Rambler's Top100

РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей.

Объявление

Наш форум представляет собой прекрасное пособие для будущих мам и пап, а также для молодых родителей. В нем есть практически все, что нужно знать о беременности и родах, послеродовом периоде, а также о самом главном - развитии, воспитании и здоровье малыша первых лет жизни.
Научиться рисовать может каждый! С 21 по 27 февраля на 'этом сайте https://emoroz.ru/ проводится БЕСПЛАТНЫЙ Мастер-Класс \"Талант за 7 Дней!\" Вы будете рисовать у себя дома в комфортной обстановке! Каждый день сначала будет краткая теория, потом — практика! Всего за 7 Дней Вы откроете в себе Художника! Даже, если Вы никогда раньше не умели рисовать! Спешите, количество мест ограничено!
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь. Есть скрытые темы для гостей. .

Internet Map КЛИКАЙ НА ДОМ. ТВОЙ КЛИК ВАЖЕН. И ОН ПОЯВИТСЯ НА КАРТЕ. ПОМОГИ НАМ НАЙТИ ПРИСТАНИЩЕ


ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ,,,!!!


Страна Мастеров

ФОТОКОНКУРСЫ


Игрушки для взрослых

Комната отдыха
Поворчалки, поболталки и прочие занудства
Хочу похудеть

Хочу быть красивой

Хочу быть здоровой

Хочу быть стильной

Хочу отдохнуть

Хочу Уют в доме

Хочу Вкусненького РЕЦЕПТ НЕДЕЛИ Rambler's Top100


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА

Что такое раннее развитие детей.

Словарь родителя раннего развития

Обзор методик развития М. Монтессори-методика:

СТРОНИЧКА ЛОГОПЕДА

НАША Библиотека

Детские презентации

ФИЗМИНУТКИ НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ
О ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ г. ВИДНОЕ "РАЗУМЕЙКА" тел 547-07-81 : 410-04 75



ЗАПИСЬ В ЦЕНТР тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по рисованию тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по лепке

Учимся читать

Учимся считать

ЗАНЯТИЯ на КАЖДЫЙ день

ФИЗМИНУТКИ


Дела семейные

БЕРЕМЕННОСТЬ. РОДЫ



Уход за ребёнком. Календарь развития ребенка до г

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как учить ребенка читать?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Как учить ребенка читать?

Зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне понятно желание родителей научить свое чадо этому весьма важному делу. Но как?

Раньше все было гораздо проще – был синий букварь с огромной оранжевой буквой А на обложке, и миллионы мальчиков и девочек (кто в три, кто в пять, кто в семь лет) осваивали по нему бессмертные тексты про маму, которая мыла раму. Но вот эти мальчики и девочки  выросли и сами стали родителями. И тут-то выяснилось, что времена изменились. И появились самые разнообразные способы, позволяющие научить ребенка читать. Глаза разбегаются – карточки Домана, кубики Зайцева, шершавые буквы Марии Монтессори, методика Тюленева, которая обещает научить ребенка «читать раньше, чем ходить»… И молодые родители, боясь «не успеть», мечутся от одной методики к другой, от одного специалиста к другому. В методическом «компоте» мечется вместе с родителями и ребенок.
После трех уже поздно?

«Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». Сильно сказано, правда?

А вот Глен Доман: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!» Ненамного отстает и Н.Зайцев: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. «Дальних» результатов пока нет, поскольку в Россию оно пришло в течение последнего десятилетия. Однако первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.

Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.

Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трех уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.
Когда же можно начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:Ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.
Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.
Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Очевидно, что умение читать лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.
Какие бывают методики

Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.

Азбуки

В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?

По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?

Буквари

Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.

Собственно говоря, это сочетание – изобретение далеко не наших дней. Раньше его называли складом, и дети специально заучивали наизусть: "Буки" "Аз" есть "БА", "Веди" "Аз" есть "ВА"… Всего таких складов в русском языке насчитывается около двух сотен.

«Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.

Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).

Метод целых слов

Его придумал американский ученый Глен Доман. В своем Институте Развития Ребенка в Филадельфии Доман он проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены слова и предложения. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась. Ребенок таким образом запоминал слово целиком.

