Глядя на ребятишек, которые не единственные дети в семье, а растут с братьями и сестрами, мы считаем, что все хорошее воспитается в них само собой. Они уже по определению вырастут и самостоятельными и ответственными и чуткими, полагаем мы. Но психологи нас поправляют: сами собой появляются только комплексы. Чтобы характер и судьба ребенка не были предопределены очередностью его появления на свет. Первый, второй… На первенца родители обычно возлагают большую ответственность. Для младших братьев и сестер он отчасти заменяет папу и маму: следит за малышами, помогает им готовить уроки, может даже ходить на родительские собрания… Получается, он конкурирует с родителями, хотя на самом деле дотянуться до них не в силах. За детство первенец привыкает полагаться больше на себя, чем на других. Конечно, такой подход способствует успеху в жизни. Но сулит ли он счастливую жизнь, это большой вопрос.
Старший в семье мальчик скорее всего пойдет по стопам папы и в профессиональной деятельности, девочка повторит судьбу мамы. Первенец всегда будет брать на себя завышенные обязательства, будет заботиться о тех, кто рядом, станет хорошем руководителем и … обречен страдать от перегрузок и на работе и в семейной жизни. Типичный комплекс «старшего брата». В семье он будет решать все сам, с женой не советуясь. Ему бы в жены девушку, которая сама была младшей сестрой, чтобы во всем спокойно уступала. Или женщину, стремящуюся принадлежать к деловой элите. Она получит надежного спутника жизни, наделенного чувством долга, но сдержанного и замкнутого в супружеских отношениях.
Второй ребенок, если он родился чуть позже первого, будет конкурировать со старшим, и неизбежно проигрывать ему. Полтора — два года — небольшая разница, даже в росте второй может догонять первого, но все-таки ему очень трудно стать умнее и взрослее первенца, хотя кажется, еще чуть-чуть и он его догонит. Если второй ребенок — девочка и старший у нее — брат, очень может случиться, что в отрочестве она будет вести себя как мальчик, как мальчик стричься, одеваться, дружить с мальчишками… И в дальнейшей жизни играть на мужском поле: конкурировать с мужчинами, по-мужски строить с ними отношения и … мужчинам проигрывать. Американские исследования показали, что успехов в жизни добиваются те женщины, у которых не было старших братьев.
Для второго ребенка открываются в жизни три пути: — направо пойдешь — будешь вечно доказывать, что ты не хуже, в таком соревновании и пройдет вся твоя жизнь, — прямо пойдешь — займешься чем-то, что не умеет делать старший (конструктивное решение), или станешь его противоположностью — пьяницей, наркоманом, дебоширом, в общем асоциальным типом (не конструктивное решение все того же пути — пойти перпендикулярно линии старшего брата), — налево пойдешь — останешься навсегда маленьким, младшеньким, несмышленышем, зато при маме.
Но вот появляется третий ребенок. Второй становится средним и переживает истинную драму: только что он был младшим со всеми вытекающими выгодами и вдруг это место потерял! В такой ситуации очень многие дети неосознанно выбирают для себя второй путь развития, причем неконструктивное его ответвление. А третий занимает теплое местечко. Со старшими не надо соревноваться, за любовь родителей не надо бороться, тебе и так все достанется. Ты маленький, ты любимчик. Что при таком раскладе вырастет из третьего? Если он (будь то мальчик или девочка) наделен творческими и интеллектуальными способностями, может во взрослой жизни заняться чем-нибудь для своего удовольствия, не конкурируя ни с кем. Иногда это приносит пользу и окружающим, пример — младшенький в семье Менделеев с его открытиями. Если талантами бог не наградил, будет паразитировать — искать, кто бы его носил на ручках, заботился о нем, кормил… И ведь найдутся такие! Потому что младшенькие третьи получаются людьми милыми и обаятельными, им ведь не приходилось нарабатывать в себе агрессию, чтобы самоутвердиться, обогнать старшего брата или занять место рядом с родителями. У каждого свой путь
Как же многодетным родителям надо себя вести, чтобы их дети не были обречены на эти в общем-то невеселые жизненные схемы?
Старшему — надо почаще позволять чувствовать себя ребенком. Не останавливайте его, когда он балуется или дурачится так, как это делают все дети, поддержите его увлечения, проводите побольше времени с ним наедине, без младших, он тоже хочет побыть маленьким.
В среднем ребенке найдите какую-то особенность, за которую его в семье ценят, и поддерживайте те его увлечения, которые не копируют хобби старшего. Никогда второго ребенка не сравнивайте с первым, не заставляйте равняться на первого, у каждого — свой путь!
А третьего, чтобы он вырос ответственным и самостоятельным, надо загрузить обязанностями. Он должен в доме за что-то отвечать: хоть поливать цветы, хоть кормить котенка…, поменьше ему привилегий!
Марина МАТВЕЕВА
Источник: