Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.
Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.
Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда.
Величайшую роль изобразительной деятельности ребенка в его общем психическом развитии отмечали и отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся психолог Л. С. Выготский подчеркивал: "Ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности... оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад".
С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.
Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.
Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой четырехлетний сын привязал к стулу старое пластмассовое сиденье от унитаза; это был космический корабль, а открывающаяся крышка была люком для выхода в открытый космос.
Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.
Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.
Эту способность ребенка отразил К. И. Чуковский в своей книге "От двух до пяти". Думаю, что вы сможете дополнить эту книгу оригинальными высказываниями своего ребенка. А вот, например, словотворчество моего пятилетнего сына.
- Мама! Ты будешь от пола вот такой (показывает около метра), когда начнешь унижаться от старости.
Играет с папой в солдатики.
- Папа! У тебя лошадистов нету?
- Мама! Закрой хрен, а то он весь сдохнет.
- Владик! Ты что - нос поцарапал?
Пошел к зеркалу, возвращается и говорит:
- Эх, ты! Это я воду с вареньем пил, жажду утомлял.
- Папа! Сейчас мы будем кушать кушанье по-плотски. Собирайся скорее на корабль!
- Наверное - по-флотски?
- Ну, подумаешь! Мы ведь можем есть на плоту...
Находим в кармане куртки белые сухарики.
- А это что? - спрашивает папа.
Владик:
- Не выбрасывай! Это я маме грелки принес, нам сегодня с супом давали (в садике).
- Мама! Кто сидит в машине спереди, тот передник, а кто сзади - задник!
- Давай задерживаться...
- Как это? - спрашивает папа. -- Ну, идти медленно.
- Пойду на кухню, посмотрю, наверное, мама разбила чашку.
- А почему ты так решил? - спрашивает папа.
- А я слышал разбив.
Утром спрашиваю Владика (он только что проснулся):
- Ты чего такой горячий?
- А я воспалился. Мне сегодня ночью электростанция приснилась.
- Мама! Кто сапоги чинит - сапожник?
-Да.
- А кто велосипеды - велосипедник?
Владик укладывается спать и снимает футболку. Я говорю:
- Зачем ты снимаешь футболку, ведь ночью замерзнешь.
Владик:
- Потому что я мужчина. А мужчина должен быть элегантным!
Укладываясь спать, Владик просит:
- Мама, спой мне песню про ракетную установку.
- Какую песню? - не поняла мама.
- Ну, где расцветали яблони и груши...
- Мама, угадай, как лошадь подзывают к себе?
- Не знаю.
- А я знаю. Вот так: "Лошадка, иди ко мне!"
- Вот такой я ловкач! - сказал Владик, удерживая стульчик на вытянутой руке.
- У нас в садике один ребенок упал со стула и теперь лежит весь в гипотиазите.
- Может быть - в гипсе?
- Ага, я это и хотел сказать.
Слова, которые создаются ребенком трех - пяти лет, всегда узнаваемы, всегда несут смысловую нагрузку.
Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.
К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.
В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.
Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.
Вот как рассуждают дети: "Ветер дует, потому что деревья качаются", "Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами", "Звезды не падают, потому что они как-то вертятся на небе".
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.
При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Это помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению".
В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.
Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Обращайтесь с просьбой к нему: "Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю". Или так: "Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой". Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.
Тесты психического развития ребенка четвертого и пятого года жизни
1. Тест с кубиками
Используются кубики размером 8 кубических см.
А) Постройте из кубиков мост (ребенок не видит, как вы это делаете), попросите ребенка сделать такой же мост. Ребенок трех с половиной-четырех лет копирует мост с модели.
Б) Из четырех цветных кубиков (синего и красного цвета) сложите фигуру (два красных кубика и два синих кубика). Дайте ребенку два красных и два синих кубика. Попросите ребенка сделать так же (при этом он смотрит на сложенную вами фигурку).
В) Из тех же кубиков вы строите фигуру, изображенную на рисунке.
Ребенок трех с половиной-четырех лет, глядя на образец, копирует его.
Для ребенка четырех с половиной-пяти лет сделайте рисунки первой и второй фигуры из кубиков на бумаге и попросите его, глядя на рисунки, скопировать их, то есть сложить из кубиков то, что он видит на бумаге.
Причем величина изображенных на бумаге кубиков в первом варианте соответствует величине реальных кубиков. Во втором варианте модель фигуры кубиков дается в уменьшенном масштабе. В четыре с половиной-пять лет ребенок справляется с этими заданиями.
