По ее мнению, которое она описывает в книге "Как научить ребенка обращаться с деньгами", этот период развития ребенка характеризуется:
-быстрым физическим ростом;
-осознанием своего "я";
-первыми попытками самовыражения и проявлением независимости;
-развитием общественного сознания;
-формированием первых увлечений, не связанных со школьной учебой;
-усилением отождествления себя со сверстниками.
Соответственно в это время стоит развивать такие финансовые навыки:
-умение подсчитать сдачу;
-проявление инициативы и предприимчивости;
-понимание стоимости вещей;
-формирование представления о заработанных деньгах;
-умение подбивать баланс своих доходов и расходов.
Умение экономить
Помогите ребенку открыть сберегательный счет в банке для оплаты его особого увлечения или цели. Это должен быть счет, который вы вместе с ним сможете пополнять раз в неделю или раз в месяц, но снимать с него деньги нельзя до конца года. Накопленные деньги должны быть использованы только на определенные цели. Познакомьте ребенка с другими способами накопления - с вложением в ценные бумаги, например.
Умение вести счет деньгам
Доверьте ребенку заполнять за вас квитанции об оплате коммунальных услуг - за квартиру, за электричество. Вместе с ним подсчитывайте суммы, которые вам необходимо уплатить. Выберите один постоянный вид расходов (походы в кино, покупка любимых книг или видеофильмов), по которому ребенок будет сам вести учет затрат. Пусть представляет, в какую сумму вашей семье обходится то или иное развлечение. Приводите конкретные примеры. Предложите ребенку представить сложенный из долларовых купюр небоскреб высотой в целый километр. Общая сумма составит 14 млн. долларов. Придумайте семейную валюту, чтобы показать ребенку, в чем заключается роль денег.
Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Помогите детям путем опроса друзей и проведения других исследований выяснить расценки за присмотр за детьми, скашивание травы на газонах возле дома и другие хозяйственные работы. Возьмите на себя роль клиента, который спрашивает: "Сколько вы хотите за свою работу?" Пусть ребенок поупражняется в вариантах ответа.
Умение тратить с умом
В большом магазине организуйте игру "Поиск сокровищ". Пусть ребенок найдет вещи на заданную тему по минимальной цене - например, подушку для прихворнувшей родственницы или бумажник для приятеля. Покажите, как читать этикетки важных для детей товаров (кормов для домашних животных, чипсов, сока). В каком виде эти товары обходятся дешевле: если покупать по одной упаковке, по нескольку упаковок, вразвес? Обсудите разницу между потребностями, желаниями и мечтами. Объясните ребенку, чем опасен накапливающийся процент, если вы покупаете вещи в кредит. Назначайте небольшой процент на возврат мелких ссуд, которые вы даете ребенку, чтобы он в принципе понял смысл денежных отношений.
Умение говорить о деньгах
Предложите ребенку написать короткую пьеску о том, как герой одолжил деньги другу, а тот не вернул их вовремя. Выделите время на разговоры о финансовых перспективах семьи. В экстренных случаях. Убедитесь, что дети знают, кому звонить, как поступить, что будет с ними, если в семье что-то произойдет. Спросите, нет ли у ребенка вопросов о деньгах.
Умение жить по средствам
Определите бюджет для покупки школьных принадлежностей, затем возьмите ребенка в магазин и предложите придерживаться бюджета. Выделите ребенку сумму на воскресный ужин для семьи. Пусть составит меню и сходит в магазин за всем необходимым. Сопровождайте ребенка в этом предприятии. Определите бюджет на то, что интересует ребенка - книги, диски, предметы для коллекционирования. Попросите ребенка рассказать, как он потратит деньги, а затем попросите отчитаться, предложив представить чеки и записи.
Умение вкладывать деньги
Сделайте вырезку из деловой газеты или распечатайте с делового сайта материал о доходах одной из известных компаний, знакомых ребенку. Например, "Кока-Кола" или "Майкрософт". Объясните ему, сколько денег компания потратила на маркетинг и рекламу, чтобы получить в результате такой высокий доход. Предложите ребенку проверить, понимаете ли вы значение слов из финансового раздела газеты. Предложите по 3 рубля за каждое слово, которое вы поняли неверно. Или дайте список слов, которые надо найти, и пообещайте по 3 рубля за каждое заученное слово. Предложите ребенку начать собирать предметы, ценность которых со временем вырастет (марки, монеты).
Умение проявлять предприимчивость
Помогите ребенку превратить одно из его увлечений в небольшое предприятие. Прочитайте ребенку рассказ про предпринимателя, превратившего увлечение в бизнес. Поиграйте с ребенком в игру "Монополия" или в другой вариант этой настольной игры.
Умение возвращать деньги
Сделайте муляж кредитной карточки, чтобы ребенок мог "расплачиваться" за покупки. Подойдет любая уже использованная пластиковая карточка. Предложите по особому случаю одолжить ребенку деньги, составьте расписку, которую должны подписать и вы, и он. Если ребенок опоздает с возвращением долга, он должен будет отдать его вместе с процентами.
Умение с помощью денег изменять мир
Устройте семейное собрание по поводу пожертвований на благотворительность, которые вы собираетесь сделать. Расскажите ребенку о налоговых вычетах, которые можно получить в налоговой инспекции после оплаты образовательных услуг.
http://www.fsmcapital.ru/uspeh/kinder9- … mota.shtml - источник