Rambler's Top100

РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей.

Объявление

Наш форум представляет собой прекрасное пособие для будущих мам и пап, а также для молодых родителей. В нем есть практически все, что нужно знать о беременности и родах, послеродовом периоде, а также о самом главном - развитии, воспитании и здоровье малыша первых лет жизни.
Научиться рисовать может каждый! С 21 по 27 февраля на 'этом сайте https://emoroz.ru/ проводится БЕСПЛАТНЫЙ Мастер-Класс \"Талант за 7 Дней!\" Вы будете рисовать у себя дома в комфортной обстановке! Каждый день сначала будет краткая теория, потом — практика! Всего за 7 Дней Вы откроете в себе Художника! Даже, если Вы никогда раньше не умели рисовать! Спешите, количество мест ограничено!
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь. Есть скрытые темы для гостей. .

Internet Map КЛИКАЙ НА ДОМ. ТВОЙ КЛИК ВАЖЕН. И ОН ПОЯВИТСЯ НА КАРТЕ. ПОМОГИ НАМ НАЙТИ ПРИСТАНИЩЕ


ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ,,,!!!


Страна Мастеров

ФОТОКОНКУРСЫ


Игрушки для взрослых

Комната отдыха
Поворчалки, поболталки и прочие занудства
Хочу похудеть

Хочу быть красивой

Хочу быть здоровой

Хочу быть стильной

Хочу отдохнуть

Хочу Уют в доме

Хочу Вкусненького РЕЦЕПТ НЕДЕЛИ Rambler's Top100


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА

Что такое раннее развитие детей.

Словарь родителя раннего развития

Обзор методик развития М. Монтессори-методика:

СТРОНИЧКА ЛОГОПЕДА

НАША Библиотека

Детские презентации

ФИЗМИНУТКИ НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ
О ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ г. ВИДНОЕ "РАЗУМЕЙКА" тел 547-07-81 : 410-04 75



ЗАПИСЬ В ЦЕНТР тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по рисованию тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по лепке

Учимся читать

Учимся считать

ЗАНЯТИЯ на КАЖДЫЙ день

ФИЗМИНУТКИ


Дела семейные

БЕРЕМЕННОСТЬ. РОДЫ



Уход за ребёнком. Календарь развития ребенка до г

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей. » Школа беременных "Мама, папа, я!" » Открываем "Самоучитель успешного родителя"


Открываем "Самоучитель успешного родителя"

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

Открываем "Самоучитель успешного родителя", который надеемся написать вместе с вами. Это будет живое, нескучное и полезное пособие, которое поможет нам с вами вырастить счастливых детей.

Если бы мне пришлось еще раз воспитывать своего ребенка
Я бы больше рисовала пальцем, а меньше указывала пальцем
Я бы меньше исправляла, а больше устанавливала связи
Я бы меньше смотрела на часы, а больше бы смотрела вокруг
Я бы меньше заботилась о том, чтобы знать, но знала бы, что надо больше заботиться
Я бы больше путешествовала и чаще запускала воздушных змеев
Я бы перестала играть в серьезность, а начала бы серьезно играть
Я бы больше бегала по лугам и любовалась на звезды
Я бы чаще обнимала ребенка и реже - одергивала
Я бы реже была тверда и больше бы поддерживала
Я бы сначала строила самоуважение, а дом - потом
Я бы меньше учила любить силу, а больше говорила о силе любви"
Дайана Луманс

0

2

Классика обучения и воспитания
В этом разделе мы поместили результаты работы известных психологов и педагогов, представляющие ценность для родителей. А также обсуждение важнейших вопросов воспитания и развития

0

3

Мысли вслух
Законы, по которым развивается человек сродни Ньютоновскому закону всемирного тяготения. Действует, независимо от того знаешь ты о нем или нет. Поэтому лучше знать и учитывать, чем не знать и получать, образно говоря, яблоком по голове.

0

4

Новаторская педагогика

Практика обучения и развития
В отличие от теории, которая говорит, почему происходит то или иное явление, методика отвечает на вопрос: "Что делать, чтобы добиться нужного результата?" Здесь мы поместили методики обучения и развития детей, то есть практическое руководство к действию. А также обсуждение практики использования авторских методик обучения.

0

5

Детей учит то, что их окружает.
• Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
• Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
• Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
• Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
• Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
• Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
• Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
• Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
• Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
• Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
• Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

0

6

Методики обучения и развития
Последние высказывания:

"...если ребенок от ваших воспитательных мер света белого не видит, то это не очень хорошо отразится в будущем. Ребенок будет безынициативным и пассивным. Все в меру хорошо."

0

7

Личное мнение

Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.

0

8

Мысли вслух:

Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому, первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

Мысли вслух

А если оглянуться и посмотреть вокруг - кто добился успеха и чувствует себя счастливым? Тот, кто много знает или тот, кто умеет по-настоящему любить себя и других? Хотя, конечно, одно другому не мешает.

0

9

Развитие ребенкаКлассики
Если вашему ребенку более трех лет, заполните этот опросный лист. Цель его – понять степень своей готовности к воспитанию эмоционально зрелого ребенка, обнаружить пробелы и осознать пути их восполнения.>>>>

С чего начать?

Заполните этот опросный лист. Цель его - понять степень своей готовности к воспитанию эмоционально зрелого ребенка, обнаружить пробелы и осознать пути их восполнения.

Если ответ, который вы дали на вопрос, отличается от правильного варианта, значит в этом направлении у вас наблюдается пробел. Обратите внимание на такие вопросы и постарайтесь обдумать их.

Свои размышления по поводу /проблемных точек/ вы можете прислать нам или обсудить на форуме.

Опросный лист для родителей

1. Вы скрываете серьезные проблемы от ваших детей?

Нет

Большинство психологов говорят, что родители не должны скрывать от своих детей серьезные проблемы, даже в том случае, если их дети совсем маленькие. Дети очень чувствительны и отзывчивы по своей природе, гораздо больше, чем вы можете подумать, и если попытаетесь объяснить им суть проблемы, они смогут ее понять.

2. Вы открыто обсуждаете ваши ошибки или неудачи?

