Обзор полезной литературы
«Мамина книга»
Настольная книга родителей и воспитателей
Елена Селезнева, Москва - 1997 г.
Эта книга предназначена для родителей, которые хотят, чтобы все возможности их ребенка реализовались, а способности раскрылись; которые стремятся помочь малышу расти любознательным, умным, сообразительным; которые любят играть с сыном или дочкой в интересные игры.
Для ребенка игра - естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Через игру можно учить, развивать способности, готовить к школе; есть даже специальные игры, которые помогают скорректировать поведение.
В книге игры распределены по разделам:
Глава 1. Развиваем руки.
Здесь есть пальчиковые игры, гимнастика для пальцев и кистей рук (упр. "Стул"-делается из 2х кистей, сопровождается стишком- загадкой, упр. "Грабли", "Скворечник", "Филин" и т.д.). Игры со счетными палочками тоже сопровождаются загадками, стишками, считалками ("лопатка", "грибок", "лодка с парусом", "самолет" и т.д.), предложены варианты как для малышей, так и для ребят постарше - в виде головоломок. Игры для развития осязания, для подготовки руки к письму. Интересна статья по изготовлению и использованию теневого театра.
Глава 2. Овладение пространством и временем.
Предложено очень много разнообразных игр (разрезные картинки, головоломки, сложи картинку, "кукольная комната", загадки и стихи про время, времена годы, погоду). Много картинок, которые можно распечатать и использовать во время игр как наглядный материал.
Глава 3. Учимся познавать мир. Развиваем познавательную сферу.
Здесь предложены игры и упражнения для развития внимания, памяти, для ознакомления с цветом, формой, размером. Много картинок.
Глава 4. Развиваем логические способности. Разнообразные игры для развития мышления, логики, подкрепленные наглядным материалом. Игры различной сложности: есть и совсем простые, есть и сложные, для детей 6-7 лет и старше. Вот некоторые названия игр: " Кто или что лишний?", "Исключите слово", "Логические ряды", "Пропущенное число", "Логические квадраты", "История в картинках", "Логические задачи"...
Глава 5. Развиваем воображение.
"Волшебный лес", "Волшебные кляксы", "Перевертыши", "Кто веселее?". Много разнообразных загадок, стихов.
Глава 6. Развитие связной речи.
Материал (рассказики, диалоги) для пересказа. Поговорки и пословицы для объяснения смысла. Скороговорки, колыбельные песни, приговорки, дразнилки, прибаутки, считалки, зарубежный фольклор.
Автор предлагает использовать игры из книги уже с двух лет, при выборе игр следует учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Материал в главах расположен от более простого к более сложному, поэтому будет легко подобрать степень сложности именно для Вашего ребенка. Начинать нужно с самых простых заданий, постепенно их усложняя. Прежде чем начинать заниматься с ребенком, прочтите задание, выполните его сами. Во время игры предоставьте ребенку максимум самостоятельности, допустимы подсказки, если он не может справиться. Главный принцип: не ругать за ошибки и непонимание, хвалить за успех и за старание.
Рисунки, предложенные к играм, лучше скопировать, увеличить и раскрасить, чтобы использовать многократно.