Надо заметить, что методика строжайшим образом определяла размер букв, карточек, объем информации. Многие родители, заразившись энтузиазмом Домана, с воодушевлением писали по ночам несметное количество карточек, а днем показывали их ребенку. Однако постепенно интерес к карточкам у ребенка угасал; пропадал и родительский энтузиазм, а в неудаче они винили только себя: отступили, дескать, от методических канонов.

Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского языка с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово «стол», то форму «стола», «столом» и пр. придется запоминать отдельно. Нередко дети в подобных случаях и вовсе игнорируют окончания, пытаясь произнести их наугад.

Кубики Зайцева

О них не слышал у нас только глухой.

Петербургский педагог Н.А.Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы. Несмотря на невысокую стоимость исходных материалов комплект из картонных разверсток для кубиков, учебного пособия, таблиц-плакатов и аудиокассеты стоит довольно дорого – в среднем около тысячи рублей. При этом их еще нужно склеить, заполнить разными наполнителями: деревянными палочками, металлическими крышечками (набор таких крышечек уже продается отдельно) или звенящими колокольчиками. Впрочем, есть и «готовый», склеенный комплект. Стоит, правда, дороже, но для любимого чада ничего не жалко. За что же платит «продвинутый родитель»?

Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. То же самое касается детишек с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.

Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит, сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.

К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву» часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады, и никак иначе).

Н.А.Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ, не различаются по мягкости / твердости Ж и ЖЬ (нож и рожь), именно поэтому не существует маленького кубика ЖЮ-ЖЁ-ЖЯ-ЖЕ-ЖИ-ЖЬ. Есть лишь «башня» ЖУ-ЖО(ЖЁ)-ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж(ЖЬ). Но принцип этот проводится, увы, непоследовательно, хотя декларируется, что «науки и настоящего анализа, связи фонетики с грамматикой и орфографией в наших кубиках и таблицах больше, чем во всех вместе взятых школьных фонетических материалах» (цитата из «Учебника для родителей, воспитателей, учителей», с. 13).

Посмотрите, на всех кубиках есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т.д.). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к вполне возможному в языке. Между тем, это сочетание возможно лишь в очень немногочисленных исключениях.

По системе Зайцева, сочетания твердых и мягких согласных со звуком [э] должны различаться на письме: ФЭ и ФЕ. Эти сочетания есть во всех кубиках, таблицах, пособии «Читай и пой». Вполне закономерно ребенок будет считать, что нужно писать кафэ и кофе. (На эту мысль меня натолкнул вопрос моей старшей дочери, которая выучилась читать «по Зайцеву»: «Мама, а почему пишется кафе, раз у нас есть кубик ФЭ? Зачем он тогда нужен?»)

И в самом деле, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пэр, удэ, пленэр, хотя последнее слово в современной печати иногда пишется и через е). Значит, каждое слово, в котором есть сочетание твердого согласного со звуком [э] нам придется отдельно объяснять и пресекать попытки ребенка написать такое слово через Э, а ведь этих слов подавляющее большинство, например, купе, теннис, шоссе и т.д.

МИР (система максимально раннего развития) Павла Тюленева

Эта методика заслуживает отдельного упоминания. Ее автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать – к двум годам. Для этого МИР предполагает с рождения показывать ребенку карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле его зрения, Боже избавь, попали  другие предметы. «Первым делом, – говорит г-н Тюленев, – буквы. А остальные игрушки – потом». Вы можете представить себе такую ситуацию для младенца? Лично я – нет.

Таким образом, предлагается пропустить в развитии ребенка не одну, а сразу две стадии – сенсорно-моторную и образную. Что нам законы природы? Как говорила героиня одной детской сказки, «я издам новый закон природы». К сожалению или к счастью, это еще никому не удавалось.

«Это учеба и игра!»

Без игрового момента маленького ребенка нельзя научить чему бы то ни было. Если дошкольный педагог усаживает малышей за парты и ведет себя с ними точно так же, как школьная учительница, это плохой педагог. Хороший педагог придумает массу игр: то у него белочка кубик принесет, то он паровоз из букв построит вместе с ребенком, то устроит магазин, где будут «продаваться» товары только на определенную букву. Иначе ребенок и заниматься-то не будет, встанет и уйдет. Да и родители, развивающие свое сокровище по той или иной методике, твердо убеждены, что они играют с ребенком. Однако это совсем не та игра, которая сейчас больше всего нужна малышу.
Легко ли учиться читать?

