Давайте вспомним широко известную лингвистическую загадку.
"Глокая кудздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка". Прочитали? Ответьте на вопросы:
-"кудздра" какая?
- что она сделала с "бокром"?
- что она делает с "бокренком"?
- как "будланула"?
- кем приходится "бокру" "бокренок"?
Казалось бы, ни одного из слов этого предложения осмыслить невозможно, а как эти слова между собой связаны, понятно. Дело в том, что в русском языке осмысливаются не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся (число и падеж - у существительных; число, род, падеж - у прилагательных; число, род, вид, время - у глаголов), союзы и предлоги, входящие с состав предложений, а так же знаки препинания (,__ .__ ; __:__ - __?__ !__ ...).
Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, - это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа - дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова.
В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов. На этапе чтения словосочетания можно использовать следующие упражнения.
Составь словосочетание
Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например:
НОВАЯ ПЛАТЬЕ
НОВЫЙ ГОД
НОВОЕ ИГРУШКИ
НОВЫЕ КВАРТИРА
ПРИШЛА ВРЕМЯ
ПРИШЕЛ ДЕТИ
ПРИШЛИ СЫН
ПРИШЛО ДОЧКА
Помните о "лишнем" варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово ("новое", например) или добавьте слово ("машина", например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово.
Какое слово потерялось?
Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку "вернуть" "маленькие словечки" на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например:
ЧАЙ _ САХАРОМ
КОШКА _ ДИВАНЕ
КОСТЮМ _ ШКАФУ
СОБАКА _ ЗАБОРОМ
ПРИШЛА _ МАГАЗИНА
КНИГА _ ЖИВОТНЫХ
на в с из за о от ("лишний" вариант ответа)
Подбери окончание
Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте "лишние" варианты ответов!
ГРОМК_ ЗВУКИ
ГРОМК_ ПЕСНЯ
ГРОМК_ ПЕНИЕ
ГРОМК_ ГОЛОС
ое ая ие ая ий
ВРЕМЯ БЕЖАЛ_
МАЛЬЧИШКИ БЕЖАЛ_
ВЕРА БЕЖАЛ_
а о и
При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения ("Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину"). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.
Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще.
Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово (см. раздел "Читаем слова").
Для тренировки осмысленного чтения предложения полезно работать с разрезными предложениями и сюжетными картинками.
Предложение + картинка
Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.
Разрезные предложения
Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова.
Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.
Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
Обратите внимание на тексты, которые предлагает выбранная вами азбука или букварь: иногда тексты появляются в книге раньше, чем ребенок может их осмысленно читать, иногда сложность текстов превышает возможности ребенка в данный момент времени. Не торопитесь читать все, что написано на изучаемой сейчас странице азбуки, к текстам можно вернуться и позже, когда ребенку будет легко, а значит, и интересно читать текст.
Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.
На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком.
Название для рассказа
Ребенок читает текст, взрослый предлагает несколько вариантов названий этого текста (при этом только один из предложенных вариантов может подходить по смыслу), ребенок выбирает название.
Составь рассказ
Для этого упражнения необходимо разрезать заранее подготовленный текст на предложения или части (абзацы). Ребенку нужно прочитать отдельно каждую часть, затем расположить их в правильной последовательности. Такой вид работы помогает формировать понимание последовательности и причинно-следственных связей событий. Лучше использовать для этого упражнения тексты букварей и азбук.
Придумай окончание рассказа
Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа.
Расставь точки
Для проведения упражнения напишите текст, знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Предложите ребенку определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая.
У ВИТИ НОВЫЙ ВЕЛОСИПЕД ОН КАТАЕТСЯ НА НЕМ БЫСТРО ЕДЕТ ВИТЯ НАПЕРЕГОНКИ С САШЕЙ ВИТЯ ПРИЕХАЛ ПЕРВЫМ
Любознательный ребенок при чтении текстов обратит внимание на "какие-то точки, крючочки и палочки". Объясните ребенку, зачем нужны знаки препинания, научите их "читать":
- чтобы прочитать точку, нужно понизить голос и сделать небольшую паузу;
- перед запятой нужно немного повысить голос и сделать небольшую паузу;
- перед тире - выраженное повышение голоса и большая предупредительная пауза;
- на двоеточие - снижение голоса и предупредительная интонация;
- вопросительная или восклицательная интонация при прочтении предложений с вопросительными или восклицательными знаками.
Лучшим "объяснением" в данном случае станет ваше выразительное чтение. Если вашему ребенку понятна и интересна работа над выразительным чтением, не пожалейте на это сил и времени: научившись правильно "читать" знаки препинания, ребенок в дальнейшем не будет делать пунктуационных ошибок при письме (пропускать или ошибочно ставить знаки препинания).
При обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить:
- Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.
- К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов.
- Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения.
- Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.
- Знаки препинания тоже нужно "читать"!
- Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении.
Автор: В.В. Мамаева
Источник: Психологический центр Адалин