Мальчик – тоже человек!
В поведении, занятиях, интересах и даже мышлении – во всем этом видно традиционное стереотипное разделение на мужское и женское. Однако любые стереотипы приводят к жесткому и негибкому поведению. А отсутствие гибкости в мире, требующем разнообразного реагирования на не менее разнообразные ситуации, является большим недостатком, да и просто мешает жить. Мужчина-защитник, безусловно, необходимая и полезная, но не единственная мужская роль. К тому же происходит своеобразное отождествление силы и мужества исключительно с внешними атрибутами: мускулами и оружием. Но мужчина может обладать наравне с чисто мужскими качествами, также качествами, традиционно приписываемыми исключительно женщинам (эмоциональностью, тонким чувствованием других людей и т.д.) и при этом однозначно считать себя мужчиной и оцениваться другими людьми как мужчина. К тому же во многих профессиях – врач, учитель, актер – эти, так называемые женские качества, абсолютно необходимы. Человек, мужчина или женщина, – существо целостное, поэтому не имеет смысла противопоставлять друг другу, к примеру, интеллект и эмоции. Разные игрушки, объединенные общей игрой, как раз и дают возможность целостного развития. При выборе же игрушки ориентироваться следует не столько на пол, сколько на возраст ребенка.
Игрушки разные нужны, игрушки разные важны
Появление куклы в руках у мальчика часто встречает негативную реакцию и даже пугает родителей. Дети же с самого раннего возраста подстраивают свое поведение в соответствии с требованиями и ожиданиями взрослых. Поэтому мальчики перестают интересоваться куклами, а сосредотачиваются исключительно на технике и конструкторах. Однако кукла не может превратить мальчика в девочку или сделать его слишком мягким и женственным. Если же у ребенка есть те или иные проблемы с развитием пола, то запретами на игры с куклами их не решить.
Начиная с младенческого возраста мальчикам, как и девочкам необходимы разнообразные куклы. Вначале это могут быть – куклы-неваляшки и матрешки. Ближе к году можно предложить традиционного пластмассового или мягкого набивного пупса, о котором нужно заботиться: кормить, баюкать, купать и т.д. Конечно, кукле-младенцу нужен хотя бы минимальный набор одежды, лучше с застежкой-липучкой, и другие самые необходимые аксессуары. Кроватку или какое-нибудь «спальное место» легко сделать из подручных материалов, например, из конструктора. Коляску же лучше купить. Мальчики, видя на улице девочек с игрушечными колясками, часто требуют себе такую же игрушку. Кто-то потом с удовольствием катает в ней пупса, а кого-то коляска больше интересует как своеобразное транспортное средство.
С 2-3 лет предложите малышу небольших от 5 до 18–20 см куколок для разыгрывания разнообразных сюжетов. Сначала пусть это будут простые с едва намеченными лицами мальчик и девочка или целая семья. Такие достаточно открытые персонажи по необходимости в игре могут иметь широкий спектр ролей. Хорошо, если у таких фигурок двигаются ручки и ножки. Лет с 4-5 лет можно добавить в набор кукол с определенными ролями: солдатиков, врачей, пожарных и т.п.
Мальчикам в этом возрасте необходимы и куклы-мальчики, что, однако, не означает, что у куклы должны быть явно выражены половые признаки. Вполне достаточно общего впечатления, которое производят лицо и одежда. Такая кукла от 25 до 40–50 см, по внешнему виду близкая к ребенку по возрасту – и друг, и защитник, и своеобразное зеркало, через которое малыш учится общаться, понимать себя и других людей, что способствует развитию самосознания.
Безусловно, для игры с куклами понадобится и кукольная утварь. Однако, не обязательно покупать большие наборы, например, для игры в кухню или магазин. Вполне достаточно минимального набора посуды, весов и т.п. Для всего остального можно использовать предметы-заместители: детали конструкторов, природный материал и т.д.
