Игры, направленные
Игры и упражнения для малышей 2 лет

СНЕЖИНКИ
(Развитие речевого дыхания )
Дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки. Объясните: «Это снежинка. Она летает, если подует ветерок». Сдуйте ватку с ладони и предложите ребенку подуть на «снежинку».
Обратите внимание ребенка на то, что дуть надо ртом, округленными губами, спокойно, плавно, вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.

_____________ 

ВЕТЕРОК
(Развитие речевого дыхания)
Вырежьте из зеленой бумаги 5-10 узких полосок и кончики приклейте к карандашу или картонной полоске, объяснив ребенку, что это «дерево», на которое сейчас подует «ветер».
Подуйте и обратите внимание ребенка на колыхание листочков. Предложите ребенку подуть. Обсудите с ним, какой был «ветер» и как реагировало «дерево» на дуновение.

_____________

БАБОЧКА
(Развитие речевого дыхания)
Вырежьте из бумаги бабочку и укрепите ее на нитке. Подуйте на игрушку и заставьте бабочку «порхать». Предложите ребенку заставить бабочку двигаться и напомните, как нужно дуть, чтобы бабочка порхала долго.
Эту игру можно усложнить, укрепив на палочке несколько ниток с бабочками разного размера. Вместо бабочки можно вырезать из бумаги самолетик, ракету и др.

_____________

ОГОНЕК
(Развитие речевого дыхания)
Зажгите свечку и осторожно подуйте на нее так, чтобы пламя мерцало, но не затухало. Предложите ребенку сделать то же самое.
Обратите внимание его внимание на то, что свечку не нужно задувать, т.е. ветерок должен быть не резким, а плавным и легким.

_____________

ПОНЮХАЕМ ЦВЕТОК
(Развитие речевого дыхания)
Бывает, что дети смешивают понятия «вдох» и «выдох», а также вдох и выдох ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком «а». Предложите ребенку сделать то же самое.
_____________

ПОГРЕЙ РУКИ
(Развитие речевого дыхания)
Ребенок вместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

_____________

СОБАЧКА ДЫШИТ
(Развитие речевого дыхания)
Покажите ребенку, как дышит собака, когда ей жарко: высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребенку подышать так же.

_____________

ОДУВАНЧИК
(Развитие речевого дыхания)
Сорвите отцветший одуванчик и подуйте на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок сделает это, подув на цветок 3-4 раза.
Обратите его внимание на то, что щечки надо хорошенько надуть, а воздух не проглатывать и не выдыхать.

_____________

ПУЗЫРЕК
(Развитие речевого дыхания)
Дайте ребенку трубочку и предложите выдуть мыльный пузырь. Следите, чтобы мыльный раствор не попал в рот и глаза малыша. При отсутствии трубочки можно использовать соломинку, макаронину.

_____________

БУРЯ НА МОРЕ
(Развитие речевого дыхания)
Дайте ребенку трубочку и предложите подуть в стаканчик с водой, но не слишком энергично.
Обратите внимание ребенка на «бурю» и «волны».

_____________

ПТИЧКИ ЛЕТЯТ
(Развитие речевого дыхания)
Вырежьте из бумаги фигурки птичек и положите на стол у самого края на расстоянии 20-30 см друг от друга. Скажите малышу, что после ваших слов «Птички полетели» он должен подуть (на надувая щеки, на одном выдохе), чтобы птички «улетели» как можно дальше. Дуть несколько раз подряд нельзя.

_____________

КАПИТАНЫ
(Развитие речевого дыхания)
Налейте воды в тазик и приготовьте бумажные кораблики. Объясните малышу, что дуть надо не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф», или дуть через губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы.
При ровном выдохе кораблик плавно движется по воде. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Ребенок должен повторить и пригнать кораблик к определенному месту.

_____________

ГРОМКО-ТИХО
(Развитие силы голоса и темпа речи)
Приготовьте парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки, барабаны, дудочки – игрушки, звук которых можно имитировать).
Покажите ребенку двух собачек со словами: «Большая собачка, громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собачка?». Ребенок громко произносит: «Ав-ав!». «А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!». Ребенок тихо произносит: «Ав-ав!». Теперь уберите собачек и предложите ребенку сказать «ав-ав», когда покажете собачку, причем напомните, что лают собачки по-разному.

