Неприятно, когда малыш больно кусает маму или папу. Еще хуже, когда от его острых зубок страдает другой ребенок. Что заставляет детей быть «кровожадными», и можно ли с этой дурной привычкой справиться?

ПРИЧИНЫ КУСАЧЕСТИ

Младенцы, у которых режутся зубы, часто кусаются. Таким образом они удовлетворяют свое природное любопытство, выражают восторг или утоляют боль в деснах, возникающую при прорезывании зубов. Одни малыши кусаются меньше, другие больше, а некоторые, попробовав укусить маму однажды и увидев ее искаженное от боли лицо, оставляют навсегда это занятие, настолько сильным оказывается потрясение, которое переживают и они сами, и их мамы. Но есть дети, которые с удовольствием продолжают делать это и в достаточно «зрелом» возрасте.

Почему так происходит? Из-за неправильной реакции родителей, темперамента и индивидуальных особенностей ребенка, его положения в семье или каких-то других факторов.

ВСЕ ЕСТЕСТВЕННО

По мнению психоаналитика Зигмунда Фрейда, первой стадией психосексуального развития человека является оральная стадия, которая продолжается в среднем от 0 до 18 месяцев. Кусание – врожденная реакция, свойственная всем детям. В этот период область рта наиболее тесно связана с удовлетворением потребностей ребенка и его удовольствием, поэтому рот становится главным средоточием активности и интереса.

Хотя оральная стадия должна закончиться, когда малыш начнет есть самостоятельно, полость рта остается зоной удовольствия в течение всей жизни, ведь человек склонен использовать привычные ему способы снятия напряжения или получения удовольствия, которые эффективно выполняли свои функции раньше. Поэтому когда ребенок чувствует напряжение (злится, голоден, испытывает зависть, ревность), он выражает эмоции через оральную активность.

Период становления личности начинается в раннем детстве: ребенок познает мир, себя, пытается найти границы дозволенного и недозволенного. На каком-то этапе он еще не знает, что такое боль у других людей. Кусаясь или дерясь, он определяет границы допустимого поведения, изучает реакцию на свои действия. Агрессивное поведение ребенка может говорить и о том, что его что-то беспокоит, что ему требуется внимание, он ревнует или перевозбужден. Это особенно часто бывает в период, когда малыш практически не говорит, у него ограничены возможности коммуникации.

Как правило, агрессивность часто исчезает с усвоением и развитием речи, когда улучшаются способности ребенка к самовыражению. Но только в том случае, если это было связано с неразвитостью ком- муникативных навыков. Есть дети, которые, перевозбудившись, с большим трудом успокаиваются. Такие малыши, возбудимые и нетерпеливые, которым некогда что бы то ни было объяснять «противнику», с большей вероятностью становятся «кусаками». А уж если главный способ познания и восприятия мира у такого ребенка – деятельность, движение, прикосновение, его шансы стать кусачим удваиваются.

ОПАСНЫЕ СИМПТОМЫ

Порой агрессивное поведение ребенка и его кусачесть связаны не только с чертами характера и неумением выражать свои чувства, но являются трансляцией более серьезных внутренних проблем. Особенно верно это, если ребенок кусается часто и эта привычка не проходит к 3–4 годам. Это дети, требующие повышенного внимания. Если при этом ребенок грызет ногти, вздрагивает от резкого шума, у него часто бывают истерики или приступы агрессии (он постоянно бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол), есть проблемы с горшком, можно говорить о развитии у малыша невроза. Родители могут обратиться к психологу, который поможет разобраться в его истоках.

Возможно, у ребенка сложная адаптация в садике, появился младший брат или сестра (и он чувствует себя заброшенным и ненужным), а вполне вероятно и то, что малыш транслирует агрессию, которая его окружает. Возможно, его часто наказывают, шлепают, в том числе и в ответ на укус. Когда мы отвечаем ребенку со злостью, одно неправильное поведение накладывается на другое, что только усугубляет проблемы.

Если ребенок старается привлечь внимание родителей или выражает протест таким странным способом, как укус, взрослым стоит разобраться в проблеме и изменить принятый способ общения с ребенком или окружающими. Малыш должен понять, что он может привлечь внимание родителей и другими способами, потому что он его достоин.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

У ребенка должно быть много тактильного контакта с родителями. До определенного возраста потребность в этом у малыша, не меньше, чем во сне и питании. Учите его быть ласковым и выражать свою любовь. Например, покажите ему, как обнимать мишку, куклу, гладить котенка. Выдавайте ребенку «лавры в кредит», часто хвалите его. Никому не хочется исправляться, когда тебе постоянно указывают на недостатки, зато, если в тебя верят, хочется оправдать ожидания. Не обязательно ругать малыша за то, что он разбросал игрушки, лучше сказать: «Какой прекрасный дворец ты построил, а если еще и конструктор соберешь в коробку, будешь молодцом!»

Старайтесь предотвращать переутомление и перевозбуждение малыша, не нарушайте режим дня, по возможности избегайте скопления большого количества детей в небольшом помещении, перегруженности ребенка впечатлениями.

Постарайтесь научить малыша взаимодействовать с другими детьми. Например, покажите ему, как на-до делиться. Обязательно похвалите ребенка, если он с кем-то поделился. Постоянно наблюдайте за ребенком во время его игр с детьми. Обращайте особое внимание на тех малышей, которые склонны кусаться и драться. Постарайтесь предотвратить возможные конфликты.

Занимайтесь с ребенком развитием речи, расширяйте его словарный запас, объясняйте ситуации, рассказывайте, как что-то можно предупредить словами. Научите ребенка «допустимым» формам выброса агрессии: бить подушку, кусать что-то, но не кого-то, рвать бумагу, мять глину. Вводите в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, сухарики) – то, что необходимо прожевывать.

Учите малыша надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри, играть на губной гармошке или на дудочке – эти занятия способствуют укреплению мышц ротовой полости.

ЭТО ПРОИЗОШЛО…

Cтрого обратитесь к обидчику, приложите ладонь к его рту и скажите, что «кусаться нельзя» – «ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей». Нужно добавить, что «если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку». Продолжайте разговор с ребенком и скажите, что «игрушке не больно, а людям очень больно, они даже плачут», предложите прикусить себя, чтобы почувствовать, каково это. Расспросите, почему ребенок укусил другого: «Ты хотел играть с этой игрушкой? Нужно было попросить, подождать, пока другой закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помогла».

Обязательно уделите внимание обиженному ребенку, извинитесь перед ним. Дайте детям попить воды или угостите конфетами. Не считайте, что вы плохая мать или плохой отец, – чувство вины не поможет.

Если ваш ребенок кусается или дерется, заранее предупредите об этом родителей его товарищей – поступая таким образом, вы даете понять другим взрослым, что стараетесь уберечь их детей от неприятностей. Старайтесь предупредить конфликтную ситуацию. Объясните ребенку, что вам бывает очень неприятно и стыдно, когда он причиняет боль другим детям.

Если укусили вашего ребенка, вместо того чтобы набрасываться на родителей «злодея» с обвинительными словами (они, наверняка, и так чувствуют себя виноватыми), постарайтесь понять, что на их месте может оказаться любой, даже вы. Терпимость не только позволит вам сохранить хорошие отношения, но и освободит близких виновника от чувства неловкости.

НАТАЛЬЯ КУЛАКОВА, кандидат филологических наук, педагог
Журнал "Мой Кроха и Я"