Первый этап: узнавание количества ©
Первый этап состоит в развитии у ребенка способности воспринимать натуральные числа, которые являются истинным значением цифр. Помните, что цифры являются только знаками, которые помогают представлять истинное значение чисел. Начинайте обучение своего ребенка (как можно раньше) с карточек, на которых будут нанесены кружочки от одного до пяти.
Начинайте в такое время дня, когда ваш ребенок наиболее восприимчив, когда он не устал и в хорошем настроении.
Занимайтесь в той части дома, где как можно меньше раздражителей — и слуховых и визуальных; например не включайте радио и избегайте других шумов. Занимайтесь там, где немного мебели, картин, чтобы ребенок не отвлекался.
Теперь возьмите карточку с одним кружком, но так, чтобы малыш не дотянулся до нее, и скажите ему отчетливо и весело: "Это один". Показывайте ему карточку, только когда вы произносите эти слова — не более секунды.
Ничего не говорите и ничего не объясняйте.
Затем возьмите карточку с двумя кружками и скажите ему с выражением: "Это два".
Точно также покажите ему карточки с тремя, четырьмя и пятью кружками. Когда вы показываете комплект карточек, лучше всего брать карточку не с лицевой, а с обратной стороны. Это позволит вам видеть написанный вами номер. Вы говорите число и сосредоточиваете все внимание на лице ребенка. Это идеально, потому что вы хотите, чтобы все ваше внимание и энтузиазм были направлены на ребенка, а не на карточку.
Помните, что чем быстрее вы будете показывать ему карточки, тем внимательнее он будет и тем интереснее это будет для него. Помните также, что все ваше внимание направлено на ребенка, что ему, несомненно, очень нравится.
Не просите ребенка повторять числа в процессе занятия. После того, как вы покажете ребенку все пять карточек, обнимите его и поцелуйте. Скажите ему, какой он умный и замечательный и как вам нравится его учить.
Повторите урок еще два раза в течении первого дня. В течение первых несколько недель вашей программы уроки должны проводиться с промежутком в 30 минут. После этого уроки можно проводить с промежутком в 15 минут.
В первый день нужно посвятить занятию самое большее 3 минуты.
Во второй день повторите основное занятие три раза. Добавьте второй комплект из пяти новых карточек (с числами 6, 7, 8, 9 и 10). Этот новый комплект нужно показать три раза в течении дня. Поскольку вы будете показывать два комплекта по пять карточек и каждый комплект по три раза, в день у вас получится шесть занятий.
В первый раз, когда вы обучаете ребенка, используя комплект карточек с числами от одного до пяти и комплект карточек от шести до десяти, вы можете показывать их по порядку (т. е. 1, 2, 3, 4, 5). После первоначального показа всегда нужно перетасовать карточки перед следующим показом так, чтобы их последовательность была непредсказуема.
В конце каждого урока говорите ребенку, что он очень хороший и умный. Скажите ему, что вы им гордитесь и очень его любите.
Не подкупайте его печеньем, конфетами и прочим. При той скорости, с которой он будет усваивать материал, вам пришлось бы разориться на конфетах, не говоря уже о том, как это отразилось бы на здоровье малыша. Кроме того, печенье — слишком жалкое вознаграждение за такие грандиозные достижения по сравнению с вашей любовью и уважением.
Дети усваивают все с быстротой молнии. Если вы будете показывать им математические карточки более шести раз в день, им это наскучит. Если вы будете держать карточку перед ребенком дольше секунды, вы потерпите неудачу. Попытайтесь провести этот эксперимент с отцом ребенка. Попросите отца смотреть на карточку с шестью кружочками в течении 30 секунд. Вы обнаружите, что ему очень трудно это сделать. Помните, что дети усваивают материал гораздо быстрее, чем взрослые.
Теперь вы обучаете ребенка, используя два комплекта карточек, по пять карточек в каждом комплекте, занимаясь с каждым комплектом три раза в день. Т. е. всего с ребенком нужно заниматься шесть раз в день, посвятив занятиям в общей сложности несколько минут.
