РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ (ОПИСАНИЕ ИГР)

Игры для детей 4-6 лет

ГОВОРИ НАОБОРОТ
Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».
Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый-грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.

_____________

КТО КЕМ БУДЕТ?
В этой игре ребёнку предлагаются названия предметов и явлений, а он должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.

Итак, кем будет… яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, ученик, больной, слабый, день, лето и т.д.

При обсуждении ответов детей важно подчеркивать, где это возможно, различные варианты ответов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея.

_____________

КТО КЕМ БЫЛ?
Игра, обратная предыдущей. Здесь ребёнок должен сам догадаться, в результате каких изменений возник тот или иной предмет. Для этого он должен ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), дедушка (мальчиком), крокодил (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (теленком), дуб (жёлудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (бревном), велосипед (железом), рубашка (тканью), дом (кирпичами), лето (зимой), день (ночью), учитель (учеником).

_____________

ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО
Для этой игры нужно взять прозрачную пленку, вырезать круг и оклеить по контуру плотной бумагой. Получается волшебное зеркальце. Зеркальце можно брать с собой на прогулку. Взрослый выбирает подходящий объект, дает ребёнку зеркало и говорит, что если посмотреть в это зеркало, то можно догадаться, как изменится то, на что ты смотришь. Например, можно посмотреть на стройку и «догадаться», что она превратится в дом, снег – в ручьи, почки – в листья.
В этой игре важно не просто установить изменения, а подчеркнуть противоположные состояния предмета, явления.

_____________

ПОЕЗД
Подготовьте 20 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это «вагончик». Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий. Он говорит: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку-вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий играющий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим вагончиком. А для этого надо придумать, чем похожи картинки.
Например, я кладу картинку, на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой, потому что тарелка и ложка – это посуда. Ложку можно скрепить с лопаткой, потому что они сделаны из металла. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются, чем они похожи». Главное, чтобы ребёнок мог назвать свое скрепление.
Затем картинки перемешиваются, и все набирают себе новые картинки. А потом можно менять и сам набор картинок.

_____________

СВЯЖИ СЛОВА
Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Слова, к примеру, могут быть такими:
ПОЖАР  ОТЕЦ  ЗАВОД   КИСЕЛЬ
КОРОВА  СИДЕТЬ  СТУЛ  ОШИБКА
ВОДА  ДОБРОТА и т.д.

Это упражнение поможет ребенку развивать логические связи между предметами.
Еще вы можете сказать ребенку несколько слов, объединить их по какому-нибудь признаку, а потом придумать историю, в которой были бы использованы все эти слова.

Например, связать слова:
Заяц – поляна
Цветок – солнце
Ветер – дерево и т.д.

_____________

АССОЦИАЦИИ
Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:
ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.
Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.