Говорят, что один ребенок – еще не ребенок, два ребенка – это только полребенка, а три ребенка – это ребенок. Можно по-разному трактовать эту народную мудрость, но факт значимости для ребенка братьев и сестер никто оспаривать не будет. А о братской любви и привязанности можно складывать легенды. Старшие братья и сестры по отношению к младшим иногда играют роль родителей и воспитателей, и в этом случае они становятся для них очень значимыми. А когда дети расстаются с родителями по каким-то причинам, они меньше страдают, если братья и сестры воспитываются потом вместе. Если же родители умирают, то горе и одиночество ребенка смягчаются заботой старшего брата или сестры. Да и сами старшие в такой роли чувствуют себя в большей безопасности, то ли потому, что, заботясь о малыше, не ощущают своей беспомощности, то ли потому, что отвлекаются от собственного страдания и горя. Во многих странах принято, чтобы некоторую ответственность за воспитание младших братьев и сестер брали на себя старшие дети даже в тех случаях, когда семья не претерпела ни потерь, ни длительных разлук. И они делают это вовсе не по причине ответственности и долга, а зачастую из одного только чувства братской любви и привязанности.
Между братьями и сестрами существует удивительная привязанность. Даже 3-х и 4-х летние дети по доброй воле утешают своих младших братьев и сестер, заботятся о них, когда мать оставляет их одних. Близкие по возрасту братья и сестры могут быть приятелями по играм, особенно когда они уже вышли из младенческого возраста. Некоторые из них становятся товарищами и даже лучшими друзьями, устанавливая друг с другом отношения сотрудничества и доверия, типичные для близкой дружбы. В тех случаях, когда отношения между братьями и сестрами не строятся на взаимном сотрудничестве и доверии, душевные связи между ними, тем не менее, образуются. Если когда-то бывшие близкими друзья могут окончательно разойтись по причине изменения интересов и взглядов, то родные братья и сестры все равно сохраняют существующую между ними особую родственную связь. Долговечность этих родственных связей объясняется и социологическими, и биологическими, и психологическими причинами.
Культурные обычаи направляют отношения между близкими родственниками таким образом, чтобы человек чувствовал, что на родных можно положиться как на союзников, и в случае необходимости получить от них помощь и поддержку, которую они не могут получить у других – у чужих – людей. И сами чувствуют себя морально обязанными оказывать родственникам такую же поддержку. Такие взгляды придают отношениям с родственниками особое значение. Биологическое объяснение основано на том, что ключевым для эволюции является выживание не каждого отдельного представителя вида, а конкретного гена. И поскольку индивид отдает каждому из потомков половину своих генов, то, заботясь о собственном потомстве, он в большей степени способствует выживанию своих генов. Сестры и братья имеют относительно большую долю общих генов и поэтому, обеспечивая благополучие друг друга, они способствуют выживанию своих генов.
Психологическое объяснение родственных связей исходит из того, что в основе семьи лежит обязательный общий опыт, благодаря которому братья и сестры более или менее сходно воспринимают жизненные обстоятельства, имеют близкие системы ценностей, могут понимать друг друга с полуслова, несмотря на различные интересы, занятия, невзирая на соперничество и другие взаимные противоречия.
М.Солтер Эйнсуорт, «Привязанности за порогом младенчества» (в: «Детство идеальное и настоящее», Новосибирск, 1994).