Первый триместр

Наталья (водительский стаж 6,5 лет)
С началом беременности ощущения от вождения автомобиля изменились не в лучшую сторону: стала чаще замечать дорожно-транспортные происшествия, начала проявлять повышенную осторожность за рулем.

Мария (водительский стаж до беременности - 2 года)
В первое время было очень страшно ездить. Снизилась скорость - до 60 - 80 км/ч по городу и изменился стиль вождения на более плавный, осторожный. Это сказалось на отношениях с другими участниками движения. Если раньше я не страдала от хамства других водителей, не позволяя им пролезать впереди меня, подставлять или вытеснять меня с полосы, то теперь хотелось повесить огромный знак "ЗА РУЛЕМ ДВОЕ", чтобы в борьбе за выживание в московских пробках "наглецы" задумывались о возможных последствиях своих действий.

Вика (водительский стаж до беременности полгода)
Мое вождение, собственно, и закончилось на первом триместре. Мало того, что постоянно, всегда и везде мне хотелось спать, так я еще и стала невероятно рассеянной. Причем хотя и понимала это, никак не могла "собрать себя в кулак". Пришлось из-за руля вылезти. На пассажирском же сиденье весь первый триместр я дрыхла, свернувшись калачиком.

Второй триместр

Рита (водительский стаж до беременности - 5 лет)
Мои родные к четвертому месяцу уже смирились с тем, что я не собираюсь отказываться от вождения машины. Поэтому этот период был для меня по-настоящему "золотым". Единственная проблема, с которой я столкнулась, - это неожиданные приступы голода. Ни с того ни с сего я могла зверски захотеть есть. Причем это происходило вне зависимости от того, когда был последний завтрак или обед. В итоге я приспособилась - у меня в машине постоянно болтались кулечки с орешками, сухофруктами и прочей ерундой.

Мария (водительский стаж до беременности - 2 года)
Поскольку водить машину я стала задолго до знакомства с мужем и своей агрессивной манерой езды часто выводила его из себя, то теперь он очень удивляется моему новому спокойному стилю и с большей готовностью возит меня. На прямой вопрос "Как ты относишься к моей езде? " отвечает, что пока (1 и 2-й триместр) нормально, а потом посмотрим.

Ирина (начала водить машину во время беременности)
Вообще я не собиралась учиться водить машину. Но в первом триместре у меня был настолько сильный токсикоз, что я просто не могла ездить на метро. К счастью, права у меня были. Поэтому я буквально с первых месяцев беременности села за руль. Дела у меня пошли на удивление легко. Правда, со всех сторон мне в один голос твердили о том, какой сильный стресс связан с управлением автомобилем, да еще в городе... Но один раз, уже на пятом месяце, машина оказалась в ремонте, и я вынуждена была ехать на метро. Вот это был настоящий стресс! Казалось, будто все специально меня пихают, постоянно хотелось прикрыть живот, чтобы никто случайно не попал в него локтем. В вагоне ни один человек даже не подумал уступить место, хотя все разглядывали с явным интересом - беременная или нет? Вдобавок рядом ехал явно гриппозный дядька, который постоянно на меня чихал. В общем, я решила, что в моем положении стресс от вождения ощутимо меньше, чем стресс даже от одной поездки на метро.

Третий триместр

Рита (водила машину до беременности 1 год)
Я всю беременность пережила "на колесах". Не могу сказать, что ощущения сильно отличались от "добеременного" вождения. Немного тяжелее стало к концу срока: живот начал ощутимо мешать влезать-вылезать из машины, иногда ребенок так сильно пинался, что становилось даже больно, и тогда я предпочитала съезжать на обочину, чтобы отдышаться и прийти в себя. На последних месяцах я стала водить намного спокойнее, пришло очень четкое ощущение, что везу не только себя, но и своего малыша. А последний месяц перед родами я уже не рисковала садиться за руль.

Ирина (начала водить машину во время беременности)
Я всю беременность получала огромное удовольствие от вождения. Но чем больше становился мой срок, тем больше я осторожничала. К 30-й неделе я трогалась с перекрестка позже всех, пропускала перед собой всех желающих и ездила со скоростью меньше 60 км/ч. И еще я стала очень сильно уставать от вынужденной неподвижности во время езды. У меня так ныла спина, что все время хотелось как-нибудь повернуться на сиденье, а сделать этого было нельзя. В конце концов я решила оставить машину на приколе до рождения ребенка.

Вика (водительский стаж до беременности полгода)
Ни второй, ни третий триместр я за руль не садилась. Не знаю почему - просто не тянуло или осторожность стала повышенной - сейчас уже трудно судить. Но с удовольствием ездила пассажиром. Правда, были и свои минусы - ремень безопасности «девятки» совершенно не рассчитан на беременное пузо, а потому сильно мешал, давил, причем почему-то именно на мочевой пузырь...

Так водить или не водить?

Как и в любом деле, здесь надо исходить из принципа разумности и постараться выбрать то, что оборачивается для будущей мамы меньшим стрессом. Ведь наибольшие негативные последствия несет с собой именно стрессовая ситуация, и не важно, с чем именно она связана - с нервным напряжением от управления автомобилем или от поездки на метро.