Да

Чтобы воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле, ваши дети должны научиться видеть положительные качества родителей и их ошибки и недостатки тоже.

3. Ваш ребенок сидит у экрана телевизора более 12 часов в неделю?

Нет

Этот пассивный вид деятельности никак не способствует эмоциональному развитию. Насилие на экранах становится настоящей проблемой для воспитания лучших нравственных качеств у детей, потому что оно не учит их управлять своими эмоциями.

4. У вас дома есть компьютер?

Да

В свое время психологи и социологи твердили о том, что компьютер и компьютерные игры имеют разрушительное воздействие на социальное развитие ребенка, хотя сейчас верным кажется противоположное. И дети, и взрослые находят все новые способы применения компьютеров, и все это, конечно, способствует повышению социальных навыков.

5. Вы считаете себя оптимистом?

Да

Проведенные исследования показали, что оптимисты более счастливы, более успешно учатся и более здоровы физически. Главный способ развития у детей оптимизма - это живой пример оптимистично настроенных родителей перед глазами.

6. Вы помогаете своим детям заводить друзей и поддерживать отношения с друзьями?

Да

Специалисты в области детского воспитания считают, что наличие у ребенка лучшего друга, особенно в возрасте от 9 до 12 лет, является краеугольным камнем в приобретении навыков близких отношений. Ваш ребенок должен научиться дружить еще в младшем возрасте.

7. Вы следите за тем, какие телепрограммы смотрит ваш ребенок и в какие компьютерные игры он играет?

Да

Хотя не существует достоверных доказательств того, что просмотр детьми телепрограмм со сценами жестокости и насилия и компьютерные игры такого же плана ведут к развитию агрессивности у детей, зато совершенно очевидно, что такие телепрограммы не учат их сопереживать чужому горю.

8. Каждый день вы проводите со своим ребенком пятнадцать или более минут за играми или какими-то другими занятиями?

Да

К несчастью, в наше время родители проводят с детьми все меньше и меньше времени. Когда родители играют со своими детьми младшего возраста или проводят время со своими старшими детьми, то это способствует росту уверенности у детей и формированию у них позитивного отношения к себе.

9. Вы знаете, как добиваться от своих детей подчинения установленным правилам, и можете четко объяснить правила своим детям?

Да

Значительное количество проблем, с которыми сегодня сталкиваются наши дети, могут возникать из-за стремления родителей к авторитарности или из-за чрезмерной снисходительности.

10. Вы регулярно принимаете участие в благотворительных акциях или социальных мероприятиях своего района вместе с вашим ребенком?

Да

Дети учатся заботиться о других людях, если принимают непосредственное участие в социальных мероприятиях или акциях, и одновременно они приобретают навыки общения с другими людьми.

11. Вы открыты и честны с вашим ребенком даже тогда, когда дело касается таких серьезных проблем, как болезни или потеря работы?

Да

Многие родители стараются защитить своих детей от стресса и как можно дольше держать их подальше от житейских проблем. Однако на самом деле такой подход больше вредит, чем приносит благо. Те дети, которые не учатся эффективно справляться со стрессами в детском возрасте, становятся слишком незащищенными во взрослой жизни.

12. Вы учите ребенка техникам физического расслабления как способу избавления от стресса, боли, тревожных состояний?

Да

Вы можете начать обучать своих детей техникам расслабления уже тогда, когда им исполниться 4-5 лет. Конечно, это не научит их решать все проблемы, но точно поможет прожить более долгую и счастливую жизнь с более крепким здоровьем.

13. Вы вмешиваетесь, когда ваш ребенок испытывает трудности с решением проблем?

Да

Проведенные исследования показали, что дети могут научиться справляться со своими проблемами в более раннем возрасте, чем мы предполагаем. Когда ваши дети учатся самостоятельно решать проблемы, они становятся более уверенными в себе и получают важные навыки жизни в обществе. Но им нужна помощь.

14. Вы часто устраиваете какие-то семейные мероприятия, на которые собираются ваши друзья и родственники?

Да

Когда ребенок присутствует на семейных мероприятиях, у него формируются определенные модели поведения и это помогает ему приобретать навыки общения с другими людьми и качества, необходимые для эмоционального роста. Это идеальный способ научить детей коммуникабельности, умению решать проблемы и жить среди других людей. При условии, конечно, что мероприятия не сводятся к застольям со спиртным.

15. Вы настаиваете на том, чтобы ваш ребенок всегда вел себя в соответствии с морально-этическими нормами, принятыми в вашем обществе и демонстрировал хорошие манеры?

Да

Хорошие манеры, сформированные на основе принятых в обществе морально-этических норм, обычно легко усваиваются детьми и имеют чрезвычайно важное значение для успеха в учебе и общении с другими людьми.

16. Вы учите вашего ребенка смеяться и видеть смешное вокруг себя, в самих себе и в своих проблемах?

Да

Все больше исследований говорят о том, что чувство юмора является не только важным навыком, который помогает детям жить среди других людей и общаться с ними, но также является важным фактором, способствующим ментальному, психическому и физическому здоровью ребенка.

17. Вы готовы признать, что поскольку ваш ребенок растет и часто меняет свои привычки в учебе, вы можете смотреть на эти изменения сквозь пальцы?

Нет

Чтобы хорошо учиться, ваш ребенок должен научиться самодисциплине, научиться эффективно использовать свое время и приобрести организационные навыки. И всему этому его обязаны научить родители.

18. Вы учите своего ребенка упорно снова и снова работать над тем, что у него не получается, даже тогда, когда он начинает жаловаться и говорит, что у него никогда ничего не получится, и даже тогда, когда он терпит неудачу?

Да

Одна из наиболее важных составляющих эмоциональной зрелости - умение эффективно преодолевать чувство разочарования и огорчения. Умение упорно прикладывать усилия для преодоления препятствий и не пасовать перед лицом неудачи. В целом, к сожалению, родители не слишком требовательны к своим детям, когда речь идет о том, чтобы заставить упорно добиваться положительного результата.