Единственно, чего вы должны избегать в процессе обучения, — это скуки. Никогда не заставляйте ребенка скучать. Медленный темп обучения гораздо быстрее наскучит ему, чем быстрый.
Продолжайте показывать два комплекта по пять карточек, но после второго дня смешайте оба комплекта так, чтобы в одном комплекте были числа 3, 10, 8, 2 и 5, а остальные карточки будут во втором комплекте. Это постоянное перемешивание и перетасовка помогут сохранить интерес и впечатление новизны. Ваш ребенок никогда не будет знать, какое число будет следующим. Это очень важный момент, способствующий поддержанию интереса.
Продолжайте обучение, используя эти два комплекта по пять карточек в каждом в течении пяти дней. На шестой день начните добавлять новые карточки и откладывать старые.
Приводим описание метода, который вы должны использовать начиная с настоящего момента, прибавляя новые карточки и убирая старые. Удалите две карточки снизу (числа 1 и 2) и замените их новыми (числа 11 и 12). С этого момента вы должны добавлять ежедневно по две новых карточки и откладывать по две старых, т. е., изымать их из обращения. Однако изъятые карточки пригодятся нам вновь, когда мы перейдем ко второму и третьему этапам обучения.
Короче говоря, нужно использовать для обучения десять карточек в день, т. е. два комплекта по пять карточек в каждом. Ребенок каждый день будет видеть две новые карточки, в каждом комплекте по одной, и каждый день нужно изымать по две карточки.
Дети, которых уже учили считать от одного до десяти и больше, могут сначала попытаться считать кружочки. Умение считать может несколько спутать ребенка. Но скорость, с которой вы показываете карточки, помешает ему это сделать. Как только он поймет, что вы показываете карточки слишком быстро, он увидит, что это совершенно другая игра, отличающаяся от других игр со счетом, в которые он привык играть, и должен будет учиться узнавать количество кружочков. Поэтому, если ваш малыш не знает, как считать, не учите его этому до тех пор, пока он не освоит весь курс обучения арифметике.
И опять вы должны помнить о том, чтобы игра не наскучила ребенку. Если ему скучно, значит вы идете слишком медленно.
Если вы все делаете правильно, ребенок будет усваивать в среднем по две новых карточки. В действительности, это минимальное число новых карточек, представляемых каждый день. Если вы почувствуете, что ребенку можно давать новый материал быстрее, вам нужно будет каждый день изымать по три карточки и добавлять по три-четыре новых карточки.
Вы вселяете в ребенка любовь к учению, которая в течении всей его жизни будет приумножаться. Точнее, вы усиливаете врожденное страстное желание познавать, которое нельзя подавить, но вполне можно пустить не по тому руслу. Играйте в эту игру с радостью и энтузиазмом. Вы провели не более 3 минут, обучая ребенка и 5-6 минут хваля его, и он сделал одно из самых важных открытий в своей жизни.
В самом деле, если вы дали ему эти знания с желанием и радостью, как дар, ничего не требуя от него взамен, он поймет то, что мало кто из взрослых за всю историю понял. Он действительно сможет воспринимать то, что вы можете только видеть. Он в действительности сможет мгновенно отличить тридцать девять кружочков от тридцати восьми или девяносто два кружочка от девяносто одного. Он теперь знает истинное значение, а не просто знаки, и подготовлен к тому, чтобы по настоящему понимать математику, а не только научиться запоминать формулы или действия типа "6 пишем, 9 в уме". Он с одного взгляда сможет узнать сорок семь кружочков, сорок семь монеток или сорок семь овец.
Продолжайте обучать ребенка с помощью карточек с кружками так, как мы описали выше, вплоть до ста. Нет необходимости идти дальше ста, хотя некоторые наиболее рьяные родители делали это. После ста вы только играете с нулями. Как только ваш ребенок ознакомился с карточками, на которых нанесены кружочки от одного до ста, у него уже будет ясное представление о количестве.
В действительности он захочет перейти ко второму этапу обучения задолго до того, как вы пройдете весь путь до ста. Когда вы завершите обучение от одного до двадцати на карточках с кружочками, переходите ко второму этапу.