Советует психолог

Если вы не представляете себя не за рулем (сегодня многие женщины управляют автомобилем постоянно и почти профессионально), то вполне можете не расставаться с любимой машиной вплоть до последних дней перед родами. Главное, чтобы вы чувствовали себя в автомобиле спокойно, уверенно и комфортно. Немаловажно, что вождение дает мощный положительный заряд, дополнительный источник радостных эмоций. Кроме того, оно останется одной из немногих привычек "добеременных" времен, а значит, поможет избежать ощущения полной оторванности от прежнего образа жизни, стиля поведения, социального положения. Однако продолжая водить машину, помните о том, что у женщин в положении реакция замедляется, они больше погружены в себя и свои переживания, часто несколько "отстранены" от окружающего. Это значит, что как бы ни был велик опыт вождения, на эти девять месяцев вы должны стать самым осторожным и внимательным водителем на дороге, постараться как можно меньше маневров совершать "на автомате", не рисковать, и, конечно, особенно тщательно выполнять правило "ДДД" - "Дай дорогу дураку!"
Если вы не водили машину до беременности, не советую вам даже пытаться сесть за руль. Начинающий водитель находится в состоянии непрерывного стресса. Складываются такие факторы, как необходимость постоянно держать под контролем сам автомобиль, дорожную обстановку, оценивать и во многом прогнозировать поведение других участников движения, совершать сложные маневры, рассчитывать маршрут. Со временем все необходимые навыки приходят и вождение вместо нервного напряжения начинает приносить удовольствие. Но на начальном этапе это напряжение чрезвычайно велико и совершенно ни к чему ни будущей маме, ни ее малышу.
Ваш случай можно отнести к "промежуточному" варианту? Например, вы водите машину много лет, но во время беременности у вас появились страх, неуверенность Вы вдруг начинаете "замечать" дорожно-транспортные происшествия и болезненно на них реагировать. Это вполне естественно и объясняется тем, что будущая мама ощущает ответственность не только за себя, но и за ребенка, который должен появиться на свет. Можно порекомендовать только внимательно прислушаться к своим ощущениям - если вам кажется, что негативные переживания "перевешивают" удобство и удовольствие от нахождения за рулем, то от вождения лучше отказаться.

Советует врач

Рассчитывайте свои силы. Не стоит садиться за руль, если вы неважно себя чувствуете. Начальные четыре-пять месяцев беременности могут сопровождаться тошнотой, обморочными состояниями, слабостью. Очевидно, что разумная женщина в этой ситуации не сядет за руль.

Во второй половине беременности вы можете столкнуться с проблемой гипотонии (низкое давление - от 80/50 до 100/50) или анемии (головокружение, слабость, обморочные состояния). Может быть, напротив, и высокое артериальное давление (от 130/80 до 150/100) Любые подобные осложнения являются противопоказанием для вождения автомобиля. Разумеется, если на последних сроках вы уже с трудом ходите, не стоит и садиться за руль - а лучше воспользоваться услугами другого шофера.

Существует мнение, что движение ног при нажатии на педали стимулирует избыточный приток крови к малому тазу, что вызывает напряжение матки и может создать угрозу выкидыша. При всей спорности данного утверждения нелишним будет внимательно следить за своими ощущениями. Если вы понимаете, что после поездки за рулем автомобиля тонус матки явно повышается, лучше отказаться от вождения Если же вы чувствуете себя хорошо, то можно продолжать водить машину. Тем более если вы испытываете удовольствие от самостоятельной езды. Во время беременности любые положительные эмоции бесценны, поэтому не старайтесь ограничивать себя "на всякий случай". Безусловным плюсом передвижения на собственном автомобиле является и то, что значительно уменьшается возможность контакта с людьми, страдающими различными инфекционными заболеваниями. А для беременной женщины это очень важно.

Помните о безопасности. Если вы уверенно и комфортно чувствуете себя за рулем автомобиля, то продолжайте водить до тех пор, пока не испытаете ощущение дискомфорта или неуверенности, то вполне можете оставаться за рулем до последних недель.

Доказано, что быстрота реакции беременной женщины ощутимо снижается, поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на стиль вождения. Если вы привыкли к быстрой езде и экстремальным, рисковым ситуациям, то в целях безопасности придется выбрать более спокойный стиль.

Беременные женщины намного быстрее устают. А в случае с вождением автомобиля усталость приводит к снижению внимания и опять-таки уменьшению скорости реакции. Поэтому постарайтесь в этот период не совершать длительных поездок. Чтобы снять неприятные ощущения от вынужденной неподвижности, которая также негативно сказывается на вашем состоянии, через каждые два-три часа останавливайтесь, чтобы с помощью легкой гимнастики восстановить кровообращение и ликвидировать боли в спине. Если вы попали в стрессовую ситуацию, передохните несколько минут, постарайтесь успокоиться и только потом продолжайте движение.

И, конечно, пользуйтесь ремнями безопасности. Чтобы ремень выполнил свою защитную функцию, он должен проходить над и под животом, а не по животу.

Арина Федосова
Статья из журнала "Наш малыш"
февраль 2003 г.