Игра – дело серьезное

Играть для ребенка не значит развлекаться. Это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых.

Детская свободная игра может быть невероятно разнообразной, но при этом ее можно привести к трем видам: ролевая, режиссерская и игра-драматизация.

Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.

Совсем другой вид - режиссерские игры, т.е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.

Особый вид сюжетной игры – это игры-драматизации. В этом случае сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видеосценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.

Итак – это период наивысшего расцвета сюжетных игр, для которых, естественно, нужны определенные игрушки.

Игрушки для сюжетных игр

Игрушки для ролевых игр

В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. А значит главные игрушки дошкольника – человеческие образы, т.е. куклы и соответствующие им атрибуты.

Принято считать, что играть в куклы подобает только девочкам. Но это совсем не так! У мальчика, так же, как и у девочки, должны быть куклы, потому что любой ребенок – это, прежде всего, человек. Кукла помогает малышу в определении себя, познании и понимании, в преодолении своих страхов. Мальчику нужна кукла-мальчик, а девочке – девочка, и конечно хорошо, если у ребенка есть и куклы противоположного пола. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: усваивая мир человеческих отношений и представлений, он отражает свой опыт, строит и осознает самого себя.

В этом возрасте игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, проигрывают сюжеты известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Для таких игр требуется не одна, а несколько кукол, причем, не только девочек, но и мальчиков. Выбор «хорошей» куклы – задача довольно сложная. Лучше, если это куклы с обликом ребенка дошкольного возраста, а не взрослого или подростка. Такие куклы в игре могут быть детьми в семье, пассажирами, пациентами, учениками, играть, путешествовать, проказничать. Кукла может быть изготовлена из резины или различного качества пластмассы, тогда ее можно купать. Мягкая тряпичная кукла (лучше, если они набиты овечьей шерстью) тоже может купаться, только дольше обсыхает. Она очень приятна на ощупь - малыш будет прижимать к себе теплое, «живое» тельце.

Большой монстр или трансформер – это тоже кукла. Только вопрос, возможно ли о нем заботиться, учить его, кормить, лечить? А ведь именно это и есть содержание повседневной жизни, воплощаемое в ролевой игре.

Для кукол необходимо свое кукольное хозяйство – такое по количеству, размеру и ассортименту, с которым ваш ребенок в состоянии справиться. Кровать, уютная удобная коляска и удобное в использовании постельное белье для каждой куклы. Обязательно нужна кукольная одежда по сезону, чтобы игрушечный ребенок не замерз на улице, и его можно было взять на прогулку или к врачу. Застежки помогают развитию мелкой моторики, но при этом по степени сложности для ребенка они не должны быть слишком трудны. Хороши в этом возрасте молнии и пуговицы среднего и малого размера.

Необходима также посуда: тарелки, чашки, ложки, кастрюльки и сковородки. Но вовсе не обязательно эти игрушки должны быть реалистическими. В пять лет тарелками-кастрюльками дети делают песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. После шести лет дети нуждаются для игры в более реалистичной, разнообразной и специализированной посуде – как у взрослых. Но это не значит, что необходимо покупать настоящий электрический миксер. Не лишайте малыша возможности самому вообразить, как включается мотор и переключаются скорости, озвучить замешивание густого теста для пирога или жидкого – для омлета.

Кроме кукол для ролевых игр пригодятся наборы «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) помогают ребенку обозначить роль. Не увлекайтесь излишними подробностями – пусть останется место для детских придумок и сотворения недостающего.

В игре возникает необходимость в домиках и других сооружениях – больница, автомобиль или самолет. Большой популярностью пользуются готовые покупные домики или палатки. Поначалу дети с удовольствием сидят в таком домике, а потом зачастую из-за невозможности преобразовать его под конкретные нужды домик превращается в заброшенную, ненужную мебель, которая, между прочим, занимает немало места.

В качестве строительного материала для разных сооружений лучше приобрести 1-2 ширмы, прочный деревянный детский стол, пару стульев и пару длинных, хорошо отшлифованных досок (шириной 9-12 см) для строительства мостов и перекрытий. Пригодятся также покрывала и диванные подушки. Пусть ребенок имеет возможность сам представить и сделать себе такой дом, машину или корабль, какой ему в этот раз нужен. В другой раз будет другой, не менее подходящий. Чем не пространственная геометрия в действии? А в повторении такого трудоемкого строительства упражняется воля ребенка.

Несколько слов о транспорте. Конечно, машинки необходимы для игры как средства перевозки. Но не всякая машинка годится для игры. Сейчас очень популярны большие электромобили. Эта вещь не для игры, это развлечение. Ребенок получает взрослую «игрушку», от которой он зависит. Не от его действия зависит ее «жизнь», а наоборот, от ее действия зависит его настроение. Ведь все уже готово, нажал на кнопку и поехал, не прикладывая никаких усилий к передвижению.

Игрушки для режиссерских игр

Для режиссерской игры нужно 5-6 маленьких кукол (высотой 8–15 см) - мужские, женские и детские образы. Хорошо, если они составляют семью. Они должны быть достаточно устойчивы, пропорциональны и не слишком детализированы, чтобы у ребенка осталось больше возможностей для развития фантазии

Можно приобрести прочный кукольный дом с семьей, набором мебели и посуды. Пригодятся также домашние и дикие животные - медведь, волк, лиса, зайчик, лошадка, собака и др. Желательно, чтобы они были соразмерны между собой и с человеческими персонажами. Очень важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах). Дошкольник нуждается в формировании достоверной картины мира. Сатирические, утрированные и юмористические образы, которые так забавляют взрослых, будут более уместны и понятны позже, в школьном возрасте.

