Разные куклы – разное хозяйство
Начнем с того, что игры в куклы могут быть разными. В психологии их условно разделяют на режиссерские и сюжетно-ролевые.. В чем разница? Режиссерской называется игра, в которой ребенок как режиссер выстраивает тот или иной сюжет (бытовой или сказочный) с несколькими персонажами-игрушками: куклами, зверями, машинками и т.д. Он управляет ими – несколькими одновременно, вкладывая при этом в них тот сюжет, который хочет проиграть.
В ролевой игре ребенок берет роль на себя, т.е. он сам на время игры становится мамой, продавцом, пиратом и т.д. Замысел ролевой игры приходится постоянно согласовывать с другими детьми – исполнителями других ролей, иначе – игра не получится. В такой игре ребенок принимает правила – действует так, как положено по роли и как договорились играть.
Куклы в этих играх обычно используются разные: для режиссерских игр это маленькие куколки, которые удобно взять в руку, для ролевых игр требуются куклы, которых нужно брать обеими руками, т.е. значительно больше. Беря на себя роль, ребенок «входит в образ»: используются пантомимика[1], мимика, жесты, разнообразные интонации. Когда малыш играет в режиссерскую игру все это «делает» маленькая куколка, которую он держит в руках.
Конечно, и для маленьких кукол, и для кукол, используемых в сюжетно-ролевых играх необходимы соответствующие атрибуты. Это, прежде всего, одежда и обувь, дом, мебель и кухонная утварь, транспорт и предметы ландшафта; предметы-заместители. Однако разные размеры кукол и задачи этих игр обуславливают необходимость разного кукольного хозяйства. Например, ролевой игре свойственны такие неизменные атрибуты как градусник, вместительная кастрюля, какие-нибудь котлетки, конфетки, чашечки и т.д. Для режиссерской особое значение имеют средства транспорта, предметы ландшафта, дом и т.п., т.е. то, что обеспечит масштабность и динамику игрового сюжета.
Малыш для малыша
В возрасте 1,5–3 лет малыш в ролевой игре делает с куклой то, что с ним делает взрослый, это время подражания, поэтому разнообразия кукольной атрибутики не требуется Основной мебелью для игры в куклы в таком возрасте будут служить кроватка и ванночка. Необходимая кухонная утварь это бутылочка (для пупса), чашка, тарелка и ложка. Для кроватки нужны матрас, подушка и одеяло, постельное белье, а для купания куклы – полотенце или простынка (вместо них можно использовать всевозможные тряпочки, которые в процессе игры могут выполнять разные функции). С их помощью ребенок сможет проигрывать знакомые ему сюжеты – укладывание спать, кормление, купание.
Теперь о кукольном гардеробе. В зависимости от возраста ребёнка одежда куклы должна быть такой, чтобы он мог сам ее хотя бы снимать, а позже – одевать. Поэтому хорошо если одежда имеет простую застежку, например, липучку или большую пуговицу, завязки, шнуровки с большими петлями.
Для игры малыша вполне достаточно одного комплекта легкой одежды, а также теплой – на случай, если он захочет взять куклу на прогулку в холодное время года. При этом нельзя забывать и об обуви. Если любимая кукла вашего малыша – тряпичная (в том числе, плюшевый мишка), то можно для нее пошить или купить теплую одежду и тряпичные ботиночки, а можно просто закутать ее в теплый платок, идя на прогулку.
Одежда нужна не только чтобы кукла «не мерзла», например, но и с точки зрения развитий движений (работает мелкая моторика), а также интеллектуального и общего психического развития ребенка. Дело в том, что процесс одевания-раздевания куклы ребенок отождествляет с такой процедурой в собственной жизни, что способствует развитию самосознания, восприятия; малыш на своем уровне начинает понимать необходимость и человеческий смысл этого действия.
Идя с куклой на прогулку, бывает просто необходимо транспортное средство для нее: летом это машинка, тележка или коляска а зимой – санки, предназначенные специально для куклы. Малыши испытывают особое удовольствие, когда словно взрослые катят позади (или впереди) себя своего любимца.
В домашних условиях транспорт также необходим., Можно, например, «ездить в гости» или «путешествовать» по квартире. Таким образом, игра будет более разнообразной.
Сегодня в магазинах игрушек продаются разнообразные игрушечные «дома», предназначенные для сюжетно-ролевых игр, т.е. такие, в которых вполне может помещаться сам ребенок. Дома эти могут быть как совсем простыми, например, матерчатыми и легко складывающимися в пакет, так и сложными. Последние обычно представляют собой довольно громоздкие конструкции из тяжелых материалов. В таких домах бывает по нескольку комнат, в которых имеется какая-нибудь мебель (например, на кухне – раковина, плита, шкаф), а к самому дому прилегает гараж и что-то вроде приусадебного хозяйства, окруженного заборчиком. В гараж, между прочим, вполне помещается электромобиль. Все это необыкновенно привлекательно и любой ребенок, увидев подобный дом, будет мечтать о нем. Дом – важное место для игры ребенка и почти в любых играх он обязательно либо создается, либо обозначается. В ход идут столы, стулья, одеяла, покрывала – все, из чего можно создать уютное гнездышко и назвать его домом. Организовать комфортное пространство для игры – важное и желанное действо для ребенка, а удовольствие от него не заменит никакой покупной дом.
