Четвёртый год жизни отличается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать суждения о предметах и явлениях окружающего мира, делает умозаключения. Однако у детей резкие индивидуальные различия в речевом развитии: одни в 3года достаточно хорошо владеют речью, у других она отстаёт.

На 4м году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Потребность расширить кругозор, желание глубже познать окружающий мир стимулируют малыша всё чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, явление, действие имеет своё название, т.е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И чем больше вопросов, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания. Это помогает ребёнку установить прочные связи между предметами, их качествам и действиями со словами, которые их обозначают. Однако у детей ещё недостаточно устойчиво внимание, и поэтому они ещё не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

К концу четвёртого года жизни словарный запас малыша достигает примерно 1500-2000 слов. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные, прилагательные. Ребёнок начинает шире пользоваться служебными словами: предлогами (в, на, под, над), союзами (и, а, но). К концу года он использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой) и прилагательные (мамин стул, папина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребёнок не пользуется ещё такими собирательными существительными как: одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: рубашка, пальто, кофта или помидор, огурец, капуста. Но иногда, не зная названия предмета, малыш употребляет обобщающие слова: «Это цветок» (вместо «ромашка» или «мак»).

Активный словарный запас, которым располагает ребёнок на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда нужно пересказать сказку или передать событие, участником которого был он сам.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается устанавливать более тесную связь между предметом и словом. Одновременно с обогащением словаря, ребёнок интенсивно овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из 4-6 слов.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребёнку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста ещё допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова (синяя небо), неправильно употребляют падёжные окончания (мама моет окны).

В этом возрасте ребёнок не всегда способен логично, связно и понятно для окружающих рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Ещё нет той развёрнутости, которая характерна для монологической речи.

Ребёнок не может также раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляют действия, которые они совершают (прыгает, умывается).

Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объёму стихотворения, потешки. Неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать её содержание, часто даже не понимая смысла некоторых слов.

На 4м году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного (речевого) аппарата: становятся более координированными движения мышц языка, губ, нижней челюсти. Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствуют правильному произношению (без смягчения твёрдых согласных), ребёнок уже может сказать «санки», а не «сяньки». Дети всё чаще начинают правильно произносить слова со стечением 2-3 согласных (слон, клумба, масло).

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносит такие трудные для усвоения звуки, как – э, ы, х. Приближаются к норме свистящие звуки (с, з, ц). У некоторых детей появляются звуки ж, ш, ч, щ, л, р. Но, как правило, большинство малышей ещё не произносят шипящие звуки, а заменяют их свистящими («суба» - шуба, «заба» - жаба). Звуки р, рь и л дети заменяют звуком ль или й («йак», «ляк» - рак, «йампа», «лямпа» - лампа).

С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена. Т.е. вместо свистящих звуков (з, с, ц) начинают произносить шипящие («капушта», «жубы»).

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши ещё нередко пропускают звуки и слоги. переставляют их («темпатура» - температура). Постепенно к концу года дети преодолевают эту трудность и начинают сохранять слоговую структуру слова.

Удлиняется выдох, но ребёнок не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы посторонних людей он отвечает очень тихо, хотя с близкими говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи речи взрослых.

Совершенствуется речевой (фонематический) слух ребёнка. Несмотря на то, что малыш ещё не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильное произношение у своих сверстников. К концу 4го года произношение детей значительно улучшается, всё более и более приближаясь к речи взрослого человека.

АВТОР: Ярош Татьяна Александровна