Не смотря на явно негативное отношение к куклам в руках мальчиков, многие родители, тем не менее, покупают своим сыновьям разнообразных персонажей современных детских и не очень детских фильмов и мультиков: бетменов, человекопауков и им подобных, которые, по сути, не что иное, как куклы. Однако необходимость таких персонажей как раз вызывает большие сомнения. Любая кукла – образ человека. Вольно или невольно малыш отождествляет себя с ней, а также впитывает представление о том, каким вообще должен быть человек: хорошим или плохим, добрым или злым, как он действует в разных ситуациях и т.п. Куклы-оборотни (не паук, но и не человек) в этом смысле являются не самыми лучшими примерами для подражания. В играх с ними часто происходит выхолащивание сюжета, т.к. дети не улавливают сложные перипетии не всегда детских фильмов. Они «берут» только действия – а это силовая борьба. Причем кто плохой, кто хороший непонятно, да и неважно.
Мальчику также нужны мягкие игрушки. Небольшого размера мишки, собачки и т.д. могут быть героями как любимых сказочных, так и бытовых сюжетов. К тому же, такая игрушка поможет малышу в трудных для него ситуациях. Поход в поликлинику, привыкание к детскому саду пройдут менее болезненно с любимым мишкой или щенком. Для ребенка в этом случае – это некая поддержка в незнакомой обстановке, осязаемая опора и защита. Поскольку всякое расширение обитаемого пространства, является стрессом, такие игрушки одинаково необходимы как мальчикам, так и девочкам. Мальчики, как и девочки, имеют право, на переживание и, главное, выражение чувств, например, боли или страха. Не запрещайте малышам плакать и ни в коем случае не стыдите их за это.
Кроме кукол и мягких игрушек мальчикам, как и девочкам необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах, с шитьем и вязанием. Это, традиционно «немужское» занятие, очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
«Мужские игрушки»
Более детального рассмотрения заслуживают традиционные «мужские» игрушки.
Первое, что обычно приходит на ум в связи с мужчинами – это разнообразная техника. Количество ее в магазинах просто огромно: готовая или собираемая из деталей, с радиоуправлением и без, всякие машинки, поезда, строительные, плавательные и летательные аппараты.
Простые деревянные машинки, с прорезью для руки и крутящимися колесами и небольшие плавающие лодочки могут появиться у малыша уже в 7-8 месяцев. В раннем возрасте хороши машинки с кузовом, в которые можно складывать, а потом перевозить все, что мужской душе угодно. Обогатить и разнообразить игру с машинками помогут все те же небольшие куклы и звери, которых для начала можно перевозить куда-нибудь или просто катать. Поэтому, покупая машину и персонажей для игры, следует соотносить их размеры между собой.
Мечту многих взрослых мужчин – действующие железные дороги и гоночные трассы, а также радиоуправляемые машинки, вертолеты и подобные им игрушки, «живущие своей особой жизнью», не стоит покупать дошкольнику. Такие игрушки не требуют работы воображения и оставляют ребенку лишь роль наблюдателя. Они подойдут скорее младшим школьникам, которые уже могут справиться со сборкой сложных моделей, со знанием дела будут их коллекционировать и устраивать соревнования.
По-прежнему не стихают споры вокруг оружия. Полностью оградить от него ребенка, скорее всего не удастся, да это и не нужно. Игра – способ познания реальности, через нее дети осваивают смыслы человеческих взаимоотношений, в том числе и в такой реальности как война. Сейчас к традиционной игре в войну добавились или полностью заменили ее новые игры: в милицию, в бандитов и т.п. Вопрос в том – с чем ребенок играет, как играет, и есть ли вообще возможность с этим играть. В настоящее время появляется все больше игрушечного оружия со всякими эффектами: от включения фонарика и звуков при стрельбе, до выпускаемых игрушечных пуль, стрел и т.п. Например, меч, который при ударе звенит (издает звуки как в компьютерной игре), а на его кончике загорается лампочка. Скоро, по-видимому, ребенку не придется, и махать таким мечом, как уже нет нужды самостоятельно изображать или представлять звуки битвы.