_____________

ПОЗОВИ
(Развитие силы голоса и темпа речи)
Приготовьте игрушечных животных: мишку, зайца, белку. Расставьте их в 2-3 метрах от малыша и предложите позвать игрушки в гости. Продемонстрируйте: «Зайка, иди!». Ребенок будет звать «гостей», а вы следите, чтобы он звал игрушку громко, но не кричал.

_____________

КУКЛА СПИТ
(Развитие силы голоса и темпа речи)
Приготовьте куклу с закрывающими глазами, кровать для нее, мелкие игрушки (кубик, мячик), а также коробку для игрушек.
Поставьте коробочку рядом с кроваткой спящей куклы и предложите ребенку помочь убрать игрушки так, чтобы не разбудить куклу. Ребенок тихо называет игрушку, которую вы кладете в коробку.

____________

КТО КАК КРИЧИТ
(Развитие силы голоса и темпа речи)
Приготовьте либо картинки, изображающие дерево, забор, птицу, птенца, кошку, котенка, или такие же игрушки разных размеров.
Расскажите малышу, как вы слышите голоса животных и птиц, и попросите ребенка имитировать голоса. «Птенчик сидит на дереве, пищит. Как он пищит?». Ребенок тоненько говорит: «Пи-пи-пи». «А вот прилетела мама-птичка и пищит». Ребенок повторяет не так тоненько: «Пи-пи-пи» и т.д., дифференцирует голоса персонажей, понижая и повышая голос, имитируя звуки громче и тише.

_____________

ДУЕТ ВЕТЕР
(Развитие силы голоса и темпа речи)
Приготовьте 2 картинки: на одной ветер качает травку, на другой – раскачивает деревья. Показывайте малышу картинки со словами: «Дует легкий ветерок, колышет траву. Он дует тихо: «У-у-у» (произносите тихо и протяжно). А вот подул сильный ветер: «У-У-У» (громко и протяжно).
Ребенок повторяет за вами, как гудит легкий и как сильный ветер, соблюдая ту же силу голоса.

_____________

ВО ДВОРЕ
(Формирование правильного звукопроизношения)
Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т.п. Показывайте ребенку игрушку (картинку), сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т.д. После «представления» всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т.д.

_____________

ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА
(Формирование правильного звукопроизношения)
Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку.
Расскажите ребенку историю про песенку:

Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
- Ты спой, мурка!
- Мяу-мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- А ты, мишка?
- Рев-рев-рев, - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споешь?
- Ма-ма, ма-ма!
Складная песенка!

Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и четко произносите звукоподражание. Когда ребенок будет отвечать на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации голосов животных.

_____________

ПЕТУШКИ И ЦЫПЛЯТА
(Формирование правильного звукопроизношения)
Вы будете изображать петушка, а ребенок – курочку или цыпленка. Попросите малыша стучать пальцами об пол – «клевать зернышки». Вы включаетесь: «Где тут цыпленок?». Ребенок отвечает: «Тут, пи-пи-пи». «А где курочка?». Тут: «Ко-ко-ко».

_____________

ПОДБЕРИ ИГРУШКУ
(Формирование правильного звукопроизношения)
Подберите игрушки, называния которых начинаются с одного и того же звука (доступного ребенку). Накройте их тканью (если они мелкие, сложите в мешочек).
Попросите малыша пощупать игрушку сквозь ткань и назвать ее. Следите за тем, чтобы малыш не только хорошо произносил нужные звуки, но и говорил громко и отчетливо.

_____________

ЧТО ЭТО?
(Расширение словарного запаса)
Показывая на какую-нибудь часть тела ребенка или его вещь, задайте вопрос: «Что это?».
Варианты этой игры: задавайте ребенку вопрос «Что это?», показывая на различные предметы домашнего обихода, слушая звуки, которые издают животные, вытаскивая из мешочка мелкие вещицы.
Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их скатертью и, когда малыш спросит «Что это?», попросить его снять скатерть и назвать предметы.

_____________

КТО ЭТО?
(Расширение словарного запаса)
Объясните ребенку, как и когда нужно задавать вопрос «кто?» и как на него отвечать. По книге с картинками спросите у малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т.д.
Используйте ситуации вокруг вас и малыша, спрашивайте малыша: «Кто бежит?», «Кто ест?» и т.п.

_____________

ОТВЕТ НА ДВА ВОПРОСА
(Расширение словарного запаса)
Возьмите какой-нибудь предмет, игрушку или картинку и задайте ребенку по очереди вопросы: «Что это?» - «Это яблоко». «Какого цвета яблоко?» - «Яблоко красное».
Помните, что второй вопрос должен быть простой. Перед тем, как предложить ребенку отвечать, дайте ему образцы ответов: покажите предмет и спросите: «Что это?» - и ответьте сами: «Это чашка. Чашка маленькая». После тренировки попробуйте спросить таким образом малыша.

_____________

ОБОБЩАЕМ
(Расширение словарного запаса)
Смешайте картинки и предметы, относящиеся к разным категориям, и попросите малыша дать вам, например, все картинки, на которых изображены птицы (овощи, одежда, машины). Если он пропустил какую-то картинку, скажите: «Я вижу еще одну птицу!» и попросите найти ее.

_____________

НАОБОРОТ
(Расширение словарного запаса)
Поберите несколько пар картинок, обозначающих противоположные по значению слова. Предложите ребенку разложить картинки по парам.
Для начала можно предложить несколько пар предметов, хорошо знакомых малышу. Называйте признак: «огонь – горячий, а лед - …», «утюг – тяжелый, а бумага - …» и т.д.

_____________

НЕТ
(Расширение словарного запаса)
Улучите момент, когда малыш отрицательно качает головой, и покачайте тоже, сопровождая это словом «нет».
Попросите малыша повторить это слово. Предложите ему что-либо, от чего он обязательно откажется, и потренируйте слово «нет».
Можно использовать прием с игрушками: «Кукла спит?» - «Нет». «У мышки есть рога?» - «Нет» и т.д.

_____________

НЕ
(Расширение словарного запаса)
Показывайте на различные предметы и части тела и сообщайте малышу, чем они не являются (выражайте отрицание).
Например, вы показываете ребенку на нос и говорите: «Это не рот», показываете на вилку и говорите: «Это не ложка».
Потом спросите у ребенка, показав на ухо: «Это не нос?». Если он молчит, ответьте за него «Не нос!» - попросите повторить.
Не торопите ребенка.

_____________

ЧТО ДЕЛАЕТ?
(Расширение словарного запаса)
Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий), и спросите ребенка: «Что он делает?». Малыш должен правильно назвать действие, то есть глагол (окончание может путать).
Например, на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек, кукол – по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т.д.).

_____________

ОБЪЯСНЯЛКИ
(Расширение словарного запаса)
Приготовьте несколько игрушечных или настоящих предметов, положите их перед ребенком. Взяв ложку, спросите: «Что мы делаем ложкой?» или «Чем мы едим?» (в этом случае малыш должен выбрать ложку и назвать ее, взяв в руки).

_____________

МОЙ – НЕ МОЙ
(Расширение словарного запаса)
Возьмите несколько предметов, одни из которых принадлежат ребенку, а другие – кому-то другому. Спросите малыша: «Чья эта пирамидка?». Добивайтесь, чтобы малыш, отвечал: «Это моя» или «Это не моя».

_____________

Я
(Расширение словарного запаса)
Приготовьте несколько игрушек и расположите на столе перед малышом. Задавайте вопросы и ребенку, и игрушкам (мишке, зайке, белке и т.д.). «Кто спит в берлоге? Ты?» - обращаясь к ребенку.
Малыш должен научиться отвечать: «Нет, не я. Мишка спит в берлоге». «Кто сегодня хорошо поел?» - «Я».
Когда малыш говорит о себе, он должен употреблять местоимение «я» чаще, чем свое имя.

_____________

ЧЕЙ?
(Расширение словарного запаса)
Выберите и приготовьте несколько предметов, чья принадлежность хорошо известна малышу. Спросите его: «Чье это платье?». И ответьте сами: «Мамино», выделив окончание.
Попросите ребенка повторить и постепенно добивайтесь самостоятельного употребления притяжательных местоимений.
Вариантом является игровое задание, в котором участвуют игрушки: «Чья эта морковка?» - «Зайкина», «Чьи это усы?» - «Мышкины», «Чья это юбочка?» - «Куклы». Тогда малыш будет осваивать притяжательные прилагательные.

