« Моей дочке 6 лет. Проблема в том, что она не отпускает меня ни на минуту! Если мне куда – то нужно уйти – слезы, истерики. Не хочет оставаться даже с бабушкой, не говоря уже о садике! Что делать, ведь ей скоро идти в школу, а я даже не могу себе представить, как это будет. Мы обращались к психотерапевту, сказали, что психических отклонений у ребенка нет. Но я же не могу целыми днями быть с ней, и в школу пойти с ней тоже не могу. Как быть?». Ирина, Москва

Ваш поход к проблеме вызывает уважение. Вы, не откладывая в долгий ящик, посоветовались со специалистом и услышали самое важное – психических отклонений у дочки нет. Сама эта новость должна бы доставить радость. Однако вместе с ней приходит новая сложность: если девочка здорова, то её капризам потакать нельзя. Значит, нужно что-то предпринимать, тем более что ей в сентябре уже в школу.

Начнём с того, что повышенная тревожность, связанная с грядущей разлукой с родителями, - нормальное явление для детей, начиная с 12-месячного возраста. Она проявляется тогда, когда родители собираются покинуть пределы квартиры и по вечерам, когда родители укладывают малыша спать. Как правило, труднее бывает тем детям, которые растут с одним родителем или чьи родители сами подвержены повышенному беспокойству. В первом случае, родители (в подавляющем большинстве – мамы) испытывают вину перед ребёнком и всячески стремятся скомпенсировать отсутствие второго родителя, пытаясь доставить малышу максимум комфорта и потакая его малейшим прихотям и желаниям. Во втором случае, родители начинают беспокоиться, что ребёнок разнервничается, осипнет от плача, станет расти слишком чувствительным и хрупким, что разлука с родителями нанесёт травму его неокрепшему организму. А малышу только этого и надо! В своём стремлении контролировать родителей (нужно сказать, стремлении врождённом, здоровом и прекрасном – оно обозначает, что ребёнок растёт энергичным, умным и изобретательным!) дети стараются сделать всё так, как удобно им самим. Их главное желание – не выпустить родителей из квартиры, а по ночам – из поля зрения. Они пускают в ход испытанные средства: горький плач, истерический крик, надрывные завывания, горячие объятия, позже – проникновенные слова, подкреплённые серьёзным доводом, – «Не уходи, мне страшно!».

К какому возрасту у здоровых детей угасает это беспокойство? Днём – при правильном подходе – примерно к двум годам. Отдельные эпизоды будут происходить и позже, но они, скорее всего, будут обусловлены обстоятельствами: новый садик, новая няня, рождение братика или сестрички, болезнь ребёнка… Но в принципе малыш будет довольно легко отпускать родителей, в течение месяца адаптироваться к новым людям и обстоятельствам.

Правильный подход – это спокойное, сочувственное и последовательное поведение. Уже младенцу вы говорите: «Мама уходит на работу. Няня побудет с тобой до вечера. Мама придёт вечером. Я тебя люблю». На ваш вопрос, а сколько же понимает грудничок из этой тирады, - честно отвечу, не знаю. Знаю только факты, проверенные годами наблюдений: дети, которых готовят к переменам или событиям, легче переносят разлуку с родителями, лучше приспосабливаются к стремительно меняющимся обстоятельствам жизни, проще находят общий язык с воспитателями и другими детьми.

Родители постепенно вырабатывают ритуал прощания. Надумав уйти, мама заранее сообщает ребёнку о том, что через полчаса ей пора на работу, а пока у них есть время на одну песенку или одну небольшую книжку. Если ребёнок отозвался на сообщение бурным плачем, мама выражает сочувствие: «Мне нужно на работу. Мне жаль, что ты так расстроилась. Постарайся взять себя в руки, а то мы пропустим время, которое мы можем почитать или поиграть». После этого дайте дочке самостоятельно справиться со своими чувствами. Не получилось сегодня – получится завтра. Чем самостоятельнее дети, тем проще относятся они к временному отсутствию родителей. Приучайте детей к самостоятельности как можно раньше. Помогает, когода мама даёт ребёнку на прощание «часть себя» - предмет, которым ребёнок мечтает овладеть: это может быть носовой платок со следами запаха любимых духов. Может быть, пластмассовый футляр от туалетной воды – вещь безопасная и напоминающая о вас. Некоторые мамы оставляют на коже малыша «помадный поцелуй» или наклейку. «Мама придет, и ты покажешь ей это», - вот какой договор будет у мамы и малыша.

«Из какого окна мы помашем маме? Пойдём, чтобы не пропустить маму!» - с этими словами бабушка или няня отвлекают малыша от нытья или слёз.

Постепенно ваша дочка привыкнет к тому, что ваш уход – дело житейское, что вы не станете задерживаться в прихожей, превращая заурядное прощание в патетические театрализованные представления. Вы коротко обнимете её, пожелаете ей доброго дня, расскажете, в котором часу вас ждать, пообещаете сюрприз (им может быть осенний листик, былинка, записка, картинка, открытка, наклейка, сказка) и ещё раз уверите в том, что вы её очень любите. После этого твёрдым шагом, со спокойной улыбкой идёте к дверям и, не мешкая, уходите.

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО

- Оставлять малышей с няней, бабушкой, воспитательницей – норма;
- Родители должны развлекаться без детей хотя бы раз в неделю;
- У родителей есть своя взрослая жизнь.

Если вы помните об этом, ваше чувство вины перед ребёнком постепенно пройдёт, и вы будете чувствовать себя комфортабельно, оставляя малыша с проверенными взрослыми.

ГЛАВНОЕ:

- Не меняйте своего решения уйти и не выказывайте неуверенности;
- Не показывайте, как вы страдаете от истерики любимого ребёнка;
- Не обсуждайте в присутствии дочки, как вам больно оставлять её с бабушкой на целый день и как мучительно девочка на это реагирует;
- Не старайтесь улизнуть так, чтобы ребёнок не заметил, – это предательское поведение, которое по-настоящему пугает детей, - оно даёт детям сигнал о том, что родители стараются избавиться от малыша, бросить его на произвол судьбы;
- Не пытайтесь повысить статус вашего отсутствия, пугая детей, что вам нужно к доктору, а то вы станете болеть.

ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ

Приучаем к самостоятельности

1) Не торопите ребёнка, когда он самаостоятельно старается снять носочки, надеть тапочки.

2) Дайте ребёнку возможность есть самостоятельно – сперва руками, потом ложкой. Не корите за пролитый суп, перевёрнутую чашку.

3) Приучайте ребёнка убирать за собой игрушки, начиная с года. «Мы поиграли с мячиком – давай положим мячик в корзинку».

4) В два года ребёнок уже может принести салфетки, помочь вам расставить тарелки перед обедом.

5) Не критикуйте ребёнка, который старается «подметать или мыть посуду» - дайте ему возможность подражать вам и хвалите его за самостоятельность.

6) В три ребёнок с удовольствие «помогает готовить» - дайте ему кусочек теста, - пусть разминает, поможет украсить коржики изюмом перед тем, как вы отправите их в духовку. В это же время он должен уметь самостоятельно мыть руки и чистить зубы под вашим руководством.

7) Не давайте ему непосильных или длительных заданий.

8) Не критикуйте маленького ребёнка, если результат его трудов ниже ваших ожиданий – поддержите его рвение и стремление к самостоятельности.

По материалам сайта Домашний очаг