Вы помните, как вы сами учились читать? Я очень хорошо помню, как сидела с мамой на диване с тем самым синеньким букварем на коленях и, пыхтя от напряжения, складывала букву за буквой. Задача была у меня глобальная: прочитать большую книжку сказок народов СССР. Отчетливо помню, что было трудно, буквы ни за что не хотели складываться, а если и складывались, то так медленно и натужно, что до сказок было – как до Северного Полюса.

Как хочется облегчить жизнь своего сокровища! Подтолкнуть, объяснить, придумать какой-нибудь хитрый способ, который позволит ему «взять и начать читать». Однако практика показала, что самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если сам он приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Она заключается в том, что ребенку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), он должен напрячься и преодолеть эту трудность.

Ведь когда процесс обучения воспринимается лишь как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребенок привыкает к этому. А в школе, когда приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как величайшая мировая несправедливость.

Есть и еще один момент. Дело в том, что все методики, о которых мы говорим, учат складывать буквы в слова. Но уметь соединить буквы в слово – это еще не значит уметь читать! От этого умения до беглого чтения толстых книг дистанция огромного размера. И вот тут-то нет ни одной методики, которая позволит ее сократить. Только собственный труд, одна страница за другой и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее «складывание» буковок в быстрый просмотр текста. И этот путь ребенок может пройти опять же только тогда, когда будет к нему готов. Я знаю немало примеров, когда ребенок, умея читать с 2-3 лет, по-настоящему зачитал только ближе к шести годам. Так стоит ли торопить события?
Тест

И напоследок небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.
Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?
Способен ли он их пересказать?
Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?
Содержание сказки интересует вашего ребенка больше, чем картинки в книге?
Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?
Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
Когда Вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?
Он аккуратно хранит свои любимые книги?
У вашего ребенка богатый словарный запас?
Читать книги ему нравится больше, чем смотреть телевизор?
Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?
Если Ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?
У Вашего малыша нет логопедических проблем?
Спросите ребенка, одно и то же ли слово ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки?
Обычно он говорит развернутыми предложениями?
Ваш малыш с удовольствием учится читать?
Он знает много стихов и песен?

Результаты теста:

От 0 до 5 очков

Если Вашему малышу меньше пяти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?

От 6 до 12 очков

На сей момент можно говорить о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

От 13 до 18 очков

Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.

0

2

Учимся читать?

Я много лет был уверен… Именно я, а не мы, потому что это вопрос, по которому авторы книги расходятся во мнении, и я выражаю только точку зрения пап (петербургских), а мамы (московские) могут обосновать своё мнение отдельно.

Я много лет был уверен, что точка зрения Домана, рекомендующего заниматься с 3 месяцев, является американским бахвальством и провокацией, потому что научить ребёнка читать к году:
- Невозможно.
- Ненужно.

Потому что, смысл ведь не в том, чтобы научить ребёнка читать – не это главное. Главное – сделать вашего ребёнка читателем, а это чрезвычайно кропотливый и трудоёмкий процесс, отнимающий уйму времени. И ребёнок, который к году – полутора умеет читать (прочитывать слова), в течении ещё минимум 3 лет придётся вести в чтении за ручку, постоянно думать об этом, рисовать и писать ему крупным шрифтом книги с детскими текстами (потому что книг, нужных для такого возраста, в природе нет – они не написаны).

Допустим, что 2 летний ребёнок умеет прочитывать слова, но это ещё не значит, что - то, что он сможет прочесть, будет ему интересно, но, при этом, буквами размером 9 – 10 см., а буквы меньшего размера читать годовалому (2, 3, 4 летнему ребёнку) не следует, чтобы не испортить зрение. И поэтому уйма времени уходит на создание книг для таких малышей, и я сейчас пришёл к выводу, что эти затраты времени неоправданны. Лучше заниматься живописью и спортом.

А, как и когда начинать заниматься чтением?

