Каждая кормящая мать знает, что младенец продолжает сосать, даже если он уже ничего не высасывает и сыт. Что удерживает его у груди матери? Причин здесь несколько.
Находясь у груди матери, ребенок не только получает питание, но и то, что можно назвать “жизненной силой” - он впитывает в себя то, что психологи называют “чувством безопасности”, он впитывает в себя умиротворение. Кроме того, продолжая сосать грудь уже после насыщения, ребенок удовлетворяет один из основных инстинктов млекопитающих - инстинкт сосания.
Данные ряда исследований показали, что дети, чья потребность в сосании была слишком резко ограничена, позднее проявляли не только признаки неудовлетворенности, но и таких “дурных” привычек, как обжорство, потребность в пожевывании спички или травинки, навязчивое влечение грызть ногти, почти беспрерывное курение. Таким образом, сосание является тем инстинктом, который нельзя подавить насильно, не вызвав отрицательных последствий.
Как известно, самой большой проблемой для ребенка в возрасте до года является период, когда его начинают отучать от сосания. И вот тогда выясняется, что отучить от сосания пальца гораздо труднее, чем от груди или пустышки (все по той же причине – пальцы всегда при ребенке!).
Не стоит волноваться, если ребенок начинает сосать палец за несколько минут до кормления. Скорее всего, он это делает от голода. Но если младенец начинает сосать палец или руку сразу после кормления (или между кормлениями), не пытайтесь остановить его. Вместо этого дайте ему возможность подольше сосать грудь, соску или пустышку.
Если Ваш ребенок не сосет палец постоянно с рождения, то у вас есть шанс оградить себя от этой проблемы. Приучите его к пустышке в первые три месяца жизни (ибо, замечено, что дети начинают сосать палец до трехмесячного возраста). Если ребенок уже научился брать грудь, Вы можете не бояться, что он ее бросит, если Вы предложите ему пустышку. Младенец может отказаться от груди в тех редких случаях, когда, не дав возможности толком научиться сосать грудь, ему дают попеременно то пустышку, то грудь, то бутылочку, из которой, к тому же, молоко идет безо всякого труда (если дырочка в соске сделана неправильно).
В то же время, большинство детей, которым в первые три месяца жизни постоянно давали пустышку, никогда не испытывают потребности сосать палец, даже если они с трех или четырех месяцев уже ее не сосут (они уже насытили свой инстинкт).
Если Ваш ребенок привыкает сосать палец в первые три месяца жизни (а это бывает в 50% случаев), то, скорее всего, он откажется от пустышки. Потому что, кроме инстинкта насыщения и психологического комфорта, сосание вызывает приятные ощущения не только во рту, но и в пальце. Малыш может продолжать сосать палец до трех, четырех и даже пяти лет.
Стоит ли с этим бороться? До трех лет этой привычке противостоять практически бесполезно. К трем годам у большинства детей она проходит сама по себе, если период бодрствования ребенка организован достаточно интересно.
* Однако сосание пальца может свидетельствовать, что вашему ребенку не уютно в этом мире. Ему не хватает любви, нежности, тепла. Он не чувствует себя защищенным. В таком случае привычка сосать пальчики помогает ребенку снять напряжение, снизить повышенную тревожность и навязчивые страхи. Попробуйте уделить ему больше внимания. Будьте щедры на ласки и другие проявления любви!
* Кроме того, обеспечьте ребенку интересные занятия. Скучающие дети больше предрасположены к сосанию пальца. При этом помните о том, что ребенок может скучать даже среди множества ярких игрушек. Позаботьтесь о том, чтобы игра была действительно увлекательной.
* Исключите просмотр телевизионных передач, которые могут вызывать страх, напряжение и негативные переживания.
* Детям школьного возраста лучше вместо пальца предложить “жвачку”. И хотя это зрелище достаточно неэстетично, во всяком случае, не будет вызывать насмешек.
В какое время дня давать пустышку?
Логично давать ее тогда, когда ребенок ищет ротиком и пытается сосать пальцы, одежду, запястья и все остальное, до чего он может дотянуться. В первые месяцы малыш бодрствует, как правило, только до и после кормления, значит, именно в это время ему и необходимо давать пустышку. Идея заключается в том, чтобы в первые три месяца давать пустышку не только в тот момент, когда это совершенно необходимо, а как можно чаще. Тогда инстинкт сосания будет удовлетворен и ребенок быстро откажется от пустышки. Обычно это происходит между вторым и четвертым месяцами. Ребенку, который много играет, всем интересуется, повсюду лезет, - пустышка не нужна. Лица детей полны покоя и умиротворения. Физиологическая функция актов сосания и жевания, как раз в том и состоит, чтобы расслабить и успокоить.
В период с двух до четырех месяцев ребенка можно отучать от пустышки в дневное время (за исключением дневного сна). У детей, находящихся на искусственном вскармливании, этот период несколько отодвигается (период сосания в их жизни занимает значительно меньший временной интервал).
Многие родители упускают этот благоприятный период для отучения от пустышки, потому что сами уже привыкают с ее помощью “закрывать рот” малышу, когда он “верещит”. В таком случае у ребенка возникает постоянная привычка к соске, которая сохраняется до года, двух и даже трех лет.
В то же время, если расставание с соской для ребенка – трагедия, значит, время для прощания еще не пришло. Проявите мудрость и гибкость. Ведь расшатанные нервы укрепить действительно намного сложнее!
Что надо знать о сосках-пустышках?
Полезные советы:
- Старайтесь подобрать пустышку, сделанную из одного цельного куска с вентиляционными дырочками в защитном щитке. Этот щиток должен быть шире рта малыша, чтобы уменьшить риск проглотить пустышку.
- Держите пустышку в чистоте, регулярно мойте ее.
- Не оставляйте пустышку во рту спящего малыша, вынимайте ее и кладите рядом, чтобы он мог дотянуться, если проснется.
- Никогда не привязывайте пустышку на шнурок. Ребенок может случайно затянуть его на своей шее.
- Ежедневно проверяйте, не прорвалась ли пустышка, чтобы ребенок не проглотил ее.
- Если Вы уже начали отучать малыша от пустышки, убирайте ее подальше. Но еще лучше, если Вы обыграете ситуацию, в которой ребенок добровольно откажется от нее. Придумайте совместный ритуал “Прощание с пустышкой”. Например, Вы можете предложить ему бросить пустышку в речку или костер. Пусть он скажет, наблюдая за тем, как она плывет или горит: “Прощай! Я уже большой! Я могу играть и спать без тебя! Теперь я могу обойтись без тебя! ” И при этом пусть непременно помашет рукой, как при настоящем прощании.
Психолог Виталия Шебанова