УЛИЧНЫЕ ИГРЫ - 100 ЛЕТ НАЗАД.

"ЯША"
Дети образуют круг,в центре которого на корточки садится "Яша"."Яша" смотрит на играющих, входит в образ, посылает приветики близким и друзьям. А ребята, взявшись за руки, ходят вокруг и поют:"Сиди, сиди, яша,под ракитовым кустом.Грызи, грызи, Яша, орешки каленые, милому дареные".Затем Яша встает, ему завязывают платком глаза и раскручивают на месте.ребята в это время хлопают в ладоши и поют:"Чок-чок, пятачок,стал наш Яша дурачок. Где твоя невеста? В чем она одета? Как ее зовут? И откуда привезут?"
Все замолкают, яша, раскрыв руки, приближается к игроку из круга. По одежде, прическе, прочим признакам, на ощупь он должен узнать и назвать попавшегося. Если ему это удается, то узнанный заступает на место Яши.Бывший Яша встает в круг.

ДВЕНАДЦАТЬ ПАЛОЧЕК.
Двенадцать коротких палочек укладывают в виде поленницы на одной из сторон небольшой "перекладины-качелей". Дети считалкой выбирают водящего и собираются у "качелей" На счет раз-два-три один из игроков ударяет ногой по свободной стороне планки, после чего все разбегаются и прячутся.
Водящий собирает разлетевшиеся палочки, укладывает их на место и идет разыскивать друзей. Обнаружив кого-то из спрятавшихся, он подбегает к собранной деревянной фигуре, касается ее и выкрикивает" Чур-чура" и имя замеченного. Тот выходит из своего убежища и становится кандидатом в водящие на следующий кон. Он может избежать этого, если один из спрятавшихся выручит его : незаметно для водящего быстро добежит до деревянной пирамиды , коснется ее рукой и скажет :"Палы-палы-выручалы ( палочка-выручалочка ) и назовет имя "отстуканного"
Когда при отстукивании"Чур-чура" имя спрятавшегося названо неправильно, последний выходит из засады и кричит6"Обознатушки-перепрятушки!"Все собираются вместе и кон начинается заново.

БОЯРЕ
В этой игре участвуют 2 команды детей от 6 лет. В каждую входит от 3 до 12 игроков. Составы могут отличаться на 1-2 человека, но по росту и силе должны быть примерно равны.
Дети, взявшись за руки, становятся в 2 цепочки лицом друг к другу на расстоянии 6-10 шагов. По жребию, одна из команд начинает движение к другой. Ребята первой команды шагают ритмично в такт с хоровым пением :"Бояре, бояре, а мы к вам пришли!" Распев идет на мотив "Калинки" Последний шаг делается с притопом почти у фронта второй команды. После притопа первая команда без перерыва возвращается в исходную позицию со словами :"Молодые, а мы к вам пришли.", останавливается и слушает аналогично выстроенный вопрос-ответ другой команды."Бояре, а зачем пришли?", притоп, движение назад :"Молодые, зачем пришли?"Далее команды повторяют действия со словами:
-Бояре, мы невесту выбирать. Молодые, мы невесту выбирать.
_Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?
Команда "сватов" быстро советуется при притопе, расцепляет руки и со словами :"Бояре, нам вот эта мила. Молодые, нам вот эта мила" все игроки дружно указывают на "невесту"и возвращаются на место.
Команда "невесты" вместе с ней отвечает:
-бояре, она дурочка у нас, молодые, , она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Молодые, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плакса у нас. Молодые, она плакса у нас.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Молодые, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.
Количество аргументов зависит от фантазии игроков, главное - сохранять ритм и слаженность. Когда команды истощаются в подборе тем, следует распев команды "невесты": "Бояре, открывайте ворота, принимайте вы невесту навсегда!"
Команда "сватов" особо крепко держит руки, "невеста2 разбегается и пытается разорвать одно из звеньев. Если ей это удалось, она берет за руку одного игрока и увеличивает состав своей команды. При неудаче, невеста присоединяется к команде противника. Затем команды меняются ролями и игра начинается снова

РАЗВЛЕКУШКИ ДЛЯ ОЧЕРЕДИ, " ПО ДОРОГЕ " И Т.П.

