"Я живу с двумя детьми: мальчику 13, а дочке скоро 9. Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить.

Недавно пришла ко мне старинная приятельница моей покойной матери, плачет - слова сказать не может. Отпоила я ее валерьянкой, спрашиваю, что случилось. Вот что она мне рассказала. Купила она на свою мизерную пенсию немножко продуктов, пошла через сквер домой, присела на лавочку отдохнуть, видит - детвора окрестная в сквере куролесит. Увидали старушку , окружили ее, авоську из рук вырвали, а там не только продукты были, но и пенсионная книжка, да и денег немножко. Я ее слушаю, а у самой прямо волосы дыбом: разбойники малолетние, никакой управы на них нет. Говорю ей: "Тетя Рая, почему же вы в милицию не обратились? Ну хотите, я с вами пойду, помогу написать заявление?" Она опять в слезы. Говорит, что, может, и пошла бы, да среди детишек этих Вовка мой был. Я ей сначала не поверила, подумала, что обозналась старуха. Решила поговорить с сыном. Но при серьезном разговоре сын признался, что он все-таки там был. Конечно же, были приняты все меры к тому, чтобы его наказать и не пускать больше на улицу. Но мы не можем сторожить его сутки напролет, а доверия к нему больше нет. Что же такое происходит с нашими детьми? Почему они превращаются в извергов? Ведь не только Вовка мой так себя ведет - это просто эпидемия какая-то. Как убедить молодежь, что к старым людям нужно относиться уважительно? Как наказывать за оскорбление слабых, стариков?

Все осуждают агрессивных подростков, но еще никто не посоветовал, что с ними делать. Как быть?"

Галина Кротова, Тверь

Комментарий детского психотерапевта, семейного консультанта Мадлена Санчук.

Письмо Галины страшно тем, что отражает типичную проблему, с которой сталкиваются родители и педагоги повсеместно. Прежде чем превратиться в грозную мутную реку, подростковая агрессия питается от многих источников. Педагоги и родители смогут предотвратить эпидемию подростковой агрессии, только устранив ее источники.

Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет "наказывать" более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомстить родителям, которые были с ним непомерно суровы, и потому, что не научился выражать свой гнев или обиду иначе чем в драке.

Вторая причина - перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ваш ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у вашего ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для него становятся нормой силовые методы решения проблем.

Третье - это низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае". Куда все - туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит. Дети с правильной самооценкой умеют говорить: "Нет. Спасибо, я не пойду с вами". Такие подростки спокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть свое мнение, они не побоятся, что их сочтут хлюпиками или маменькиными сынками. Вопрос только в том, как помочь ребенку воспитать самоуважение и умение сказать нет в ответ на давление разъяренной стаи. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но ведь очень многое прививается родителями и учителями. И наша главная задача - развить индивидуальность подростка, научить принимать "свои" решения.

Четвертое - присущее подросткам желание сплотиться и доказать старшему поколению, что время отцов прошло, что грядет новое племя, более смелое, более сильное, более дерзкое, более предприимчивое.

Пятое - желание вызвать восторг юной подруги. Проблемы, подобные последним двум, стояли перед человечеством всегда, и цель общества - помочь подрастающему поколению сублимировать стихийную энергию в творчество, в созидательные занятия и увлечения.

Шестое - неосознанный страх смерти, напоминанием о которой являются старые люди. Подростки хотят жить всегда, быть вечно молодыми и сильными! Юным присуща брезгливость к уродливой старости. Родители должны помочь юному человеку увидеть и осознать старость как прекрасное и плодотворное время жизни. Родители могут воспитать уважение к старым людям только собственным примером. Сами взрослые зачастую относятся к старикам как к людям низшего сорта. Подростки чувствуют это и рассчитывают на абсолютную безнаказанность, обижая слабых и старых.

Итак, искоренить подростковую агрессию можно, если взрослые будут придерживаться следующих правил:

- Относиться к детям и подросткам с уважением, не проявлять грубость по отношению к ним, стараться разговаривайть с ними на равных.
- Учить ребенка выражать негативные чувства словами, а не кулаками.
- Ограничивать время у телевизора и исключать из эмоционального рациона ребенка фильмы и передачи, прославляющие насилие и убийство.
- Прививать любовь к чтению, на литературных примерах воспитывать сочувствие к слабым, желание помочь.
- Учить подростков не заражаться энергией стаи, а выбирать приятелей, с которыми у них есть не только общие интересы, но и взаимное уважение и понимание. Очень хорошо, если вы знаете друзей своего ребенка.
- Проводить с ребенком и подростком время на природе, играть в подвижные игры, вовлекать в занятия спортом, в кружки и факультативы (учитывая предпочтения ребенка).
- Когда ребенок занят полезным и интересным делом, его уже не потянет на "кулачные бои".
- Воспитывать уважение к старым людям собственным примером: проявлять участие к пожилым соседям, уступать место старикам в автобусе, давать пожертвования дому для престарелых, ходить туда вместе с ребенком хотя бы раз в месяц, привезти гостинцы, пообщаться со стариками или выполнить их небольшие поручения.
- Говорить с детьми и подростками о цикле жизни, помогать им с ранних лет участвовать в ритуалах, связанных с рождением, смертью и другими главными вехами жизни, объяснять, что старость - это не уродство, а безграничная житейская мудрость.
- Беречь семейную историю, рассказывать детям о предках, воспитывая в них гордость за свои корни.
- Обращаться за профессиональной психологической помощью, если ваш ребенок испытывает наслаждение, истязая зверушек или более слабых людей. Лишь в крайне редких случаях детская агрессия свидетельствует о серьезных психических отклонениях. Скорее всего, ребенок просто не умеет выплескивать негативные эмоции и переживания другим, более мирным способом. И основная задача родителей и педагогов - научить его разрешать конфликты позитивно.