Будучи реалистичными, игрушки не должны быть слишком подробными, детализированными. Для развития воображения необходимо и достаточно, если выделены характерные признаки того или иного персонажа: у ребенка - детские пропорции и прическа, у бабушки – цвет волос и костюма, у зайца - уши, у медведя – большое косматое неуклюжее тело и маленькая голова. Условность дает простор для воображения.

Идеалом транспорта тоже является простота и незавершенность. Нужны 2-3 простые машины (подъемный кран, большегрузный самосвал и пр.), большие и прочные. Хорошо, если они могли бы достраиваться и приобретать черты той или иной модели. Важная деталь – это такая кабина, куда можно было бы поместить игрушечного водителя, чтобы он мог входить и выходить – словом, быть действующим персонажем игры. Поезд (паровоз с открытыми вагонами) тоже должен быть приспособлен для размещения пассажиров и груза.

Не стоит покупать маленькие коллекционные копии, они непрочны и нефункциональны в игре.

Изобилие узкоспециализированных механизмов нежелательно не только из соображений экономии места. Не стоит лишать возможности проявлять и развивать практическую смекалку - из простого автомобиля конструировать всякий раз такую машину, которая бы полностью отвечала замыслу. Такое конструирование по собственному замыслу из некой условной основы на колесах с использованием разных подручных средств – это очень важный мыслительный и волевой процесс. Для начала нужно вспомнить или представить конечное изделие. Затем придумать, из чего будут изготовлены те и другие детали (например, ковш – шкатулка с крышкой, стрела крана – палка-рогатина со шнуром, рекламный щит – мозаика и т.д.). Далее решить техническую задачу - как детали будут крепиться и, что самое главное, как сделать так, чтобы все было прочным и надежно работало. В отличие от любого конструктора, где все детали заданы и способ крепления известен, здесь требуются и одновременно развиваются гибкость ума, моторные навыки, образное мышление. Те же задачи решаются и при крупномасштабном строительстве самолета, дома или поезда.

Конструированием является и сооружение места действия персонажей. Дети очень охотно сооружают целые города. Для изготовления домов и дворцов, мостов и тоннелей, бензозаправок и кафе хорошо подходят крупноблочные деревянные конструкторы. При выборе конструктора обратите внимание, чтобы в комплект наряду с кубиками входили длинные блоки, тонкие и длинные дощечки-перекрытия, колонны и шпили. Лучше, если детали будут неокрашенными, естественного древесного цвета. Готовые сооружения, построенные из одноцветного конструктора, зрительно воспринимаются более цельными, нежели постройки, созданные из разноцветных деталей, тем более что цвет не является определяющим в строительстве, гораздо важнее функциональность и целостность.

Для игры-драматизации используются, как правило, те же игрушки, что и в режиссерской и ролевой игре. Правда, бывает необходим какой-то специальный аксессуар, например, печка для сказки «Гуси-лебеди», нос и колпачок для Буратино или какого-то особого вида одежда. С этим ребенку можно помочь, используя подручные материалы или изготовив на скорую руку то, что необходимо, из лоскутов ткани, бумаги, пластилина или дав во временное пользование что-то из домашнего хозяйства.

Игрушки не для игры

Самым ценным качеством игрушек и игровых материалов для этого возраста можно считать открытость для превращений и разнообразного использования. Технически оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами говорят, поют и двигаются, препятствуют тому, чтобы игра стала развивающей. Между тем в настоящее время прилавки детских магазинов буквально наводнили такие машины и поезда, целые роботизированные заводы и конвейеры, электронные младенцы и роботы. Им не нужен ребенок, его творческое воображение и деятельность. Своим сомнительным «совершенством» они вытесняют настоящую игру и подавляют детскую фантазию. В результате не развивается внутренний план действия, способность создавать несуществующее, страдает воображение, не формируется способность к организации своей деятельности.

Превращение одних предметов в другие, одного образа в другой – важнейший этап развития не только воображения, но и мышления в дошкольном возрасте. Не пропустите это удивительное время! Если взрослые не мешают, то дети охотно и очень изобретательно используют все, что не является собственно игрушками, – палки, коряги, камни, лоскуты ткани и пр. Кубик может стать мылом при купании куклы, пирожным на ее дне рождения, телефоном, скамеечкой, и пр. Кусок ткани – халатом врача, травянистой лужайкой, дремучим лесом, заплечной сумкой, стеной дома, подгузником или одеялом. Столы, стулья и ширмы, покрывала, лоскутки, коряги и чурбачки дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме.

В связи с этим посмотрите новым взглядом на то, во что играет ваш ребенок, что он может использовать в игре из подручных средств. Желательно, чтобы в его хозяйстве были лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки. Все это может храниться в корзинах и коробочках.

Несомненным достоинством этих материалов является то, что они оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных превращений. И это самое главное. Игрушка не должна быть предметом обладания или гордости перед другими. Это, прежде всего, предмет игры, и свою ценность она приобретает в процессе действия с ней, в результате вложения фантазии и переживаний самого ребенка

Итак, для сюжетной игры пятилетних детей нужны следующие игрушки:

- 1-2 куклы (мальчик /девочка) 30-40 см с сезонной одеждой

- кровать и коляска с бельем

- посуда

- прочный кукольный дом с куколками 8-15 см, мебелью и посудой

- 2-3 больших машины, поезд с открытыми вагонами

- маленькие фигурки домашних и диких животных

- конструктор блочный типа «Архитектор»

- ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и т.п.

- 1-2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства

- лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности

- подушки мягкие и диванные

- прочные деревянные столы и скамейки

- предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки)

- корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них

- шнуры и прищепки

Елена Абдулаева
Педагог-психолог высшей категории, методист учебно-методического Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета
Журнал "Мама и малыш"