Сейчас я считаю, что учить читать можно, но сам процесс чтения до 3 – 4 лет углублять и форсировать не нужно. Это должно быть не больше чем вспомогательное умение, чтобы прочитать название на обложке или на витрине магазина. «Должен сказать, что и Глен Доман снял со своего знамени предложение начинать чтение в три месяца, и предлагает начинать учить читать в год». Но и раньше он писал, что только самые умные и самоуверенные родители могут пытаться учить читать в 3 месяца. Вот к самым умным и самым самоуверенным я и обращаюсь.

А вот учить понимать написанное можно именно в 3 месяца, но, чётко осознавая, какие задачи вы перед собой ставите. Вас никак не должен интересовать результат. Нет родителей, которые не пытаются тестировать ребёнка: невозможно учить ребенка читать слово «папа», не пытаясь проверить, понимает ли он вас или нет.

Но вот что очень важно: вас не должно волновать, правильно ребёнок показал слово или нет, потому что, обучая ребёнка чтению, вы преследуете следующие цели:
Вы развиваете правое полушарие его мозга и связи между правым и левым полушариями.
Вы учите его говорить.
Вы учите его распознавать значение слова.
Вы играете с ним и приучаете его весело учиться.
Вы изучаете своего ребёнка и знакомитесь с его восприятием.

Если в какой – то момент вы увидите, что малыш узнал или понял слово, - прекрасно, но потом он может неправильно показать то же самое слово и даже не потому, что он не узнал, а потому, что он не узнал, а потому, что центр показа (назовём его так условно) ещё не скоординирован с центром понимания. И при этом ошибка создаёт неверную связь, создаёт в мозгу путаницу. Задавая вопрос, вы всегда приносите ребёнку вперёд, а сами при этом не получаете никакой полезной информации.

Так же в три месяца учить ребёнка читать?

Именно об этом я пишу. Но сначала о том, как его не учить. Мне часто приходят письма следующего содержания: «Я живу в городе Красноярске, моему ребёнку 6 месяцев, подскажите, где можно купить кубики Зайцева».

Отвечаю. Я с большим уважением отношусь к идеям Н. А. Зайцева и к его методике обучения ребёнка 4 лет писать по складам указкой (а не читать), к введению табличного метода обучения. Зайцев много лет был «вне закона», тогда как применение в первых классах его методики изменило бы всю систему школьного обучения.

Но к первому году жизни ребёнка система Зайцева никакого отношения не имеет. Да и вообще я считаю, что она может быть по – настоящему эффективной только для ярко выраженных «левополушарников», обычно с 3 – 4 – 5 лет.

Система Зайцева – это рекомендации «как нажать курок чтения для ребёнка – «логика». Ярко выраженным «правополушарикам» система Зайцева малопонятна. А я как раз считаю, что если вас интересует творческое развитие ребёнка, то нужно пытаться стимулировать правое, творческое полушарие его мозга.

Но в какой – то момент, если в этом будет необходимость, элементы системы Зайцева можно будет использовать. Например, показывая целое короткое слово (по системе Домана), я советую разделять его на склады, потому что именно из этих кирпичиков – складов состоит и слово и ваша речь. А если вы хотите купить кубики Зайцева, когда вашему ребёнку шесть месяцев – то это хорошее денежное вложение на будущее, как, впрочем, и приобретение трёхмесячному ребёнку домановских карточек (которые тоже можно купить в Интернет – магазинах). Ещё можно купить логарифмическую линейку, пока они не исчезли из продажи, но давать её младенцу тоже пока не нужно.

Итак, задача №1: мы хотим передать нашему 3 месячному марсианину информацию, о том, что на нашей планете речь существует не только устная, но ещё и письменная, что звук можно записать. Мы совершенно никуда не торопимся, у нас море свободного времени. Мы вводим одно слово и делаем это самым праздничным образом, а потом долго готовимся к введению второго. Но карточки Домана со словом оказывается недостаточно: вводя слово, вы должны задействовать все органы чувств ребёнка. Он должен это слово видеть, слышать чувствовать, трогать, нюхать, радоваться ему и смеяться от счастья. Например: вы крупно пишите слово СВЕТ. Это слово нужно будет подавать, ярко включая свет и подобрав специальное музыкальное сопровождение. Он должен чувствовать, что лампочка светлая и тёплая. А если вы можете придумать, как лампочку представить тёплой, а не горячей, то давайте введём слово ФЕН. Крупно пишем слово и начинаем весело обдувать младенца. Из показа всегда устраиваем представление, но делаем это весело и быстро. Любые слова, которые вызывают негативную реакцию или оставляют ребёнка равнодушным, - удаляются из нашего словаря. Вот несколько примеров.