Кукла взрослеет вместе с ребенком
По мере взросления и развития ребенка кукла начинает «жить полноценной социальной жизнью», поэтому разнообразие кукольных принадлежностей должно увеличиваться. Начнем с одежды. В 3-6 лет ее по-прежнему не должно быть много, но поскольку появляется любимая кукла, приходит потребность делать все вместе с ней. Это значит, что на ночь ее нужно укладывать спать в пижамке или ночной сорочке; печь пироги нужно в фартуке (ведь испачкаться можно!), а встречать гостей в нарядном платье. Кроме того, чтобы ей волосы заплетать и прически делать, нужны расческа и заколки.
Здесь же появляется необходимость в дополнительной мебели: где кукле хранить ее одежду и обувь, принимать гостей и из чего их потчевать?
Играя в дочки-матери, нужно и обед сварить (кастрюли, сковородки, продукты), и в магазин сходить, посадив «дочку» в коляску. Просто масса важных дел! Кухонная утварь имеет особое значение для ролевой игры. Покупая кастрюлю и сковородку нужно иметь в виду, что ребенок, скорее всего будет в нее и воду наливать, и всевозможные супы-каши готовить. Поэтому они должны быть вместительными и выносливыми. Деревянная кухонная утварь – это очень красиво и приятно, но, к сожалению, вышеназванными качествами она не обладает, поэтому лучше покупать металлическую или пластмассовую. Для хорошей хозяйки необходимы также и чашки, и тарелки, и вилки, и ложки, а также чайник.
Кроме того, возникает необходимость в кухонной плите, утюге, весах… Однако, покупая ребенку эти атрибуты сюжетной игры нужно помнить: они предназначены для игры! Современные игрушки доведены до абсурда – ребенку можно купить все разнообразие «игровой» (кавычки не случайны) техники, например, миксер с надписью «Mulinex» или стиральную машину «Indezit», которые работают! Фактически это уже не игрушки, ведь они не выполняют свою главную игрушечную функцию – замещение реальных предметов. С тем же успехом ребенку можно дать поиграть настоящий миксер. А если вы хотите отработать у ребенка умение обращаться с такого рода техникой, дайте ему возможность под вашим контролем с ней повозиться. Игра и выработка навыка – вещи очень разные и где-то даже противоположные, поэтому ни о каком развитии воображения, мышления, творчества при игре с «игровой» техникой говорить не стоит. Поэтому, выбирая игрушечную бытовую технику, обращайте внимание на ее условность.
На этом возрастном этапе большое значение для сюжетной игры приобретает коляска Настоящая мама всегда возит своего малыша в коляске. Неотъемлемой частью спальной коляски является матрас и постельные принадлежности – простынка, одеяло, подушка; «конверт» для пупса. Для прогулочной коляски важен ремешок. Покупая коляску необходимо обращать внимание на ее прочность. Дело в том, что всевозможные пластмассовые коляски часто не выдерживают уличных прогулок. К тому же часто дети сами любят в них садиться. Поэтому лучше если у коляски металлический каркас и резиновые колеса, а сама она сделана из брезента или другого прочного материала. Конечно, такие коляски стоят дороже, но зато они не развалятся на первой же прогулке.
Помимо всего прочего, для развития сюжетной игры необходимы стимулирующие атрибуты. Например, для игры в доктора – повязка на руку с красным крестом и докторская шапочка; для игры в магазин – весы, деньги и продукты. Играя в пиратов никак не обойтись без черной повязки на глаз и оружия, а школа требует наличие школьных принадлежностей.
Что нужно маленьким куколкам
В раннем возрасте у ребенка еще нет игры как таковой, в том числе ролевой. Играя с большими куклами, ребенок воспроизводит действия взрослого: кормит, одевает и т.д. Это еще не игра, а только игровые действия. То же можно сказать о режиссерской игре: ребенок может только манипулировать маленькими куколками, например, ходить (кормить и одевать их не удобно). Это еще не игра, ребенок не разворачивает сюжет, и поэтому кукольного хозяйства пока не требуется.
Уже с 3летнего возраста малышам вполне достаточно для режиссерских игр простых маленьких кукол (без четко прорисованных лиц), главное, чтобы фигурки были достаточно устойчивы. Конечно, для них нужен дом. Сейчас в игрушечных магазинах продается огромное количество кукольных домов со всеми мыслимыми и немыслимыми принадлежностями (чего стоит одна только туалетная бумага или рулон бумажных полотенец для кухни). Дом – очень важен для полноценной режиссерской игры, поэтому к его выбору нужно отнестись со всей серьезностью. Главное для дома – его прочность. Немаловажную роль играет цвет, и розовый – не лучший из них (имеется в виду, конечно, ядовито-розовые кукольные дома, внутри которых такого же цвета мебель). Выбор должен быть в пользу натуральных оттенков. Лучше если дом разделен на несколько комнат (этажей), например, спальня (или несколько спален), гостиная, кухня-столовая и ванная комната.