_____________

ОТГАДАЙ, КТО ЭТО?
(Расширение словарного запаса)
Приготовьте картинку, покажите ее малышу и попросите его рассказать, используя как можно больше признаков, но не называя сам предмет, что там нарисовано (про мишку: большой, мохнатый, любит мед, живет в лесу).
Потом можно загадать какой-то предмет и дать его подробное описание, а ребенок должен догадаться, о чем идет речь (рыжая, хитрая, у нее пушистый хвост, любит полакомиться курочкой). Можно помочь вопросом.

_____________

ГОСТИ
(Формирование грамматического строя речи)
Приготовьте куклу, посуду, грибки, яблочки, зайчика, мишку. Объясните ребенку, что к кукле придут в гости зайка и мишка, надо их принять.
Накройте вместе с малышом на стол. Спрашивайте, что нужно положить на стол: вилки, ложки и т.д., добиваясь от ребенка употребления множественного числа существительных. Затем спросите, что принесли гости: «Зайка – грибы, мишка - яблоки» (прилагаются). Можно заменить эти предметы другими.

_____________

ГДЕ?
(Формирование грамматического строя речи)

Покажите малышу шарик. Спросите, что он видит (шарик). Покажите ему еще один шарик и опять спросите, что он видит. Скажите: «Правильно, шарики. А теперь покажи, где один шарик, а где шарики».
Вариант игры: предложите ребенку картинки с изображением предметов сложной формы множественного числа: дети, листья, рога. Покажите малышу один предмет на картинке, затем несколько и назовите их во множественном числе. Постепенно малыш освоит это.

_____________

МАГАЗИН
(Формирование грамматического строя речи)

Приготовьте много игрушек и расставьте их, как в магазине.
Предложите ребенку роль покупателя и попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребенок попросит «продать» ему мяч, спросите: «Какой?» - «Синий» и т.д.
Игра помогает ребенку научиться согласованию существительного с прилагательным.

_____________

ТЕРЕМОК
(Формирование грамматического строя речи)

Приготовьте картинки с изображением героев известной сказки или игрушки-персонажи. Звери по очереди «приходят» к теремку, но дверь «открывается», только если ребенок правильно согласует существительное и глагол в ответе на ваш вопрос: «Кто пришел в теремок?» - «Кошка пришл[а], ёж пришел».

_____________

КТО ГДЕ?
(Формирование грамматического строя речи)

Расположите несколько игрушек (предметов) в разных местах (на столе, в ящике стола, за шкафом), потом начните задавать ребенку вопросы о том, где кто (что) лежит: «Где стакан?» - «На столе». – «Где ложка?» - «В столе», добиваясь, чтобы малыш употреблял в своих ответах предлоги.

_____________

ЗАЯЦ И ЗАЙЧОНОК
(Формирование грамматического строя речи)
Приготовьте игрушки или картинки с изображениями животных и их детенышей. Перемешайте их и предложите малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисенок?».
Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.

_____________

РАССКАЖИ МНЕ!
(Развитие связной речи)

Занимаясь какими-то домашними делами, спросите малыша о характере этих действий: «Как мы подметаем пол?», «Как мы моем чашки?». Если ребенок не отвечает или жестикулирует, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы.
Попросите ребенка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном. Что малыш делал на прогулке, как у него прошел день в садике и т.п.
Предложите ребенку послушать историю в картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а остальные – просто кучкой. Повторяя вновь свой рассказ, попросите ребенка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу рассказать историю по картинкам. Можно помогать вопросами: «Что случилось потом?».
Играя с ребенком, поощряйте его желание комментировать игровые действия.

_____________

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
(Развитие слухового внимания)

Приготовьте ширму, звонок, трещотку, бубен, барабан и т.п. спрячьтесь за ширму и поиграйте на каком-нибудь инструменте. Предложите ребенку угадать, каким предметом произведен звук.

