Развивающая среда группы для детей 0-3 лет
Двигательная зона
Ребенок 1-3 лет активно проживает период освоения движений и действий. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело, осознать свои возможности. В этой зоне расположены спортивный комплекс, горка, шведская стенка, бум для хождения и другие материалы.
Зона причинно-следственных связей
Самые маленькие начинают с упражнений на наблюдение причинно-следственных связей. Казалось бы, что может быть проще: опустить мячик в коробочку и ждать, когда он выкатится. Или, например, следить, как шарик по модулю плавно скатывается вниз. Однако, работая с этими материалами, малыши решают сложные задачи: прогнозируют результат своих действий, учатся удерживать объект в поле зрения, координируют работу руки и глаза, осваивают алгоритмы деятельности.
Зона практической жизни
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, шнурки, банты) ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); стирать, подметать пол, мыть посуду и даже чистить обувь.
М.Монтессори видела свободу ребенка прежде всего в его самостоятельности, в развитии навыков самообслуживания, в том, чтобы большинство бытовых ситуаций ребенок мог решить сам, не прибегая к помощи взрослых. В предоставлении детям большей самостоятельности М.Монтессори видела мощный стимул к развитию интеллектуальных способностей ребенка, воспитанию самоуважения и высокой самооценки. Кроме того, выполняя упражнения практической повседневной деятельности, дети совершенствуют свои движения, учатся контролировать свое тело.
Зона сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: форме, размерах, цвете, весе, положении в пространстве, запахе, звучании, температуре.
Новорожденный ребенок обладает всеми органами чувств, что и взрослый человек. Задача взрослых – развить и утончить их. Дети, обладающие сенсорной культурой, способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений, и мир постепенно предстает перед ними во всем своем богатстве и многообразии.
В нашей развивающей среде есть материалы для развития всех органов чувств: для развития зрения (глазомера, различения цветов и их оттенков, различения форм), осязания, слуха, чувства тяжести, обоняния, стереогностического чувства.
Естественнонаучная зона
Зона знакомит ребенка с окружающим миром. Основная задача - расширение кругозора и формирование богатого словарного запаса.
В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. При рождении он только отличает человеческую речь от других звуков. В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает каждое слово. К 3 годам ребенок может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию, когда он не может выразить собственную мысль из-за нехватки слов. Поэтому расширение словарного запаса имеет очень большое значение. Работая с материалами, малыши изучают явления окружающего мира, названия животных, овощей, фруктов, ягод, деревьев, насекомых, знакомятся с моделями развития растений, животных, человека. Расширение словарного запаса происходит по книгам, тематически подобранным муляжам и фигуркам.
Зона продуктивной и изодеятельности
Важнейшей задачей при работе в этой зоне становится совместное художественное проживание образа, сформированного у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией. Здесь есть материалы для рисования (краски, карандаши, пастель, штампики), для лепки (пластилин, соленое тесто, глина), для аппликаций (бумага, клей, детские ножнички, природные материалы для украшения).