Что сначала, что потом?
Учить крошечного карапуза разбираться в часовых и минутных стрелках – занятие не то, чтобы совсем бесполезное, но мало эффективное. Обычно большинство ребятишек до 6-7 летнего возраста не в состоянии точно определять время по часам со стрелками. Да и время для малышей течет несколько иначе, чем для нас, взрослых. Значит ли это, что знакомство со временем нужно отложить до старшего дошкольного возраста? Вовсе нет. Просто начинать стоит не со стрелок, а с понятия времени вообще. И вводить такие понятия имеет смысл как можно раньше. Любая мама знакомит малыша со временем в процессе повседневных бытовых занятий и игр, иногда даже не подозревая об этом. Мы говорим, возвращаясь с прогулки: "Сначала разденься, потом помой ручки". Или: "Сначала помой ручки, а затем садись за стол". И, конечно, так: "Давай сначала уберем игрушки, а потом я почитаю тебе книжку". Постепенно, после большого количества повторений, малыш усваивает, что все события в жизни происходят последовательно. Так и есть. После ночи всегда наступает утро, и нужно СНАЧАЛА проснуться, ПОТОМ умыться, а еще ПОЗЖЕ позавтракать. Потом будет день, а за днем неизменно – вечер и ночь. Меняются времена года и нельзя сразу после новогоднего праздника отправиться на дачу, чтобы загорать и купаться в реке, как бы сильно этого не хотелось. За зимой сначала наступит весна, а только потом придет любимое и долгожданное лето. Только не забывайте почаще говорить об этом с малышом, обращайте его внимание на последовательность событий. Даже самые обыкновенные фразы "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи" помогут ребенку быстрее разобраться во времени суток. Наши малыши немного похожи на первобытных людей, которым еще не знакомы часы. Для них время суток определяется движением солнца: если на улице темно, значит ночь, если небо начало светлеть – наступает утро, а когда опять начнет темнеть – придет вечер.
Множество последовательностей можно отыскать в сказках. Первые сказки малыша – мудрейшее народное изобретение. Возьмите любую – и вот вам готовая последовательность. Сначала Колобок испекли, потом он полежал на окошке, потом покатился по дорожке, затем встретил Зайца… А с кем Колобок повстречался до Медведя? А кого он встретил раньше: Лису или Волка?
Живая природа – это тоже сплошные последовательности. Будет здорово, если вы с малышом посадите в цветочный горшок несколько подсолнечных семечек и понаблюдаете, что произойдет: сначала мы посадили семечко, потом оно проросло. Поговорите с малышом о том, как растут колосья, как из зерен делают муку и пекут хлеб. Рассмотрите картинки о развитии бабочки, рыбки, лягушки, цыпленка. Очень полезно рассматривать альбом с фотографиями малыша. Можно даже смастерить самодельную "книжку о времени", куда вклеить последовательно фотографии ребенка: вот он только родился, вот научился ползать, сидеть, ходить, первый день рождения и т.д. Словом, подойдут любые примеры, где последовательность соблюдается всегда и можно сказать однозначно, что было сначала, а что потом.
Назад в будущее
Следующим этапом знакомства со временем станет понятие прошлого, настоящего и будущего. Для этого, опять же, не требуется никакого специального материала, а только активные беседы с малышом. Сначала приведите несколько примеров из жизни самого крохи. То, что происходит с нами сейчас – это настоящее. Мы с тобой разговариваем – это настоящее. Мы вместе сидим на диване – это настоящее. Кошка на нас смотрит – это тоже настоящее. То, что было с нами когда-то – прошлое. В прошлом мы ездили на море, были на даче, жарили в лесу шашлыки, ходили на день рождения к твоей подружке, писали письмо Деду Морозу и наряжали елку, помнишь? А то, что пока еще не произошло, но произойдет с нами сегодня вечером, или завтра, или через год, называется будущим. Давай подумаем, что будет с тобой в будущем: у тебя будет День рождения, мы поедем в зоопарк, ты пойдешь в школу и т.п. Когда ребенок немного усвоит эти непростые понятия, предложите ему привести свои примеры, а затем поиграйте в игру. Если вы называете событие из прошлого, малыш делает шаг назад. Если из будущего – шаг вперед. Если это то, что происходит сейчас – подпрыгивает.