Тест выявляет способности ребенка производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.
2. Тест с геометрическими фигурами
Проводится на досках с вырезанными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Каждая из фигур разрезана на две части.
Попросите ребенка разместить все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой. Предварительно фигуры вынимаются на глазах у ребенка.
Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком. Например, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и, показав на соответствующую ячейку, попросите положить их на место так, чтобы снова все стало гладко и правильно. Затем точно так же поступаете с двумя другими деталями. После того, как ребенок выполнил задание, снова рассыпаете перед ним детали и просите "починить" все опять.
Ребенок трех с половиной-четырех лет может собрать правильно доску, но после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.
Для ребенка четырех с половиной-пяти лет геометрические фигуры состоят из четырех равных частей.
Ребенок четырех с половиной-пяти лет может сложить доску с тремя фигурами, из четырех равных частей каждая, без предварительной работы над отдельными фигурами.
Этот тест выявляет способность зрительного восприятия геометрических фигур, понимание отношения части и целого, сходства и различия.
3. Тест с пирамидкой и матрешкой
Предложите ребенку собранную пирамидку из пяти колец разного размера и матрешку с пятью вкладышами.
На глазах у ребенка разбирается пирамидка. Далее попросите ребенка самостоятельно собрать пирамидку с учетом размера колец.
Так же поступают с матрешкой.
Ребенок четырех-пяти лет самостоятельно собирает 5 матрешек в одну, ориентируясь на размер. Может быть оказана помощь по совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки ребенку трех-четырех лет.
Задание направлено на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.
4. Тест на сортировку предметов по форме и цвету
Подготовьте разноцветные (красные, синие, белые) геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Эти фигуры можно изобразить на карточках, закрасив их соответствующим цветом.
Покажите ребенку набор карточек с изображением геометрических фигур. Попросите его разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник, квадрат. Скажите, указывая на соответствующую фигуру: "Сюда положи все круги, такие же как этот, сюда - все похожие треугольники, а сюда - все квадраты".
Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круги, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы - по цвету. То же самое ребенок делает с остальными фигурами поочередно. И только после того, как ребенок справляется с этими заданиями, попросите его разложить сразу все фигуры по группам, в соответствии с их формой и цветом.
Ребенок трех-четырех лет выполняет это задание на сортировку по цвету и форме.
5. Тест на усвоение функциональных значений предмета
Готовите карточки с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом, стол, телевизор, автобус, книга.
Все карточки раскладываете на столе.
Попросите ребенка показать вам предметы, которые вы описываете по способу их употребления (например: "Покажи мне, чем мама тебя причесывает?").
Ребенок трех-четырех лет правильно определяет все 9 предметов по их функциям.
6. Тест на элементарное понимание количественных отношений
Готовите два набора карточек, где изображено по одному мячику, котенку, мальчику, карандашу, дереву, и карточек с несколькими мячиками, котятами, мальчиками, карандашами, деревьями.
Попросите ребенка показать вам карточку, где иображен только один мячик и т. д., и карточку, где много мячиков, карандашей и т. д.
Ребенок должен выполнять это задание правильно уже в три с половиной года.
7. Тест на группировку предметов
Необходимы карточки с рисунками животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели, умывальных принадлежностей (каждая категория представлена тремя карточками).
Попросите ребенка: "Покажи мне картинки, на которых нарисовано то, что мы на себя надеваем".
Подскажите ребенку, если он не смог правильно выполнить задание. (Ребенку трех с половиной лет требуется 2-3 совместных подбора.)
Четырехлетний ребенок должен самостоятельно находить картинки одной категории: "покажи мне, что можно скушать", "то, что бывает на столе на кухне", "что стоит в комнате", "на чем можно ездить", "люди", "животные", "что нужно для умывания" и т. д.
Тест показывает степень развития у ребенка способностей к обобщению по конкретному функциональному признаку.
8. Тест на общую осведомленность
Спросите у ребенка, что надо сделать, когда хочется спать, когда холодно, когда захочется есть.
Ребенок должен последовательно изложить все действия. Если он затрудняется, объясните ему словами, попросите его показать то, что нужно сделать (ребенок может использовать для этого игрушки).
Ребенок уже в четыре года может достаточно полно и последовательно объяснить все необходимые действия.
9. Тест на ориентировку в пространстве
Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать карандаш из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит - пойти вперед, а что значит - пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.