19. Вы настаиваете на том, чтобы ваш ребенок правильно питался и ежедневно занимался физическими упражнениями?

Да

Помимо совершенно очевидного положительного влияния на здоровье, такой образ жизни играет важную роль в биохимических процессах развития головного мозга ребенка.

20. Вы идете на конфликт с вашим ребенком, если знаете, что он бывает нечестен в мелочах?

Да

У детей есть свой взгляд на честность, он меняется по мере взросления и не всегда совпадает со взглядами окружающих взрослых. Понятие о чести и честности должно культивироваться внутри семьи.

21. Вы уважаете право ребенка на уединение и личную жизнь даже в том случае, когда подозреваете, что он скрывает что-то очень важное или опасное?

Нет

При воспитании ребенка его личная жизнь и честность должны быть неразрывно связаны. В любом возрасте дети должны понимать разницу между тем, что можно и нужно держать в секрете, а что нет. И они должны знать, что есть какие-то вещи, о которых вас следует обязательно информировать.

22. Вы считаете, что школьный учитель может самостоятельно без вашего вмешательства решать проблемы, которые связаны с мотивами поступков вашего ребенка?

Нет

На самом деле все, что касается мотивации поведения ребенка, начинается внутри семьи. Проведенные исследования показали, что независимо от того, в каком обществе вырос ребенок, вовлечение родителей в процесс воспитания необходимо для его психологического здоровья. И чем больше родители вовлечены в этот процесс, тем больших успехов добивается ребенок.

23. Вы полагаете, что вы должны быть более терпимыми к проблемам, возникающим у детей, потому что у вас самих есть такие же проблемы?

Нет

Нет ничего удивительного в том, что дети сталкиваются с теми же проблемами, что и их родители. Если вы постоянно впадаете в депрессию или не можете управлять своими эмоциями, то вы должны, прежде всего, найти способы изменить ваше состояние и модель вашего поведения, а потом научить этому вашего ребенка. Если же вы просто закроете глаза на проблему, ваш ребенок останется с ней один на один, без поддержки. Так же как и вы когда-то.

24. Вы отстаете со своими вопросами, если ребенок не хочет говорить о том, что его разозлило или расстроило?

Нет

На самом деле не многим детям нравится рассказывать родителям о том, что их раздражает, но если иметь ввиду перспективы эмоционального развития, то вы должны постоянно побуждать ребенка, чтобы он рассказывал вам о своих чувствах и переживаниях. Разговоры о проблемах эмоционального плана и обретение навыков объяснять на словах, что он чувствует, может значительно повлиять на развитие головного мозга вашего ребенка. Это произойдет потому, что таким образом осуществиться связь между участком мозга, который отвечает за эмоции и участком, который отвечает за мышление и речь.

25. Вы верите в то, что любая проблема может быть решена?

Да

Дети, так же как и взрослые, могут научиться решать проблемы и искать решения своих проблем вместо того, чтобы просто жить с ними. Позитивный взгляд на мир может сделать детей более уверенными в себе, а также развивать отношения с окружающими.

0

10

Современники
В условиях современного мира забота об эмоциональном развитии детей приобретает особенно важное значение, и если начать заниматься решением этой проблемы сейчас, то когда эти дети вырастут и заведут своих детей, они постараются воспитать их добрыми, отзывчивыми, приятными в общении, умеющими решать проблемы людьми, что в целом сделает их более счастливыми и более успешными.

Лоуренс Шапиро

Доктор психологии, специалист в области применения игровых методик в детской психотерапии. Он является президентом и основателем Центра прикладной психологии и часто читает лекции об использовании игр для эмоционального развития детей.

/Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом эмоционального развития/. Практическое руководство для родителей. - М.:Эксмо.-2005,-434с.

Термин /эмоциональное развитие/ появился в 1990 году и был использован для описания эмоциональных характеристик, которые необходимы для достижения успеха. Эти характеристики включают:

Умение контролировать свои эмоции

Способность к сочувствию, сопереживанию

Уважение мнения окружающих

Умение правильно выражать свои чувства

Коммуникационные навыки

Самостоятельность в решении проблем

Доброту, дружелюбие, отзывчивость

Умение находить выход из конфликтных ситуаций


В условиях современного мира забота об эмоциональном развитии детей приобретает особенно важное значение, и если начать заниматься решением этой проблемы сейчас, то когда эти дети вырастут и заведут своих детей, они постараются воспитать их добрыми, отзывчивыми, приятными в общении, умеющими решать проблемы людьми, что в целом сделает их более счастливыми и более успешными.

Вторая половина ХХ столетия ознаменовалась тем, что родители старались принимать самое активное участие в жизни своих детей. Большинство из нас ищет самые разные способы для того, чтобы дать своим детям как можно больше возможностей, чтобы они развивали свои умственные способности и были счастливы. Как только малыш родился? мы начинаем уже пытаться объяснить ему как устроен этот мир. Мы начинаем читать детям книжки, когда им всего несколько месяцев, а в наши дни уже можно увидеть ребенка у компьютера еще до того как он начал говорить.

Проведенные недавно исследования показали, что мы справились с невероятно сложной задачей и сделали все, чтобы наши дети стали смышленее. По данным Джеймса Р.Флинна (университет Отаго в Новой Зеландии) коэффициент умственного развития (IQ) в мире за последние 50 лет вырос на целых двенадцать пунктов. Каждое последующее поколение детей становится все умнее и сообразительнее предыдущего.

Парадоксально, но за то же время коэффициент эмоционального развития (EQ), который связан с социальными потребностями человека - нравственностью, духовностью, умению общаться и т.п. значительно снизился. Всемирный Фонд Защиты детей дает неутешительные статистические данные внешних проявлений этой эпидемии депрессии. Но не существует какой-либо статистики, которая отражала бы проблемы детей, которые проявятся с возрастом.

Лоуренс Шапиро предлагает родителями также целенаправленно заниматься эмоциональным развитием ребенка, как они занимаются его интеллектуальным развитием. А проще говоря, не только обучать и развивать, но и воспитывать.