Взрослый человек может более-менее реально оценивать различные промежутки времени. Даже не имея часов, мы можем сказать приблизительно, который сейчас час и с точностью до нескольких секунд определить минуту. Малыши же этой способности лишены. Для них секунда, минута, час – всего лишь слова, абстракция, не имеющая реального смысла и ощущения. Но они страстно хотят во всем этом разобраться. Сколько раз бывало, что вы говорили малышу: "Подожди минутку!" Когда же вы, через полчаса, наконец, отрываетесь от своих дел, кроха интересуется: "Это и есть минутка?" Но мы можем детворе помочь, связав тот или иной промежуток времени с конкретным действием. Такие ассоциации дадут малышу первоначальное представление о временных промежутках. Например, что мы можем успеть сделать за секунду? Можем хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, сказать быстро слово "секунда", высунуть и спрятать язык, укусить яблоко. Вот, в ладоши хлопнули – и секунда прошла. А если хлопнуть в ладоши 60 раз подряд – пройдет минута, потому что в минуте целых 60 секунд! Что же можно успеть за минуту? Сосчитать до 60, рассказать стишок, спуститься по лестнице или дойти от подъезда, скажем, до киоска. А что же такое час? А час – это 60 минут и сделать за час можно очень много. Например, посмотреть длинный мультик, или прочитать книжку, или доехать до папиной работы, или сделать красивую аппликацию.
Хорошим тренажером станет таймер. Его здорово заводить на определенное время и наблюдать, что можно сделать за это время. Например, поэкспериментируйте, успеет ли малыш поужинать за 10 минут, сможете ли вы вместе с крохой нарезать салат за 5 минут и сколько дождевых капелек можно нарисовать за минуту.
Три месяца – лето, три месяца – осень…
Рано или поздно любой малыш запомнит, что существует 4 времени года и 12 месяцев. Но наша задача не просто "вызубрить" и рассказывать, как скороговорку "январь, февраль, март…", а осознать смену времен года, понять, какие же изменения происходят вокруг нас. Лучшим учебником станут не столько умные книжки, сколько прогулки и наблюдения. Где же еще заметить смену времен года, как не на улице?
Для того, чтобы ребенку стало понятней, что же такое времена года, выберите одно какое-то место во дворе или в ближайшем парке, приходите туда раз в месяц, и внимательно рассматривайте, что же происходит с деревьями, травой, насекомыми, какого цвета небо, низко или высоко поднимается солнышко, во что одеты люди. Можно делать фотографии знакомого уголка двора в разные времена года и внимательно рассмотреть их с малышом, сравнить между собой. Очень важно, чтобы на фотографиях или картинках было запечатлено одно и то же место. Тогда разница будет особенно заметна.
В продаже можно отыскать всевозможные настольные игры и пособия, которые помогут малышу познакомиться с временами года. Но полезную игру не сложно смастерить и самостоятельно. Конечно, стоит привлечь к ее изготовлению и будущего игрока. Запаситесь ножницами, старыми журналами, рекламными проспектами, книгами, открытками. Внимательно просмотрите все это и вырежьте подходящие картинки, которые могут характеризовать каждое из четырех времен года: весенние цветы и скворечник, одежда и обувь, пляжные зонтики и зонты от дождя, новогодние елки и мишура, коньки и санки, игрушки для песка и надувные круги и многое-многое другое. Теперь наклейте по одной картинке на бумажные карточки (подойдет пачка бумаги для записей), и игра готова. Способов игры можно придумать много. Самый простой – разложить карточки на четыре кучки по временам года. Например: снежинки, снеговик, заснеженный лес, теплая шапка, малыш на санках, белый зайка, елочные шары – это зима, а желтый лист, зонтик, спелый виноград, плащ-дождевик, грибы – это осень. Можно из листов картона сделать четыре большие карты, разделив их на клеточки по размеру ваших маленьких карточек. На большие карты наклейте соответствующую картинку-символ. Например: подснежник (весна), бабочка (лето), желтый лист (осень), снежинка (зима). Каждый игрок получает одну большую карту определенного времени года. Если вы играете с малышом вдвоем, можно взять по две карты. Теперь отбираем нужное количество маленьких карточек, перемешиваем их и кладем картинками вниз. Каждый игрок по очереди берет карточку. Если картинка на ней подходит к его времени года, он называет картинку, объясняет, почему эта картинка его ("Зонтик – осень, потому что осенью часто идет дождь") и кладет в свободную клетку своего игрового поля. Выигрывает тот, кто первым собрал все свои карточки.
Купите парочку бумажных кукол с "одежками", вырежьте их и поиграйте с малышом в игру "куколки собираются на прогулку". Представьте, что на улице зима или лето. Предложите малышу одеть кукол соответственно сезону.
