Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребенка: в этот период формируются голосовые реакции и речевой слух.

Развитие речи тесно связано с освоением окружающего мира. Речевая активность ребенка проявляется на форме совершенствования его зрительных и слуховых ориентировочных реакций, эмоциональных контактов со взрослым, усиления двигательной активности. Для выработки зрительных и слуховых реакций в первые три месяца следует, ласково разговаривая с малышом, добиваться, чтобы он сосредоточил свой взгляд на лице взрослого или на предмете, издающем звук. Постепенно развивается эмоционально-выразительное поведение (комплекс оживления): ребенок совершает движения руками и ногами, улыбается и произносит гортанные звуки (гуканье: «гы», «кхы»).

Важно научить ребенка прислушиваться к звукам речи. Этой целью взрослый не только разговаривает с ним, но и протяжно интонирует слова, фразы, декламирует или поет, а также использует музыкальные (металлофон), бубен, мерлитон, свирель, балалаечку и т. д.) и шумовые (погремушки, барабанчики, трещотки, кастаньеты и т.п.) инструменты.

Ребенок еще не способен воспринимать смысл слов, однако на определенные интонации он реагирует (веселый, ласковый тон вызывает улыбку), а очень скоро начинает их воспроизводить.

В возрасте 3-6 месяцев дети значительную часть бодрствования заняты наблюдением за окружающим. Следовательно, перед взрослыми встают новые задачи. Необходимо правильно организовать окружающую среду: подбирать различные по цвету, величине и звуковым свойствам предметы и игрушки. В 4-5 месяцев у ребенка появляются певучие гласные звуки: «а-а-а», «у-у-у», переходящие в «ау-ау-ау», «уа-уа-уа» или «вау-вау» и т. п., которые называются гулением. В это же время ребенок начинает произносить звуки, чтобы привлечь к себе внимание, т. е. речевые навыки помогают ему вступить в контакт со взрослым.

Сделать общение с ребенком обоюдным. Носящим двусторонний характер – основная задача взрослого на этом этапе. Что для этого нужно сделать? Прежде всего побуждать ребенка к подражанию – одному из способов освоения нового. Взрослый произносит те звуки, которые малыш уже освоил, а затем умолкает, давая ему возможность откликнуться, повторить. Между взрослым и малюткой возникает перекличка. Во время занятий надо позаботиться о том, чтобы ребенок хорошо видел лицо говорящего и артикуляцию.

В 5-6 месяцев младенец свободно берет игрушку или небольшой предмет из любых позиций, поэтому речевые занятия сочетаются с двигательными. Взрослый показывает игрушку (предмет) и протяжно называет его («за-а-ай-чи-и-ик»). Занятие организуют так: в первой его части занимаются формированием звукопроизношения, а во второй – внимание ребенка переключают на игрушку (предмет): помещают ее в поле зрения, называют, показывают, что с ней можно делать.

В 5-6 месяцев у младенца появляется лепет: «ба-ба-ба», «ва-ва-ва», «ди-ди-ди» и т. п. Речь начинает выполнять элементарную познавательную. Функцию. Показывая, как кукла пляшет, взрослый выразительно произносит: «Ля-ля-ля!» Если она падает, он говорит: «Бах-бах!», голосом передавая внезапность падения и сочувствие к кукле: «Ляле бо-бо! Ляла а-а-а!» (кукла упала, ей больно, она плачет, ее надо пожалеть).

Если ребенок повторил слог, необходимо поощрить его (улыбнуться, погладить) и с радостной интонацией повторить слог, закрепляя достигнутое. В конце занятия можно высказать словесное одобрение, но в момент переклички не следует отвлекать слуховое внимание посторонними звуками речи.

Во втором полугодии (от 5-6 до 9-10 месяцев) педагог, развивая лепет ребенка, ставит задачу научить его понимать речь. С этой целью он говорит, подражая ребенку, т. е. употреблять лепетные слова. При произнесении звукосочетаний «ма-ма», «па-па», «ба-ба» указывают на того, кого так называют (уточку называют «га-га», собачку ав-ав», курочку – ко-ко, мяч – «бом-бом», часы – «тик-так» и т.п.) . после 6 месяцев ребенок усваивает указательный жест и на вопросы типа «Где тик-так?» поворачивается в сторону часов и указывает на них. Так постепенно расширяется опыт практического освоения ближайшего пространства и мира предметов.

В возрасте от 9-10 до 12 месяцев младенец, овладевая навыком речевого подражания, начинает произносить за взрослым слоги, которых ранее не было в его активном словаре. Это важная веха в развитии речи и мышления малыша. Навык еще не развит, но важно само его возникновение.

К году в активном словаре ребенка имеется около 10 простых слов, а в пассивном – в 5-6 раз больше. Теперь ведущим видом деятельности является не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность. Занятия с предметами способствуют более высокому уровню обобщения, со словом начинает связываться не отдельный конкретный предмет, но и группа предметов с единой функцией. Например, малыш начинает понимать, что слово «туфли» относится и к его маленьким туфелькам, и к туфлям его мамы. Этот уровень обобщения будет интенсивно развиваться на втором году жизни ребенка.

В конце первого года жизни общение с взрослым начинает носить «деловой» характер. Оно возникает в связи с манипуляциями с игрушками (предметами), в процессе которых ребенок узнает и запоминает названия предметов.

Овладение речевыми навыками на первом году жизни зависит не только от самого органа слуха, сформированности речевых зон в коре больших полушарий и артикуляционного аппарата. Это зависит и от эмоционального состояния ребенка, адекватного удовлетворения его потребности в движениях и познании окружающего (сенсомоторная активность).

Овладение элементарными речевыми навыками связано с появлением чувственного опыта и протекает у разных детей по-разному. Но и не владея речью, младенец все же стремится к общению всеми доступными для него средствами: выразительной мимикой, указательными жестами, «говорящими» взглядами на предметы. Младенцы также чувствительны и к мимике взрослого, к выражению его лица. Эти доречевые формы общения играют большую роль в познании окружающего и возникновении речи.

У ребенка в конце первого года жизни и на втором году должна возникнуть потребность спрашивать. Но первые вопросы он слышит от взрослого: «Где? Это что? Что там? Что ты хочешь?» и т.д. Они входят в жизнь малыша очень рано при повседневном общении с взрослыми, побуждающими его что-то рассмотреть, за чем-то понаблюдать, что-то сделать.

Постепенно в речевой план начинает переводиться вся информация об окружающем, полученная ребенком на чувственном уровне.

Русский ученый И. М. Сеченов писал, что вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук, ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

Источник:inteltoys.ru