Путешествие на далекие расстояния сейчас трудно представить без авиатранспорта. Самолет является обычным средством передвижения огромного количества людей. Беременные женщины не являются исключением.
Поэтому вопрос о безопасности авиаперелетов при беременности является актуальным. К наиболее важным проблемам относятся преждевременные роды, тромбоэмболические осложнения, воздействие радиации, снижение насыщения кислородом артериальной крови, а также трудно прогнозируемые акушерские осложнения.

Преждевременные роды

В настоящее время не существует научных доказательств того, что авиаперелет во время беременности повышает риск преждевременных родов, рождения маловесного ребенка. Вызванный полетом стресс может рассматриваться как фактор риска, поскольку стресс связан с повышенным выбросом кортикотропин-рилизинг-гормона. При необходимости консультирования беременных с высоким риском для прогнозирования преждевременных родов можно использовать трансвагинальное ультразвуковое исследование шейки матки. Длина шейки матки более 15 мм указывает на низкую вероятность преждевременных родов.

Следует помнить, что преждевременные роды случаются довольно часто, и пациентки должны быть осведомлены об отсутствии возможностей для реанимации новорожденных на борту самолета. Именно вследствие этого некоторыми авиакомпаниями разработаны специальные правила, запрещающие полеты беременным с высоким риском преждевременных родов (например, при многоплодной беременности, преждевременными родами в анамнезе), а также при доношенной беременности.

Так, авиакомпания "Аэрофлот" оговаривает следующие условия: "Беременным женщинам, роды которых предполагаются в течение ближайших четырех недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за 7 дней до начала полета."Вот условия перелетов беременных некоторых других авиакомпаний:

- До 36 недель беременности требуется медицинская справка, после 36 недель полет не допускается - British Airways, Easyjet, British European, Air New Zealand

- Требуется медицинская справка после 36 недель - United Airlines, Delta, Alitalia, Swissair, Air France, Lufthansa

- Не разрешаются полеты после 36 недель - Northwest Airlines, KLM

- Никаких ограничений - Iberia

- Перелет после 34 недель беременности допускается только в сопровождении врача - Virgin

- Не разрешается перелет при многоплодной беременности - Air New Zealand

Тромбозы глубоких вен и ТЭЛА

Риск тромбоза глубоких вен во время длительного авиаперелета увеличивается в 2-3 раза. Симптомный тромбоз глубоких вен встречается с частотой 1:4000-10000, бессимптомный -приблизительно в 10 раз чаще. Кроме того, эти цифры возрастают при очень длительных перелетах, например, из Европы в Австралию.

Риск тромбозов увеличивается преимущественно вследствие длительной иммобилизации пассажиров, а также пониженной концентрации кислорода и низкой влажности воздуха в салоне самолета, употребления алкоголя и большого количества кофе, что приводит к развитию венозного застоя в нижних конечностях и дегидратации.

Тромбоэмболические осложнения при беременности встречаются с частотой 1:1000. Причинами повышенного риска венозных тромбозов во время беременности являются повышение уровня прокоагулянтов и венозный застой в нижних конечностях. Наибольший риск связан с наличием венозных тромбозов в анамнезе и тромбофилии. Не существует доказательных данных, позволяющих провести количественную оценку риска связанных с авиаперелетом тромбозов, однако его увеличение при беременности очевидно.

Консультативным Комитетом Королевской Коллегии Акушеров-гинекологов Великобритании (Royal College of Obstetricians and Gynaecologists) разработаны дифференцированные рекомендации для беременных в зависимости от наличия дополнительных факторов риска и длительности авиаперелета. Длительным считается авиаперелет, продолжающийся более 3 часов.

Всем пациенткам (беременность любого срока и 6 недель послеродового периода) во время перелета необходимо проводить профилактику венозного застоя в нижних конечностях, включающая изометрическое напряжение мышц голени и передвижение по салону самолета по 5-10 минут в час, когда это возможно. Для предотвращения дегидратации рекомендуется употреблять достаточное количество жидкости (вода, сок), ограничить прием кофе, других кофеин-содержащих напитков и алкоголя. Всем беременным при длительном перелете целесообразно использовать компрессионные гольфы.

Воздействие космической радиации

Естественным щитом, препятствующим проникновению космической радиации на Землю, является атмосфера. Но с увеличением высоты защитный эффект атмосферы прогрессивно снижается. На высоте полета современных пассажирских авиалайнеров интенсивность космического излучения в несколько сотен раз выше, чем на уровне моря.

Безусловно, речь идет о так называемых "малых" дозах радиации, которые не оказывают какого-либо влияния на здоровье обычных пассажиров. Вследствие высокой проникающей способности космического излучения дозы радиации, полученные беременной женщиной и плодом, считаются одинаковыми.

Поэтому женщинам, чья профессия связана с полетами, во время беременности не рекомендуется участвовать в длительных перелетах на большой высоте и в определенных широтах, близких к геомагнитным поясам Земли, где риск воздействия космического излучения наиболее высок. Многие авиакомпании предлагают стюардессам временную работу "на земле", как только факт беременности установлен.

Гипоксия

Хорошо известно, что на большой высоте имеет место снижение напряжения кислорода (Pa O2) в воздухе салона самолета, что приводит к уменьшению Pa O2 крови и вызывает развитие соответствующих компенсаторных реакций, которые у здорового человека не выходят за рамки физиологических.

Huch R. изучал влияние относительной гипоксии на организм здоровых беременных в реальных условиях, во время полета, и не выявил каких-либо серьезных отличий со стороны газового состава крови или компенсаторных реакций. При мониторинге состояния плода во время перелета также не обнаружено признаков респираторного дистресса плода.

Считается, что небольшое снижение PaO2 в крови матери во время авиаперелета, как правило, не приводит к развитию выраженной гипоксии плода, т.к. сродство к кислороду у фетального гемоглобина намного больше, чем у гемоглобина взрослых. Таким образом, относительная гипоксия легко переносится как матерью, так и плодом.
Но при некоторых патологических состояниях, например, при анемии тяжелой степени (Hb <80 г/л), снижение PaO2 в крови может достигать критических значений. Поэтому авиаперелеты противопоказаны беременным с анемией тяжелой степени, но могут допускаться при возможности дополнительной оксигенации.

Непредсказуемые акушерские осложнения

В целом, вероятность возникновения состояний, угрожающих жизни матери и плода, во время авиаперелета невелика. Но поскольку на борту самолета отсутствует возможность оказания специализированной медицинской помощи, даже управляемая с точки зрения современной медицины экстренная ситуация может иметь драматический исход. Поэтому при консультировании беременной перед перелетом необходимо учитывать возможность тех или иных осложнений с позиций индивидуального риска.

По мнению экспертов Королевской Коллегии Акушеров-гинекологов Великобритании абсолютными противопоказаниями для перелета следует считать предлежание плаценты, преэклапсию, анемию тяжелой степени. К относительным противопоказаниям относятся преждевременные роды и преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты; анемия средней степени тяжести, низкая плацентация (с 20 недель гестации), наличие кровянистых выделений из половых путей при любом сроке беременности, проведение инвазивных процедур, многоплодная беременность (после 24 недель), неправильное положение плода во второй половине III триместра.

В тех случаях, когда авиакомпания строго не регулирует условия перелета при беременности, т.е. медицинская справка не требуется, женщина должна быть подробно информирована о вероятности или отсутствии индивидуального риска, чтобы правильно принять решение о необходимости перелета и/или избежать необоснованного патологического страха перед полетом.