В три с половиной года ребенок еще совершает 1-2 ошибки, но в четыре года он должен выполнять все задание правильно.
10. Тест на внимание
Возмите 24 картинки с нарисованными на них различными предметами. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть.
У вас в руках второй точно такой же набор картинок.
Вы показываете ребенку одну картинку и просите его отыскать среди множества рисунков тот, что похож на эту картинку. Сначала спросите ребенка, что нарисовано на картинке, затем он отыскивает ее среди других.
Ребенок трех с половиной лет находит 8-10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение, ищет, опираясь на словесное обозначение, поэтому могут быть ошибки, когда ребенок подбирает, например, к картинке с яблоком арбуз, назвав и то и другое яблоком.
Ребенок четырех-пяти лет легко выполняет это задание.
11. Тест на память
А) Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.
Предварительно объясните ребенку, что он должен внимательно выслушать и запомнить все действия.
Ребенок трех-четырех лет правильно выполняет 5-6 действий, а ребенок четырех-пяти лет справляется со всеми действиями подряд.
Б) Попросите ребенка запомнить и повторить следующие фразы: "Его зовут Димой. Он учится в школе"; "Сегодня на улице много грязи и луж"; "Катя услышала свисток и увидела поезд"; "Летом в лесу было много грибов и ягод".
Затем зачитайте цифровой ряд:
4-7-1; 3-8-6; 2-5-9; 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-1-9-6.
Ребенок трех-четырех лет повторяет 2-3 фразы с ошибками и 2-3 цифры.
Ребенок четырех-пяти лет повторяет правильно почти все фразы и 3-4 цифры.
В) Покажите ребенку 10 карточек с изображением простых и знакомых ему объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его называть их. (Показываете по одной картинке, закрывая все остальные.) Затем закрываете все картинки листом бумаги, просите ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.
Ребенок трех с половиной-четырех лет отгадывает 4-6 карточек после повторений.
Ребенок четырех-пяти лет запоминает и отгадывает 7-8 карточек из 10.
12. Тест на словарный запас
Покажите ребенку по отдельности картинки с изображением различных распространенных, общеизвестных предметов и спросите: "Что это?" или "Что тут нарисовано?"
Ребенок трех с половиной лет правильно называет практически все изображения, затрудняется назвать сходные предметы (например, "автобус, троллейбус"). В четыре с половиной года ребенок называет все изображения правильно.
13. Тест на крупную моторику
Ребенок четырех лет спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку.
14. Тест на тонкую моторику
Ребенок четырех-пяти лет может нарисовать человека: туловище, голова, руки, ноги, элементы одежды. Скопировать рисунок дома с трубой и забором около дома.
15. Тест-наблюдение "Культура общения"
Ребенок трех - пяти лет в процессе общения со сверстниками и взрослыми должен уметь поблагодарить за оказанную помощь, выразить свою просьбу словами, обращаться к сверстнику, называя его по имени, разговаривать в приветливой форме, соблюдать правила поведения: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.
Упражнения и развивающие игры для ребенка четвертого и пятого года жизни
Упражнения на цветовое различение
Если ребенок трех-четырех лет все еще слабо ориентируется в цветах, следует продолжать занятия.
- "Шарики - ниточки"
Подготовьте разноцветные шарики (можно использовать круги из картона) и подберите к ним нитки соответствующего цвета. Попросите ребенка подобрать к каждому шарику подходящую по цвету нитку (к красному шарику - красную нитку, к зеленому - зеленую и т. д.). Далее сделайте подбор ниток намеренно неправильный, и пусть ребенок найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: "Где желтый шарик?", "Где желтая нитка?", "А этот шарик какого цвета?" "Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?" и т. д.
- "Что какого цвета?"
Научите ребенка правильно соотносить цвета различных предметов. Предложите ему выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец - зеленым и т. д.).
- "Радуга"
Познакомьте ребенка с последовательным расположением цветов в спектре.
Прочитайте стихотворение:
Вышла радуга-краса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе -
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица -
Бери, какая нравится.
Красная
Если красный помидор,
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну, а если красный нос -
Значит, на дворе мороз.
Оранжевая
Что за мяч оранжевый,
Весело наряженный?
Мячик не резиновый.
Мячик апельсиновый.
Желтая
Желтый лимон
на цыпленка похож,
Только вот ног у него
не найдешь.
Желтый цыпленок похож
на лимон,
Только растет не
на дереве он.
Зеленая
Вот кузнечик Кузька -
Зеленое пузико.
