«Колокольчик»

Одному ребенку дается в руки колокольчик. Он ходит, звонит и поет со всеми играющими:

У меня в руках колокольчик,
Веселый колокольчик.
Диги-диги-дон,
Диги-диги-дон,

Отдаю его я… Саше (называет имя выбранного ребенка, садится на свое место, и ведущим становится этот ребенок).

Во время песенки можно еще и ритмично хлопать в ладоши, на усмотрение воспитателя, можно и усложнять ритм, например, на слова «Диги-диги-дон». Вообще, небольшое разнообразие в уже известной игре всегда интересно детям, особенно в подготовительной группе.

Игра «Синий домик» называется так по цвету ткани, под которую прячется кто-то из детей, пока остальные сидят с закрытыми глазами. Она также может называться и «Красный домик», и «Желтый», только бы слова в тексте песенки попадали в ритм стихотворения:

Раз, два, три – не зевай,
В синий домик полезай.

С этой песенкой воспитатель выбирает кого-нибудь из детей, тот приседает на корточки или ложится в центре круга, и его накрывают тканью. Затем поется: «Посмотри поскорей, кто там из твоих друзей», и все открывают глаза, а ведущий должен отгадать, кого не хватает, кто сидит «в домике». В эту игру интересно играть, если вас больше 5 человек. Если у ведущего ребенка не получается отгадать, то можно попросить, чтобы из «домика» показалась ножка или ручка. Радость угадывания у детей неописуема.

Осенью игра ожидания «Корзиночка» интересна по-своему. В небольшую корзиночку можно положить разные плоды: и с огорода (фрукты, овощи), и лесные (орехи, ягоды), и полевые (например, колоски разных злаков). Все это накрывается платочком, и ведущий ребенок ходит опять же с песенкой:

Я по городу хожу
И корзиночку несу.
Ну-ка, глазки закрывай,
Что несу я – угадай.

Понятно, что вначале ребенок ходит, а потом перед кем-нибудь останавливается, тот закрывает глаза, и в руки ему ведущий дает какой-нибудь плод. Детям младшего возраста трудно держать глаза закрытыми, поэтому им можно разрешить опустить ручку в корзиночку, под платок, и там уже дать на ощупь угадать. В этой игре плоды можно еще и рассортировать. Допустим, в первую неделю сентября класть только орехи, во вторую – только фрукты, в третью – овощи, и т. д. Так дети постепенно, через игру, без натаскивания и зубрежки смогут научиться отличать овощи от фруктов, увидеть разнообразие плодов, прочувствовать изобилие земных даров.

«Веревочка»

В другой игре не обойтись без мягкой веревочки. Ее концы должны быть связаны в такой узелок, который бы полностью помещался в кулачке даже самого маленького ребенка группы. Дети сидят в кругу, держат обеими руками веревочку, а в центре – ведущий с закрытыми глазами. Дети перебирают по веревочке руками так, чтобы она равномерно двигалась по кругу (никто не спешит и не задерживает), и поют:

Ты, веревочка, крутись,
Ты, веревочка, вертись.
Узелок, остановись,
В мою ручку попадись.

Как только песенка кончилась, тот, к чьему кулачку ближе узелок, прячет его. Остальные игроки продолжают держать веревочку в своих кулачках. Ведущий открывает глаза и дотрагивается до кулачков. При этом игроки их разжимают и отпускают веревочку; и так до тех пор, пока не найдется узелок.

Так получилось, что эти игры нам кто-то уже показывал. А вот игра «Воробей», в которую можно играть на Благовещение, сложилась неожиданно. Были взяты строчки из стихотворения, придумана мелодия, а правила уже известны: по голосу надо определить человека. Итак, выбирается один ведущий, который садится спиной к игрокам. Взрослый или другой ребенок поет песенку-считалку:

Воробей, воробей, не боишься ты людей.
Только мы гулять пойдем,
Всюду мы тебя найдем.

Тот, на ком остановилась считалка, подходит к ведущему со спины и кладет ему руки на плечи. Это служит сигналом к тому, чтобы ведущий сказал: «Воробей, чирикни!» Игрок говорит: «Чирик-чик-чик!», и по голосу ведущий угадывает, кто это.

В «Воробья» лучше всего играть в апреле, когда дети уже хорошо знают друг друга. Поэтому угадать, кто «чирикает», для них, как правило, не проблема.

