Все успехи ребенка-будь то ползание или прыжок через лужу-улучшают общее физическое развитие ребенка и позволяют ему узнавать больше об окружающем мире.Полноценное развитие речи невозможно без слуха,недаром одна из первых реакций младенца - реакция на звук.Поэтому очень важно следить за состоянием слуха,своевременно проходить все проверки,и избегать болезней,травмирующих слух.
Качество речи зависит таже от отношений родители - ребенок,характера этих отношений и уровня интеллектуального развития самого ребенка.Так как основной дейтельностью ребенка является игра,то принимая активное участие в играх ребенка,можно не только заложить основные навыки речи,но и воспитать в ребенке многие чувства,такие как сострадание,сопереживание,радость,печаль...
Процесс развития речи начинается еще до рождения ребенка.Он слышит мамин голос,потом он будет выделять его из остальных звуков,так закладывается понятие "мама-ребенок".Хорошо,если и папа поговорит с "животиком".О положительном воздействии музыки вы наверное слышали.
Итак,давайте поможем ребенку в таком нелегком деле,как освоение речи.
Новорожденный
Именно в первые дни ребенок активно приспосабливается к окружающему миру.У него уже есть врожденные умения:он сосет,глотает,моргает,он чувствует холод и тепло,и даже то,как к нему прикосаются - грубо или нежно.Он различает вкусы - горькое или соленое будет немедленно выплюнуто.Ребенок начинает видеть и слышать,если уронить на пол что-нибудь тяжелое,новорожденный вздрогнет или заплачет.
Эти способности нужно развивать,и тогда примерно на 10 день жизни ваш малыш сможет следить взглядом за передвигающейся игрушкой.Приготовте разноцветные шарики,хорошо натянуть колокольчик над кроваткой,чтоб ребенок мог задевать его ручкой и слышать звон.
В это время ребенок активно двигает ручками,изучает их,рассматривает,это очень важно для развития,поэтому не надо ограничивать двигательную активность ребенка,пеленая его.Возможность двигаться очень важна для развития речи.
Занятие:
-Ребенок лежит на спине. Покажите ребенку игрушку на расстоянии 50-60 см и медленно перемещайте,пока игрушка не исчезнет из поля зрения малыша.Проделайте несколько раз.
1-3 месяца
Ваш ребенок пытается держать голову,двигает ручками и ножками,улыбается и фиксирует взгляд.Самый лучший контакт с ребенком - когда он улыбается и смотрит на вас.Разговаривайте с ним,комментируйте свои действия.Очень быстро ребенок собразит,что желаемого можно добиться криком,ну а вы комментируйте его крик,например:"ты голодный","ты хочешь спать".Теперь малыш внимательно изучает игрушки,висящие над ним в кроватке.Начинается период "гукания"-малыш учится издавать звуки.
Занятие:
-уловив взгляд ребенка на предмете,называйте его вслух:"это слоник","это папа"...
-повторяйте звуки,приознесенные ребенком,гукайте вместе с ним и обязательно улыбайтесь,дайте понять,что вам нравятся воспроизводимые ребенком звуки.
-вкладывайте в ручку ребенка разные предметы-яркие тряпочки,пластмассовые игрушки,кусочки меха.Заберите игрушку и снова вложите ее в ручку.
-спрячте погремушку и позвените ей-ребенок повернет голову.Таким образом вы развиваете слуховое сосредоточие,необходимое для развития речевого слуха и понимания речи.Сопровождайте эту игру вопросом:"где погремушка?-А вот погремушка"
-разговаривая с малышом,приближайте и удаляйте свое лицо,выходите из поля зрения и возвращайтесь обратно.Этим вы развиваете в ребенке умение слушать.
-играя с ребенком,не забывайте хвалить его.И проговаривайте все свои действия во время игры.
-пришло время для игры "коза рогатая"
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Забодает,забодает.
ребенок радосто смеется при приближении грозной козы из двух пальцев.
-очень полезно прислушиваться к шуршащим и скрипящим звукам.Например,можно дать ребенку мять бумагу(только очень осторожно и под присмотром взрослых).
-корчите ребенку рожицы,он уже может повторять за вами,например высунуть язык,вытянуть губы трубочкой.
4-5 месяцев
Хорошо держит голову,опирается на ножки при поддердке под мышки,появляются певучие звуки,предречевые вокализации,или по простому -гуление.При этом прекрасно тренеруется речевое дыхание,которое понадобится в последствии для речи.
занятие:
-услышав "пение",пойте вместе с малышом,отвечайте ему.
-продолжайте комментировать:"ты открыл ротик,сейчас ты будешь кушать"
- подойдите с ребенком к зеркалу и показывайте,как вы открываете рот,произносите:а-а-а-а,о-о-о-о,у-у-у-у,надуваете щеки,показываете язык.
- положив ребенка на живот,поставьте перед ним зеркало,это побуждает его рассматривать изображение и "общаться".
- старайтесь разнообразить интонацию,с которой говорите,пошепчите,покричите,спойте,подражайте пению малыша.
- обзаведитесь магнитофоном.Не старайтесь поразить малыша обилием мелодий,меняйте только тембр:пусть музыка слышится громче-тише,справа-слева.Именно это развивает способность слушать.
- не требуйте от малыша немедленного повторения звуков.Достаточно,если он просто с интересом смотрит на вас.Повторите звук еще раз.
-предлагайте ребенку погремушки разного звучания и разной степени громкости.
-можно начинать игру в прятки.Мама прячет лицо в ладонях и говорит:"А где мама?" Открывает ладони:"ку-ку,а вот мама"
6 месяцев
Появляются настоящие слоги,такие как "ма","ба","па".Ребенок прислушивается к собственной речи,повторяет слоги несколько раз.Часто лепечет играя,постукивает игрушкой об игрушку,перекладывает игрушку из одной руки в другую.Ребенок реагирует на скандалы и плохое настроение мамы,поэтому избегайте ссор и старайтесь побольше улыбаться.
занятие:
-когда игрушка падает,малыш начинает ее искать.Комментируйте:"А где погремушка?Вот она.Погремушка упала.Вот она лежит под столом.Я ее подниму.Смотри,погремушка опять тут.Вот возьми ее"
-ребенка привлекают действия с определенным результатом,поэтому нужны игрушки с кнопками,звонками,музыкой,коробочками...
-иногда предоставляйте ребенка самому себе,постоянное пребывание у мамы на руках ведет к развитию боязни одиночества.
-услышав как малыш произносит слоги,повторяйте за ним,а потом договаривайте слогом,например "мама".Очень хорошо если при этом ребенок смотрит на вас.
-приложите пальчик ребенка к своим губам и дайте ему почувствовать,как вы произносите "ма-ма","ба-ба".
-положите на нижнюю губу ребенка немного еды,помажте соком,положите крошку или крупинки сахара.Малыш может облизнуть губы,вытянуть трубочкой,пошевелить ими.Любые движения приветствуются.Только помните-уражнения с едой под неусыпным надзором взрослого.
- демонстрируйте ребенку движения,сопровождая их устным комментарием.Дайте ребенку игрушку и возьмите такую же сами.Говорите:"Я трясу погремушкой.Теперь ты потряси"
Продолжение в следующих статьях этого цикла....
Источник: Я-Мама