ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ.
Одна из самых известных развивающих игр - " Кто летает? "
Выбирается ведущий. Он спрашивает : " Ворона летает ? ", " Самолет летает ? ", " Дом летает ? ". Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной - да/нет или машем руками/не машем. Если игра на площадке, где есть лесенка, при ответе " да " можно подниматься на одну ступеньку вверх. Можно просто шагать вперед. Игра прекращается, когда играющие дойдут до определенного места ( об этом договариваются заранее ).
Похожие правила у игры " Съедобное - несъедобное ".
У водящего в руках мяч, он бросает его играющим, выкрикивая при этом слова в произвольном порядке. Если слово " съедобное ", мяч надо поймать, если нет - оттолкнуть или просто не ловить.
Вариант игры - "бывает - не бывает". Водящий бросает мяч играющим, выкрикивая действия каких-либо предметов, Скажем, " поезд едет, яблоко висит, стол летает….". Если такое бывает - игрок ловит мяч, если нет - отталкивает.
Еще одна игра с мячом - " Я знаю 5 имен…"
Ударяя ритмично мячом об асфальт ( пол ), нужно на каждый удар произносить по одному слову. Например : " Я- знаю-5-имен-девочек: Катя-Маша-Сима-Наташа-Света ". Тут мячик можно взять в руки, а можно продолжать без перерыва : " Я-знаю-5-имен-мальчиков:Саша-Вова-Петя-Дима-Миша ".Имена, разумеется, могут быть любыми. Далее можно продолжить: " Я-знаю-5-животных…Я знаю 5 видов посуды…Я знаю 5 родственников…" и т.д. Начинать игру надо не с пяти слов, а с одного, потом прибавьте еще одно и т.д. Здесь приходится произносить слова в быстром темпе, отвлекаясь на действия с мячом. Это довольно сложная игра.
" Караси и щука"
Выбирают одну или двух щук ( по желанию или по считалке ). Остальные - " караси " - должны перебежать с одного конца площадки на другой и не быть " пойманными " ( осаленными ) " щуками ". Те, кого поймали, берутся за руки, образуя круг посреди площадки - " корзинку ". Теперь караси могут спрятаться в " корзинке " - " щукам " в нее не пробраться, но они, обычно, подстерегают " карасей " на выходе из убежища. Пойманные " караси " становятся частью " корзинки ". Игра заканчивается, когда пойман последний " карась ".
"Садовник".
Выбирают ведущего, он - садовник. Все остальные - цветы в саду. Каждый выбирает сам, каким он будет цветком и сообщает об этом садовнику и остальным играющим. Когда все сделали выбор, игра начинается.
Садовник:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели,
Кроме…..
И называет одного из играющих. Задача играющих - не пропустить, когда назовут его цветок и вовремя ответить:
Ой!
Садовник :"Что с тобой?"
"Цветок" :"Влюблен(а)!"
Садовник :"В кого?"
"Цветок" :"В….. и называет другой из играющих цветов или садовника.
Тот, кто не среагирует вовремя и пропустит свой цветок, становится садовником и игра начинается сначала.
Прорвись в круг".
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Их задача - не пропустить в круг водящего. А задача водящего - попасть в круг любыми средствами - силой, хитростью и т.д. Эта игра развивает не только сплоченность, позволяет попробовать разные способы поведения, позволяющие влиться в группу, но и помогает почувствовать свое отношение к изолированности, отверженности и к причастности к группе. Только обязательно радостно реагируйте на принятие в круг каждого нового члена.
Еще игра на внимание. Все сидят на стульях, ведущий говорит подряд любые слова. Заранее надо договориться, что при назывании, скажем, растений, надо хлопнуть в ладоши. Игру можно усложнить, если добавить второй признак- например, растения - хлопок, животные - приподняться со стула.