В нашей группе уже традиционным рукоделием стало валяние мячиков. Они получаются небольшого размера, с кулак взрослого человека, красивые, так как валяются из разноцветной шерсти, но не прыгучие. И пока мячики «живут» в группе, им тоже находится место в своей игре ожидания. Название у нее соответствующее – «Мячик», и начинать ее можно даже с одним ребенком. Выбирается любое детское стихотворение современных поэтов, например, «Мой веселый звонкий мяч» А. Барто, или «Про чижа» С. Маршака, или Б. Заходера, и под текст этого стихотворения ритмично бросается мячик воспитателем – ребенку и обратно. Конечно, взрослому надо рассчитать расстояние, которое будет пролетать мяч, так, чтобы оно было посильно для любого ребенка. Эту игру можно немного усложнить: после падения мячика начинать текст всегда сначала. Во-первых, это развивает у детей сосредоточенность и внимательность, а также пробуждает интерес – чем же закончится это стихотворение; во-вторых, при повторе быстрее запоминается текст. Несомненно, что ребенка в этой игре еще очень радует свалянный мячик, приятный на ощупь, теплый, красивый, сделанный собственными руками. И когда даже самые медлительные дети слышат «Мой веселый звонкий мяч, ты куда…», они изо всех сил стараются сделать все побыстрее, чтобы успеть тоже поиграть с этим замечательным мячиком.

В жизни нашей группы также нашлось место мини-играм ожидания: загадкам и скороговоркам. В них мы играем после прогулки. Путь от площадки, где дети гуляют, до входных дверей не очень близок и неинтересен. И чтобы ребята его быстрее преодолевали, воспитатель у дверей начинает загадывать загадки или кому-нибудь предлагает их загадывать. Это не обязательно уже известные или сложные загадки. Загадкой для малышей может быть и простое предложение типа: «Был на дереве, а осенью полетел – желтый, красный, красивый», - или вопрос: «Что под нашими ногами?» Желающих загадывать потом становится так много, что приходится даже ограничивать: «Только три загадки».

А вот «волшебным ключиком», которым открывается дверь в сад, стали скороговорки. Выбирать советуем не очень длинные, соответствующие времени года или грядущему празднику. Лучше всего проговорить их сначала воспитателю, но в первые дни медленно, правильно и отчетливо произнося слова, а потом можно и побыстрее. Этот же ритм нужно пытаться сохранить, проговаривая вместе с детьми. Но злоупотреблять их терпением не стоит. Достаточно одного-двух раз, и…

«Вот ключик поворачивается,
Дверь в садик открывается».

Сладкий перекус

Всем известно, как дети любят сладкое. Вот и в жизни нашей группы семейного воспитания есть очень «сладкий» момент под названием «перекус».

В течение года, а особенно в сентябре, когда дети привыкают к детскому саду, им всегда хочется взять с собой туда частичку дома. Как правило, это игрушки, которые в группе становятся «яблоком раздора». Было предложено родителям это символическое «яблоко» заменить настоящим, т.е. дать с собой идущему в группу ребенку любой фрукт или овощ, который потом режется и делится на всех поровну. И вот, когда уже все наигрались, вволю позанимались рукоделием, в группе все убирается, ставится на свои места, дети моют руки и садятся за стол, на котором уже стоят блюдца с нарезанными и разделенными на всех гостинцами. Их много. Как же раздать, с кого начать, чтобы никому не было обидно? Для этого тоже нашлась игра, предложенная одним из первых воспитателей. По считалке выбирается ребенок, которому дается блюдце с вопросом: «Эта тарелочка кому?» Он называет кого-нибудь из сидящих за столом, и тому отправляется «лодочка» с «перекусом» и вопросом: «А эта тарелочка кому?» В начале года эта игра помогает быстро всем перезнакомиться: и взрослым, и детям. И считалки идут в ход тогда легкие и веселые, например:

Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!

Или:

Катилась торба
С великого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, вода, пшеница!
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей!

В нашей группе одна и та же считалка проговаривается две-три недели, и за это время ее успевают выучить все, «от мала до велика». И подбирать мы их стараемся в соответствии со временем года или грядущим праздником. Можно взять и какое-нибудь логопедическое стихотворение:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый двор, желтый дом,
Все желтым-желто кругом.
Желтизна, желтизна -
Значит, осень, не весна.

Ближе к весне всегда становится видно, как повзрослели дети в группе. И тогда вместо считалки перед «перекусом» идут более сложные, серьезные стихотворения:

В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады –
Спасибо за наряды.
Пушистыми и белыми
Зима наряды сделала,
И для лесов, и для полей, -
Пускай им будет потеплей.

Или считалка на Пасху:

Сосны в бархате зеленом
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

А эта полюбилась всем в мае:

Зеленое, зеленое сегодня все вокруг.
Зелеными травинками
Шумит зеленый луг.
Зелеными тропинками
Ребята в лес идут.
Зеленые кузнечики
Им песенки поют.

Понятно, что несколько дней подряд «считает» детей кто-нибудь из взрослых, а потом уже можно предоставлять слово тому, кто ее уже запомнил. Так незаметно наполняется память наших детей стихотворениями и современной, и классической, и русской народной поэзии.

По материалам портала "Русская цивилизация"