Не забудьте прочитать сыну или дочурке сказки "Двенадцать месяцев" С. Маршака и "Синичкин календарь" В. Бианки. Они здорово подходят к нашей теме времен года. Маленькая синичка в сказке Бианки похожа на самого малыша. Она никак не может понять, что же такое "январь и календарь". Но каждый месяц несет с собой удивительные превращения, и постепенно наука о временах года уже не кажется такой "мудреной". Попробуйте и вы вместе с малышом не только читать сказку, а и делать маленькие открытия вместе с синичкой. Отправляясь на прогулку и во двор, и в лес, и к реке, поищите приметы начинающейся весны или приближающегося лета. Читайте побольше стихотворений о временах года. Так и названия месяцев легче запомнятся.
Январь
Наступает новый год,
В гости к нам январь идет.
Огоньки на елках ярки,
А под елками – подарки.
Февраль
В феврале трещит мороз,
Щиплет щечки, щиплет нос.
Хватит нас, мороз, пугать!
Все равно пойдем гулять!
Март
Март настал, а снег лежит,
И метель еще кружит.
Но синичка у окна
Нам поет: "Пришла весна!"
Апрель
Весело щебечут птицы,
И ручей весенний мчится.
С крыши капает капель.
Значит, к нам пришел апрель.
Май
Май деревья разодел.
И когда же он успел?
А потом раскрасил вдруг
Одуванчиками луг.
Июнь
Мы пришли в июне в лес.
Что за чудо из чудес?
Он с утра росой умылся,
Земляникою укрылся.
Июль
Любим в море мы купаться
И морской волной плескаться
Как дельфины и киты.
Эй, июль, ныряй и ты!
Август
Август – месяц самый вкусный:
Дынный, яблочный, арбузный,
И медовый, и цветочный,
Ароматный, сладкий, сочный.
Сентябрь
Улетать собрались птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь на юге
Спрятаться от зимней вьюги.
Октябрь
Нам октябрь принес подарки:
Расписал сады и парки.
Стали листья, словно в сказке
Где же взял он столько краски?
Ноябрь
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Будет спать и видеть сны
Бурый мишка до весны
Декабрь
В декабре весь мир стал белый
Ну-ка, кто здесь самый смелый?
Самый быстрый, самый ловкий?
Кто на санках съедет с горки?
Купите большой настенный календарь, где все месяцы расположены на одной странице. Рассмотрите с малышом, как называются месяцы, в какой последовательности они идут, какой первый, а какой последний, сколько дней в каждом месяце. Отметьте ярким маркером дни рождения ребенка и близких ему людей, мамин день 8 марта, Новый год. Почаще заглядывайте в календарь, вспоминайте, когда чей День рождения, какой это будет месяц и какое время года, считайте, сколько осталось дней до праздника или важного события. Можно зачеркивать каждый ушедший день. А, еще лучше, повесить рядышком отрывной календарь и срывать каждый день листочки, замечая, что за 1 числом любого месяца неизменно идет 2, потом 3 и т.д., а назад вернуться уже нельзя, потому что предыдущий листок оторван.
Тик-так, часики
Годам к 4 уже можно вплотную заняться часами. Конечно, для этого малыш должен сначала освоить количественный счет и разбираться в цифрах. Часы для обучения можно купить готовые, но лучше соорудить вместе с ребенком. Сделайте их большими и яркими, с крупными цифрами и четкими делениями. Часовая и минутная стрелки должны явно отличаться друг от друга длиной. Прикрепите их к картонному циферблату с помощью винтика и гайки, что бы они легко вращались. Сначала объясните малышу, что у часиков есть две стрелки: коротенькая часовая и длинная минутная. Они вертятся всегда в одну сторону, как будто считают: от цифры 1 к цифре 2, затем 3 и т.д. Когда малыш это запомнит, временно снимите минутную стрелку и попробуйте сначала освоиться только с часовой. Итак, сначала разбираемся, что часовая стрелочка, стоящая на цифре "1", обозначает один час, на цифре "2" – два часа и т.д. Поясняем малышу, что бывает час ночи и час дня (пока не вводим понятия "13" часов). На этом этапе время будем называть так: один час, чуть больше часа, половина второго, почти два часа (или около двух), два часа и т.п. Для четырехлетнего малыша такого понятия времени будет вполне достаточно, и нет необходимости спешить. Зато вы будете уверены, что кроха относится к часам и определению времени не механически, а осознанно. Вместе с этим привязываем к определенному времени повседневные дела и заботы. Так, в половине восьмого мы встаем, когда стрелочка показывает "чуть больше восьми" – выходим из дома и идем в детский сад, в девять часов вечера отправляемся в ванную. Параллельно с арабскими цифрами на часах можно вводить и римские. Напишите их рядом, но другим цветом. Кстати сказать, говоря о римских цифрах, помогите малышу запомнить их. В написании римских цифр есть простая и четкая логика. Одна палочка – единица, две – двойка. Запомни, что птичка – это "пять". Если палочка перед птичкой-пятеркой – ее нужно отнять от пяти – получается "четыре". Если палочки стоят за "пятеркой", их нужно прибавить – получится "шесть", "семь" или "восемь".
