Воспитание девочек веками и тысячелетиями было связано массой табу и предрассудков. Согласно опросам, мамы девочек гораздо меньше мам мальчиков склонны к педагогическим экспериментам, реже занимаются их ранним физическим и интеллектуальным развитием, не так активно интересуются современными тенденциями в педагогике. Девочкам в семье и школе чаще, чем мальчикам, жестко навязывают определенные роли, и девочка, отказывающаяся следовать предложенной ей модели поведения, подвергается гораздо более суровому осуждению, чем мальчик. Казалось бы, более ста лет успешной борьбы женщин за равные права с мужчинами и победа феминизма должны были бы кардинально изменить ситуацию, но этого не произошло, лишь к старым «ролям» добавились новые…
«Золушка». Во многих семьях — в основном консервативного, патриархального склада малышку чуть не с младенчества «приучают помогать по хозяйству». Причем это не игра и не обучение навыкам самообслуживания, а серьезная, часто непосильная нагрузка. Нередко на пяти-шестилетнюю кроху целиком ложится уборка квартиры, мытье посуды, не говоря уже о младших братьях и сестрах. Надо сказать, что педагогический эффект такого «воспитания» практически равен нулю. Зависимая девочка со слабым характером покорится воле родителей и поверит, что ее место — на кухне. Девочка сильная и решительная при первой же возможности воспротивится родительской диктатуре и начнет строить свою самостоятельную жизнь вопреки родительским «рецептам». Стремясь доказать свою независимость, она может много достичь в жизни, но уж точно никогда не станет хорошей хозяйкой. Часто случается видеть на улице такую сцену: идет мама в шикарной шубе и дорогих сапогах, а рядом — девчушка в плохонькой курточке с китайского рынка, безвкусно подобранной шапочке. «Зачем ей хорошая одежда? — рассуждает такая мама. — Ведь все равно испортит, испачкает, да и вырастет скоро…» Конечно, не обязательно, чтобы шкаф вашей девочки ломился от остро модных туалетов, но вовсе нелишним, если мама будет более или менее пропорционально пополнять свой и дочкин гардероб, следить, чтобы у нее развивался вкус. Приучать ребенка к хозяйству, конечно, надо, просто не превращайте помощь по дому в основное занятие дочки. Пусть это на первых порах будет веселая игра, возможно, даже поощрение. А главное, пусть ваша малышка поймет, что дом — это место, где всем, и ей в том числе, должно быть хорошо и комфортно, и тогда она сама захочет помочь вам в этом.
«Маленькая принцесса». «Первый ребенок — последняя кукла» — говорит народная мудрость. А если этот ребенок — девочка, да еще хорошенькая, да еще в большой, любящей семье, то просто нет сил оторваться от этой увлекательной игры. Прелестная комнатка и очаровательные игрушки, восхитительные платьица и туфельки. Даже небогатая семья идет на любые жертвы, чтобы обеспечить любимицу всем самым лучшим. В чем же здесь опасность? На самом деле в такой семье девочке навязывается ее роль не менее жестко, чем семье маленькой «золушки». Мамы, которые в детстве были лишены ласки и красивых вещей, стремятся с избытком восполнить это в своих дочерях. Причем часто их представления о прекрасном детстве почерпнуты не из реальной жизни, а из модного журнала или телесериала. «Принцесса» должна играть в куклы и носить нарядные платьица. «Принцессе» положено заниматься бальными танцами. «Принцессы» учатся на пятерки, не бегают босиком и не лазают по деревьям… Продолжать? Но нередко у «принцессы» оказывается душа маленькой разбойницы: она пачкает колготки, устраивает индейский вигвам в розовокружевной детской и приносит с улицы «всякую дрянь». Не всякая мама готова отступиться от своей мечты: ведь она лучше знает, что хорошо для ее дочери. В итоге семья на долгие годы превратится в арену сражений, где взрослеющая дочка будет бороться за свое право быть самой собой. Не проще ли проявить мудрость и с самого начала уступить? Быть может, в кружке технического моделирования ваша дочка и впрямь преуспеет больше, чем в бальных танцах? Не надо бояться, ведь общаться с сорванцом в драных джинсах может оказаться куда интереснее, чем с чопорной барышней, индивидуальность которой подавили мамины представления о счастливом детстве.
«Свой парень». Бывает, родители как будто вовсе не обращают внимание на то, что у них растет дочь, а не сын. Иногда девочку, не задумываясь о различии полов, просто воспитывают так же, как и ее брата. Она играет с ним в одни игры, донашивает его вещи, на равных водится с его друзьями. Бывает, что спортивные, энергичные родители не хотят воспитывать в девочке «жеманство», делать из нее «кисейную барышню». С ранних лет малышка ходит в походы и обливается ледяной водой, умеет управлять байдаркой и запросто бегает босиком по снегу. Уж здесь-то не найдешь кукол и кружавчиков. В принципе, в здоровом воспитании нет ничего плохого, тем более, что в таких семьях детям, как правило, уделяют очень много внимания. Но девочки, не имея возможности играть в сюжетно-ролевые игры с куклами, испытывают в дальнейшем проблемы в семейной жизни. Ведь такие игры — это своего рода тренинг, в ходе которого «отрабатываются» не только практические навыки «взрослой жизни», но и различные типы внутрисемейных отношений. Часто привязанный к девочке отец категорически не хочет принимать пробуждающейся в ней женственности. Он возмущается ее новой «взрослой» прической и «безвкусной» косметикой, ему «не нравятся» ее приятели… Если вовремя не подавить в себе эти чувства, дело может дойти до драмы: дочь сбежит с первым встречным, лишь бы избавиться от отцовской диктатуры. Или навсегда останется «своим парнем», с которым классно сходить в поход, но которого, увы, никому и в голову не придет пригласить на романтическое свидание.
«Синий чулок». «Сначала учеба — потом развлечения», «Нечего с мальчишками шляться, заниматься надо». Во имя благой цели девочке внушают, что все, что отвлекает от учебы, — вредно и опасно, что главная ценность — это знания. При этом абсолютно не учитывается, что для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор знаний, умений и навыков, но и научиться быть женщиной. строить отношения с противоположным полом. В итоге девочку сбивают с толку, внушая ей, что главное в человеке — не внешность, а ум и душа, что модно одеваются только те, кому больше нечем похвастаться. Боясь раннего замужества, мама стремится привить дочери неприязнь к противоположному полу, страх перед интимной жизнью. В итоге «умная барышня» в скромном платьице и со строгой прической под недреманным маминым оком блестяще заканчивает школу… потом институт… потом аспирантуру… Вот тут-то и завести бы ей, казалось, «серьезные отношения», но только желающих уже не видно: не пережив отроческой влюбленности, не умея привлечь к себе внимания, не зная, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки своей внешности, да и вообще видя в мужчинах враждебное начало, такая барышня рискует навсегда остаться в одиночестве. Пройдут годы, и ваша очаровательная малышка превратится в прелестную молодую женщину. Быть может, она станет актрисой или математиком, фотомоделью или политиком, а может, просто удачно выйдет замуж и нарожает кучу детей… сегодня общество не ограничивает девочку в выборе жизненного пути. Но важно, чтобы она сделала этот выбор осознанно и сама, а не продолжала и во взрослой жизни играть роль, навязанную ей родителями, или не пыталась построить свою жизнь вопреки им.
Ася Штейн, педагог, филолог
источник" rel="nofollow ugc" target="_blank">http://www.aif.ru/online/ss/150/ss05_01]источник