Компьютер стал частью жизни наших детей. О том, в чем родители не всегда бывают компетентны.Выбранная ребенком по чьему-то совету компьютерная игра может оказаться не только жестокой и не соответствующей возрасту, но и просто некачественной. Но ребенок все равно будет играть – вкус к хорошим играм (как к хорошим книгам или фильмам) у него не развит.
Компьютерные игры – явление достаточно новое, а на новизну взрослые и дети реагируют по-разному. Для взрослого новое – потенциальная опасность. Взрослый человек в компьютерных играх (как во всем малопонятном) в первую очередь видит скрытую угрозу. А уж услышав где-то, что очередной подросток, переиграв в компьютерные игры-стрелялки, пошел и убил человека, взрослые благоразумно стараются держаться подальше от этого «зла». Дети, наоборот, активно познают мир во всех доступных его формах, а компьютерные игры – одна из самых современных из них. Ребенок не читал страшных статей – ему интересно играть. Тем более, что игры бывают яркими и красочными не меньше, чем мультики, и по занимательности не уступают некоторым книгам. Дети одномоментно получают «мультик-книжку» и не понимают, почему по отдельности – это можно и хорошо, а вместе – плохо и нельзя? Но у каждой игры, даже самой простенькой, есть «литературная» сторона, другими словами, содержание и есть мораль, которую оттуда можно вывести. Они-то в итоге и влияют на ребенка.
ВЗРОСЛЫЕ ИЛИ ДЕТСКИЕ?
Игры бывают самыми разными, потому что их делают люди с разными убеждениями и взглядами на жизнь. В России на сегодняшний день не существует общепринятой классификации игр, однако все они, несомненно, различаются по типам. Есть игры, предназ- наченные просто для развлечения, а бывают развивающие игры, претендующие на ту же роль, что и некомпьютерные развивающие игры.
Развивающие игры для малышей в подавляющем большинстве – переводные (заниматься их разработкой в России невыгодно). Они помогут развить память, внимание, скорость реакции, увеличат словарный запас. Но такая игра может быть по-настоящему полезна для ребенка на языке оригинаа, а останется ли она таковой после перевода – это вопрос. Всевозможные игры-тренажеры, развивающие игры могут увлечь ребенка-дошкольника в возрасте от трех до пяти лет. А вот игры, ориентированные на «пользователей» 6–10 лет, к сожалению, не отвечают потребностям этого возраста, недостаточно привлекательны, поэтому дети (особенно мальчики) очень быстро переключаются на «взрослые игры», которые создавались в расчете совсем на иную возрастную категорию – для юношей от 18 и старше. Разумеется, со всеми вытекающими последствиями в содержании (и морали).
Взрослые игры сами по себе не так уж и страшны. Есть спортивные игры – футбол, баскетбол или шахматы и шашки, а также полеты на самолетах и гонки на автомобилях, игры-приключения и пр. Существуют игры, сделанные по образцу взрослых, но рассчитанные на младших школьников и подростков (в основном, девочек), – приключения Барби, фей и просто современных школьников. Но они, хотя и пользуются спросом у родителей, не всегда отвечают интересам детей.
СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ
История первая. Представьте себе магазин компьютерных игр, который недавно открылся. Покупателей мало, оборота нет. В магазин заходит мальчишка лет десяти – один, без родителей, начинает расспрашивать продавца о новинках. Продавец перечисляет действительно новинки, но делает это без учета возраста покупателя. Мальчишке не все нравится, постепенно выясняется, что ему хочется каких-нибудь новых игр подвида shooter (где игрок «входит в роль» вооруженного до зубов человека, отстреливающего все на своем пути). Скучающий продавец предлагает пацаненку Postal 2 – игру, которая в США имеет плохую репутацию из-за жестокого содержания (кровь, насилие и все прочее). Продавцу и в голову не приходит, что он делает что-то не так, его задача – постараться продать товар. И к тому же мальчишка уверяет, что в эту игру он уже играл! Перед нами пример удивительного равнодушия родителей и продавцов к тому, во что играет ребенок. (Директор студии, создавшей эту игру, Винс Дези уверяет, что в Штатах игру не продадут человеку моложе 18, что она рассчитана на взрослых. Он убежден, что родители должны отдавать себе отчет в том, во что именно играет их ребенок-подросток. Запретить им играть он, конечно, не может, но и рекомендовать свое творение не станет.)
История вторая. Компьютерный клуб. Половина машин занята под проведение турнира по гоночной игре. К взмыленному менеджеру подходит бабушка с двумя детьми лет пяти-семи и оплачивает два компьютера на час. После чего сажает карапузов к монитору и совершенно равнодушно смотрит, как они запускают Grand Theft Auto и прочие подобные игры с рейтингом «только для взрослых». Добрая бабушка совсем не в курсе, что персонажу игры по ходу развития сюжета позволено убивать и насиловать… Взрослый человек в такой ситуации понимает, что поставлен перед моральным выбором, по крайней мере, он представляет, что это такое. Ребенок (увы) вопросами добра и зла пока не интересуется – он делает, что получается у персонажа. Он не задумывается над проблемами морали, но тем не менее получает представление о мире… Вины создателей игры тут нет: они предназначали ее совсем не детям. И кто тогда виноват?
ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ
Обычно все происходит по такому сценарию: вы купили игру ребенку, он увлеченно играет, доволен – ну и ладно. Но помните, что оставлять ребенка наедине с компьютерными игрушками нельзя. Игра может и должна быть элементом воспитания, так же как раньше элементом воспитания были книги (о которых тоже не стоит забывать). Прочел ребенок книгу, рассказал родителям, вместе они обсудили ее содержание и поняли, чему книга учит. Так же надо действовать и в случае с игрой – тогда любая из них станет развивающей и будет совершенствовать хотя бы навык пересказа. А если в игре вдруг встретится ненормативная лексика или что-то подобное, лучше узнать об этом от ребенка (или вместе с ним), чем не узнать вообще.
ИГРЫ ДЛЯ ТЕЛА
Не всякая игра – «скрюченное сидение перед монитором», чего особенно боятся родители и с чем по мере сил борются. Компьютерные игры – при внешней пассивности играющего – на самом деле активная деятельность, заставляющая ребенка напряженно думать или быстро реагировать. Есть игры – правда, на игровых приставках, – в процессе которых нужно активно двигаться (к ним относится, например, Sony PlayStation 2). А в серии игр EyeToy специальная камера отслеживает движения игрока, который не мышкой и не клавиатурой, а всем телом и руками производит различные мини-движения: пилит дрова на скорость, рисует зигзаги на экране, воюет с мультяшным соперником.
ПЕРЕРЫВ
Если ребенок устал, производит впечатление расторможенного, капризного и рассеянного, пришло время занять его чем-то другим. Помните, чрезмерно долгое сидение за компьютером (как и все чрезмерное) сильно утомляет. Если такая проблема возникает, есть два выхода. Во-первых, ограничить время непрерывного сидения за компьютером. Во-вторых, научить ребенка релаксирующим занятиям, отвлечь его. Для этого можно попросить нарисовать персонажей игры. Он вроде бы продолжает думать об игре, но в то же время не может одновременно рисовать и играть. Если нужно устроить перерыв подольше, пусть придумает историю с этими персонажами. Главное, вовремя переключить ребенка на занятие не менее интересное.
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД
Не хотите, чтобы дети зацикливались на играх, – не дайте им повода думать, что это нечто особенное. К «особенному» они будут особо стремиться. Если относиться к играм с сомнением, говорить о них со, страхом или неприязнью, ребенок все почувствует, и сработает принцип «запретного плода». Это не значит, что нужно быть равнодушными к выбору детей, но не стоит показывать чаду, что вы относитесь к компьютерным играм как к чему-то эдакому. Пусть они будут для него такой же обычной вещью, как книги, тапочки, фильмы, еда в холодильнике. Так ребенок быстрее научится понимать, что бывают игры плохие и хорошие, интересные и не очень, качественные – и дешевые подделки.
К ВАШЕМУ СВЕДЕНИЮ
ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЗРАСТУ
На Западе существует независимый рейтинг развлекательных программ, четко инфор-мирующий покупателей о так называемом статусе игры. Это заметный квадрат с цифрами в нижней части упаковки – например, 14+ означает «после 14-ти лет», E – everyone – «для всех»). На отечественных играх (не на всех) тоже пишут, для какого возраста игра предназначена, но, к сожалению, доверять «нашим» надписям можно не всегда.
Существуют игры для самых маленьких детей, трех–пяти лет, которые еще не умеют читать. В таких играх нет текста, только рисунки и закадровый голос.
ЭТО ВАЖНО
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ОН-ЛАЙН
Кроме общения со сверстниками, дети обычно заняты множеством индивидуальных дел: рисуют, поют, придумывают истории, читают, пишут. Когда говорят, что компьютерные игры заменяют общение, имеют в виду ролевые игры. Но это вариант не детский. Чтобы в них играть, нужно уметь читать и писать, иногда на английском языке. Кроме того, дошкольники и младшие школьники обычно не испытывают интереса к таким играм и проблемам, которые в них затрагиваются: они привлекательны для подростков и юношей. Особенностью этих игр является разветвленный сюжет со сложными поворотами, мелодраматические отношения героев. Игроку нужно не просто уничтожать монстров. Ему приходится заниматься сложной внутриигровой деятельностью – общаться с персонажами (пусть даже с помощью набора заготовленных реплик), делать выбор в пользу добра или зла и т. д. Часто такие игры ведутся онлайн: персонажи – люди, игроки по ту сторону баррикад.
РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Если вы решили приобрести ребенку компьютерную игру, в магазин идти лучше подготовленными – иначе можно ошибиться. Не все продавцы разбираются в играх (в одном магазине игра в мультяшном стиле, но с фривольным содержанием стояла среди детских).
Как определиться с выбором?
- Во-первых, спросите ребенка, чего он хочет (чтобы в игре ездили машинки, жили смешные существа, происходили волшебные приключения или что-то другое?).
- Во-вторых, посетите сайты ведущих издателей компьютерных игр в России. Там можно в разделе «детские игры» выбрать похожие на те, которые заказал ребенок.
- Нужно планировать покупку заранее, и, если есть время, стоит почитать соответствующие журналы о компьютерных играх. В Интернете много сайтов, размещающих обзоры игр. Они хранят базу данных за несколько лет, и вы всегда можете поинтересоваться сведениями о какой-то игре, которая вышла пару лет назад.
Журнал "Мой кроха и я"