РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
1-й год жизни

Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. Вначале появляется гуление: гласные звуки "аа", "оо", "ау".

2 месяца - гуление усложняется с включением согласных звуков - "гу" или "бу", "эы".

2-3 месяца - нечеткое бормотание: "аа", "га", "ги", "кхы".

4 месяца - протяжное произнесение звуков: "аль-ле-е", "лы-алы".

В 5-6 месяцев - лепет. Отдельные звуковые сочетания: "на", "ка", "га". Развивается понимание речи окружающих.

В 7-8 месяцев - ясно выражен лепет, слоги типа: "ба-ба", "да-да". В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.

К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: "мама", "баба".

К концу года появляются целые слова типа "мама", "папа", "дядя". Ребенок четко произносит гласные: "а", "о", "у", согласные: "м", "б", "к", "г". Словарный запас 8-12 слов.

Первые слова у девочек - в 8-9 месяцев, у мальчиков - в 11-12 месяцев.

До начала развернутой речи ребенок понимает 50-100 слов.

Рекомендации:
В период гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам, поощрять малыша слушать и произносить звуки в целях укрепления речевых органов, а позднее развивать понимание речи.

В целях развития слуха необходимо повторять вслед за ребенком то, что он произносит. Показывая игрушки, обязательно надо называть их. Одевая и купая ребенка, следует называть части тела, сопровождая свои действия словами.

Наряду с облегченными словами типа "тик-так", "тук-тук", "мяу" необходимо называть полные слова, обозначающие предметы.

2-й год жизни

Ребенок активно подражает речи взрослых. Знает названия многих предметов, движений ("сядь", "возьми", "отнеси"). К 1,5 годам произносит почти все гласные и согласные: "м", "п", "б", "к", "г", "т", "д", "н", "в", "ф", "х" и звук "и". Многие из согласных произносит смягченно ("дай" - "дяй"). Пользуется звукоподражательными словами: "ав-ав" (собака), "мяу", "би-би" (машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: "ку" (кукла), "са" (собака).

Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов. Активный словарь к 2-м годам составляет 400 слов. Усваивается речевая интонация. В многосложных словах ребенок пропускает слоги, заменяя одни звуки другими ("маина" - машина, "апипед" - велосипед).

К 1,5 годам ребенок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов, к концу 2 года  - 3-5 слов. В это время он начинает различать единственное и множественное числа. Слова ставит в правильных падежах и глаголах.

Рекомендации:

Необходимо развивать стремление у ребенка к разговору с окружающими, добиваться отчетливого произнесения им гласных звуков, обращать внимание на твердость произношения согласных звуков, пополнять словарь ребенка, отвечая на вопрос "что это?".

3-й год

С 2-летнего возраста речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами ("машина", "ворона", "корова"), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения ("Мама, ты куда пося (пошла)?").

Словарный запас достигает 1000-1200 слов. Ребенок активно пользуется вопросами "Что это?", "Почему?", "Зачем?".

Для речи характерна общая смягченность. Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими: "зюк" - жук, "сяпка" - шапка, "сенок" - щенок, "тясы" - часы. Твердые свистящие звуки заменяются мягкими: "сянки" - санки, "зяйка" - зайка.

У части детей твердые свистящие уже сформированы, согласные "р"/"рь" и "л" отсутствуют или заменяются звуками "ль", "й" ("ыба" - рыба, "ябоко" - яблоко, "мей" - мел).

Рекомендации:
По-прежнему необходимо постоянное внимание взрослых. Помогать ребенку расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе. Учить правильно строить предложения.

Необходимо удовлетворять любознательность ребенка, помогать ему в правильном формировании звуковой стороны речи, уметь пользоваться силой голоса, темпом речи, интонацией, приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать их на слух при разном звучании, определять их место, укреплять артикуляционный аппарат гимнастикой (дуть в трубочку, кучерское "тпру", подражать животным).

4-й год

Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения.

Растет его интерес к звучащему слову, к "устройству" речи. Он начинает создавать новые слова: "копатка" (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов ("Почему слона зовут слоном?").

Звукопроизношение ребенка еще не всегда внятное и отчетливое. Произнося слова, он нередко опускает отдельные звуки, особенно при стечении согласных ("пигвин" - пингвин), заменяет одни звуки другими ("лакета" - ракета). У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи.

Рекомендации:
Углублять знания детей о предметах: цвет, форма, величина, обобщающие понятия (платье, шарф, куртка - все это одежда).

Работу над звуковой стороной речи следует вести в 2-х направлениях:
- развитие речевого слуха (правильное восприятие звуков речи, темпа, громкости, интонационной выразительности);
- совершенствование произношения.

Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного аппарата.

Необходимо учить ребенка управлять силой голоса, темпом речи, различать громкость речи окружающих.

Особенно внимательно нужно относиться к ребенку, речь которого чрезмерно ускорена. Она нередко является предвестником заикания.

Слова, произнесенные ребенком неправильно, повторять не следует.

Вся работа должна проводиться настойчиво, но обязательно в спокойном и дружелюбном тоне.

5-й год

В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче.

В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов.

У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Отмечается чрезмерная "увлеченность" новыми звуками: "жамок" (замок), "жвеждочка" (звездочка), "рампочка" (лампочка). Многие начинают верно произносить шипящие "ш", "ж", "ч", "щ", "р", "рь", "л".

Рекомендации:
Ребенку в доступной форме следует объяснять все, что его интересует.

Учить выделять в картинке главное и второстепенное, сравнивать предметы.

Продолжать тренировку артикуляционного аппарата.

Следить за тем, чтобы ребенок отчетливо выговаривал звуки и слова. Продолжать знакомство с новыми словами.

Учить различать сходные звуки: "ш" и "ж", "с" и "ш", "з" и "ж", "щ" и "ч", "с" и "щ", "л" и "р".

Продолжать тренировку речевого дыхания. Вырабатывать умение произносить слова и фразы с различной громкостью, интонацией, в определенном темпе, научить пользоваться логическими ударениями.

Учить пересказывать сказки, рассказы, разучивать стихи, песни.

Уровни речевого развития у детей
1-й уровень
Полное или почти полное отсутствие фразовой речи, состоящей в основном из звукоподражаний или лепетных слов. Пассивный словарь у этих детей шире активного, но понимание речи детьми вне ситуации весьма ограничено.
2-й уровень
Активный словарь расширяется за счет существительных и глаголов, обогащается прилагательными и наречиями. Появляются отдельные формы словоизменения (по родам, числам, падежам). Дети начинают пользоваться фразой, улучшается понимание речи, некоторых грамматических форм. При этом все еще резко нарушено звукопроизношение (15-18 звуков), дети путают твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие, заднеязычные, йотированные, свистящие, шипящие, "р", "л". Нарушена слоговая структура и звукопроизносимость слов. Дети не готовы к овладению звуковым анализом и синтезом.

Дети 1-го и 2-го уровней речевого развития являются кандидатами в спец.речевые школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3-й уровень
Характеризуется наличием у ребенка сравнительно развернутой фразовой речи, но при этом наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В словаре все еще мало слов, характеризующих качественные признаки, состояния предметов и действий. Наблюдается много ошибок в использовании простых предлогов, сложные предлоги в самостоятельной речи почти не используются.

У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения и нарушение слоговой структуры слов, что создает трудности в овладении этими детьми звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений. Нетвердое овладение многими грамматическими формами.

Дети 3-го уровня идут, как правило, в массовые школы.