Конечно, мечта любой девочки иметь большой, красивый дом для куклы. Однако совсем не обязательно покупать его в магазине. Созданный своими руками дом обычно вызывает у детей больший эмоциональный отклик, чем купленный. Делая своими руками вместе со взрослым, ребенок творит: сам придумывает, что именно ему нужно, а без чего можно обойтись и сам создает то, что придумал. Это интересно, ведь результат может получиться не идентичным задуманному. Кроме того, можно изменять всю обстановку в процессе игры и взросления. Благодаря такому проектированию и воплощению задуманного будут развиваться творческие способности ребенка, мышление и воображение, мелкая моторика.
Обычно дома продаются со всей необходимой мебелью. Здесь важно помнить, что перебор как мебели, так и всевозможной утвари только ограничит игру, сведет ее к набору действий по применению всех предметов, а не познанию смыслов человеческих отношений Дело в том, что игра ребенка в возрасте 3-6 лет все еще находится в зависимости от предметов игры. Поэтому если, например, в кукольном доме есть все многообразие столовых приборов, то игра сведется к манипуляциям вилками и ложками. Или другой вариант (если игра ребенка достаточно свободна от окружающих предметов) все это излишество не будет использоваться. Но тогда зачем его покупать?
Без чего действительно не обойтись? Во-первых, поскольку количество кукол здесь может быть большим (как минимум – семья), то и кроваток должно быть несколько (в том числе колыбелька для младенца). Важными являются так же стол, стулья, диван, шкаф, ванночка и посуда. Все это должно подходить по размеру выбранным куколкам.
Маленьким куклам нужна одежда, причем зимняя в том числе. Дело в том, что в режиссерскую игру можно играть и на улице, строя замки и крепости. Кроме того, в режиссерских играх используются сюжеты, связанные с разными временами года. Однако для режиссерской игры в дошкольном возрасте многообразие кукольной одежды не представляет острой необходимости: во-первых сами куклы могут не предполагать такого аксессуара (например, куколки, с нарисованной одеждой), во-вторых куклы могут быть в одежде, которая не снимается.
Особенное значение для режиссерских игр приобретают транспорт и ландшафт. Куклы могут ездить друг другу в гости и путешествовать в «далекие края», по пути созерцая красоты природы. Для «путешествий» нужно подбирать машинки подходящие по размеру и сюжету: либо это будет машинка для одной куколки, либо для всей семьи. А может лучше автобус купить? Или поезд? Или пароход? Названные виды транспорта вовсе не являются лишними для режиссерской игры, ведь они задают направление и позволяют разнообразить сюжет и содержание игры.
Ландшафт можно создавать самому, используя обычный подручный материал: лоскутки ткани (озера и луга), веточки с листиками или хвоей (деревья), камешки (скалы), палочки или ленточки (дороги и тропинки). Ландшафты можно и купить: они продаются как отдельные наборы деревьев и кустиков, целых деревень или городов. Часто они так и называются – «Набор для режиссерской игры», и включают в себя не только дома, административные здания (больницу, школу, библиотеку), деревья, но даже маленьких человечков. Кроме того, они продаются с наборами конструкторов и других игр. Часто интересный ландшафт можно встретить совсем в неожиданной игрушке, например, настольной игре. Любые игрушечные деревья, карты с изображением местности и т.д. – все это с успехом можно использовать для разнообразных режиссерских игр. Это будет способствовать развитию воображения и творческих способностей ребенка. Кроме того, это ситуация планирования местности в игре, ведь на такой ландшафт мы смотрим сверху. А еще, - и это очень важно! - мы можем менять свою точку зрения с помощью создания пейзажа: опускаясь на уровень куколки, мы можем посмотреть на открывающийся вид из леса, стоя у реки или на горе; как меняется наш взгляд по мере продвижения машины или пешехода. Все это способствует развитию наглядно-образного мышления, расширяет представления ребенка, обогащает его мировоззрение.
Предметы- заместители
Особое значение для игры, как неотъемлемая составляющая кукольного хозяйства, имеют предметы-заместители. Дело в том, что их значение сложно переоценить – ведь они могут выполнять огромное разнообразие функций в любой игре. Например, как было сказано, для создания игрового ландшафта. Или для игры в магазин – что может быть лучше, чем использование шишек, каштанов, листьев, деталей от конструктора и т.д., и т.п. в качестве продуктов? А фантиков (бумажек, листиков, стеклышек, ракушек) – в качестве денег? Предметы-заместители так же необходимы любой сюжетной игре, как игрушки. Только действие «понарошку», «как будто» развивает воображение, что очень важно для полноценного психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Условность – прямой путь к способности абстрактно, т.е. отвлеченно мыслить. А в школе, как известно, без этого умения – никуда.
Источник:Журнал "Мама и малыш"