Не ругайте ребенка

Сколько раз вы уже ругали своего ребенка? Не догадывались подсчитать? Ну, а в среднем, сколько раз в день? В неделю, в минуту? А что толку?...

Упрямый, трудный, неподдающийся...

Не стоит ли провести такой эксперимент: месяц, неделю, ну день, час - не ругать совсем? Просто поглядеть, что из этого может выйти. А вдруг хотя бы хуже не будет, поскольку и так хуже некуда?
Нет! Не ругать невозможно! Немыслимо. Ведь и нас тоже - и ругали, и продолжают ругать, или, в крайнем случае, мы ругаем Себя сами...

Выучим наизусть, как таблицу умножения: нельзя - ни ребенка, ни взрослого! - наказывать и ругать:

1. Когда болен или испытывает какие-либо недомогания, даже незначительные, или еще не совсем оправился после болезни: психика особо уязвима, реакции непредсказуемы; когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
2. Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт) - пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
3. Когда не справляется: с делом, с заданием, с поручением, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, любой ситуацией, прилагая искренние старания справиться - хотя и не полной мерой, но искренние; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, раздражительность, просто неопытность - короче говоря: во всех тех случаях, когда что-либо не получается;
4. Когда внутренние причины, мотивы совершенного проступка, самого пустякового или самого страшного, для нас непонятны или сомнительны;
5. Когда сами мы не в себе, не в духе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам; когда больны; когда выпили или испытываем желание выпить или хотя бы закурить; когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль.

Запомним!
В этом состоянии наш гнев всегда несправедлив, всегда лжет. В этом состоянии мы сами дети, больные дети.
Нарушая эти Правила, мы добиваемся результатов, обратных нашим самым благим намерениям. Рискуем потерять ребенка! И ребенка, и взрослого!

Как хвалить ребенка?

Среда формирует – известное выражение, не так ли? Да, это так, ребенка формирует среда, то есть – все, что окружает его ежечасно. Новые впечатления развивают его самосознание и фантазию, родительский пример учит его общаться и понимать себя и других в контакте с собой. И еще одна из первостепенных вещей, формирующих ребенка – это родительское отношение к нему. Если вы считаете своего ребенка умным – он будет умен, если любуетесь им, он вырастет красивым, если вы любите его – он научится любить и сам будет любим. Сначала ребенок смотрится в нас, как в зеркало, а затем – сам, как зеркало, отражает всё, что он успел увидеть за свое длинное, и одновременно – очень короткое детство. И на так называемое воспитание у нас не так уж много времени.

Хвалить: как?

Похвала – одно из выражений вашей любви к малышу. Хвалите ребенка чаще, и он будет всегда помнить, что вы любите его. Ведь, это так просто!
Кроме того, похвала – очень удобный прием, который может быть использован вами для развития детского самосознания. В отличие от нас, взрослых, ребенок постоянно развивается, и делает он это не без нашей помощи. Выдавая еще только возможное и желаемое в поведении ребенка за действительное, вы формируете его таким, каким хотите видеть. Возвращая малышу положительную обратную связь на все его действия, вы знакомите его с самим собой, причем – с самой лучшей стороны. А ведь, именно у людей, которые себе искренне симпатичны, всегда получается задуманное. Это и есть секрет любого успеха.

Корректировать поведение чада при помощи похвалы легко и просто: достаточно обозначить вслух те достижения, которые вы хотели бы закрепить в ребенке. Говорите о желаемом, как о состоявшемся, и оно вскоре состоится. Игнорируя при этом незначительные неточности и огрехи детского поведения, вы лишаете их возможности развития. Многие вредные детские привычки отмирают просто потому, что о них никто пару недель не упоминал.

Например, если ваш ребенок усердно строит башню из конструктора, вы можете влиять на его старательность, предваряя похвалой будущие успехи. Пусть постройка кривовата, скажите ровно обратное: «Умница! Очень аккуратно строишь!». При этом можно поправить пару покосившихся кубиков, ненавязчиво показывая ребенку, к чему нужно стремиться. Такие «указания через похвалу» воспринимаются детьми легко: слушаться в такой ситуации приятно, а замечания не задевают достоинства. И самое главное – чаду хочется соответствовать вашим ожиданиям!

Чего делать не надо?

Избегайте замечаний, фиксирующих малыша на возможной неудаче. Не говорите, например: «Посмотри, сейчас домик упадет! Это оттого, что ты неверно строил с самого начала». Подобная тирада может выбить из колеи не только ребенка, но - иного взрослого: вы как бы подписываете приговор для всей затеи, не оставляя шансов на удачу. В той же самой ситуации можно сказать: «Давай поправим вот здесь, тогда постройка будет стоять ровно». Что бы вы ни говорили, необходимо подчеркивать то, что вы верите в возможности ребенка и желаете ему удачи. Детские оплошности встречайте весело, как нелепую случайность, а удачи – четко обозначайте, давая всякий раз понять ребенку, что они закономерны: ведь у такого умного и способного малыша, как ваш, и не могло получиться иначе.

Сколько?

Существует ошибочное мнение, что ребенка можно «захвалить», и он окажется избалованным. На самом деле, это не совсем так. «Захваливать» малыша по пустякам не столько вредно, сколько «непрактично»: погрузившись в облако обожания, чадо попросту перестанет быть чувствительно к нашему одобрению в дальнейшем. Таким образом, вы и малыш попадаете в парадоксальную ситуацию, вами же выстроенную: захваливая ребенка, вы, как бы, лишаете его похвалы на будущее. Хвалите малыша часто, но старайтесь делать это точно и вовремя, то есть – тогда, когда для этого есть достойный повод, и когда вы знаете, что ваши слова «лягут в нужное место». Искренне отмечайте все его успехи, ни в коем случае не скупитесь на ласковые слова, даже если вам кажется, что «сегодня это уже было». Хвалите, если есть за что: тогда чадо будет и дальше стараться.

Похвала = поддержка

Отдельно отмечайте своим вниманием моменты, когда малышу требуется ваша поддержка. В такой ситуации похвала может быть использована вами, как утешение и педагогический прием одновременно. Например, малыш только учится самостоятельно одеваться: конечно, ему не очень хочется продолжать, когда обе ноги попали в одну штанину, а рука просунулась в горловину свитера. Самое время бросить это занятие, но тут вы можете сказать: «Молодец! Отлично для первого раза!». Да, это не совсем правда, ну и что с того? «Бог с ней, с правдой, иногда нужно и соврать» - говорил во всем известном фильме бургомистр, друг барона Мюнхгаузена, вразумляя своего правдолюбивого друга.