_____________

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(Развитие слухового внимания)

Приготовьте музыкальные игрушки и предметы (бумага, ложка, дудка и пр.). Сядьте спиной к малышу и производите разные шумы и звуки разными предметами. Предложите малышу, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.
Не забывайте похвалить малыша за правильный ответ.

_____________

УГАДАЙ, ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ
(Развитие слухового внимания)

Приготовьте бубен и два флажка. Объясните ребенку, что, когда вы громко зазвените в бубен, он должен поднять флажки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, он должен опустить флажки вниз.
Чередуйте громкое и тихое звучание не более четырех раз.

_____________

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
(Развитие слухового внимания)

Расположите на столе куклу, медведя, машинку. Малыша посадите в 2-3 метрах от вас. Объясните ребенку, что вы будете давать ему задания шепотом, поэтому он должен сидеть тихо, чтобы услышать: «Возьми куклу. Посади куклу в машину» и т.п.
Малыш должен услышать, понять и выполнить команды.
Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко.

_____________

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?
(Развитие слухового внимания)

Приготовьте бубен и 2 картинки: на одной дети гуляют на площадке в солнечный день, а на другой – дети бегут домой от дождя. Предложите малышу слушать бубен: если он звенит – погода хорошая, поднимай картинку, где дети гуляют, а если стучит – поднимай картинку, где дети бегут от дождя. Меняйте звук бубна 3-4 раза.

_____________

НА НОСОЧКАХ
(Развитие слухового внимания)

Приготовьте бубен или тамбурин. Объясните малышу, что он должен выполнять движения соответственно звучанию – под тихий звук идти на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом.

_____________

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?
(Развитие слухового внимания)

Приготовьте колокольчик. Предложите малышу закрыть глаза и встаньте от него в стороне, звеня в колокольчик. Ребенок должен рукой указать направление, откуда доносится звон. Если он показывает правильно, похвалите его, попросите открыть глаза и покажите колокольчик. При ошибке повторите задание.
Звоните не очень громко и следите, чтобы ребенок поворачивался лицом туда, откуда льется звук.

_____________

ЦАПЛЯ И ВОРОБЕЙ
(Развитие слухового внимания)

Подготовьте бубен, 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья. Покажите картинку с цаплей и объясните, что ходит она медленно, как звучит сейчас бубен. Малыш должен имитировать походку цапли под медленный стук бубна. Затем покажите воробья и скажите, что воробей скачет быстро, и быстро стучите в бубен. Ребенок поскачет, как воробей.
Меняйте темп стука в бубен, а ребенок будет соответственно двигаться.

_____________

УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ
(Развитие слухового внимания)

Приготовьте музыкальные игрушки: барабан, дудку, шарманку и т.п. Поочередно показывайте ребенку музыкальные инструменты и спрашивайте их название. Затем игрушки уберите за ширму и играйте на них, а малыш должен угадать, на чем вы играете.

_____________ 

ОПРЕДЕЛИ, ГРОМКИЙ ЗВУК ИЛИ ТИХИЙ
(Развитие слухового внимания)

Постучите, погремите, поскрипите и попросите ребенка сказать, какой звук громкий, а какой тихий. Можно помочь малышу: например, поднести палец ко рту, когда он должен определить, что звук тихий или заткнуть уши, если громкий.

_____________

ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК?
(Развитие слухового внимания)

Подберите несколько картинок с изображением животных и птиц или некоторых предметов (телефон, будильник, пылесос).
Подражайте звукам, которые они издают, а потом попросите ребенка найти на картинке то, что (или того, кто) издает такой звук.

_____________

ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

Придумайте историю с использованием имени вашего малыша. Всякий раз, когда доходите до имени, пусть ребенок сам вставит слово.
Пример: «Жил на свете маленький мальчик, которого звали ... (имя ребенка). Этот самый маленький мальчик по имени … (имя ребенка) пошел на кухню, чтобы позавтракать».
Добавляйте в рассказ новые ситуации, побуждая ребенка вставлять и другие слова: «… (имя ребенка) открыл шкаф и достал оттуда … ».
Ваша история может быть совсем простой или посложнее, длинной или короткой – в зависимости от возможностей ребенка.
Игра отлично развивает речь ребенка и его воображение.