0

11

Что говорят психологи?
Распознавание и учитывание эмоций является важнейшим фактором нормального социального развития ребенка.
Эти важнейшие умения ребенок приобретает, когда родители разговаривают с ним о чувствах, эмоциях; объясняют как связаны чувства и ситуации, их вызывающие.>>>>



Я за самим собой заметил, что многие всплески познавательной активности своих детей я воспринимаю как баловство или каприз. Лишь понемногу я начал понимать, что в этом «броуновском движении» тела и мыслей моих детей есть своя закономерность. Они, как вода, пытались разлить свою энергию во все стороны, затекая в каждое отверстие, исследуя, проверяя и перепроверяя окружающий мир. Это для нас с вами есть важные и неважные дела. Ну а ребенок находится во власти стихийных внутренних сил, заставляющих познавать все, на что обращается его внимание.

Дети – «порождение хаоса». А нам хочется отдыхать после работы. И мы пытаемся остановить хаотичное движение маленького существа по нашей квартире, отбиться от его вопросов и требований поиграть.

И если я поддамся собственному эгоистическому стремлению сделать ребенка тихим и послушным, то закупорю в нем животворный ключ внутренней силы, ведущей к познанию мира.

Святослав впервые дополз до стены и ударил в нее головой. Не больно. В той комнате стена была обшита фанерой. Он отполз на полшага и боднул стену еще раз. После первого удара, который явился для него неожиданностью, он не заплакал, не впал в ступор, а провел эксперимент. Итоги проанализировал и головой в стену больше не бился. А если бы мы не подпустили его к стене? Ничего хорошего не вышло бы и из нашей попытки ускорить развитие ребенка, например, ударяя его головой в стену по собственному желанию. Главный вывод после такого насильственного эксперимента будет отнюдь не о плотности стены, а об опасности, исходящей со стороны родителей.

Родители, ждите, когда ребенок сам налетит на стену, и тогда воспользуйтесь возможностью помочь ему с осознанием происшедшего!

Постепенно можно сделать этот процесс в значительной степени управляемым. Важно только иметь достаточно свободного времени для наблюдения за ребенком в разных ситуациях и уважительный интерес к его личным открытиям.
Природа заложила тактику проб и ошибок как основу познавательного поведения, чтобы позволить маленькой личности самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант для данного места и времени. Не совершая ошибок, она не будет учиться.

Жизненный опыт нельзя заменить наставлениями и лекциями просто потому, что это будет чужой жизненный опыт. Но реакции и оценки родителей должны быть по возможности понятными и однозначными, чтобы не вносить дополнительную путаницу в создаваемый на их глазах очередной Образ Мира.

Итак, мы поощряем в ребенке САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и признаем за ним право на проверку. В нашем случае «защитить» означает «объяснить и подготовить». Профессиональное и личное сливаются здесь в одно целое.

Здесь не существует общих правил. Для одного ребенка будет обидно слушать ваши шутки, для другого непереносимо равнодушие, для третьего даже подбадривающая фраза: «Ты у нас все можешь» станет символом насилия. Все случаи индивидуальны. Главное: важно то, что вы имеете в виду, а то, как это воспринимает ваше чадо.

Д.Морозов

Эмоциональное развитие ребенка

Эмоции

Распознавание и использование эмоций других людей

Регулирование эмоций

1. Эмоции

В современной психологии выделяется два вида эмоций: базовые и комплексные. Базовые - это эмоции, переживаемые одинаково всеми людьми - радость, гнев, удивление, страх, отвращение и печаль. Каждая такая эмоция состоит из субъективного чувства, физического состояния и внешнего проявления - поведения.

Представьте себе, что вы сильно рассердились. Вы чувствуете, что /внутри все клокочет/, физиологически ваше сердце стало биться чаще, лицо покраснело, повысилось артериальное давление, а внешне это выразилось в том, что вы хмуро посмотрели на обидчика и вышли из комнаты.

В дополнение к базовым люди еще переживают комплексные эмоции - гордость, замешательство, вина. Эти эмоции по-разному переживаются в разных культурах.

Базовые эмоции сопровождают человека с первых месяцев жизни. Примерно в 2-х месячном возрасте у младенцев впервые появляется социальная улыбка: они улыбаются, когда видят другое человеческое лицо. Улыбка и гуление - способ выражения удовольствия и радости младенца при виде другого человека.

В возрасте около 4-х месяцев улыбка сопровождается смехом: ребенок смеется, когда испытывает активную физическую стимуляцию. Есть хороший способ вызвать у младенцев смех - начать щекотать или подбрасывать их. В конце первого года жизни младенцы часто смеются, когда знакомые события принимают неожиданный оборот. Например, когда мама делает вид, что пьет из детской бутылочки, или когда отец пытается обмотать себя пеленкой. Теперь смех становиться реакцией не только на физическую, но и на психологическую стимуляцию.

Мы намного меньше знаем о развитии отрицательных эмоций. Разумеется, новорожденные выражают страдание, но вычленить конкретные эмоции в нем трудно. Гнев появляется постепенно, его отчетливые проявления возникают между 4 и 6 месяцами. Малыши сердятся, например, если их лишают любимой еды или игрушек. В дальнейшем, около 8 месяцев, малыши начинают сердиться, когда их действия пресекаются взрослым.

Как и гнев, страх редко проявляется у новорожденных. Первые отчетливые признаки страха появляются в 6 месяцев в присутствии незнакомых людей. Настороженное отношение к незнакомцам имеет адаптивный характер и необходимо для обеспечения безопасности ребенка. Появляется оно в тот период, когда ребенок овладевает ползанием и призвано сдерживать малышей в попытках уползти далеко от родителей. Когда малыш научится интерпретировать выражение лица постороннего человека, этот страх постепенно исчезает.

Зато появляются другие страхи - многие дошкольники боятся темноты и вымышленных существ. Такие страхи, как правило, снижаются в началу школьного обучения, когда ребенок способен провести четкую границу между вымыслом и реальностью.

