Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети? Наступит момент, когда они тоже станут родителями. Все положительное, что пронесут они через всю жизнь, закладывается уже в детстве, в семье. На протяжении последних 25 лет, как в Европе, так и в США значительно возрос интерес к изучению различий и сходства между полами. Философ К.Юнг выступал за развитие всесторонне развитой личности, при этом принцип ее целостности должен быть совместим с индивидуальностью. В процессе полового воспитания это приобретает особое значение. Тому есть несколько причин. Во-первых, несомненное влияние всех аспектов этой проблемы на социально-политические процессы в обществе. Во-вторых, наметившаяся в последнее время тенденция к стиранию веками существовавшей грани между полами. Полоролевая типизация - это процесс, посредством которого индивид усваивает образцы поведения мужчины и женщины. Сначала он учится различать образцы поведения, соответствующие каждому полу. Затем распространяет этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполняет соответствующие правила. В процессе полоролевой идентификации ребенок имеет перед собой образ типичного мужчины или женщины. Если это мужчина, то - сила, храбрость, уверенность в собственных силах, а если женщина - мягкость, склонность полагаться на других, повышенная эмоциональность, чувствительность, разговорчивость и готовность к любви. При традиционном подходе к изучению мужественности и женственности эти понятия рассматривали как противоположные. Согласно такому подходу, если в вас заложено "женское" начало, вы не можете обладать "мужскими" признаками и наоборот. Считалось, что люди с сильно выраженными признаками, свойственными мужскому началу (например, самостоятельность, способность к соперничеству), не могут обладать чертами, ассоциирующимися с женским началом. В результате многие психологические тесты, разработанные для оценки мужественности и женственности, предполагали однозначное разделение исключительно по тому или другому набору признаков. Более того, при выявлении существенного отклонения показателей от неких усредненных критериев испытуемых считали психически менее здоровыми и социально менее приспособленными по сравнению с людьми, показатели которых соответствовали "норме".

Если социализация мальчиков была направлена на развитие у них высокой самооценки, стремления к достижениям, практического подхода к осуществлению собственных замыслов (даже если они не совпадают с мнением родителей), то девочки больше воспринимали себя через призму отношений с окружающими. Кстати, игра в куклы, как считают некоторые специалисты, приучает девочек чувствовать себя хранительницами определенных ценностей и норм поведения. Но каждая личность уникальна и может иметь отдельные черты, не свойственные своему полу. Так, женщина, отличающаяся повышенной способностью к соперничеству, может во всех других отношениях быть очень женственной, а нежный, ласковый мужчина - сохранять все качества, свойственные остальным представителям своего пола. Период взросления - важная фаза приобретения мужской или женской идентичности. Хотя гормональные изменения в период созревания подготавливают ролевое поведение, его специфически мужская или женская формы ни в коем случае не являются простым следствием этих физиологических преобразований. Гораздо важнее влияние воспитания и принятое в данном обществе представление о половой роли мужчины и женщины. Мальчики и девочки практически с самого рождения воспитываются в соответствии с этой традиционной схемой. С половой ролью связаны те ожидания, которые, в известной степени, автоматически передаются им окружением в процессе воспитания. Совершенно естественным является воспитание девочки как будущей женщины, матери, а воспитание мальчика как будущего мужчины, отца. Для этого в обществе существуют образцы материнства и отцовства. Мать должна нянчить ребенка, заботиться о нем, стирать пеленки, любить малыша, играть с ним. Природой предусмотрено: мать должна заботиться о малыше. Отсутствие заботы о ребенке очень опасно для здоровья малыша и даже для его жизни.

Биологическая роль отца кончается еще до рождения ребенка. Воспитанием детей отцы занимаются по-разному: Чаще всего их интересуют сыновья и реже - дочери. Есть отцы, которые не жалеют свободного времени для своих детей, ибо понимают свою роль в физическом и психическом развитии своего ребенка. Есть отцы - учителя. Нередко отцы играют роль абсолютного монарха в семье. Однако, во всех случаях отца в семье никто не может заменить. Мужественность отца - образец для сына, он необходим и дочери. Никакие лекции не помогут воспитать мужественность. Она может восприниматься только в процессе повседневной жизни. Но, как правило, растить и воспитывать детей приходится все же матери. Как мальчикам, так и девочкам нужно помочь в том, чтобы они поняли свое различное биологическое предназначение. Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одних и тех же стандартов поведения. Оно должно соответствовать полу ребенка. Жизнь в семье показывает детям, что мужчины и женщины, несмотря на свою разницу и различные роли, необходимы друг другу и должны заботиться друг о друге. Полоролевое воспитание в семье - не просто сумма влияний взрослых на ребенка-дошкольника, а сложная система взаимных влияний взрослых и ребенка друг на друга. В этой системе существуют свои внутренние противоречия, но значение их отнюдь не обязательно негативно и потому, что они могут уравновешивать и компенсировать друг друга, и потому, что побуждают ребенка на этапе интенсивного полоролевого формирования к собственной активности, поисковому поведению. Физическая и гормональная зрелость закладывает основы полоролевого поведения, факторы социальной среды задают образцы и условия полоролевого формирования личности, умственное и эмоциональное развитие определяют ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации из области полоролевого формирования человека. Таким образом, полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических факторов, а также социальной среды, в которой растет ребенок. И только от родителей зависит, будут ли их дети в будущем заботиться о близких, понимать их, выслушивать их.