Когда этап "часовой стрелки" будет уверенно освоен, и кроха сможет назвать "приблизительное" время, пользуясь часовой стрелкой настенных часов, можно добавлять стрелку минутную.
Я вам песенку спою про пять минут
Итак, привинчиваем нашу минутную стрелку на часы-тренажер, а возле делений-минуток проставляем маленькие четкие циферки от 1 до 60. Прежде всего, нужно дать малышу четкое представление о целом, половине и четверти. Для этого можно, конечно, поделить картонный кружок сначала между двумя куклами, а потом между четырьмя. Но лучше разрезать на половинки и четвертинки настоящую пиццу или круглый торт. Так и вкуснее, и нагляднее. Вот торт целый. А вот так мы разрезаем его пополам, на две половинки. Вот одна половина, а вот – вторая. А если с нами будут кушать папа и старшая сестричка (бабушка, тетя), то торт придется поделить на четыре части. И каждая часть – это четверть. А после вкусного десерта можно и к часам переходить.
Начните с понятия целого часа. Про часовую стрелку мы уже знаем, а теперь узнаем, что минутная стрелка в этом случае всегда стоит на 12. Не спешите двигаться дальше, даже если вам кажется, что малыш все понял. Немного потренируйтесь. Сколько часов показывают стрелки? Верно, пять. А так? А как станут стрелочки, когда наступит полночь? А полдень? Папа приходит с работы в семь часов вечера. Что покажут часики?
Когда это хорошо усвоено, поговорим о половине часа. Здесь, как и в случае с пирогом, минутная стрелочка делит циферблат часов пополам и смотрит вниз, на цифру 6. Играя с часовой стрелкой, малыш уже хорошо усвоил, что если она стоит между 6 и 7, это означает "половина седьмого". Теперь остается только в этом убедиться, посмотрев на минутную. Можно сказать и иначе: "шесть часов тридцать минут". И действительно, часовая стрелочка уже проскочила цифру 6, а минутная показывает на деление, где написано "30". Так, постепенно, добираемся и до четвертей. Сначала лучше говорить не без пятнадцати три, а "два часа сорок пять минут". Обычно, малышам это кажется более логичным. А еще очень полезно научить ребенка считать десятками и пятерками. Так ему будет гораздо легче освоиться с минутной стрелкой.
Изучение часов – процесс постепенный. На его освоение может уйти не один месяц или даже год. Не спешите, не подгоняйте малыша. Не переживайте, если у него не все получается. Часто ребятишкам сложно понять разницу между часами и непосредственно временем. Например, моя четырехлетняя дочь была абсолютно уверена, что время можно легко остановить. Достаточно лишь остановить часы. Но настанет время (для каждого свое!), произойдет "щелчок" в ребячьей головке и понимание придет. Лучше тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. Подскажи мне, который час? Твой любимый мультик начнется через 15 минут. Это во сколько? Или наоборот: мультик начнется в половине восьмого. Это через сколько минут? И тренируйтесь регулярно. Достаточно всего 2-3 минут в день. Благо, для таких занятий не нужно ни специального времени, ни особенных приспособлений. Часы всегда есть под рукой.
Часы бывают разные
Познакомьте малыша с разными видами часов. Конечно, кроха не раз видел часы электронные. Определять время по ним, конечно, легче, чем по часам со стрелками. Называй себе цифры. Но такие часы не дают малышу истинного представления о течении времени. Так что уделить внимание стрелкам все-таки придется. Еще есть часы солнечные, где роль и минутной, и часовой стрелки выполняет вертикальный стержень – гномон, а, точнее, солнечная тень от него. Такими часами пользовались люди с незапамятных времен. Расскажите малышу о песочных часах. Их можно сделать, соединив горлышками две маленькие пластиковые бутылки. Насыпьте внутрь песок и засеките, за сколько секунд он пересыплется из одной бутылки в другую. Такие часы используют, что бы отмечать равные промежутки времени. Еще бывают часы-ходики, будильники, всевозможные таймеры и секундомеры. И все они помогают людям определять время. Когда и ваш ребенок подружится с часами, не забудьте сделать маленькому умнику заслуженный подарок. Какой? Конечно, собственные часы. И не игрушечные, а самые что ни на есть настоящие!
Юлия Каспарова
Журнал "Мама и малыш"