В связи с этим нужно обратить внимание на фильмы и книги, и тщательно выбирать их для своего ребенка. Когда сказка начинается с определения границ /В некотором царстве, в некотором государстве:/, или место действия фильма явно сказочное, ребенок принимает эту условность. В этом случае, каких бы страшилищ и уродов ему не показали, он знает, что закончится фильм и они исчезнут навсегда.

Опасность для данного возраста представляют страшные сказки, действие в которых развивается якобы в реальной жизни. Особенно, если они не предназначены для маленьких детей. В силу возрастных особенностей психики ребенку трудно абстрагироваться. И он ожидает /монстра из-под кровати/ - как в кино.

Эти страхи сменяются школьными тревогами. Родителям необходимо поддерживать уверенность ребенка в себе, чтобы естественная обеспокоенность школьными делами не переросла в тревожность и школьную фобию. Если у ребенка сложности в школе, он должен быть уверен, что дома у него все в порядке. Это необходимое правило нормального эмоционального развития.

Комплексные эмоции появляются позднее, так как зависят от понимания ребенком собственного /Я/. Происходит это приблизительно 18-24 месяца. Дети испытывают чувство вины или замешательство, когда сделали нечто, что делать не должны. Например, разбивший чашку ребенок, вероятно, думает: /Вы велели мне быть осторожным. А я не был!/. Точно так же дети испытывают гордость, когда сделают что-то новое и трудное.

Для того, чтобы испытывать комплексные эмоции у детей должно быть достаточно высокое когнитивное (умственное) развитие.

Комплексные эмоции зависят так же от культурной среды: ситуации вызывающие гордость в одной культуре, могут вызвать замешательство в другой.

В целом комплексные эмоции, такие как гордость и вина, требуют более тонкого понимания и в большей степени обусловлены культурой, чем такие базовые эмоции как радость и страх, которые обусловлены биологически.

2. Распознавание и использование эмоций других людей

Умение распознавать эмоции других людей, правильно интерпретировать вербальное (словесное) и невербальное (позы, жесты, мимика) поведение исключительно важно для жизни человека в обществе. Когда же мы начинаем этому учиться?

Ребенок еще в утробе матери чувствует ее настроение и эмоции, которые она переживает. Это обусловлено химическими процессами в организме, который у матери и ребенка один на двоих. Новорожденный с первых дней жизни чувствует состояние людей, которые за ним ухаживают. Нервничает, если его неуверенно берут на руки, если обстановка в доме неспокойная, если мама расстроена.

К 6-7 месяцам дети начинают различать выражения лица, связанные с различными эмоциями: могут отличить радостное, улыбающееся от печального, хмурого. Одновременно ребенок учится корректировать свое поведение, подстраиваться по эмоции взрослых. Если мама обращается к ребенку радостно и весело, то и малыш выражает радость. Если мама хмурится, то и ребенок начинает сердиться.

Так же как взрослые, младенцы используют эмоции других, чтобы корректировать свое поведение. В незнакомой или неопределенной ситуации малыши смотрят на мать или отца, как бы ища подсказок, это явление называется - социальная сверка.

Все матери сталкивались с такой ситуацией. Маленький ребенок, только начавший ходить, делает несколько шагов и падает на попу. Если мать пугается, начинает ахать и охать - ребенок начинает плакать; если мама сохраняет спокойствие, говорит успокаивающе, помогает подняться - ребенок улыбается и пытается топать дальше.

Проводились исследования, во время которых 12-месячным детям показывали незнакомые игрушки. Родители в одних случаях выражали радость, в других - испуг. Когда родители выглядели испуганными, дети отодвигались от игрушек и отказывались брать их в руки.

Но, ребенок хорошо отличает, действительно ли мама напугана или она притворяется, играя с ним.

Со временем ребенок начинает понимать, почему люди испытывают те или иные эмоции. К 3 годам, например, ребенок уже понимает, что нежелательные или неприятные события заставляют человека испытывать гнев или печаль. Они могут дифференцировать эти чувства и даже объяснить.

/Когда у меня кукла сломалась, мне грустно было очень. А Петька смеялся и дразнил, и платье куклино порвал. Я на него злюсь/.

Дошкольники также понимают, что даже воспоминание о печальном событии может вызвать грусть.

С 6-7 лет дети начинают понимать, что люди могут испытывать /смешанные чувства/, могут объяснить, почему люди чувствуют себя /одновременно и хорошо, и плохо/.

По мере того, как дети развиваются, они начинают усваивать правила проявления чувств, то есть специфические для данной культуры нормы выражения эмоции в конкретной обстановке или при общении с конкретным человеком.

Так как дети лучше понимают эмоции, возрастает их способность помогать другим людям. Они уже понимают, что эмоции говорят о потребностях другого человека.

Лучшее понимание эмоций других также способствует развитию умения бесконфликтно играть со сверстниками, потому что видят, как их поведение действует на других. То есть распознавание и учитывание эмоций является важнейшим фактором нормального социального развития ребенка.

Эти важнейшие умения ребенок приобретает, когда родители разговаривают с ним о чувствах, эмоциях; объясняют как связаны чувства и ситуации, их вызывающие. Положительные, теплые, доверительные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами также связаны с пониманием эмоций. Почему это так? Видимо, при теплых отношениях все члены семьи выражают более широкий спектр эмоций и делают это чаще. Да к тому же охотно говорят о причинах своих чувств, предоставляя детям возможность узнать об эмоциях больше.

3. Регулирование эмоций

Вспомните момент, когда вы действительно рассердились на близкого человека. Вы кричали на него? Вы пытались обсудить дело спокойно? Или просто сделали вид, что ничего не произошло? Крик - это прямое выражение гнева, а спокойный разговор или игнорирование - это целенаправленные попытки управлять эмоцией.

Люди начинают регулировать свои эмоции еще во младенчестве. В 4-6 месяцев дети используют простые стратегии регуляции эмоций. Когда младенца что-то смущает или пугает, ребенок отворачивается. Еще один способ регулировать свой страх - придвинуться поближе к матери.

Дети постарше и подростки сталкиваются с более разнообразными ситуациями. Часто они стараются не думать о том, что их пугает, игнорировать проблему. Это ведет к тому, что страх загоняется внутрь, но не проходит, возникает тревожность, часто они срываются на крик и угрозы.