Спинка, лапки, голова -
Весь зеленый, как трава.
Голубая
Нравятся Насте
Голубые краски:
Голубые платья,
Голубые глазки,
Голубика в лесах
Дали голубые.
Голубые чудеса -
Выбирай любые.
Лиловая (фиолетовая)
Цвет лиловый - цвет
сирени.
Цвет фиалок, Цвет весенний,
Цветет он и колышится,
И в нем приятно дышится.
Синяя
Слышал я, будто стащила
синица
В небе лоскутик синего
ситца.
Сшила синица из ситца
косынку,
Синими стали крылья
и спинка.
(Е. Измайлов)
Попросите ребенка раскрасить цветными карандашами (последовательно) радугу. Верхняя полоса красная, затем оранжевая, и далее как в стихотворении.
Если ребенку трудно выполнить это задание, то сначала вы закрашиваете первую половину радуги до центральной вертикальной линии, а затем ребенок закрашивает всю правую часть.
Через некоторое время предложите ребенку вновь это задание, чтобы он выполнил его целиком, при этом напоминайте ему цвет, повторяя стихотворение.
- Дайте ребенку задание - нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, фонарики - синим и т. д.).
Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка.
Познакомьте ребенка с оттенками цветов (светло-красный, темно-синий и т. д.).
Упражнения на количественные различия
- "Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета"
А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет, а короткие - в синий. Ребенок выбирает из двух поездов - длинный и короткий.
Б) Даете ребенку такое задание:, "Раскрась поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов".
- "Большие и маленькие круги"
Попросите ребенка определить самый большой и самый маленький кружочки.
- "Длинные - короткие, высокие - низкие"
Готовите набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 см до 12 см.
Предложите ребенку сравнить палочки: "Это длинная палочка. Это короткая".
Смешайте все палочки и попросите ребенка разложить их в ряд по убывающей длине, а затем - по возрастающей длине.
В следующий раз познакомьте ребенка с понятиями - высокий, низкий. Подберите пять брусков, основанием 20x5 см, высотой от 10 см до 6 см, убывающей на 1 см. Предложите ребенку построить лестницу из брусков, раскладывая их в порядке убывающей высоты.
- "Развиваем глазомер"
Требуются два набора одинаковых пирамидок, матрешек, брусков, палочек.
На столе раскладываются две одинаковых пирамидки. Вы выбираете самое большое кольцо и говорите ребенку: "Найди такое же большое кольцо". Продолжаете игру с кольцами разных размеров.
То же самое - с другими фигурами.
- "Тяжелые - легкие. Большие - маленькие"
Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие - легкими: "На рисунке есть предметы очень тяжелые - раскрась их синим цветом, есть легкие предметы - раскрась их розовым цветом".
"Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей комнате".
- На рисунке изображены разные предметы. Среди них есть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие.
Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем - самый легкий. После этого - отыскать самый большой предмет и самый маленький.
Упражнения на определение времени по часам
- "Часы"
Покажите ребенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка - минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на 1 час.
- "Какое время показывают часы?"
- Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них, которые показывают время,
когда люди чаще всего встают по утрам;
когда люди обедают;
когда ты ложишься спать.
- Сделайте из картона часы с передвигающимися стрелками.
Спросите у ребенка: "Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни".
В это время я встаю.
В это время я обедаю.
В это время я ужинаю.
В это время я ложусь спать.
Упражнения на развитие внимания и восприятия
- "Что не так?"
Ребенку нужно найти одну из пяти картинок, которая чем-то отличается от остальных..
- "Найди пуговки"
В шкатулке много всяких пуговиц, но нужно выбрать те из них, которые подойдут к рубашке (пуговка с двумя дырочками, круглая) и к штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).
- "Геометрические фигуры"
На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ребенок выполняет по вашей просьбе задания:
1) покажи мне все круги, квадраты, и т. д.;
2) я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
3) обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
4) закрась фигуры разными цветами и назови, какую фигуру каким цветом ты закрасил;
5) покажи большой круг, маленький круг, и т. д.
Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- "Угадай на ощупь"
Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок..."
Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: "А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана" и т. д.
После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).
- "Что лежит в мешочке?"
Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).
Предложите ребенку поиграть: "Смотри, Катенька, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь". Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно, предложить сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по вашей просьбе (на ощупь).
Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Разрезные картинки
Приобретаете в магазине комплект разрезных картинок или готовите их сами. На картинках могут быть изображения любых, хорошо известных ребенку, объектов.