Эти игры развивают мышление, способствуют пополнению словарного запаса ребенка, повышению его самооценки.

Самая простенькая : " Кто больше знает…".

Просто посоревнуйтесь с ребенком : кто больше знает круглого? Скажите : " Я знаю круглое колесо, а ты ? Если ребенок ничего не вспомнит, добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите " круглые " слова : мяч, голова, яблоко и т.д. И пусть последнее слово будет за ним.

Итак, кто больше знает…Холодного? Теплого? Зеленого? Поющего? И т.д. и т.п.

Чуть сложнее - " Слова "

Кто больше знает слов на определенную букву? Со временем можно усложнить: кто знает больше животных на определенную букву? Растений? Марок автомобилей? Композиторов? Городов? Вариант игры - каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего.

А вот игра для развития логического мышления - " Найди лишнее ".

Назовите ребенку 3 предмета, относящиеся к одной группе и 1 - к другой так, чтобы разница между ними была очень большой. Например, волк, лиса, медведь, молоток. Волк, лиса и медведь - дикие животные, молоток - инструмент. Ребенок должен выделить группу предметов ( в данном случае - животных ) и назвать лишний - тот, который в эту группу не вписывается. Игру можно постепенно усложнять - называть больше предметов, а лучше - уменьшать между ними разницу. Например, волк, лиса, медведь, заяц. Заяц тоже дикое животное, но он - травоядный, в то время как остальные - хищники. Будьте готовы к тому, что на некоторые такие задачки может быть несколько правильных ответов, скажем, автобус, трамвай, такси, речной трамвайчик. С одной стороны речной трамвайчик лишний, т.к. все остальное - наземные виды транспорта ; с другой - на такси не надо брать билет, а на все остальное - надо. Или арбуз, помидор, банан, персик. С одной стороны, банан явно отличается по форме ; с другой - помидор - единственный овощ. Оба ответа верны, главное, чтобы ребенок мог объяснить свой выбор.

ДЛЯ 4-6 ЛЕТ.

Водящий загадывает слово - предмет обихода, животное, представителя профессии - все равно, лишь бы оно было знакомо всем играющим. На первых порах лучше объявлять заранее, кого загадали. Задача играющих угадать это слово, задавая вопросы, на которые можно ответить "да", "нет", "не скажу" (или "не имеет значения", "не важно" ). Детка учится грамотно задавать вопросы и анализировать информацию. Если заранее не объявляется, к какой группе относится загаданный предмет, то лучше начинать игру с вопроса " Это рукотворное?" или вроде того, чтобы было от чего оттолкнуться.

"Продолжи фразу"

Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет ( например, небольшой мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь.
Суть : вы начинаете предложение, ребенок ее заканчивает. Скажем, так :
Зимой идет снег, а летом….. и кидаете ему мяч ( передаете варежку и т.п.).Ребенок отвечает и возвращает вам мячик.
Яблоки растут на дереве, а морковка……
Слон большой, а таракан……..
Во Франции говорят по-французски, а в Англии…..
И т.д. Вариантов - тысячи.
"Продолжи слово"
Похожая игра. Вы говорите первый слог , концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз давать одно начало, но договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пускай теперь он придумывает начало, а вы - конец. Хорошая возможность пополнить словарный запас.

"Антонимы"

Вы говорите ребенку слово, он сходу придумывает антоним ( заодно объясните, что это такое ). Скажем, холодный - горячий, мокрый - сухой, длинный - короткий ( а не маленький! Верно маленький - большой )

"Профессии"

Вы задаете ребенку вопрос : " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" ( разобрать разницу ), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.