Кризис 3 лет. Обойти острые углы?
из книги о психологии детей
Однажды мы с сыном возвращались с прогулки. По дороге купили ему мороженное и договорились, что он съест его сразу после супа, как обычно. Но едва мы переступили порог, как сразу раздался вопль «дай мне сейчас!».
Причем, я знаю, сын ко всему сладкому довольно равнодушен. Поэтому его крик … пожалуй, поразил меня. Он кричал не потому, что хотел мороженное прямо сейчас, а потому, что это он сказал, что ему нужно мороженное прямо сейчас. Мороженное пришлось убрать в морозилку до лучших времен, а наплаканного и успокоенного ребенка срочно отправить спать. Перед сном мы обязательно минут тридцать читаем. Однако тут мое чадо заявило, что все его книги глупые. Мы вместе перебрали всю его библиотечку – когда в разряд глупых книг были занесены и любимые «Котенок Гав», и «Крокодил Гена», я в первый раз заподозрила неладное. Спать сын лег без книжки, под мой комментарий «глупые книжки читать незачем». На следующий день «умной» была признана «Энциклопедия дошкольника» и примерно неделю мы читали только ее, пока из незаслуженной ссылки не были возвращены и Котенок Гав, и Чебурашка, и паровозик из Ромашкова, и все прочие.
Кризис трех лет обычно сопровождается так называемым «семизвездием» признаков. 4 основных – негативизм (не делает потому, что взрослый попросил), упрямство (добивается желаемого не потому, что хочется, а потому, что он так сказал), строптивость (пытается разрушить прежний образ жизни, протестует против норм воспитания), своеволие (пытается все делать сам и по собственному усмотрению). Еще три признака имеют второстепенное значение – протест – бунт (ребенок начинает вести себя так, будто находится в состоянии войны с окружающими), обесценивание (тенденция принижать ценность всего того, что раньше любилось), деспотизм (обычно в семье с одним ребенком, а в семье, где есть еще дети – может появиться еще и ревность).
Как быть, когда еще вчера маленький и покладистый человечек, внезапно начинает вести себя как типичный подросток? Самое важное и самое сложное – признать, что он имеет право на такое поведение. Что он находится на очень сложном этапе – отделения от родителей и обретения самостоятельности и пока просто не знает собственных возможностей, не умеет выражать свои мысли, планировать, и прочие, неотделимые от самостоятельности, вещи. Кризис для малыша сродни повторным родам. Только теперь он выходит уже не физически из лона матери, а психологически - из лона семьи и окружения. Малыш переходит из периода «раннего детства» в период «дошкольничества». И ему трудно, очень трудно.
Обычная реакция родителей, впервые столкнувшихся с неадекватным поведением ребенка – отшлепать, наказать. Увы, но и мы с сыном прошли через это. Пока, (и, к счастью, достаточно быстро) я не поняла, что мы пошли не по тому пути.
Путь наказаний и обид может быть очень долгим, и в конце его вполне может начаться настоящая внутрисемейная война. А если и не война, то внутри ребенка может появится установка на то, что «меня не понимают», «меня не принимают». Более того, неприятие и неуважение, отношение к ребенку по принципу «ну опять ты начинаешь свои фокусы – надоело» может привести к появлению различных невротических симптомов, таких как тики, заикание, энурез, истерики, страхи.
Второй путь, куда более сложный, но менее травмирующий. Это путь «повторного рождения» – «ты идешь сам, но я тебе помогаю всеми моими силами, я уважаю твой труд на пути к самостоятельности и когда потребуется приду на помощь». К сожалению, в русской культуре нет такой традиции, как уважение к собственным детям. Поэтому современным родителям приходится учится уважению, и нередко на собственных ошибках и собственных шишках. Только уважая собственное чадо вы сможете договорится.
Самое сложное в кризисе – это то, что он, как правило наступает очень неожиданно - еще вчера все было как обычно, а сегодня … И поэтому на первый план выходит проблема адаптации родителей к стремительно меняющейся вокруг них ситуации. Сначала, скорее всего, ребенок сотрудничать откажется.
Поэтому, для родителей проблема контроля за поведением ребенка, и, самое главное, за собственным поведением встает невероятно остро. Поведение родителей должно стать очень осмотрительным – ничего не решать сгоряча, наложить мораторий на применение физической силы. И терпение, терпение, терпение. Для себя - определить какую максимальную свободу вы готовы ребенку предоставить, а чего делать ему не будет позволено не в коем случае. И четко следовать этим границам, особенно в случае демонстративных истерик. К сожалению, метод достижения цели путем топанья, крика или катания по полу очень быстро закрепляется и изжить его позднее будет гораздо сложнее.
Многих родителей просто изматывает бесконечные «нет», «не буду», «не хочу».
Рассуждать про «надо», скорее всего, совершенно бессмысленно. С негативизмом можно справляться, например, предлагая выбор из двух возможных вариантов в рамках необходимого дела – например, во время обеда – из какой тарелки есть, а во время рисования – рисовать карандашами или мелками. Некоторым родителям добиться желаемого от ребенка помогает метод «зазеркалья» - «ни в коем случае не чисти зубы», «не ешь эту кашу». И ребенок из упрямства станет делать то, что родители собственно хотят. Хорош ли этот метод?
Возможно, в некоторых случаях он позволит, к примеру, накормить ребенка. Но поможет ли он обрести ему самостоятельность? Мы этим методом не пользовались ни разу.
Потому, что те вещи, которые обязательные и относятся к привычному режиму дня, как например чистка зубов или дневной отдых нами не обсуждалась. Обсуждались лишь вопросы – какой водой умываться (холодной или теплой), кто будет намазывать пасту – я или сам, когда отнести рубашку от пижамы – перед или после чистки зубов. При этом достигались сразу обе цели – и мою (зубы почищены) и сына – он поступил так, как хотел.
Отдельно хотелось бы сказать про упрямство.
Упрямство – это прямой путь к развитию воли, к развитию целенаправленного действия. И иногда ребенку очень полезно поупрямится. Если ситуация позволяет, позвольте ребенку самому принять решение. Это прекрасный тренажер для понимания – «если захочу, то я могу». А если ситуация не позволяет –терпеливо объясните почему, предложите выбор из нескольких последствий, и разъясните как их добиться. Возможно, это потребует много времени и родительских усилий, но со временем непременно принесет положительный результат. Однако, надо признать, что для таких бесед не всегда есть время и силы. И в таких случаях есть только два разумных варианта – либо дело перевести в игру в духе «а давай как-будто…», либо перевести все в шутку. А иногда, можно и попытаться просто переключить внимание.
Когда дело доходит до слез и истерик есть одно золотое правило поведения. Ничего не предпринимать, не решать, не давать до тех пор пока малыш полностью не успокоится. И все силы направить на то, чтобы успокоить. У нас чаще, чем все другие работал метод «просто пожалеть» - обнять, погладить по головке, на ушко сказать «я тебя очень сильно люблю». Наш кризис научил очень многому не только сына, но и меня. И дело даже не в том, что я научилась правильно строить фразы, обходить острые моменты, шуткой разряжать накалившуюся между мной и сыном атмосферу.
Я научилась понимать моего ребенка совсем на ином уровне, чем было прежде. Я научилась уважать его «мама, я не хочу». Научилась слушать его и слышать. И я, на самом деле, благодарна природе за то, что нам вместе с ним пришлось пережить.
Период кризиса – очень тяжелый для родителей. Но, при их правильном поведении, довольно быстро сходящий на нет. И после окончания кризиса, родители вдруг заметят, что их ребенок, еще вчера бывший разумной крохой внезапно стал маленьким человечком, с собственными взглядами на жизнь, с собственными желаниями и, нередко, с силами для их реализации.
А в заключении мне хотелось бы привести фразу которая когда-то произвела на меня очень сильное впечатление: «Каждый ребенок должен научиться говорить «нет», и тренироваться он будет на родителях».
Подпись автора
Необходимость - подлинная мать искусства, которая сродни фантазии.
из книги о психологии детей
Однажды мы с сыном возвращались с прогулки. По дороге купили ему мороженное и договорились, что он съест его сразу после супа, как обычно. Но едва мы переступили порог, как сразу раздался вопль «дай мне сейчас!».
Причем, я знаю, сын ко всему сладкому довольно равнодушен. Поэтому его крик … пожалуй, поразил меня. Он кричал не потому, что хотел мороженное прямо сейчас, а потому, что это он сказал, что ему нужно мороженное прямо сейчас. Мороженное пришлось убрать в морозилку до лучших времен, а наплаканного и успокоенного ребенка срочно отправить спать. Перед сном мы обязательно минут тридцать читаем. Однако тут мое чадо заявило, что все его книги глупые. Мы вместе перебрали всю его библиотечку – когда в разряд глупых книг были занесены и любимые «Котенок Гав», и «Крокодил Гена», я в первый раз заподозрила неладное. Спать сын лег без книжки, под мой комментарий «глупые книжки читать незачем». На следующий день «умной» была признана «Энциклопедия дошкольника» и примерно неделю мы читали только ее, пока из незаслуженной ссылки не были возвращены и Котенок Гав, и Чебурашка, и паровозик из Ромашкова, и все прочие.
Кризис трех лет обычно сопровождается так называемым «семизвездием» признаков. 4 основных – негативизм (не делает потому, что взрослый попросил), упрямство (добивается желаемого не потому, что хочется, а потому, что он так сказал), строптивость (пытается разрушить прежний образ жизни, протестует против норм воспитания), своеволие (пытается все делать сам и по собственному усмотрению). Еще три признака имеют второстепенное значение – протест – бунт (ребенок начинает вести себя так, будто находится в состоянии войны с окружающими), обесценивание (тенденция принижать ценность всего того, что раньше любилось), деспотизм (обычно в семье с одним ребенком, а в семье, где есть еще дети – может появиться еще и ревность).
Как быть, когда еще вчера маленький и покладистый человечек, внезапно начинает вести себя как типичный подросток? Самое важное и самое сложное – признать, что он имеет право на такое поведение. Что он находится на очень сложном этапе – отделения от родителей и обретения самостоятельности и пока просто не знает собственных возможностей, не умеет выражать свои мысли, планировать, и прочие, неотделимые от самостоятельности, вещи. Кризис для малыша сродни повторным родам. Только теперь он выходит уже не физически из лона матери, а психологически - из лона семьи и окружения. Малыш переходит из периода «раннего детства» в период «дошкольничества». И ему трудно, очень трудно.
Обычная реакция родителей, впервые столкнувшихся с неадекватным поведением ребенка – отшлепать, наказать. Увы, но и мы с сыном прошли через это. Пока, (и, к счастью, достаточно быстро) я не поняла, что мы пошли не по тому пути.
Путь наказаний и обид может быть очень долгим, и в конце его вполне может начаться настоящая внутрисемейная война. А если и не война, то внутри ребенка может появится установка на то, что «меня не понимают», «меня не принимают». Более того, неприятие и неуважение, отношение к ребенку по принципу «ну опять ты начинаешь свои фокусы – надоело» может привести к появлению различных невротических симптомов, таких как тики, заикание, энурез, истерики, страхи.
Второй путь, куда более сложный, но менее травмирующий. Это путь «повторного рождения» – «ты идешь сам, но я тебе помогаю всеми моими силами, я уважаю твой труд на пути к самостоятельности и когда потребуется приду на помощь». К сожалению, в русской культуре нет такой традиции, как уважение к собственным детям. Поэтому современным родителям приходится учится уважению, и нередко на собственных ошибках и собственных шишках. Только уважая собственное чадо вы сможете договорится.
Самое сложное в кризисе – это то, что он, как правило наступает очень неожиданно - еще вчера все было как обычно, а сегодня … И поэтому на первый план выходит проблема адаптации родителей к стремительно меняющейся вокруг них ситуации. Сначала, скорее всего, ребенок сотрудничать откажется.
Поэтому, для родителей проблема контроля за поведением ребенка, и, самое главное, за собственным поведением встает невероятно остро. Поведение родителей должно стать очень осмотрительным – ничего не решать сгоряча, наложить мораторий на применение физической силы. И терпение, терпение, терпение. Для себя - определить какую максимальную свободу вы готовы ребенку предоставить, а чего делать ему не будет позволено не в коем случае. И четко следовать этим границам, особенно в случае демонстративных истерик. К сожалению, метод достижения цели путем топанья, крика или катания по полу очень быстро закрепляется и изжить его позднее будет гораздо сложнее.
Многих родителей просто изматывает бесконечные «нет», «не буду», «не хочу».
Рассуждать про «надо», скорее всего, совершенно бессмысленно. С негативизмом можно справляться, например, предлагая выбор из двух возможных вариантов в рамках необходимого дела – например, во время обеда – из какой тарелки есть, а во время рисования – рисовать карандашами или мелками. Некоторым родителям добиться желаемого от ребенка помогает метод «зазеркалья» - «ни в коем случае не чисти зубы», «не ешь эту кашу». И ребенок из упрямства станет делать то, что родители собственно хотят. Хорош ли этот метод?
Возможно, в некоторых случаях он позволит, к примеру, накормить ребенка. Но поможет ли он обрести ему самостоятельность? Мы этим методом не пользовались ни разу.
Потому, что те вещи, которые обязательные и относятся к привычному режиму дня, как например чистка зубов или дневной отдых нами не обсуждалась. Обсуждались лишь вопросы – какой водой умываться (холодной или теплой), кто будет намазывать пасту – я или сам, когда отнести рубашку от пижамы – перед или после чистки зубов. При этом достигались сразу обе цели – и мою (зубы почищены) и сына – он поступил так, как хотел.
Отдельно хотелось бы сказать про упрямство.
Упрямство – это прямой путь к развитию воли, к развитию целенаправленного действия. И иногда ребенку очень полезно поупрямится. Если ситуация позволяет, позвольте ребенку самому принять решение. Это прекрасный тренажер для понимания – «если захочу, то я могу». А если ситуация не позволяет –терпеливо объясните почему, предложите выбор из нескольких последствий, и разъясните как их добиться. Возможно, это потребует много времени и родительских усилий, но со временем непременно принесет положительный результат. Однако, надо признать, что для таких бесед не всегда есть время и силы. И в таких случаях есть только два разумных варианта – либо дело перевести в игру в духе «а давай как-будто…», либо перевести все в шутку. А иногда, можно и попытаться просто переключить внимание.
Когда дело доходит до слез и истерик есть одно золотое правило поведения. Ничего не предпринимать, не решать, не давать до тех пор пока малыш полностью не успокоится. И все силы направить на то, чтобы успокоить. У нас чаще, чем все другие работал метод «просто пожалеть» - обнять, погладить по головке, на ушко сказать «я тебя очень сильно люблю». Наш кризис научил очень многому не только сына, но и меня. И дело даже не в том, что я научилась правильно строить фразы, обходить острые моменты, шуткой разряжать накалившуюся между мной и сыном атмосферу.
Я научилась понимать моего ребенка совсем на ином уровне, чем было прежде. Я научилась уважать его «мама, я не хочу». Научилась слушать его и слышать. И я, на самом деле, благодарна природе за то, что нам вместе с ним пришлось пережить.
Период кризиса – очень тяжелый для родителей. Но, при их правильном поведении, довольно быстро сходящий на нет. И после окончания кризиса, родители вдруг заметят, что их ребенок, еще вчера бывший разумной крохой внезапно стал маленьким человечком, с собственными взглядами на жизнь, с собственными желаниями и, нередко, с силами для их реализации.
А в заключении мне хотелось бы привести фразу которая когда-то произвела на меня очень сильное впечатление: «Каждый ребенок должен научиться говорить «нет», и тренироваться он будет на родителях».
Подпись автора
Необходимость - подлинная мать искусства, которая сродни фантазии.