Перечислим наиболее распространённые ошибки, которых допускают взрослые.
Бытовые угрозы
"Если не уберёшь в комнате, останешься без лакомства", "Делай так, как я сказал. Не став лишних вопросов, так как не пущу на улицу".
Этим выражениям, которые слетают с уст родителей во любое время, часто не придаётся никакого значения. Но ребёнок, уверяем Вас, воспринимает все намного сложнее. Такие угрозы вызывают у неё не только страх, а и чувство враждебности, скрытый негативизм относительно родителей.
Авторитарные приказы
"Если тебе это говорит отец, ты должен слушаться", " Я тебе запрещаю дружить с...", "Я - мать, поэтому лучше знаю, что для тебя хорошо, а что - нет."
Такие реплики являются выявлением стремления подчинить себе другой человека. Это приводит к нарушению в семье атмосферы равноправия. Ребёнок запоминает образ: "Вот вырасту, увидим, кто более сильный", - думает он.
Критика "глухого угла"
"Ты абсолютно не приучен работать", "Ты такой ленивый, как и твой отец", "Учу тебя учу, а все напрасно".
Такие замечания загоняют ребёнка в глухой угол, не оставляя ему ни одной надежды на исправление, тем более, когда его обвиняют в потому, что не зависит от него. Результат? Ребёнок, чувствует лишения родительской любви и поддержки, отчуждается, становится замкнутым, неразговорчивым.
Обидные прозвища
"Ты ведёшь себя, как упрямый ишак", "Такое может сказать лишь полный дурак", "И в кого ты такой обормот уродился?"
Обидные прозвища снижают самооценку ребёнка и вдобавок закрепляют в нем сознания модели общения с другими людьми в форме унижения.
Немотивированный допрос
"Ну то сколько времени у тебя на это пошло?", "И чего это ты так опоздал?", "И чем ты здесь так долго занимаешься?".
Иногда родители уделяют чересчур много внимания выяснению несущественных деталей в поведении ребёнка. Малыш расценивает это как проявление недоверия к себе. В результате может появиться стойкий страх перед взрослыми, что заставит ребёнка в будущему скрывать от родителей свою личную жизнь.
Безапелляционные утверждения
"Ты так делаешь мне на зло, я знаю", "Ты просто жадный, я уже поняла", "Можешь не оправдываться, я знаю наперёд, что ты скажешь".
Такие утверждения чрезвычайно болевые для малыша и разрушительные для его психического здоровья. Нежелание взрослого разобраться в действиях ребёнка сводит между ними стену, которая со временем будет становиться все более высокой.
Несвоевременные советы
"Если бы ты тогда сделала так, как я тебе советовала, ничего бы не случилось. А теперь имеешь себе проблему", "Если бы у тебя на столе был порядок, ты бы сейчас не переживал, что потерялся свой рисунок", "Зачем ты так волнуешься? Это все ерунды. Вот когда вырастешь, поймёшь: не следует из-за этого плакать".
Такие советы абсолютно неуместные тогда, когда ребёнку нужно, чтобы её просто выслушали, посочувствовали, помогли. В другой раз он не захочет с вами делиться ничем - ни горем, ни радостью.
Советуем родителям время от времени анализировать то, что говорите ребёнку в продолжение дня. В спокойной обстановке, когда вы уже никуда не спешите и ничто уже вас не бесит, некоторые ваши слова будут казаться вам самым ужасными, недопустимыми для родителей.
А теперь поговорим о том, что означает вести себя педагогически правильно (смотри раздел „Как поддержать ребёнка”).