И СНОВА - В СТРАНУ ЧИТАНИЮ! ВНИМАНИЕ ПЕРЕПЕЧАТКА МАТЕРИАЛА ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ АДМИНИСТРАЦИИ И АВТОРА!
ДОРОГИЕ МАМУЛЕЧКИ И БАБУЛЕЧКИ!
К вам обращается:
1) МУЖЧИНА;
2) ПАПА;
3) ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ-МЕТОДИСТ.
Давно и внимательно слежу на Интернет-сайтах и форумах
за всеми новинками, касающимися методик обучения чтению дошкольников, поскольку сам всерьёз работаю над этой проблемой.
От обилия методик рябит в глазах. Наиболее популярна среди них, пожалуй, методика Н.А.Зайцева и сопутствующие ей знаменитые одноимённые кубики, рыночная цена комплекта которых, между прочим, достигает почти 100 у.е. Не буду вдаваться в критический анализ, безусловно признавая, что каждая из методик – новый шаг в решении проблемы. И всё же оговорюсь, что, во-первых, будучи потомственным педагогом и до некоторой степени консерватором, глубоко убеждён в порочности сугубо коммерческого подхода к обучению и воспитанию. Удел педагога – не наживать, а дарить – в этом меня никто не разубедит, хотя я не филантроп и не приветствую нынешнюю учительскую нищету.
Во-вторых. Ничего не имея против новаторства современных методик, прошу ответить, положа руку на сердце: многим ли из тех, кто выложил кругленькую сумму на приобретение, скажем, тех же кубиков, говорящих азбук и прочих новинок рыночного ассортимента, удалось самостоятельно достичь ожидаемых результатов, констатировать, что покупка оправдала себя на 100%? Сомневаюсь. Как профессионал, не раз вчитывался в описание практически всех современных методик и нахожу, что в подавляющем большинстве изложены они достаточно сложно для понимания широкой аудиторией. Это к тому, что мало придумать методику. Необходимо ещё изложить её так, чтобы каждая мама и бабушка, независимо от уровня и специфики образования, смогла бы почувствовать себя педагогом. К примеру, в форме учебного пособия, где весь цикл обучения был бы расписан по конкретным разделам и урокам, где указана была бы тема, цель и ход проведения каждого занятия. Тогда можно было бы говорить не о «методике вообще», а о том, чтобы каждый обучающий ясно видел бы ступенчатую перспективу достижения конечной цели, смог бы, исходя из возможностей ребёнка, спланировать время, за которое можно пройти весь нелёгкий путь от знакомства со звуками и буквами до самостоятельного чтения и даже озаглавливания связных текстов.
В-третьих. Насколько мне известно, огромное большинство предлагаемых методик базируются исключительно на факторах ассоциативности, либо, того хуже, механического запоминания. Давайте-ка вспомним, как мы в своё время заучивали наизусть таблицу умножения и сколько у нас, в ту пору малышей, с этой тягостной процедурой было связано огорчений. Между тем, каждый ребёнок-дошколёнок – великий исследователь. Неутомимым почемучкам крайне важно знать не столько о самом событии, явлении, сколько о его причинах, побудительных мотивах, логической взаимообусловленности. Классический пример: «Мама, а отчего ветер? От того, что деревья качаются?». Смешно, конечно, но ведь, по сути своей, это чисто философская постановка вопроса о причинах и следствиях! Наши дети – глубочайшие философы и психологи, просто мы не всегда это замечаем. А надо бы, особенно если мы взялись учить. Думается, краеугольным камнем по-настоящему действенной методики должно являться не просто запоминание учебного материала, пускай даже основанное на зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных ощущениях-ассоциациях, а прежде всего – логическое, вдумчивое осмысление изучаемого. Так, малышу гораздо легче будет усвоить основополагающий раздел обучения «Звуки и буквы», если он будет знать, что такое звуки вообще (это всё, что слышат ушки: стук, звон, свист, шум поезда и т.д.), и в чём отличие звуков речи от всех остальных звуков (Когда люди говорят друг с другом – это речь, потому что разговор похож на журчание речки по камешкам, а звуки речи – это те, которые произносит ротик). Далее, переходя к теме «Звуки речи», надо, чтобы ребёнок чётко усвоил, что по артикуляции (способу произношения) звуки речи бывают длинные (гласные) и короткие (согласные), что длинные гласные звуки главнее коротких согласных (гласные являются слогообразующими, и на последующих этапах обучения знание этого факта окажется крайне важным).