Дети не достаточно хорошо регулирующие свои эмоции, чаще имеют проблемы со сверстниками. Когда дети не могут контролировать гнев, тревогу или печаль, то они испытывают трудности в разрешении конфликтов, а это неизбежно влияет на отношения.

Важнейшая задача родителей - научить ребенка регулировать свои эмоции, проявлять их в социально приемлемой форме.

0

12

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, а в педагогике о ней почему-то забывают. Родители - то есть мы с вами - вслед за школьными учителями, уделяем основное внимание учебе, развитию интеллекта, стараемся дать информации побольше, научить пораньше. И достигли мы в этом немалых успехов. По данным исследований за последние 50 лет IQ (коэффициент интеллекта) в среднем вырос . Каждое последующее поколение становится умнее, смышленее, изобретательнее. Но! За те же 50 лет, так называемый EQ (эмоциональный коэффициент) в среднем значительно снизился, что влечет за собой общее душевное и духовное неблагополучие.

Ведь понятие /Эмоциональный мир человека/ включает в себя: отношение к себе и другим людям, отношение к миру и к жизни вообще. Бесполезно ждать от ребенка доброты, сочувствия, упорства в достижении цели, ощущения прекрасного, стремления к созиданию, если не развивать эмоциональные стороны личности.

И если мы хотим, чтобы наш ребенок в своей жизни был успешным и счастливым, то наряду с интеллектуальным развитием должны дать ему и эмоциональное.

0

13

Показатели эмоционального развития

Возраст от рождения до трех лет является сензитивным - то есть наиболее чувствительным для развития эмоциональной сферы ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы психологического благополучия или неблагополучия человека.

Для того, чтобы определить, как обстоят дела с эмоциональным развитием вашего ребенка, вы можете использовать предложенные ниже показатели.

Присмотритесь внимательно: как ребенок играет, как и на что реагирует, что его интересует, как общается, каким образом выражает свою индивидуальность. Можно также специально создавать игровые и бытовые ситуации, которые вызовут у малыша определенные эмоции и чувства.

В каждом возрастном периоде возникают новые эмоциональные переживания, меняется их глубина, осознанность, длительность.

Оценив степень эмоционального развития ребенка, стоит найти причины несформированности каких-то качеств и обязательно позаниматься с ребенком, чтобы на следующем этапе он не отстал от сверстников.

Показатели эмоционального развития ребенка (0-3года)

0

14

К 3 месяцам

Спокоен, не криклив в течение бодрствования.

Эмоциональные состояния часто меняются.

Улыбается, вокализирует, двигается - положительные эмоциональные проявления объединяются в /комплекс оживления/ в ответ на обращение взрослого, на близкого человека, на игрушку, на музыку.

Привлекает внимание близких взрослых положительными и отрицательными эмоциональными реакциями: улыбками, движениями, гулением, хныканьем, криком, беспокойством.

Недоволен, проявляет отрицательные эмоции при прекращении общения с мамой, внезапном исчезновении игрушки, резком изменении окружающей температуры, болевых ощущениях, ограничении движений.

Вздрагивает при внезапных звуках

Замирает при неожиданных звуках и при рассматривании игрушки.

Быстро отвечает улыбкой при виде лица матери

Улыбается как на отрицательные, так и на положительные негромки слова и различную мимику взрослого.

0

15

К 6 месяцам

Улыбается на ласковый голос взрослого

Хмурится на строгий голос взрослого

Пугается внезапных резких звуков

Подолгу улыбается, вокализирует, двигается, замирает; радуется при появлении близкого человека; слыша голос близкого взрослого; рассматривая игрушку; слыша звучание музыки; пение мамы.

Выражает радость при виде любимой игрушки.

Улыбается, тянет руки к игрушкам

Проявляет эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме, фактуре предметов.

Положительные и отрицательные эмоциональные реакции различны по длительности, периодичности и интенсивности.

Насторожен (смущение, испуг) при виде незнакомого человека, в новой обстановке.

Морщится, крутится, хнычет при неприятных ощущениях.

Смеется, визжит, подражая смеху других людей при непосредственном общении.

Иногда подражает мимике , голосовым интонациям взрослого.

0

16

К 9 месяцам

Заинтересован, спокоен, улыбается при манипуляциях с игрушками.

Проявляет особый интерес к некоторым игрушкам

Улыбается на результат действия с игрушкой (открыл-достал).

Различает и эмоционально адекватно реагирует на разную мимику и возгласы взрослого (улыбка вызывает радость, непривычные гримасы - слезы, испуг)

Настороже, плачет, отползает, проявляет обиду на резкий голос взрослого, при виде незнакомого человека, если не получается выполнить какое-то действие.

Недоволен при невозможности самостоятельно поменять позу.

Проявляет интерес, положительные эмоции к маленьким детям, их игре.

Специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

0

17

К 12 месяцам

Улыбается, радуется: веселым играм со взрослыми; приходу близкого человека; узнавая на фотографии близкого взрослого; заводным игрушкам; самостоятельным действиям с игрушкой.

Улыбается, подпрыгивает, /подпевает/ или спокойно прислушивается, слыша музыку, песенки.

Недоволен, обижается при слове /нельзя/, на резкий тон взрослого, если не может выполнить желаемое действие.

Подражает мимике, смеху взрослого.

Подражает мимике, жестам и игровым движениям сверстника, проявляет интерес к другому ребенку.

Смотрит вопросительно на взрослого при затруднениях, в незнакомой ситуации.

Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.

Эмоционально (по-разному) относится к окружающим людям, игрушкам, предметам (стремиться приблизится, спокоен, улыбается или отвергает, отстраняется).

Проявляет интерес к картинкам в книжках.

0

18

К 1 году 3 месяцам

Эмоционально уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.

Полярность и быстрый переход от одного состояния к другому.

Быстрая смена эмоций при отвлечении.

Часто смотрит на близкого взрослого, /считывая/ его эмоциональные реакции на различные ситуации; легко подражает (основа сопереживания).