Тигр – подберите мягкого тигра, которого можно трогать, не задействуйте его пока в ежедневной игре. Пусть магнитофон весело рычит, а само слово будет написано на ярком плакате (стандартного размера). Бах – берём самую гремящую кастрюлю, весело бьём крышкой - это должен быть праздничный цирковой показ. Вода – демонстрация происходит на каком – то отдельном кране, или в момент купания, а можно перед каждым душем вводить слово ДУШ. Но нигде нельзя напугать - грохотом или слишком сильной струёй воды – всё бережно, постепенно, шажок за шажком.

Системы, которые предлагают американцы, обязательно включают в себя телевизор, видео кассеты, компьютер. Я бы не стал пока связывать с ними обучение ребёнка. Всё это ещё впереди. Нам никуда не деться. Наши дети ещё успеют испортить себе зрение компьютером и доказать нам, что мы (их родители) являемся ископаемым поколением динозавров. Давайте отложим этот счастливый момент на завтра. А сегодня можно маркером написать слово на картоне и по несколько раз в день устраивать представление. Не хватает фантазии, как вводить новые слова, так придумайте новые короткие слова, которые у вас в доме будут называться как – нибудь необыкновенно звучащие предметы: музыкальные шкатулки, поющая кукла.

Пусть музыкальная кукла получит имя Варя, и мы будем спокойны, что два склада русской речи – Ва – Ря – у нас уже работают. Неважно, какие слова вы придумываете. Для трёхлетнего мальчика я придумал компьютерный файл БРЯКИ: мы его сделаем вместе с ним. Там у нас действует целая компания «флюпсов» и «шмаксов», которые совершают действия, неизвестные на Земле – «мякают», - но вот этому мальчику нравится так учиться. Что с того, что таких слов нет: мы с ним просто учимся читать, и с полугодовалым ребёнком вы тоже просто постигаете принцип чтения. И всего – то этих складов, из которых состоит наша речь, - полторы сотни, то есть, можно уложиться в семьдесят ярких слов. Первая видеокассета для американских детей, которую я видел, рассчитана на возраст 3 – 7 месяцев и включает всего 30 слов – это приемлемый темп, но вы должны создать СВОЁ СОБСТВЕННОЕ шоу на русском языке из подручных игрушечно – кухонных механизмов.

Не торопитесь, увеличивайте словарь по крупице. Мы не готовимся к чтению газеты «Коммерсант», мы просто осваиваем принцип письменной речи. Я видел массу материалов о 9 месячных детях, которые по предъявлению карточки показывают себе на пузо или на голову, хлопают в ладоши высовывают язык. Но это мы учим как информацию. Своего ребёнка проверять не следует.

Полочка рядом со стоящим в кровати ребёнком.

Возраст: от 5 – 6 месяцев. Недавно в одной из детских книг мы наткнулись на рекомендацию в 9 месяцев кидать игрушки на кровати. Бросание игрушек с высоты, действительно, отличное занятие для развития ума: малыш производит много шума, приучается держаться одной рукой, менять руки, переставлять ноги и так далее. Но это не занятие для 9 месяцев, это занятие для 5 – 5,5.

Рядом с кроваткой мы ставим полочки разных уровней, чтобы усложнить задачу и не дать ребёнку смести все одним ударом руки. Раз в 10 минут можно поднять всё с пола и положить всё обратно на полочки. При этом не плохо, чтобы ребёнок увидел результат своих хулиганских действий не только сверху, из кровати, но и извне. Мы ставим или сажаем его рядом с кроватью, и он имеет возможность ещё раз ощупать всё, что набросал. После того как он оценит результаты своей работы, можно вместе собрать игрушки и начать всё сначала. Ну а если ваш малыш ещё сам не сидит и не пытается вставать, держите его на руках около такой чудо – полочки.

0