У многих взрослых, о детях и говорить нечего, отсутствует чёткое понимание различия между понятиями звук и буква. Отсюда – большинство ошибок, последствия которых труднопреодолимы (если вы научили малыша произносить звук «М» как «ЭМ», звук «К» как «КА» и т.п. – то горе вам и малышу – складывать звуки в звукосочетания может оказаться непосильной задачей!). В самом деле: ну как вразумительно втолковать дитяти, в чём схожесть и разница между звуками и буквами, если мы и сами-то не вполне чётко это представляем? Оказывается, ничего принципиально сложного, если подумать. Просто буквы – это нарисованные звуки речи! Либо: буквы – это те же звуки речи, только их не произносит ротик, а видят глазки. Опыт показывает, что ребёнок быстро усваивает эти простые истины. И никаких «КА», «ЭЛЬ» или «БЭ»-«ВЭ»! Эти и другие звуки речи, графически изображённые в виде букв, должны произноситься только как их звуковые аналоги - отрывисто и чётко : «К!», «Л!», «Б!», «В!» и т.д.
Наконец, последнее. Обучение для малыша не утомительное занятие, а увлекательная игра. Должно быть только так, и ни в коем случае по-другому. Это вроде бы всякому ясно, тем не менее… Будем откровенны: порой собственную несостоятельность мы пытаемся подменить авторитарными методами. По сегодняшний день не могу без содрогания видеть фортепиано, припоминая, как в шестилетнем возрасте отец пытался учить меня «играть на музыке» при помощи метода «линейкой по пальцам». Я люблю своего отца, нет сегодня мне роднее его, но факт остаётся фактом: музицировать я так и не научился, хотя обладаю абсолютным слухом.
Но каким образом строить обучение в виде игры, да, вдобавок, чтобы второе не доминировало над первым? Ведь главная задача всё же – научить. Вариантов здесь масса, ведь именно в этом состоит смысл творческого подхода, именно это умение изобретать и импровизировать по ходу урока отличает настоящего учителя от ремесленника.
Тем не менее, могу дать три общих совета.
Совет первый. Ребёнок, да и не только ребёнок, усваивает и запоминает учебный материал, поданный в форме стихов и песенок. Лично я заложил этот принцип в основу своей практики, изложив многие правила в форме стихотворений и, по возможности, придумав к ним мотив. Детвора с превеликим удовольствием декламирует и распевает такие стишки-куплетики, как, скажем:
«Длинные звуки бывают.
В ротике им ничего не мешает.
Они среди звуков – главные,
Их называют – ГЛАСНЫЕ!
Бывают звуки короткие,
Отрывистые и чёткие.
Они помогают гласным,
Их называют – СОГЛАСНЫЕ!»
Либо:
«А Е Ё
И О У Ы
Э Ю Я -
Эти звуки хорошо знаю я!
Это звуки длинные,
Это звуки главные,
Это звуки ГЛАСНЫЕ!» (тема «Гласные и согласные звуки»)
А вот ещё:
« Если за согласным
Поставить мягкий знак.
Останется всё так же,
Но всё-таки не так.
Не нужно долго буквы
Нам новые учить:
Согласный будет тот же,
Но мягко зазвучит!»
Либо:
Если за согласным – гласный,
Всё окажется не так,
Стоит только между ними
Нам поставить мягкий знак:
Было «ЛЁ» - стало «ЛЬЁ»,
Было «МЮ» - стало «МЬЮ»,
Было «ЗЯ» - стало «ЗЬЯ»,
И так далее, друзья! (Темы: «Ь после согласного» и «Разделительный Ь»)
Совет второй. Каждый ребёнок – личность, а значит, стремится к лидерству. Тем и ценно, кстати, семейное воспитание, что, воспитывая ребёнка как члена общества, семья (если только это нормальная семья без внутренних проблем и конфликтов) не нивелирует, а превозносит личностное начало. Если этот процесс гармоничен, то с воспитанием нет проблем.
