Игры для детей 4-6 лет

НАЙДИ САМ
Эта игра хорошо развивает зрительную память детей 3-6 лет. Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки.
На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение.
На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета.
На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти), или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

_____________

УЗНАЙ ПРЕДМЕТ
Следующая игра направлена на развитие тактильной памяти.
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

_____________

ИГРА В СЛОВА
Скажите ребёнку, что сейчас вы назовете несколько слов, которые он должен постараться запомнить.
Внимание: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Ребёнок повторяет.

Теперь предложите ему разделить эти слова на группы. Что объединяет слова в ту или иную группу, какой у них один общий признак? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо, пусть мыслит. Ваша задача – подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).
Попросите ребёнка перечислить все слова еще раз.

Примеры других цепочек слов:
- тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива;
- трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.
Попробуйте составить свои цепочки слов, ориентируясь на возраст вашего ребёнка.

Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, это говорит о хорошей памяти вашего ребёнка. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка памяти опосредованной (культурной).

_____________ 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

(на развитие осязательной памяти)
Вырежьте из плотной бумаги или картона следующие фигуры:

http://i027.radikal.ru/0805/40/04451cb16113.gif

Если названия этих фигур незнакомы вашему ребёнку, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, если вы вместе придумаете для этих фигур подходящие названия.
Например, на что похожа первая фигура? На солнышко, мячик, пуговицу. Вторая фигура похожа на домик, третья – на окно, четвертая – на пряник, пятая – на шкаф. Вариантов может быть много, но остановиться нужно на том варианте, который берет ребёнок.

Задание 1: предложите ребёнку закрыть глаза и ощупать фигуры в определенном порядке, например, с первой по пятую. Или: 2-3-4-5-1 и т.д. Попросите его запомнить, а потом рассказать по порядку, какая была первая фигура, вторая и т.д.

Задание 2. После того, как ребёнок научится запоминать последовательность фигур, можно перейти к изучению их правильных названий. Обратите внимание ребёнка на признаки этих фигур: углы есть/нет, если есть – сколько и т.д.

_____________

КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ
(на развитие осязательной памяти)

Вырежьте из плотной бумаги или картона круг, треугольник и квадрат. Разрежьте их на несколько частей, а затем предложите ребёнку собрать из этих частей целую фигуру.
Если ребёнок справился с этой задачей, попросите его закрыть глаза и собрать из частей сначала круг, затем – треугольник и квадрат.
Обсудите с ребёнком, какую фигуру было легче собирать и почему.

_____________

ИГРА В СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ
Вы называете ребёнку несколько слов, начинающихся с одной буквы.
Например: сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Ребёнок воспроизводит те слова, которые запомнил.
Спросите у ребёнка, есть ли, на его взгляд, у этих слов что-нибудь общее? Чем похожи эти слова?
Не требуйте от ребёнка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребёнок подумает, посравнивает слова, почувствует слово.
Попросите ребёнка придумать другие слова, которые также начинаются с буквы С.
В заключение попросите малыша вспомнить те слова, которые вы называли ему в начале игры.

Игра полезна не только для тренировки памяти, но и для развития других умственных способностей, речи.
Другие возможные цепочки слов:
- облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь
- вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье и т.п.

_____________

ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ
Вы называете ряд слов, которые ребёнок старается запомнить. Например: арбуз, медведь, арфа, муравей, арка, мыло, аптека, музыка, алмаз, малина.

Попросите ребёнка воспроизвести те слова, которые он запомнил.
Затем предложите ему назвать слова, которые начинаются с буквы А; с буквы М.
В заключение попросите малыша вспомнить все слова, которые вы называли ему в начале игры.

_____________

ГУЛЯЕМ ПО ЗООПАРКУ
Попросите ребёнка закрыть глаза и представить, что вы находитесь в зоопарке. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…
Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает.

Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам.
В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.

_____________

ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ
Теперь вместе со своим ребёнком мысленно перенеситесь в лес. Скажите ему, что вы будете называть птиц, а он должен вспомнить тех, кого вы пропустили.
Вы называете: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка…
Затем попросите ребёнка назвать всех птиц, которых он знает.

Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками с изображениями птиц.
В заключение ребёнок вспоминает тех птиц, которые были названы в начале игры.

_____________

ВКУС И ЗАПАХ
Попросите ребёнка представить себе лимон. Пусть он вспомнит, какой лимон на вкус? Как он пахнет? На что это похоже? Какой он на ощупь?
Теперь малыш пусть нарисует лимон.
Задайте ребёнку такие же вопросы об апельсине, пусть он нарисует этот фрукт.
Последнее задание – малыш сравнивает лимон и апельсин, рассказывает, чем они похожи и чем отличаются.

_____________

ЗАПАХИ И ЗВУКИ
Вместе с малышом представьте, что идет дождь. Вы стоите у окна и смотрите на улицу. Пусть ребёнок расскажет, что он видит. Как капли дождя ударяют по стеклу? Как шумит дождь? Что такое шум дождя?
А теперь представьте, что дождь закончился, и вы вышли на улицу. Пусть малыш вспомнит, как пахнет земля, трава после дождя? С чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

_____________

СНЕЖКИ
А теперь поиграем в снежки. Мысленно.
Пусть ребёнок представит себе снег. Вспомнит, какого он цвета. Всегда ли он белый?
На солнышке снег начинает искриться. С чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день?
Как хрустит снег под нашими ногами? С чем можно сравнить этот хруст (с какими знакомыми ему звуками)?
Пусть малыш представит, что держит в руках пригоршни снега, делает из них шарик. Попросите его поделиться своими ощущениями.

_____________

РАЗРЕЗАННАЯ КАРТИНКА
Разрежьте цветную открытку с изображением законченного предмета на несколько частей.
Дайте ребёнку задание собрать из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.
Далее картинка убирается, а ребёнок по памяти рисует ее.
Если при выполнении задания вы обнаружили хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребёнком. Для этого можно использовать следующие вопросы:
- Что изображено на картинке?
- Какой формы твой рисунок?
- Какого цвета твой рисунок?
При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей в рисунке ребёнка.

_____________

СПОЙ ПЕСЕНКУ
Пусть ребёнок представит, что Ослик Пятачку подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение об этом мяче:

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
(автор стихотворения А.Барто)

Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Предложите малышу спеть эту песенку так, как это сделал бы Пятачок.
Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни-Пухом. Как бы Винни спел эту же песенку? (Ребёнок поет песенку голосом медвежонка).
Винни-Пух был очень доволен своим исполнением. Как-то раз он решил спеть эту песенку Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Пусть малыш споет эту песенку голосом Зайца.

Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, поэтому спела песенку по-своему. Предложите ребёнку спеть эту песенку за Ежиху Матрену.

А теперь задание малышу: пусть он подумает и ответит, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки, спетой Пятачком, Винни-Пухом, Зайцем и Ежихой. Для того чтобы задание было легче выполнять, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев. В этом могут помочь просмотр мультфильма или картинок с изображением персонажей.

_____________

ЗАГАДКА
Скажите ребёнку, что вы загадаете ему загадку, а отгадку он должен нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
(Заяц)

Какими еще словами можно рассказать про зайца?
(Например: хитрый, серый, белый, пушистый, шустрый, умный, быстрый, трусливый, осторожный; всех боится; зимой белый, а летом серый; скачет, бегает; может запутывать следы; любит морковку и капусту и т.д.).
А теперь попросите малыша вспомнить и повторить загадку.

_____________

ОСЕНЬ
Скажите ребёнку, что вы прочитаете ему стихотворение, а он должен нарисовать то, о чём говорится в этом стихотворении.

Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А.Плещеев)

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение надо заучить.

ЕЩЕ РАЗ ПРО ОСЕНЬ
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
(М.Ходякова)

Попросите ребёнка мысленно представить эту картину: листья желтые, птицы улетают, дождь…
А теперь попросите его вспомнить, как про это сказал поэт.

_____________

ДЕ ЧЕЙ ДОМ?
Скажите ребёнку, что сейчас вы прочитаете ему стихотворение, а он должен внимательно его послушать и постараться запомнить.