Подражает мимике, движениям близкого взрослого, его интонациям (смеется, улыбается, хмурится, плачет); быстро заражается эмоциями и чувствами других.

Эмоционально реагирует на другого ребенка, на его состояние (подражает, например, плач сверстника вызывает слезы)

Проявляет интерес к играм детей.

Эмоционально (по-разному) реагирует на знакомого и незнакомого взрослого (раскован или напряжен)

Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.

Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим): плачет, когда она уходит; грустит, оставшись с малознакомым взрослым.

Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (теплое-приятное, холодное-неприятное, высоко- страшно)

Собственная речь (отдельные слова) дополняется мимикой, движениями, интонированием.

Взгляд с различными эмоционально-выразительными оттенками (радостный, заинтересованный, вопрошающий, жалобный, недовольный)

Удивляется новому, пугается неожиданного.

Напряжен, на лице появляется недовольное выражение при ограничении движений, дискомфорте.

Проявляет интерес к совместным со взрослым играм-занятиям, особенно веселым.

Эмоционально реагирует на самостоятельную игру с игрушкой (мимика, интонирование)

Проявляет интерес к новой игрушке; длительность его зависит от умения или неумения играть с ней.

Эмоционально напряжен при неумении.

Испытывает радость при получении /результата/ некоторых игровых действий: а) выполненных взрослым; б) выполненных самостоятельно.

Эмоционально (по-разному) реагирует на быстрые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток, песенок (радость, спокойствие, сосредоточение)

0

19

К 1 году 6 месяцам

Эмоционально уравновешен (спокойное /деловое/ состояние) в течение дня

Легко переходит от одного эмоционального состояния к другому (огорчается-успокаивается)

Выражает беспокойство, плачет при нарушении привычных условий, привычного режима.

Реагирует на эмоциональный тон взрослого

Подражает радостным возгласам взрослых и детей

Подражает эмоциональному состоянию взрослого к ситуации (/сопереживает/, /наказывает/, /любит/)

Проявляет социально-значимые жесты и мимику на знакомую ситуацию (например /жалеет/) по показу взрослым, по просьбе взрослого, реже - по собственной инициативе.

Привлекает внимание близкого взрослого эмоциональными возгласами, мимикой, движениями или плачем.

Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Эмоционально переживает порицание взрослого (чувство стыда)

Радуется, общаясь со взрослыми, проявляет большой интерес ко многим их действиям.

Интересуется действиями других детей.

Возможен негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не дает свою игрушку, отнимает чужую)

Проявляет интерес к самостоятельным действиям с бытовыми предметами; радуется собственным самостоятельным действиям. Огорчается, если что-то не получается (отказывается продолжать)

Эмоционально (по-разному) отзывчив на разные мелодии, художественное слово (радостное или спокойное состояние)

0

20

К 1 году 9 месяцам

Характеризуется спокойным уравновешенным поведением

Радостно настроен, активен, постоянно интересуется окружающим.

Ситуативные эмоциональные переживания

Есть эмоциональная память о знакомых ситуациях.

Обижается на наказания, запрет

Подражает взрослым в различных ситуациях (радость, огорчение, тревога, безразличие)

Эмоционально чуток к различным интонациям голоса взрослого.

Использует эмоциональные возгласы, слова, мимику, движения при общении со взрослым.

Проявляет наибольший эмоциональный интерес ко взрослому, который чаще всего играет с ним.

Эмоционально контактирует со сверстниками: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.

Самостоятельные действия комментирует, сопровождает выразительными /высказываниями/.

Эмоционально реагирует, когда узнает знакомые мелодии, стихи, сказки.

0

21

К 2 годам

Эмоционально активен, деятелен.

Сдержан, может недолго подождать после просьбы взрослого; спокойно относится к просьбам (/Собери игрушки/), к указаниям (/Можно/, /Нельзя/)

Понимает оценку взрослого: /Хорошо/, /Плохо/; огорчается, стыдится, совершив поступки, порицаемые взрослыми.

Отличается эмоциональной памятью о знакомых ситуациях.

Непослушен, проявляет отрицательные эмоции при ограничении движений, обижается на грубый тон взрослого.

Проявляет упрямство, негативные эмоции, настаивает на своем, требуя недозволенного.

Отвечает крикливым тоном, жестикулирует, капризничает при нежелании выполнять просьбу взрослого; для привлечения внимания.

Отказывается от общения (прячется) если к нему обращается незнакомый взрослый (стесняется).

Плачет долго, когда мама уходит, пугается, обижается.

Эмоционально сопереживает, жалеет (сочувствует), заботливо относится к плачущему ребенку, пожилому человеку, к животным, растениям по примеру близкого взрослого; иногда по собственной инициативе.

Эмоционально ярко реагирует на общение с близкими взрослыми.

Улыбается, смеется, жестикулирует, заглядывает в глаза, стремясь удержать внимание других детей, взрослого, ожидая похвалу.

Чувствует симпатию или антипатию к отдельным людям.

Улыбается, эмоционально /высказывается/ при совместных играх с детьми.

Эмоционально ожидает результата от игровх действий, движений взрослого.

Выражает удовольствие от произнесения некоторых слов и звуков.

Эмоционально предвосхищает (заранее радуется) некоторых своих действий.

Проявляет радость при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого

Недовольство при неудачах, отказ от дальнейших действий.

Восторженно относится к развлечениям.

Интересуется подвижными играми.

Проявляет эстетические чувства: эмоционально заинтересован музыкой, пением, фольклорным творчеством; различное отношения (активность, движение, заторможенность, раскованность, зачарованность), стремиться повторять знакомые песенки, движения танца.

0

22

К 2 годам 6 месяцам

Находится в уравновешенном бодром состоянии.

Проявляет специфические свойства характер (веселый, активный, шумный, любознательных, спокойный, вялый, капризный и т.п.)

Воспринимает свою индивидуальность через эмоциональные ощущения (/Мне больно; весело; хочется пить/ и т.п.)

Отличается долговременной эмоциональной памятью: вспоминает прежние эмоциональные ощущения в разных ситуациях (например - на празднике - весело; при болезни - плохо)

Достаточно эмоционально сдержан на слова /нужно, надо, подожди/ и др.

