Ребёнок в возрасте от 1,5 до 2,5 лет
Правило 1. Выбирайте для изучения те слова, которые Вашему ребёнку больше всего нравятся.
У ребёнка уже давно сформировались свои пристрастия и рвётся наружу своё мнение.
Успешными занятиями будут те, на которых Вы будете показывать ребёнку любимые слова.
От нелюбимых слов он будет отворачиваться.
Все малоинтересные слова, особенно нелюбимые, нужно показывать 1-2 раза и переводить их на второй и третий этапы: в разряд словосочетаний и предложений.
Из нелюбимых слов можно сделать очень интересные предложения.
Например, Ваш ребёнок не любит манную кашу. Слово «каша» у него будет ассоциироваться с нелюбимой едой. А Вы покажите ему предложения, от которых он придёт в восторг:
«Ешь кашу с мороженым!»
«Спрячь в каше банан!»
«Сделай солнышко из каши!»
Правило 2. Начинайте программу обучения ребёнка постепенно.
Дети – страшные обжоры. Особенно, если это касается новых впечатлений, новой информации.
Вам, мамам, хорошо известно, что перекармливать ребёнка пищей вредно. Если перекормили малыша, он срыгнёт и будет прав. Ребёнок постарше уже не срыгнёт, но, тем не менее, состояние голода возникнет у него нескоро.
Так же и с информацией: перекóрмите ею – у ребёнка возникнет состояние «обжорства», и нужно делать перерыв в занятиях, чтобы настало состояние информационного голода.
Правило 3. Постарайтесь как можно быстрее перейти от отдельных слов к словосочетаниям и предложениям.
Как только из изученных слов Вы сможете сделать 10 словосочетаний – сразу приступайте ко второму этапу, а через 2-3 недели – к третьему.
Любимым для малыша будет 3-й этап (предложения).
Дети этого возраста уже имеют определённый словарный запас, понимают простые синтаксические конструкции, пробуют сами конструировать предложения.
Поэтому, стремительно приступая к словосочетаниям, а затем и предложениям, Вы лишь догоняете естественное развитие речи ребёнка.
Некоторые способы организации и проведения занятий с детьми этого возраста:
Бег вокруг стола (семья Груздевых, Москва). В старой московской квартире в центре большой комнаты стоял круглый стол. У Танюши Груздевой был, видимо, вечный двигатель, ей нравилось бегать вокруг старинного стола, нарезая один круг за другим.
Папа Танюши усаживался по-турецки около стола и, когда дочь неслась ему навстречу, показывал очередное слово, весело его озвучивая. А пока дочь нарезала очередной виток, папа успевал приготовить следующую карточку.
Сидеть смирно за партами, чинно сложив ручки, и смотреть на учительницу – эту иллюзию успешного обучения трудно разрушить в нашем сознании.
Но, поверьте, гораздо эффективнее усваивается материал любой сложности, если в это время обучаемый находится в активной позиции.
Николай Александрович Зайцев, хорошо зная такую особенность, успешно обучает группы трёхлетних детей, устраивая занятия прямо в спортивных залах, когда дети свободно лазят по шведским стенкам, висят на канатах и кольцах, прыгают на батуте.
Добежать до стенки и обратно (семья Акопян, Ереван).Аринэ Акопян, девочка двух лет, любила бегать от дивана к противоположной стене, на которой висел ковёр с красивыми оленями. Она добегала до ковра, хлопала ручкой по оленю и бежала назад. И так, как маятник, она могла бегать туда-сюда минуты три-четыре.
Бабушка Аринэ усаживалась на диван и успешно показывала внучке карточки со словами.
А мама и папа успешно проводили занятия во время прогулки. Аринэ нравилось добегать до какого-нибудь объекта и обратно. Добежав до дерева (скамейки, стены, забора и т.п.), она хлопала ручкой по этому предмету и бежала обратно, хлопала по выставленной карточке и снова убегала.
Иногда мама и папа усаживались на лужайке метрах в 5-7 напротив друг друга и ухитрялись показывать бегающей Аринэ комплекты слов, причем каждый показывал свою тему. Например, папа показывал слова на тему «Фрукты», а мама – названия животных.