Семейный клуб

ПЕРВЫЕ      ВОСПИТАТЕЛИ

Современная эпоха характеризуется большим разнообразием моделей взаимодействия между родителями и детьми. Но во всех стилях прослеживается совмещение акцента в сторону ребенка, ставшего полноценной фигурой в связке «родитель-дитя». По па-раметрам сходства поведения родителей выделяют типы мамы и папы. Выделяют четыре типа мам с разными стилями поведения:
Спокойная уравновешанная мама – настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама – вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность матери создают тяжелую семейную атмо-сферу, которая лишает покоя всех ее членов.
Тоскливая мама – вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она  видит обузу, преграду на ее пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.
Уверенная и властная мама – твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована  ею до его рождения, и от  воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Воспитывая ребенка по запланированной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче – к инициативе.
По этим же параметрам выделяют типы пап: спокойные, урав-новешанные, уверенные, властные, тревожные, тоскливые. Но в по-ведении пап всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли они выполняют тоже разные.
«Папа – мама» - это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Пресс настроения папы давит на ре-бенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если  что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым и даже злым. Вот и в доме: то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.

МАМЫ  И ПАПЫ

«Мама – папа» главную заботу видит в том, чтобы получше уго-дить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все раз-решается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

«Карабас-Барабас»

Папа – пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, за-гоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Нака-зание, за содеянное как профилактика – излюбленный метод папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти… Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».

«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.

«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувст-вующий себя отцом. Его идеал жизни – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него - тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет забот жены (что хотела – то получила). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.

«Добрый молодец», «Рубаха – парень» - папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бро-сится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «Под каблуком» - это не настоящий папа, по-тому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка мо-менты, он не имеет сил перейти на сторону ребенка, чтобы ему по-мочь

КАКИЕ  МЫ  РОДИТЕЛИ?

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители  для детей и справляемся ли мы с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители для наших детей? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по теле-видению и радио на тему о воспитании? Читаете ли вы книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли Вы в таком случае, не является ли его поведение результатом Вашего вос-питания?
3. Единодушны ли Вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает Вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом придется задержаться, или даже остано-виться?
5. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли Вы, что последовательность – один из основных педагогических принципов?
7. сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-то ребенка?
10. Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени!»?

А теперь подсчитаем очки: «да» - 2 очка, «нет» - 0 очков, «иногда» - 1 очко.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное представление. Советуем Вам, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков: вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и над своими итогами в этой области Вам следовало бы задуматься. А начать с того, что в ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков: Вы вполне справляетесь со своими родительскими обя-занностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?