Относится к некоторым ситуациям с точки зрения собственного опыта.

Испытывает потребность в доброжелательном отношении взрослых, в их положительной оценке его умений.

Привязан к маме, папе, близким взрослым; проявляет беспокойство при их уходе.

Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для его понимания ситуациях.

Понимает состояние радости или печали другого ребенка (на собственном опыте)

Оценивает взрослых (/Плохой/, /хороший/) в зависимости от их отношения к нему.

Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье; по-разному ведет себя с ними (сдерживается, подчиняется или растормаживается, не слушается)

Не всегда может понять запрет, наказание или оценить доброту.

Настораживается при виде незнакомого взрослого, но легко вступает в контакт при доброжелательном отношении к нему.

Подражает /чужим/ взрослым (игры в поликлинику, театр, детский сад)

Радуется веселым играм.

Эмоционально заинтересован в собственной игре (трудно отвлечь)

Отвергает неинтересные и непонятные игры.

Радостно, с восторгом выполняет танцевальные движения.

Эмоционально реагирует на красивое (появляется чувство красоты)

0

23

К 3 годам

Проявляет инициативу, независимость.

Эмоционально выражает самооценку Я сам, хочет быть хорошим, ждет похвалу, одобрение взрослого.

Испытывает удовлетворение, если смог сам что-то сделать.

Появляется чувство гордости за себя (быстрее всех оделся), за родителей (папа - самый сильный).

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные ощущения - может помнить события последнего года.

Появляется эмоциональная сдержанность - не кричит в общественном месте, спокойно переходит улицу со взрослым, выслушивает просьбы, выполняет их, не плачет при запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, непонимании взрослым; настойчив в своих требованиях.

Могут возникнуть страхи, боязнь темноты.

Переживает если ругают, надолго обижается за наказание.

Испытывает огорчение, стыд от осознания неправильного поступка, ожидает отрицательной оценки взрослого.

Дает отрицательную оценку плохому поступку другого ребенка.

Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядама, тоном, жестам, движениями.

Приветливо, эмоционально отрыто относится к незнакомым людям, интересуется их действиями, отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и недобрых людей.

Привлекает внимание взрослого беспорядочными движениями, криком; озорничает, если на него не обращают внимания.

Эмоционально сопереживает, если кому-то больно; помогает, если кто-то несет тяжелую сумку; не шумит, если кто-то спит.

Подражает мимике, походке, интонациям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать наиболее шумного, крикливого, смешливого).

Доброжелателен к детям: не выхватывает игрушки, не берет их без спроса, делиться своими игрушками.

Проявляет симпатию к некоторым детям.

Проявляет нежность к знакомым животным.

Обобщает свои эмоциональные состояния (/смеюсь/, /боюсь/, /приятно/ и пр.)

Задает вопросы, ждет эмоционального ответа взрослого (познавательный интерес).

Начинает понимать юмор (смеется над неправдоподобной картинкой).

Эмоционально сопереживает персонажам сказки (при чтении, в детских театрах, в мультфильмах): радуется, сердится, заступается за любимого героя.

Эмоционально относится к своей /роли/ в игре, воображает эмоциональные ситуации в играх со взрослыми и детьми.

Любит экспериментировать.

Предпочитает танцевальную музыку, веселые песни, яркие рисунки.

Интересуется рисование, лепкой.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое-некрасивое (замечает, различает, оценивает)

Эмоционально воспринимает и интересуется явлениями природы.

(Использованы данные Л.Н.Павловой /Раннее детство: познавательное развитие/

0

24

Случай из жизни.

Мальчишки забросили мяч в траву и попросили Светика подать его. Светик был рад оказаться полезным – еще бы, на него обратили внимание. Он зашел в траву и бросил им мяч. Вдруг замешкался, кричит мне: «Я обжегся о крапиву». В голосе – изумление, потом слезы. Идет ко мне, в глазах – обида. Он же сделал доброе дело, а получил боль. Мир несправедлив?

Это, конечно, правда, но ее рано знать пятилетнему ребенку. Он будет бояться жить в несправедливом мире. Я подошел к сыну и деловым (а не сочувственным) тоном спросил:

- Где крапива?
- Вон там.
- Хочешь, я покажу тебе, как она жалит меня, а я терплю?

В Святославе борются жалость к себе и любознательность. Я знаю, любознательность победит. Он кивает. Мы зашли в крапиву, и я сунул свою руку в гущу. Действительно было больно. Светик (обращаясь ко мне, но для себя): «Тебе больно? Но ты терпишь. Ты мужчина. Я тоже».

Он сам смог правильно интерпретировать опыт. Мне даже объяснять больше ничего не пришлось. Пока мы гуляли, боль в обожженной руке заставляла его мысленно возвращаться к происшедшему; я видел, как он украдкой смотрит на свою ладошку, потом на меня. Осмысливает опыт и терпит, терпит…

Через два дня в доме, разыгравшись, налетел на кресло и больно ударился. Но первая мысль явно не о боли, а о том, не будут ли его осуждать. Смотрит на меня и морщится, потирая место ушиба. Я сочувственно качаю головой и пытаюсь грустно улыбнуться, мол, ты и так все понимаешь…

Так вот, он тоже улыбается мне в ответ, пожимает плечами и говорит: «Если бы я был девочкой, я бы сейчас заплакал, но мы мужчины и мы не плачем».

Эта часть Образа Мира у него описана, утверждена и не нуждается в пересмотре, значит, он будет действовать уверенно, не отвлекая энергию на преодоление сомнений.

В счастливой семье ребенок впитывает способы взаимодействия с миром и интерпретации его результатов вместе с молоком матери. Обучаясь словам, он обучается мыслить в соответствии с этими словами. Так он выучивает описание мира, принятое в обществе и «образцы правильного поведения».

Д.Морозов

0

25

А продолжение будет.  Супер кратко емко и понятно.

0


Вы здесь » РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей. » Школа беременных "Мама, папа, я!" » Открываем "Самоучитель успешного родителя"