Наблюдается также тенденция ко все более детальному воспроизведению реального оружия. Действия с такими игрушками часто уже не назовешь игрой: таким оружием и пораниться можно! Игра превращается в упражнение в стрельбе. В таких занятиях воображение ребенка не работает, социально-эмоциональная сфера не развивается. Похожее до мелочей на реальное, такое оружие сосредотачивает ребенка на процессе стрельбы и не дает возможности развивать какой-либо сюжет. В этом смысле лучше внешне не такие эффектные, простые пластмассовые или деревянные сабли и пистолеты. В данном случае условность оружия – необходимое условие существования игры, когда ребенок может сосредоточиться на главном – человеческих отношениях, а не бессмысленно бегать и стрелять. Поэтому не стоит покупать игрушечное оружие детям до 4-5 лет : до этого возраста оно вряд ли сможет быть атрибутом игры, а будет скорее самостоятельной ценностью.
Любимой и вполне одобряемой деятельностью для мальчиков является конструирование. Недавно появившиеся в магазинах мягкие конструкторы из ковролина подойдут малышам от 2 лет. Такое конструирование – аналог аппликации: на основу с помощью липучки крепятся отдельные детали. Хорошо если из предложенных деталей можно собрать что-нибудь живое: котиков, птичек, мышек и т.п., тогда есть возможность сочинить сказку с получившимся персонажем. Маленькие дети также любят играть такими изображениями как игрушками.
Простые кубики из пластмассы, ткани или дерева, можно предложить малышу еще до года, а к полутора годам приобрести строительный набор из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой набор с большим количеством деталей будет интересен ребенку на протяжении всего дошкольного периода.В этом же возрасте подойдет и пластмассовый блочный конструктор со скрепляемыми довольно крупными (6-8 см) деталями, типа «Лего». Детям от трех лет подойдут такие конструкторы с более мелкими (3-4 см) деталями.
Разнообразные конструкторы также хорошо дополнить небольшими, удобными для ручки ребенка фигурками людей и животных. Можно подыскать готовый набор в магазине, но его легко создать самому из любого конструктора и куколок. Вначале это могут быть те же мальчик и девочка (семья) и какие-нибудь нейтральные наборы с животными: зоопарк, ферма. Постройте домик или целый город, поселите там кого-нибудь. Покажите малышу, как «разговаривают» люди и животные, что они могут делать: гулять, ходить в гости друг к другу, работать и т.д. Все зависит от вашей фантазии и интереса. Скоро вы увидите, с каким удовольствием будет играть ваш малыш.
Для мальчиков 5-7 лет в магазинах предлагают тематические наборы с традиционными мужскими ролями: полицейский патруль, пожарная команда, спасатели и т. п. Они содержат здания, соответствующую технику и фигурки людей в форме для разыгрывания сюжетов на предлагаемую тему. Есть такие же наборы с викингами, пиратами, героями мультфильмов и фильмов.
Сейчас в продаже есть игрушечные наборы различных инструментов: детские верстаки с электрическими отвертками, наборы строительной и автомобильной техники. Такие аналоги реальных предметов, по сути, не являются игрушками: игра это не тренировка навыков, а постижение смыслов человеческих отношений. В игре при необходимости любая палочка может стать нужным инструментом: и пилой, и отверткой, и дрелью. Навыки же лучше отрабатывать в работе с настоящими инструментами. К тому же покупать такие большие наборы не имеет смысла, так как некоторые конструкторы, например с болтовым соединеним, содержат инструменты, отвертку и гаечный ключ, которых может быть вполне достаточно малышу.
В заключение хочется повторить: покупая игрушку, не основывайте свой выбор на жестком разделении игрушек только для мальчиков или для девочек. Трудно бороться с собственными стереотипами, еще труднее с чужими. Тем более что вокруг много «доброжелателей», всегда готовых сделать замечание, дать единственно верный совет или просто ляпнуть что-то вроде: «А ты чего, детка с куклой? Ты же мальчик!» Однако, жестко ограничивая своего малыша, вы сужаете возможности для его нормального человеческого развития. Это, кстати, относится и к девочкам
Шеина Е.Г.
Журнал "Мама и малыш"