Так вот. Будучи по натуре личностью, а значит – лидером, ребёнок обязательно должен чувствовать своё внутреннее превосходство над кем-либо. Задумывались вы над тем. почему в зоопарке самая плотная толпа – всегда в вольере для обезьян? Либо над тем, в чём секрет популярности актёров-комиков, скажем, тех же Чарли Чаплина, Луи де Фюнеса или Пьера Ришара? Да просто хохоча над ужимками шимпанзе или бесконечными злоключениями хлипкого Чарли, непутёвого комиссара Жюва, блондина в чёрном ботинке - мы радуемся тому, что уж мы сами-то и умнее, и практичнее, и ловчее! Это объективная закономерность, хотим мы того или нет, и задача, как родителей, так и педагогов – не препятствовать данному процессу, а направить его в желаемое позитивное русло. В частности, в моей практике во время уроков, как индивидуальных, так и групповых, значительная часть времени отводится игре «Кукольная школа». Суть её в том, что обязательные участники урока – не только педагог и дети, но и несколько кукол (зверюшек), среди которых выделяется кукла Катя – скандалистка, «всезнайка» и выскочка. Катя вечно «лезет поперёд батьки в пекло», визгливо (голосом учителя) заявляя, что, де, никто ничего не знает, и лишь она, несравненная Катя, знает всё! Конечно же, на каждый заданный вопрос Катя отвечает невпопад, дети воспринимают всё это совершено буквально, осуждают глупенькую Катю, наставляют её, что повышает их личностную самооценку и даёт возможность каждому почувствовать себя в роли учителя. Результат: оживление, хохот, стремление знать всё «не так как Катя», а по-настоящему. Эффект – стопроцентный!
Совет третий. Не уставайте хвалить ребёнка! Постоянно давайте ему чувствовать, что он – умница и молодец! Не стесняйтесь ставить ему оценки, разумеется, исключительно «пятёрки». При этом не жалейте «пятёрок», пусть ребёнок получит их за урок пять, десять, двадцать – чем больше, тем лучше. Думаю, излишне говорить о результатах данного подхода. Помню, в первый год своего учительства на радостях увлёкся, было, «двойками». За что едва не потерял в классе уважение и авторитет. Вразумил меня наш директор в одной из бесед «с глазу на глаз». «- Кому ты ставишь «двойку», - журил меня он. – Ребёнку? Заблуждаешься, дорогой мой, «двойку» ты ставишь не ребёнку, а себе за своё неумение найти подход, научить, согреть маленькое сердечко в своих руках». Усвоил этот урок на всю жизнь и на протяжении двадцати лет своей педагогической практики не поставил ни единой «двойки».
В заключение немного о себе. Зовут меня Юрий Иванович Чапала (ударение на последний слог), мне 51 год, по образованию – филолог, преподаватель русского языка и литературы. После окончания в 1981г. Харьковского госуниверситета шесть лет работал учителем и воспитателем в одной из школ-интернатов Харькова. Затем, более 10-ти лет, методистом-координатором воспитательной работы и учителем в основанной А.С.Макаренко Куряжской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей, что под Харьковом. Последние годы работал в Харьковском национальном университете внутренних дел. Профессиональный журналист и писатель, член Национального союза журналистов Украины, Союза писателей России. Автор нескольких художественных и публицистических книг на педагогическую тематику. Лауреат Премии МВД Украины в области литературы и журналистики.
Но самое главное, как вы, наверное, уже догадались, являюсь автором собственной методики ускоренного обучения чтению детей от 4-х до 6-ти лет. Методика изложена на страницах художественно-методического пособия «Страна Читания», в настоящее время книга готова к публикации и ждёт своего издателя. Методическая часть пособия – подробнейшее изложение 15-ти тематических уроков в форме, доступной каждой маме и бабушке (возможно, папам и дедушкам – почему нет?). К каждому уроку прилагается дидактический материал: карточки-упражнения и карточки-задания. Художественная часть – это более 50-ти включённых в содержание материала уроков тематических стихотворений собственного сочинения.
Методика апробирована как индивидуально (обучил чтению свою дочь, а затем, на протяжении более чем 20-ти лет, около 50-ти детей своих родственников, коллег, знакомых, приятелей), так и на группе. В нынешнем году менее чем за два месяца научил читать группу детей – четырёхлеток (6 человек) одного из харьковских частных детских садов. Опыт показывает, что продолжительность цикла обучения «с нуля» (дети не знали букв) до чтения связных текстов составляет от 40 до 60-ти занятий (длительность урока – 45-60 минут). Групповое обучение является более эффективным, чем индивидуальное. Состав группы не должен превышать 6-ти, максимум 8-ми человек.