Воробей живет под крышей,
В темной норке – домик мыши,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
(Т.Волгина)

_____________

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ
Игра поможет развить память ребёнка. Вы сообщаете ребёнку, что у куклы (или мишки) наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, он узнает позже. Вы достаете 4-5 игрушек (кукол, зайцев, медвежат и т.п.) и называете ребёнку их имена. Затем все гости усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребёнок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени.
Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается до 6-7.

_____________

ЗАПОМНИ КАРТИНКИ
Для этой игры надо заранее заготовить 10-12 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или посоревноваться самому с ребёнком, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.

_____________

ПОВТОРЯЙ ДРУГ ЗА ДРУГОМ
В эту игру можно играть с одним ребёнком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

_____________

ПАРЫ КАРТИНОК
Подберите 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребёнком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома рядом с изображением окна. В принципе, возможны любые взаимосвязи предметов.
Предложите ребёнку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребёнка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1-2 примерах.
Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя связи между ними (например, если сначала для запоминания картинки с изображением девочки предлагалась картинка с бантиком, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса). Так постепенно ребёнок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.

_____________

ПАРЫ СЛОВ
Это вариант игры «Пары картинок».
Предложите ребёнку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка-молоко, мальчик-машина, стол-пирог и т.п. и просите ребёнка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребёнок должен вспомнить и назвать второе слово.
Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

_____________

ЗАПИШЕМ СКАЗКУ

У детей 5-6 лет можно развивать умение осмысленно запоминать не только отдельные предметы или слова, но и целые тексты. С этой целью предложите малышу записать сказку.

Вы читаете ребёнку сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов), затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него ничего не получилось, и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку не обязательно буквами, которые ребёнок еще не знает. Сделать это можно при помощи картинок.

Вы берете приготовленные заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребёнком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите ребёнку, что так можно записать начало сказки.

Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку рядом с первой (можно первую рамку со второй соединить стрелкой), и говорите, что в этом квадратике надо записать то, что было дальше. Помогите ребёнку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2-3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа. Запись может выглядеть примерно так:

http://i049.radikal.ru/0805/66/6a6aab0aae53.jpg--

Теперь пусть ребёнок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала лучше их сочинить самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост).
В дальнейшем такие записи может делать и ребёнок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно.

_____________

КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ
Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета.
Например – 5 круглых (квадратных, треугольных) предметов или 5 красных (синих, зеленых, желтых) предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

_____________

СЛОВА И ИХ ОБРАЗЫ
Данная игра помогает будущим школьникам освоить один из приемов запоминания – запоминание через воссоздание мысленных образов.

Первый этап. Взрослый просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответствующий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного соответствия ребенку необходимы усилия, и помимо памяти, еще и воображение.

Например, слова для картинок могут быть следующие:
Грузовик, Веселый праздник, Умная кошка, Слезы, Радость, Темный лес, Мальчик-трус, Осень, Веселая игра, Спешащий человек, Капризная девочка, Смелость, Дерево, Печаль, Хорошая погода, Глухая старуха, Сладость, Теплый ветер, Интересная сказка, Песочница, Сила, Справедливость, Хорошие друзья и т.д.

На втором этапе этого упражнения вместо рисунков можно использовать спички – дать ребенку спички и предложить ему выкладывать слова, которые вы назовете, из спичек. Спички можно класть в любом положении и ломать. Слова диктуются с паузой в одну минуту.
После того как взрослый закончит диктовать слова, дети по образам, которые они создали из спичек, должны воспроизвести список слов.
В дальнейшем тренировки можно проводить, увеличивая объем слов и уменьшая паузы между словами.

_____________

КУКЛОВОД
Взрослый – «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 3-4 шага вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т.д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Движения постепенно можно усложнять, увеличивать продолжительность маршрута. Можно включать и ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть и т.д.

Помимо памяти, в этой игре можно развивать и воображение ребенка. Достаточно просто поменяться с ребенком ролями. Пусть в роли «кукловода» будет ребенок, и сам придумает маршрут для вас. Вы же, чтобы проверить, как хорошо «кукловод» запомнил придуманный им маршрут, специально делайте ошибки в маршруте.