её появление? Прежде всего, не отмахиваться от ребёнка и всегда отвечать на его вопросы. Мы знаем ребёнка, который относительно свободно разговаривал в год. Его мать объясняла нам, что с 6 месяцев он знаками, жестами и словами начал спрашивать о предметах – что это? Он мог задать этот вопрос 25 раз подряд, доводя своих родных до бешенства. «Только потом я поняла, что он не морочил нам голову, а пытался разучить эти слова». В год он говорил: «Мама, ну иди уже ко мне скорее».

Повторяя за ребенком все слова, которые он говорит, обращайте на них внимание. Произносите их правильно и чётко, показывая, как именно должно быть сказано то или иное слово. Старайтесь не употреблять в своей речи эвфемизмом, например «ляля» (кукла), «ав - ав» (собака). Вы должны говорить нормальным русским языком. Единственное, что можно допустить, - это звукоподражание разным животным и предметам, но только в таком варианте: «Это собака, она лает «ав – ав»», «Это машина, она гудит «би – би»». Таким образом, малыш слышит нормальное название предмета и звук, им издаваемый, и запоминает и то и другое. Но произнести он может только звукоподражание. А вы будете спрашивать не: «Что это?», ожидая ответ: «Ав – ав или Би – би», а : «Как собака лает?» или «Как машина гудит?», тогда ответ малыша будет правильным по смыслу и не сложным для произнесения.

Учите ребёнка понимать ваши просьбы. Говорите «пойдём», беря его на руки и направляясь куда – нибудь, «садись», «ложись», когда сажаете или кладёте малыша. Говорите «открой», «закрой» (дверь или коробочку), «возьми» или «положи», «будем спать», «будем одеваться» и прочее при соответствующих действиях. Используйте всё, что может понять малыш, в ваших играх и просто в течение дня, чтобы он был активным участником вашего общения.

0

10

Учимся понимать вопросы

Возраст: 8 – 12 месяцев.

Научите ребёнка реагировать на вопрос «Где?». Это можно сделать так: покажите ему одну хорошо знакомую игрушку или предмет (например, ложку) и скажите: «Это ложка». Потом сами себя спросите: «Где ложка?» и сами себе ответьте: «Вот она», показывая пальцем на ложку. Потом просите ребёнка показать, где ложка, задав ему такой же вопрос. Так как он, наверняка, хорошо «знаком» с ложкой, видел, как вы показывали пальцем, отвечая на свой вопрос, а, кроме того, ничего другого рядом нет, то он, скорее всего, покажет на неё и будет прав.

Если же малыш всё – таки не реагирует на вопрос, то вы сделайте это за него его пальчиком. Так можно потренироваться несколько раз. И когда малыш будет твёрдо понимать, что вы от него хотите, можно предложить ему на выбор два хорошо знакомых предмета. Следующим этапом будет показ одного слова. Принцип тот же: вы показываете простое слово из двух кубиков и говорите: «Здесь написано слово дом», а потом спрашиваете: «Где написано слово дом?». Подождите несколько секунд, дайте малышу самому попробовать показать. Если он не стал этого делать (может он просто не в настроении), покажите сами. В другой раз проделайте именно это с этим же словом или с другим, пока ребёнок не станет показывать вам одно слово так же легко, как один предмет.

Цвета и размеры

Возраст: от 8 – 9 месяцев.

Начните «изучать» цвета. Если вы и делали это раньше, то просто называли, что какого цвета. Теперь вы можете не только называть цвет, но просить ребёнка показать вам, где красный кружочек (мячик, кубик). Предлагайте сначала только один предмет, а потом и два на выбор (но не больше двух, конечно).

Можно также начать знакомиться с понятием «большой – маленький», показывая однообразные предметы (одного цвета и формы), заметно отличающиеся друг от друга по размеру. Несколько раз подряд покажите их малышу, потом попросите, чтобы он сам показал вам, где же «большой» (или «маленький»). Если малыш ошибся, не говорите ему «нет» и не ждите, пока он сам исправит ошибку. Это ему пока не под силу. Просто переведите его пальчик с неправильного показанного предмета на правильный и скажите: «Вот большой» (или: «Вот маленький»).

Коробочки – копилки

Возраст: 10 месяцев – 1,5 – 2 года.

Маленькие дети любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Родители знают, что такие игры очень полезны для развития ручек, а так же для умственного развития малыша.

В магазине представлен большой выбор «коробок – копилок» с отверстиями разной формы, в которые надо вкладывать соответствующие фигуры (от 3 до 20 в комплекте). Сначала такая игрушка очень сложна для ребёнка, ему трудно выбирать из большого количества отверстий нужное. Он не может вставлять сложные фигуры, типа звёздочек или неравносторонних треугольников. Малыш способен справиться с шариком, цилиндром или кубиком. А так как каждая фигура представлена в единственном экземпляре, то игра заканчивается после проталкивания 1 – 2 деталей.

К тому моменту, когда мыслительные способности малыша позволят ему подобрать все фигуры к отверстиям, он, как правило, будет уже довольно большим, а его руки достаточно хорошо развитыми. Так что игрушка потеряет свою ценность, как пособие по развитию мелкой моторики.

Как же можно исправить подобное положение? Где взять «копилку» одновременно простую (понятную ребёнку) и сложную (для его рук). Такую, чтобы с ней справился малыш 10 – 12 месяцев отроду. Сделайте ребёнку первую «коробку – копилку» самостоятельно.
Самое простое, что он может протолкнуть в отверстие, - это цилиндры. Если вам не удастся купить в магазине набор цилиндриков разного диаметра, сделайте их сами, попросив кого – либо из мужчин в доме распилить несколько разных по толщине палок на небольшие кусочки. Это должно быть гладко обструганные палки, например, от старой швабры или лопаты.

Цилиндров должно быть не очень много (5 – 10 штук). Для начала используйте цилиндры одного, затем 2 – 3 размеров. Возьмите небольшую картонную коробку (из плотного гофрированного картона). Аккуратно приложите ваши цилиндры к верхней стороне и обведите, затем прорежьте отверстия острыми маленькими ножницами. Для красоты коробку можно обклеить цветной бумагой. Когда будете обклеивать ту сторону, где у вас отверстия, разрежьте бумагу внутри отверстия на полоски, намажьте клеем и, завернув в внутрь, приклейте. Для того чтобы отверстия не растрепались от постоянного просовывания, можете на каждое из них наклеить небольшой кусочек широкого скотча, сделать в нём прорези и завернуть внутрь.

Сбоку внизу коробки сделайте довольно большую дырку, из которой вы будете высыпать цилиндры (открывающуюся крышку лучше не делать, так как она быстро оторвётся).
Ещё интереснее будет ваша игрушка, если внутри коробки вы вклеите под наклоном ещё одну картонку (горочку), по которой упавшие внутрь цилиндры будут скатываться, вываливаясь из дырки внизу. Попробуйте это сделать, тогда вам трудно будет оторвать малыша от этой игрушки. Сначала, конечно, вам придётся помогать ребёнку, но очень скоро малыш научится всё делать самостоятельно. Пока не надо говорить, что он проталкивает цилиндрик в неподходящие отверстие. Он сам должен понять, что маленькие фигуры влезают в любое из них, а большие – только в большие. Очень интересная, но очень сложная игрушка – копилка с монетками. В крышке коробочки от сыра «Виола» или банки от кофе (с пластилиновой крышкой) аккуратно сделайте надрез острым ножом. Отступив полтора миллиметра – ещё один. Подняв получившуюся в середине полосочку ножом, обрежьте её. Копилка готова.

Сначала давайте малышу монетку прямо в руку, так как взять её со стола или с пола ему пока сложно. Когда он будет проталкивать монету в дырку, держите коробочку в своих руках, слегка поворачивая её и тем самым, помогая ребёнку найти нужное положение. Через неделю тренировки малыш сможет сам бросать монетки в копилку. Тогда вы научите ещё и открывать крышку, высыпать из коробки монетки (их должно быть 5 – 7, не больше, чтобы не потерять интерес), закрывать крышку и продолжать игру. Как только малыш освоит игрушку или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько) соответствующей конфигурации, и игрушка готова.

Чем больше разнообразных по форме или размеру предметов ребёнок будет проталкивать в отверстия, тем лучше.

Вкладышами могут служить:
Небольшие шарики, например от пинг-понга.
Коробочки от «киндер – сюрпризов».
Крупные и средние бусины, пуговицы.
Монеты
Карандаши, крышки от старых фломастеров.
Фасолины, горошины, макаронины разной формы.
Кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора.
Детали любых конструкторов.
Детали от пирамидок.
Любые фигуры, вырезанные из пенопласта.

0


Вы здесь » РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей. » Обзор методик развития » Энциклопедические знания для «грудного ребенка» по Даниловой