На трех картинках изображены яблоко, стакан, пирамидка: каждая картинка разрезана пополам.
Три картинки с изображенными на них рисунками чайника, цыпленка, елки разрезаны на три части.
Три картинки с рисунками мяча, морковки, гриба (мухомора) состоят из четырех частей каждая.
Три картинки с рисунками капусты, медвежонка, лягушки разрезаны на пять частей.
Можно использовать и другие комплекты разрезных картинок.
Сначала покажите ребенку, как из двух частей сложить целую картинку. Обращая внимание на цвет и форму предметов, просите ребенка назвать эти предметы и их форму. Далее ребенок самостоятельно выполняет задания на сложение фигур, а вы подсказываете ему, чтобы он обращал внимание на общий вид предмета, а не пытался хаотично подставить то одну, то другую часть картинки.
- "Склеим чайник"
Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.
Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.
- "Сложи геометрические фигуры из частей"
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.
Даете ребенку поочередно карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.
После того, как ребенок научится правильно складывать из маленьких карточек каждую отдельную фигуру, смешайте все маленькие карточки на столе и предложите ему найти те, из которых можно сложить круг, квадрат и т. д. Естественно, все фигуры должны быть одного цвета.
- "Матрешки"
Используется деревянная трехместная разборная матрешка.
Загадайте ребенку загадку: "Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка". Затем разберите матрешку, обратите внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала соберите матрешку. Затем ребенок собирает сам. Вкладывая одну матрешку в другую, ребенок определяет, какая из них меньше, а какая - больше, называет их (большая, меньшая, самая маленькая).
Далее используются матрешки с большим количеством вкладышей и пирамидки с различным количеством колец.
- "Назови лишнее"
Теперь на одном из пяти рисунков появляется что-то лишнее, чего нет в остальных четырех. Ребенок рассматривает внимательно рисунок и показывает картинку, на которой есть лишняя деталь.
Рисование красками
Приготовьте бумагу (серую, голубую, синюю), краску белую, кисти.
Прочитайте стихи о зиме, например, из стихотворения И. Сурикова "Зима":
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело...
Вспомните с ребенком, как красиво зимой - снег укрывает дома, деревья, кусты. Скажите ребенку, что нарисовать зиму, снег можно белой краской и что она лучше всего сочетается с голубым, серым, синим фоном бумаги.
Аппликация "Полосатый коврик"
Используются бумага, клей, кисточка, тряпочка и цветные полоски бумаги.
Предварительно показываете ребенку, как нужно наложить полоски бумаги на лист. Спросите: "Тебе нравится такая раскраска коврика? Если нет, то можно полоски поменять местами, и тогда коврик будет выглядеть иначе". Затем приступайте к намазыванию каждой полоски клеем и наклеиванию ее на лист бумаги. Предложите ребенку сделать это самостоятельно.
Вместе полюбуйтесь этим ковриком и подумайте, где его можно использовать. Например, это может быть коврик для куклы или для машинки.
А можно предложить новый сюжет. На этот коврик наклеить вырезанные силуэты фигурок собачки, киски и т. д. Спросите ребенка: "Что делает на коврике собачка, а что - киска?"
Работа над аппликацией прекрасно развивает ручную умелость, фантазию, творчество ребенка. Если ему нравятся эти занятия, помогайте придумывать новые сюжеты и осуществлять их.
Лепка и аппликация
Покажите ребенку, что можно одну и ту же фигуру сделать из пластилина и из бумаги, т. е. пластическим и силуэтным способом.
Для аппликации необходимо заранее сделать заготовки, которые будут наклеиваться на бумагу, а для фигуры из пластилина нужно приготовить какие-то дополнительные предметы. Например, вы решили, что такой фигурой будет снеговик.
Загадайте ребенку загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глазки - угольки,
Губы - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой?
После того, как ребенок угадает загадку, покажите ему на картинке снеговика, обсудите с ним, из каких частей состоит снеговик (из каких форм). Когда снеговик будет склеен и слеплен, спросите у ребенка, чего не хватает снеговику и какой нравится больше - из пластилина или из бумаги.
Сюжетные игры
Конечно, вы играете с ребенком в такие игры, как "Магазин", "Школа", "Больница" и т. д. В процессе этих игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания по самым разным аспектам: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов в речи (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева и т. д.); умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника и т. д.
Такие игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно в том случае, если они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать и т. д.).
И, конечно, неоценима роль таких игр для развития творческого мышления.